МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документная лингвистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Ю.В.Трубникова

Рецензент(ы):
д.ф.н., зав.кафедрой, Т.В.Чернышова

Рабочая программа дисциплины
Документная лингвистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., Т.В.Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., Т.В.Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представление о деловом тексте как многоаспектном, системно организованном явлении, выработать навыки составления, разноаспектного анализа и редактирования текста документа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Владеет навыками работы по документационному обеспечению деятельности организации
ПК-3.1 Знает систему организации профессионального документооборота
ПК-3.2 Умеет работать с профессиональной документацией, в том числе составлять управленческие документы, информационно аналитические обзоры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику официально-делового стиля как функционального стиля русского литературного языка
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в практической деятельности в ходе делового общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной деловой коммуникации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Официально-деловой стиль. Функциональный аспект
1.1. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского языка Лекции 3 2 Л2.4, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Особенности официально-делового стиля современного русского языка Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.3
1.3. Официально-деловой стиль. Функциональный аспект Сам. работа 3 20 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 2. Деловое общение и деловой текст
2.1. Композиционные особенности деловых текстов Практические 3 2 Л2.4, Л1.1
2.2. Документ как речевой жанр и тип текста. Композиционные особенности деловых текстов. Работа с таблицами Сам. работа 3 10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 3. Языковые особенности деловых текстов
3.1. Синтаксические особенности делового стиля Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Устное деловое общение. Коммуникативно-речевой тренинг Практические 3 2 Л1.1
3.3. Языковые особенности деловых тестов Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Нормативный аспект официально-делового стиля
4.1. Языковые нормы документа Лекции 3 4 Л1.1, Л2.5, Л1.2
4.2. Основные типы семантических ошибок в деловых текстах Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
4.3. Грамматические ошибки в деловых текстах Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
4.4. Нормативный аспект официально-делового стиля Сам. работа 3 10 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5
Раздел 5. Логичность делового текста
5.1. Логические основы редактирования деловых текстов Практические 3 2 Л2.4, Л1.1
5.2. Логичность делового текста Сам. работа 3 10 Л2.4, Л1.2
Раздел 6. Общие принципы редактирования служебных документов
6.1. Общие принципы редактирования служебных документов Лекции 3 4 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.5
6.2. Анализ и проверка фактического материала в деловом тексте Практические 3 2 Л2.4, Л1.1, Л3.1, Л2.5, Л1.2, Л2.3
6.3. Техника правки текста. Тренинг Практические 3 2 Л2.4, Л3.1, Л1.2
6.4. Виды правки текста. Тренинг Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
6.5. Комплексный анализ делового текста. Тренинг Практические 3 2 Л1.1, Л3.1, Л2.3
6.6. Общие принципы редактирования служебных документов Сам. работа 3 20 Л2.4, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме будут размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=53
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Владеет навыками работы по документационному обеспечению деятельности организации


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Верно ли, что аналитико-экспертная деятельность филолога-практика включает в себя 3 основных этапа: анализ исходного текста, оценка исходного текста, создание экспертного заключения (вторичного текста) на базе исходного?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 2. Верно ли, что деятельностный аспект лингвоэкспертного дискурса связан с особым видом деятельности филолога-практика, называемым аналитико-экспертной деятельностью?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 3. Верно ли, что по правилам проведения лингвистической экспертизы основным требованием интерпретационного анализа является следующее: каждая языковая деталь текста воспринимается и оценивается в контексте целого текста (его содержания, стилистического оформления и композиции), а также в рамках микроконтекста (ближайшего окружения слова, в котором актуализируется его значение)?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 4. Верно ли, что в рамках уголовного процесса возможно проведение психолого-лингвистических и лингвистико-религиоведческих экспертиз?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 5. Верно ли, что производство комплексной экспертизы комиссией выполняется экспертами разных специальностей?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 6. Верно ли, что в Российском законодательстве термин "экспертиза" закрепили уголовно-процессуальные кодексы только в 1922 и 1923 гг.?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 7. Верно ли, что целью проведения лингвистической экспертизы является определение соответствия (несоответствия) устных или письменных выражений нормам языка?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 8. Верно ли, что Аристотелевская логика стала неотъемлемой частью правового мышления, ведущим способом доказательствакоторого является логическое обоснование наличия преступления или его отсутствия?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 1

Вопрос 9. Отметьте направления формирования юридического дискурса в древнегреческом мире:
1. юридическая техника как совокупность методов, средств и приёмов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.
2. суггестивная лингвистика, связанная с развитием судебной риторики (софисты)
3. аргументативная судебная логика как способ доказательства судебной истины
4. наука о правилах преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий
Ответ: 2, 3

Вопрос 10. какой период истории религиозные догматы были подвергнуты сомнению?
1. в эпоху Средневековья
2. в эпоху Просвещения
3. в эпоху буржуазно-демократических революций XVIII–XIX вв.
Отает: 2

Вопрос 11. В какой период истории стали появляться работы, посвященные языку правав США и Великобритании?
1. в 60–70-х гг. ХХ в.
2. в 80–90-х гг. ХХ в.
3. в 20–30-х гг. ХХ в.
Ответ: 1

Вопрос 12. Верно ли, что юридическая лингвистика как сложная междисциплинарная отрасль знания, включает в себя идеи, разработанные только в лингвистике и юриспруденции?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 13. Верно ли, что право возникло из практической потребности толковать тексты законов, религиозные и отчасти художественные тексты?
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

Вопрос 14. Какого подстиля не существует в официально-деловом стиле?
1. законодательный
2. дипломатический
3. специальный
4. административно-канцелярский
Ответ: 3

Вопрос 15. Верно ли, что безличность, безэмоциональность, объективность делового стиля речи способствуют выражению в деловом тексте индивидуальной воли и субъективных устремлений автора.
1. Верно
2. Неверно
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какие признаки присущи лингвоэкспертному дискурсу как риторическому?
Ответ: дискурсивный; деятельностный; лингвориторический

2. Определите тип фирменного наименования
Торговый дом «Азалия» (Продажа продукции завода алюминиевого литья)
Вопросы к зачету по 1 семестру
Ответ: произвольный

3. В каком году в АлтГУ открылась Лаборатория юрислингвистики и развития речи?
Ответ: 2001

4. Как навзывается тексты, которые анализируются в ходе вербально-визуальных экспертиз? Укажите все правильные ответы.
Ответ: текст, включающий рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т. д, креализованный текст

5. Как называется сборник научных трудов, издаваемый Алтайским государственным университетом, в котором публикуются статьи по направлению "Юридическая лингвистика"?
Ответ: "Юрислингвистика"

6. Какие параметры используются (по А.А. Кибрику) для противопоставления целых дискурсов?
Ответ: канал передачи информации, жанровые различия,стилевые различия, формальность

7. С какими предметными областями связан термин "юрислингвистика"?
Ответ: языкознание (лингвистика) и право

8. На что, по мнению исследователей, необходимо опираться при анализе иронических текстов?
Ответ: на второй план текста, опирающийся на переносное значение высказывания и текста в целом, основанное на полярности семантики, на контрасте, при котором исключается возможность буквального понимания сказанного

9. Перечислите вопросы, которые входят в сферу судебной лингвистической экспертизы (forensic linguistics, forensischer Linguistik) как раздела юридической лингвистики?
Ответ: вопросы плагиата, установления авторства, обмана и мошенничества, защиты товарных знаков.

10. Как правильно называется ведущий стилеобразующий признак делового стиля, отражающий направленное на адресата прямое волеизъявление в форме предписания относительно выполнения называемого действия?
Ответ: императивность

11. Укажите функции официально-делового стиля в социуме
Ответ: регулирование взаимодействия участников правовых отношений, регламентация и фиксация взаимодействия между субъектами правовых отношений в
в коммуникативном процессе

12. Юрисдикционные жанры, это:
Ответ: классы устных и письменных текстов, в которых оформляется применение правовых норм в гражданских, уголовных и арбитражных делах;
классы устных и письменных текстов, в которых оформляется применение правовых норм в конкретных жизненных ситуациях

13. Основной функцией юрисдикционных жанров является:
Ответ: обеспечение координации деятельности людей в сфере применения законов

14. Какие три основных формы деятельности существуют в деловой сфере?
Ответ: осведомление, предписание, ходатайство

15. По какаим признакам различаются законодательные, юрисдикционные и административные тексты?
Ответ: адресат, установка, точность, волеизъявление (императив)

16. В чем специфика юрисдикционных документов-ходатайств?
Ответ: специфическая целеустановка, сниженная степень категоричности

17. К стилеобразующим признакам юрисдикционных жанров относятся:
Ответ: детализирующая точность, правовая оценочность, императивность,
стандартизованность

18. Юридический язык - это ...
Ответ: специализированный язык, на котором «говорят» юристы, разновидность литературного языка нации,
на котором общается большинство законопослушных представителей этой нации

19. Из какой формулы права вытекает понятие судебной справедливости?
Ответ: из формулы позитивного права

20. В чем заключается главное противоречие юридического языка?
Ответ: в его двунаправленности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. 1.Проблема нарушения норм литературного языка в текстах служебных документов.
2. Стилистическая окраска языкового средства.
3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
4. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка.
5. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка.
6. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи.
7. Важнейшие особенности официально-делового стиля и пути совершенствования языка служебных документов.
8. Основные тенденции эволюции официально-делового стиля современного русского литературного языка.
9. Проблема канцелярита и ее решение в современную эпоху.
10. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля.
11. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, "расщепленное сказуемое", пассивные и безличные конструкции).
12. Синтаксические особенности официально-деловых текстов.
13. Синтаксический строй текстов естественной деловой письменной речи.
14. Особенности пунктуации делового текста.
15. Важнейшие требования к композиции документа. Варианты организации текста делового письма.
16. Формулы речевого этикета в официальной переписке.
17. Логические основы композиции текста документа.
18. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов.
19. Виды устного делового общения. Особенности устной деловой речи.
20. Речевой этикет в устном деловом общении.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО_ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задание 1. Проведите наблюдения над современной деловой речью различных жанров, ответив на следующие вопросы:

1. Какие слова в текстах свойственны официально-деловой речи, а какие стилистически нейтральны, но употребляются преимущественно в официально-деловой речи? Встретились ли Вам непонятные слова и обороты речи? Что именно вызвало затруднение понимания?
2. Можно ли говорить об именном характере деловой речи? Если да, то за счет каких языковых средств он создается?
3. Каковы особенности употребления в текстах глагольных форм (видо-временные формы, спрягаемые / неспрягаемые формы и т.д.)?
4. Какими формами выражается директивный характер речи?
5. Какие синтаксические конструкции (простое – осложненное – сложное предложения) преобладают в текстах?
6. Отражаются ли жанровые различия деловых текстов на их языке? Если да, то в чем Вы видите проявление их влияния на язык?

I. Информационный листок
Уважаемые барнаульцы!
Пенсионный фонд России проводит рассылку писем работающему населению (мужчинам 1953 г.р. и моложе, женщинам 1957 г.р. и моложе). Письма ПФР – заказные и вручаются лично адресату.
Письмо содержит извещение с данными о страховых взносах в ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии, сделанные за вас работодателем в 2002 г. В письме также находится образец заявления о выборе управляющей компании, которой вы можете доверить работу с вашими пенсионными накоплениями.
Правительством РФ продлены и четко установлены сроки подачи заявления о выборе управляющей компании: данное заявление может быть подано до 31 декабря 2003 г. в районные Управления ПФР.
По всем возникающим вопросам, связанным с содержащейся в письмах информацией, следует обращаться в районные Управления ПФР по месту жительства.
II. Исковое заявление
В Арбитражный суд______________
Адрес:_________________________
Истец: ______________________
Адрес:_________________________
Телефон___________, факс________
Эл. почта_______________________
Представитель:___________________
Ответчик: ___________________
Адрес:_________________________
Телефон___________, факс________
Эл. почта_______________________

Цена иска_______________________

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О взыскании стоимости недопоставленного товара

«__»__________20 г. между Истцом и Ответчиком был заключен договор поставки № _______.
По указанному договору Ответчик должен был поставить Истцу товар____ в количестве_____ на сумму _______руб.
При приемке товара, прибывшего в адрес Истца по накладной №____ от «__»__________ 20 г. в вагоне (контейнере, автофургоне) № ____, отправленном (грузоотправителем), установлена недостача товара на сумму ___руб., что подтверждено актом №___ от «__»__________20 г., составленным с участием представителя Ответчика. Принятый Истцом товар надлежащего качества и в комплекте на ответственное хранение им не принимался.
По счету Ответчика № ___ от «__»__________20 г. товар оплачен Истцом полностью, без учета недостачи. Сумма переплаты за фактически поставленный товар составляет _____руб.
Заявленную Истцом претензию № ___ от «__»__________20 г. ответчик отклонил (оставил без ответа) по следующим мотивам: _______.
Поскольку Ответчик отказался возвратить в установленный срок уплаченные Истцом денежные средства за недопоставленный товар, то он пользовался денежными средствами Истца, в связи с чем Истец на основании п.1 ст.395 Гражданского кодекса РФ имеет право на получение от Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами (расчет прилагается).
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 395, 520, 521 ГК РФ, ст.ст. 27, 106, 110, 125, 126 АПК РФ

ПРОШУ:
1. Взыскать с Ответчика сумму переплаты_____руб. по договору поставки №____ от «__»__________ 20 г.
2. Взыскать с Ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме____руб.
3. Взыскать с Ответчика госпошлину в размере _____руб.
4. Возместить судебные расходы Истца на представление его интересов в суде.

Руководитель (представитель)______ Подпись
«__»__________20 г.

III. Распоряжение

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭДЕЛЬ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
10.03.2006 № 26
Москва

О перераспределении служебных помещений

В связи с производственной необходимостью ПРЕДЛАГАЮ:
1. Отделу маркетинга переместить сотрудников из комнаты № 17 в комнату № 21 до 30.04.2006. Ответственный – начальник отдела А.И. Смирнов.
2. Отделу рекламы освободить комнату № 21 до 28.04. 2004, разместив сотрудников на имеющихся площадях. Ответственный – начальник отдела Г.И. Антонов.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на главного инженера А.В. Терехова.
Директор предприятия
Подпись

IV. Заявление
ДИРЕКТОРУ БАРНАУЛЬСКОЙ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 1

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу принять мо(его)(ю)сына (дочь) (ненужное зачеркнуть)
Фамилия
Имя
Год, месяц, число рождения
Домашний адрес
Учении(ка)(цы) класса, школы №
На самоокупаемое дизайн-отделение при БЛШИ № 1
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Мать
ФИО
Место работы:
Должность:
Раб. телефон:
Отец
ФИО
Место работы:
Должность:
Раб. телефон:

С уставом учреждения и Положением о самоокупаемом отделении ознакомлен

Подпись
К заявлению прилагаю:
1. Копию свидетельства о рождении
2. Медицинскую справку


V. Деловое письмо – запрос или просьба

Ректору Омского государственного университета

Ректорат Алтайского государственного университета просит командировать доктора филологических наук, профессора Осипова Б. И. в АГУ для чтения спецкурса «Русская пунктуация: история и теория» для студентов специальности русский язык и литература с 20 по 27 марта на условиях почасовой оплаты. Расходы, связанные с проездом железной дорогой, суточными и квартирными, берет на себя Алтайский государственный университет.

Проректор по УР [Подпись]

VI. Акт

Комитет по культуре УТВЕРЖДАЮ
Администрации Алтайского края Председатель комитета
Подпись
Дата
Акт
18.05.2006 г. № 12
г. Барнаул

О проверке сохранности документов в комитете

Основание: приказ председателя комитета от 20.02.2006 № 102 «О проверке сохранности управленческих документов».

Составлен комиссией в составе:
Председатель: зам. Председателя комитета Г.В. Сидоров
Члены комиссии: 1. Зав. Общим отделом Н.И. Григорьева
2. Инспектор отдела кадров Г.Г. Михайлова
3. Зам. Главного бухгалтера С.И. Мышкина
4. Референт М.В. Прокудин
В период с 16 по 18 марта 2006 года комиссия проверила организацию и условия хранения управленческих документов в комитете культуры.
Документы хранятся в структурных подразделениях и в общем отделе. Номенклатура дел ежегодно согласовывается с Алтайским краевым архивом. Фактов утраты, порчи или незаконного уничтожения документов не установлено.
Комиссия рекомендует выделить и оборудовать специальное помещение для архива комитета.
Составлен в 2-х экземплярах:
1-й – в дело № 1-23
2-й – в краевой архив

Председатель комиссии Подпись
Члены комиссии Подписи
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
"Зачтено":
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы
Проблема нарушения норм литературного языка в текстах служебных документов.
2. Стилистическая окраска языкового средства.
3. Функциональные стили современного русского литературного языка.
4. История, современное состояние и перспективы развития официально-делового стиля русского языка.
5. Официально-деловой стиль в системе стилей современного русского литературного языка.
6. Общелитературная норма и стилевое своеобразие деловой речи.
7. Важнейшие особенности официально-делового стиля и пути совершенствования языка служебных документов.
8. Основные тенденции эволюции официально-делового стиля современного русского литературного языка.
9. Проблема канцелярита и ее решение в современную эпоху.
10. Основные жанры служебных документов. Взаимодействие жанра и стиля.
11. Глагол и имя в текстах официально-делового стиля (отглагольные существительные, "расщепленное сказуемое", пассивные и безличные конструкции).
12. Синтаксические особенности официально-деловых текстов.
13. Синтаксический строй текстов естественной деловой письменной речи.
14. Особенности пунктуации делового текста.
15. Важнейшие требования к композиции документа. Варианты организации текста делового письма.
16. Формулы речевого этикета в официальной переписке.
17. Логические основы композиции текста документа.
18. Основные принципы работы редактора. Специфика редактирования текстов служебных документов.
19. Виды устного делового общения. Особенности устной деловой речи.
20. Речевой этикет в устном деловом общении.
«Отлично»:
1) студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
2) студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
3) студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Не зачтено» : студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОСДокЛ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Янковая В.Ф. Документная лингвистика: учеб. для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие М.: Экономика, 2000
Л2.2 Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов: пособие М.: Ось-89, 2000
Л2.3 Ю. В. Трубникова Практикум по документной лингвистике: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 [редкол.: И. М. Рожкова (рук.) и др.] Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум М.: Флинта, 2008
Л2.5 Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация: учеб. пособие М.: Оникс, Мир и Образование, 2003
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Трубникова Ю.В. Документная лингвистика: методические материалы к курсу Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 www.rsl.ru - сайт Российской государственной библиотеки
Э5 vak.ed.gov.ru - сайт Высшей аттестационной комиссии
Э6 ЭУМК "Документная лингвистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Документная лингвистика». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Документная лингвистика».