МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания русского языка как иностранного

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_РЯЛФКА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., Доцент, Киба О.А.

Рецензент(ы):
д.филол.н., Профессор, Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания русского языка как иностранного

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний в области основ преподавания русского языка иностранцам. В задачи курса входит рассмотрение объекта и предмета дисциплины «Русский как иностранный», рассмотрение лингвистических и психологических основ обучения иноязычной речевой деятельности.
В рамках курса студенты знакомятся с основными теоретическими положениями и практическими рекомендациями, разрабатываемыми в теории и практике обучения РКИ.
Практическим результатом поставленной цели является формирование методической компетенции магистров, включающей адекватное применение методов и принципов обучения в зависимости от целей, задач обучения и уровня подготовки обучающихся. Дисциплина способствует формированию целостного профессионального мировоззрения, так как в ходе анализа студент привлекает знания разных изучаемых блоков – общекультурного, педагогического и специального.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня
ПК-1.1 Знает образовательный стандарт, программы высшего образования, дополнительные образовательные программы
ПК-1.2 Владеет психолого педагогическими и методическими основами преподавания по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (ДПП)
ПК-1.3 Использует современные информационные технологии при конструировании учебных занятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает образовательный стандарт, программы высшего образования, дополнительные образовательные программы
3.2.Уметь:
3.2.1.Владеет психолого-педагогическими и методическими основами преподавания по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам (ДПП)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует современные информационные технологии при конструировании учебных занятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы обучения РКИ (краткая характеристика)
1.1. Типы методов обучения РКИ. Коммуникативный метод Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Уровни владения иностранным языком. Госстандарты преподавания РКИ Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Уровни владения иностранным языком. Госстандарты преподавания РКИ Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы обучения РКИ (краткая характеристика) Сам. работа 1 26 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Уровни языка и аспекты обучения РКИ
2.1. Методы обучения произношению Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Методы обучения произношению Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Методы преподавания лексики и фразеологии Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Методы преподавания лексики и фразеологии Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Методы преподавания грамматики Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Методы преподавания грамматики Практические 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Уровни языка и аспекты обучения РКИ Сам. работа 1 26 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Виды речевой деятельности и аспекты обучения РКИ
3.1. Методы обучения чтению Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методы обучения чтению Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы обучения письменной речи Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Методы обучения письменной речи Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Методы обучения устной речи Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Методы обучения устной речи Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Методы обучения аудированию Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Типы методов обучения РКИ. Коммуникативный метод Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Методы обучения аудированию Практические 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Виды речевой деятельности и аспекты обучения РКИ Сам. работа 1 24 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=8855

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять под руководством специалиста более высокой квалификации педагогическую деятельность по профильным дисциплинам (модулям) в рамках программ бакалавриата и программ дополнительного профессионального образования соответствующего уровня.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой из перечисленных аспектов является "высшим" видом языковой деятельности на иностранном языке, опирающимся на более простые (базовые) аспекты?
а. Чтение
б. Реферирование
в. Аудирование
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. На каком уровне владения русским языком как иностранным вводятся причастные формы?
а. На базовом
б. На первом сертификационном
в. На втором сертификационном
ОТВЕТ: б

Вопрос 3. Какая из перечисленных грамматических тем изучается на первом сертификационном уровне?
а. Деепричастие
б. Падежная система существительных
в. Одушевленность
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. В какой последовательности учащемуся предъявляется падежная система в учебнике "Дорога в Россию"?
а. Именительный, винительный, предложный, дательный, родительный, творительный
б. Именительный, предложный, винительный, дательный, творительный, родительный
в. Именительный, предложный, винительный, дательный, родительный, творительный
ОТВЕТ: в

Вопрос 5. Назовите ученого, который стоял у истоков методики лингвострановедения в России:
а. В. Г. Костомаров
б. Д. С. Лихачев
в. В. В. Карасик
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Сколько уровней выделяется в методике обучения русскому языку как иностранному?
а. 4
б. 5
в. 6
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Как называется аспект деятельности на иностранном языке, предполагающий восприятие звучащего текста на слух?
а. Аудирование
б. Чтение
в. Письмо
ОТВЕТ: а

Вопрос 8. Что изучается в рамках лингвострановедческого аспекта?
а. Реалии национальной жизни
б. Грамматический строй языка
в. Концепты национального языкового сознания
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. "Русский язык как неродной" - это вариант общей методики, предполагающий обучение студентов:
а. Из стран СНГ
б. Из КНР
в. Из стран Африки
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Для какой категории обучающихся фонетический (артикуляционный) аспект является самым сложным?
а. Студенты из европейских стран
б. Студенты из стран Юго-Восточной Азии
в. Студенты из стран СНГ
ОТВЕТ: б

Вопрос 11. Какое видовое значение глагола изучается на втором сертификационном уровне?
а. Факт
б. Последовательность действий
в. Будущее в прошедшем
ОТВЕТ: в

Вопрос 12. Выберите правильный термин-синоним, соответствующий терминообозначению А2.
а. Элементарный
б. Базовый
в. Первый сертификационный
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. На каком уровне изучается профессиональный дискурс?
а. Базовый
б. Первый сертификационный
в. Второй сертификационный
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Какой из перечисленных терминов обозначает принцип методики РКИ?
а. Базовый
б. Коммуникативный
в. Вводно-фонетический
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. Для какой категории иностранных студентов видовая система русского глагола является несложной для освоения?
а. Студенты из КНР
б. Студены из славянских стран
в. Студенты из арабских стран
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий, "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий;
• "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что означает термин "русский язык как эритажный"?
ОТВЕТ: Это унаследованный язык, чаще всего употребляемый в семье и отличный от основного языка окружения, распространенного на данной территории.

Вопрос 2. На какие группы делятся глаголы движения при их предъявлении иностранному студенту?
ОТВЕТ: Они делятся на однонаправленные (I группа) и разнонаправленные (II группа).

Вопрос 3. Что означает аббревиатура ВФК в методике обучения русскому языку как иностранному?
ОТВЕТ: Она означает вводно-фонетический курс.

Вопрос 4. В чем заключается принцип системности в методике РКИ?
ОТВЕТ: Принцип системности рассматривает русский язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое.

Вопрос 5. Перечислите все основные аспекты изучения иностранного языка.
ОТВЕТ: лексика и грамматика, чтение, письмо, аудирование, говорение.

Вопрос 6. Как решатся методическая проблема определения места родного языка или языка-посредника на занятиях по РКИ?
ОТВЕТ: При введении языкового материала могут быть использованы перевод и сопоставления.

Вопрос 7. Какова особенность введения разных значений одного слова или синонимов на начальном этапе?
ОТВЕТ: Для начального этапа характерно ограниченное введение разных значений одного слова и синонимов.

Вопрос 8. Как решается методическая проблема соотношения лексики и фонетики для начального этапа обучения?
ОТВЕТ: В начальном курсе лексика подчинена фонетике, здесь должны учитываться фонетические трудности.

Вопрос 9. В чем заключается принцип глобальности целей обучения?
ОТВЕТ: Он заключатся в достижение трех основных целей обучения языку: практической, образовательной и воспитательной.

Вопрос 10. Сформулируйте основную цель вводно-фонетического курса.
ОТВЕТ: Обеспечить овладение фонетической системой русского языка, необходимое для того, чтобы речь учащихся была понятной.

Вопрос 11. В чем заключается принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности?
ОТВЕТ: В учебном процессе сначала необходимо обучать навыкам и умениям в рамках основных видов речевой деятельности и затем «комбинировать» их в зависимости от конкретной
задачи.

Вопрос 12. Для кого предназначен корректировочный курс РКИ?
ОТВЕТ: Это курс для тех, кто ранее изучал русский язык и приехал в Россию для повышения квалификации.

Вопрос 13. Как нужно знакомить учащихся с артикуляцией звуков?
ОТВЕТ: Это надо делать не с помощью теоретических описаний, а главным образом путем подражания и имитации.

Вопрос 14. Какое место занимает сопроводительный курс в методике РКИ и какова его продолжительность в рамках занятия?
ОТВЕТ: Он следует за вводным, не выделяется как отдельный аспект, а занимает 5‒15 минут в уроке русской речевой практики.

Вопрос 15. В чем заключается имитативный метод в работе над произношением?
ОТВЕТ: Суть имитативного метода в том, что учащийся должен сначала услышать звуковой образец, а затем его воспроизвести.

Вопрос 16. Назовите основные виды фонетических упражнений.
ОТВЕТ: В соответствии с видами речевой деятельности выделяются упражнения слуховые, артикуляторные и упражнения, направленные на развитие техники чтения.

Вопрос 17. Как соотносятся слуховые и артикуляторные упражнения?
ОТВЕТ: Слуховые упражнения предшествуют артикуляторным при постановке звуков, затем параллельно используются оба вида упражнений.

Вопрос 18. Какое распределение изучаемого языкового материала называется концентрическим?
ОТВЕТ: Это такое расположение материала, при котором происходит расширение знаний учащихся на основе уже изученного, повторение и закрепление ранее известных фактов языка.

Вопрос 19. Охарактеризуйте предметный прием обучения грамматике.
ОТВЕТ: Грамматические категории «привязываются» к реальным предметам, которые находятся в классе или могут быть принесены в класс.

Вопрос 20. Охарактеризуйте глагольный прием обучения грамматике.
ОТВЕТ: Необходимые категории изучаются в серии обычных действий. В каждом высказывании употребляется новый глагол, при этом называются действия, реально происходящие или разыгрывае-мые в классе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Отлично" (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Раскройте содержание понятий "русский как иностранный", "русский как неродной" и "русский как эритажный" и разграничьте их с позиции методики обучения.
2. Охарактеризуйте базовый принцип коммуникативности и определите его значение для методики РКИ.
3. Охарактеризуйте базовый принцип сознательности и определите его значение для методики РКИ.
4. Назовите основные уровни обучения русскому языку как иностранному и кратко охарактеризуйте их.
5. Охарактеризуйте начальный уровень обучения (А1).
6. Охарактеризуйте базовый уровень обучения (А2).
7. Охарактеризуйте первый сертификационный уровень обучения (В1).
8. Охарактеризуйте второй сертификационный уровень обучения (В2).
9. Охарактеризуйте лексический аспект методики обучения РКИ.
10. Охарактеризуйте грамматический аспект методики обучения РКИ.
11. Охарактеризуйте чтение как аспект методики обучения РКИ.
12. Охарактеризуйте письмо как аспект методики обучения РКИ.
13. Охарактеризуйте аудирование как аспект методики обучения РКИ.
14. Охарактеризуйте говорение как аспект методики обучения РКИ.
15. Охарактеризуйте страноведение как аспект методики обучения РКИ.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип глобальности целей обучения на примере страноведческой темы "Многонациональная Россия".
2. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности на примере грамматической темы "Виды глагола".
3. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип этапности в обучении на примере грамматической темы "Падежная система".
4. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип концентричности в подаче учебного материала на примере грамматической темы "Виды глагола".
5. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип ситуативно-тематической организации языкового материала на примере речевой темы "Мой день".
6. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип функциональности в отборе языкового материала на примере грамматической темы "Причастия".
7. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип изучения лексики и морфологии на синтаксической основе на примере темы "Краткие прилагательные".
8. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип опоры на высказывание и текст на примере темы "Личные и указательные местоимения".
9. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип учета родного языка на примере темы "Современная наука".
10. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип материализации (наглядности) на примере темы "Глаголы движения".
11. Найдите в учебнике по РКИ конкретное задание и покажите, как работает частный принцип подчиненности языковых знаний коммуникативным умениям на примере темы "Вопросительные интонационные конструкции".
12. Найдите в учебнике уровня А1 характерное задание (любой аспект) и объясните, в чем заключатся его специфика для данного этапа обучения.
13. Найдите в учебнике уровня А2 характерное задание (любой аспект) и объясните, в чем заключатся его специфика для данного этапа обучения.
14. Найдите в учебнике уровня В1 характерное задание (любой аспект) и объясните, в чем заключатся его специфика для данного этапа обучения.
15. Найдите в учебнике уровня В2 характерное задание (любой аспект) и объясните, в чем заключатся его специфика для данного этапа обучения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематик поставленного вопроса, решил предложенные задания без ошибок.
"Хорошо" (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студен демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно" (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью.
Приложения
Приложение 1.   ФОС методика РКИ 45.04.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу : Учебник СПб. : Златоуст, 2013 - ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239410
Л1.2 Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного: практический курс : Учебник СПб. : Златоуст, 2013. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239409
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин A.H. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Методика преподавания Русского языка как иностранного" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Электронная библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Электронная библиотечная система "Онлайн" https://biblioclub.ru/index.php?page=book_blocks&view=main_ub
Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/
Электронная библиотечная система "Консультант студента" https://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для получения зачета за курс студенту необходимо освоить все предлагаемые темы, последовательно изучив все материалы курса: лекции, контрольные задания и тесты. Лекция засчитывается при выполнении двух условий: она должна быть пройдена до конца, на контрольные вопросы должны быть даны верные ответы. Задания и тесты становятся доступными после завершения работы над лекцией. Тесты проверяются автоматически, проверка письменных заданий осуществляется преподавателем. Выполнение элементов курса автоматически отмечается на его главной странице. Для более глубокого изучения тем предлагаются дополнительные материалы (справочники и методические пособия, размещенные в курсе как гиперссылки).
Задания курса оцениваются в баллах и суммируются. Всего за курс можно заработать 100 баллов. При этом
• за все выполненные лекции курса можно получить 20 баллов,
• за все выполненные задания - 65 баллов,
• за правильно решенные тесты - 15 баллов.
• Заработанное количество баллов переводится в зачет по следующим правилам

Сопоставление шкал оценивания:
2-балльная шкала
Удовлетворительно (пороговый уровень) 50-100
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) 0-49