Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 18,5 | 15,5 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 14 | 14 | 16 | 16 | 46 | 46 |
Сам. работа | 57 | 57 | 54 | 54 | 25 | 25 | 136 | 136 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 72 | 72 | 72 | 72 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Методика преподавания РКИ является: ознакомление студентов магистратуры с основными современными проблемами РКИ лингвометодического характера, которые в последнее время активно разрабатываются в зарубежной и отечественной русистике. Актуальность курса обусловлена ростом значимости русского языка в современном мире, новыми для жителей России и Зарубежья возможностями международного и межкультурного взаимодействия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-4 | Владеет навыками планирования и организации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования в области преподавания русского языка как иностранного |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4.1: Знает предметное содержание, принципы, методы и технологии планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам (модулям) в организациях образования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.2: Анализирует и оценивает инновационные подходы к организации учебной деятельности обучающегося в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке. ПК-4.3: Планирует и организует учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4.4: Способен реализовать учебную деятельность по отдельным видам учебных занятий по филологическим дисциплинам(модулям) в сфере устной и письменной коммуникации на русском языке с применением традиционных и инновационных методик и технологий, а также информационно-коммуникативных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика преподавания РКИ: новые тенденции | ||||||
1.1. | Методы и приемы обучения РКИ | Лекции | 1 | 8 | ПК-4 | Л2.2 |
1.2. | Практические | 1 | 16 | ПК-4 | Л1.2, Л2.2 | |
1.3. | Подготовка к практическим занятиям. Посещение занятий по РКИ. Реферирование научной и учебно-методической литературы | Сам. работа | 1 | 57 | ПК-4 | Л1.2 |
Раздел 2. Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | ||||||
2.1. | Учет национально-культурных особенностей коммуникативного поведения представителей разных лингвокультур. | Лекции | 2 | 4 | ПК-4 | Л2.2 |
2.2. | Использование знаний из области культурологии и этнолингвистики при обучении РКИ | Практические | 2 | 14 | ПК-4 | |
2.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 54 | ПК-4 | Л2.1 |
Раздел 3. Лингвокультуроведческие аспекты формирования языкового сознания иностранных учащихся в процессе изучения русского языка | ||||||
3.1. | Комплексное обучение русскому языку в совокупности со страноведением России. Русская культура и РКИ. | Практические | 3 | 8 | ПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Лингвистические и методические аспекты проблемности в преподавании РКИ | ||||||
4.1. | Лекции | 3 | 4 | ПК-4 | ||
4.2. | Характер проблемных задач. Проблемные задачи в рамках фонетического блока; частей речи, синтаксических единиц. | Практические | 3 | 8 | ПК-4 | Л2.2 |
4.3. | Проблемность РКИ в работах психологов и лингвопсихологов | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-4 | Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-4 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Теория и методика обучения РКИ_2021.doc
Приложение 2.
Методика преподавания РКИ.pdf
Приложение 3.
Образец конспекта по РКИ.pdf
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аннушкин В.И. | Знакомиться легко, расставаться трудно: | М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Розанова С.П., Шустикова Т.В. | Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие | "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Щукин A.H. | Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие: Учебное пособие | М.: ФЛИНТА, 2017. — ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Шибко Н.Л. | Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей: Учебное пособие | СПб. : Златоуст, 2014. - ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239413 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Лебединский С. И., Гербик Л. Ф. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО | www.bsu.by | ||
Э2 | Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного | lib.madi.ru | ||
Э3 | Степаненко В.А., Нахабина М.М. Современные подходы к методике преподавания русского языка как иностранного | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Дергачева Г.И. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения | www.twirpx.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com). 3. Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В качестве текущего контроля самостоятельной и учебной работы студентов преподаватель использует опрос на занятиях и домашние письменные работы. Для получения зачета (2 семестр) по дисциплине магистрантам необходимо: - подготовить реферат по выбранной теме; - разработать план занятия по РКИ, используя «Образцы конспектов для анализа», см. Приложения в РПД по дисциплине; Для прохождения итоговой аттестации в форме экзамена (1, 3 семестры) магистрантам необходимо: - подготовить рефераты; - во 1-м и 3-м семестрах провести фрагменты (не менее 30 мин.) занятий с группой студентов факультета ИГН направления 45.03.02 Лингвистика «Русский язык как иностранный». Рефераты, план занятия, проведение занятий должны быть оценены преподавателем положительно. |