Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – Цели освоения дисциплины «Семиотика мировой культуры» заключаются в том, чтобы дать студентам представление об семиотике как о наддисциплинарной методологии гуманитарного исследования; дисциплине, связывающей различные разделы гуманитарных, точных и естественнонаучных знаний через представление о знаковом характере изучаемых процессов. Задачи дисциплины: - Ознакомление студентов с наиболее значимыми теориями семиотического круга, предложенными в последние десятилетия, а также с наиболее важными приложениями семиотических подходов к анализу коммуникации и мышления. - Раскрытие семиотических аналогий между деятельностью и лингвистикой, показ их продуктивности и их границ; определение места семиотических понятий в анализе процессов формообразования. - Обеспечение понимания студентами социально-культурных, семиотических, политических, экономических и психологических механизмов формирования решений, умения управлять ими; - Развитие творческого отношения к знаковой стороне многообразных реалий, - Способствование формированию профессионального самоопределения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
ОПК-3 | Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии. ОПК-3.1: Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.2: Использует различные методы и приемы филологической работы при анализе различных типов текстов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Семиотика как наука о знаковых системах | ||||||
1.1. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | ||
Раздел 2. Предмет семиотики культуры | ||||||
2.1. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л1.2 | |
2.2. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | ||
Раздел 3. Теория знака | ||||||
3.1. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | ||
Раздел 4. Основные типы знаковых систем культуры | ||||||
4.1. | Практические | 2 | 4 | ОПК-2 | ||
Раздел 5. Семиотический анализ ключевых текстов мировой культуры | ||||||
5.1. | Практические | 2 | 4 | ОПК-2 | ||
5.2. | Сам. работа | 2 | 90 | ОПК-2, ОПК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Семиотика мировой культуры_2021.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. | Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2015 | e.lanbook.com |
Л1.2 | О. А. Алимушкина | Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Лотман Ю.М. | Статьи по семиотике культуры и искусства : | СПб.: Гуманит. аген-во Акад. проект, 2002 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ: Искусство – СПБ, 2000. | vk.com | ||
Э2 | Махлина С. Т. Лекции по семиотике культуры и лингвистике. СПб.: СПбКО, 2010. | www.google.ru | ||
Э3 | Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. | royallib.com | ||
Э4 | Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 37–89. | www.bim-bad.ru | ||
Э5 | Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 265?278. | www.twirpx.com | ||
Э6 | Успенский Б. А. История и семиотика // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 9?70. | www.gumer.info | ||
Э7 | Успенский Б. А (в соавторстве с Ю. М. Лотманом). Миф ? имя ? культура // Избранные труды. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 433?459. | www.gumer.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотреноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Современные образовательные технологии, использующиеся в рамках данной учебной дисциплины, предъявляют особые требования к самостоятельной работе. Для успешного освоения курса требуются сформированные навыки работы с научной литературой. При подготовке выступления необходимо обратить особое внимание на современную пе-риодику (научные журналы), в том числе на иностранных языках; соблюдать научный стиль изложения с опорой на современные научные подходы, концепции и теории. Лекция: Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мыс-ли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначение вопросов, терминов, материала, которые вызывают трудности, поиск ответов в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Практические занятия: Конспектирование рекомендуемых источников. Работа с конспектом лекций, под-готовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме. Выполнение заданий: Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих запоминания и являющихся основополагающими в теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. Творческое отношение к работе: богатство интерпретации анализируемого содержания, высокий уровень графического исполнения. Проблемная дискуссия: Работа с конспектом лекций, выполнение задания по КР, способность раскрыть её содержание, подготовка ответов к контрольным вопросам. Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, обсуждение вопросов и выполнение заданий на практических занятиях. |