МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская словесность в период глобализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Нямаа Дэлэгням

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская словесность в период глобализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель, подготовка студентов к профессиональной деятельности в области образования, социальной сферы и культуры.

Задачи дисциплины:

- формирование знания о закономерностях литературного процесса в России.

- понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры.

- умение провести аналогии и связи между произведениями различных эпох.

- готовность к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
ОПК-3 Способен владеть широким спектром методов и приемов филологической работы с различными типами текстов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии.
ОПК-3.1: Знает методы и приемы филологической работы с различными типами текстов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Использует различные методы и приемы филологической работы при анализе различных типов текстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Современный реализм
1.1. Лекции 4 8 ОПК-3 Л1.1
1.2. Практические 4 6 ОПК-3
Раздел 2. Раздел 2. Постмодернизм
2.1. Практические 4 8 ОПК-3 Л2.1
2.2. Сам. работа 4 40 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Женская проза
3.1. Сам. работа 4 46 ОПК-2, ОПК-3 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре русского языка как иностранного
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маслова В.А., Бахтикиреева У.М. - под ред. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Маслова В.А., Бахтикиреева У.М. - под ред. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. С. Скоропанова Русская постмодернистская литература: учеб. пособие для филол. фак. вузов Наука, 2007
Л2.2 О.А. Богданова Русская проза конца XX – начала XXI века. Основные тенденции : учебное пособие для студентов-филологов Санкт-Петербург : Издательский дом «Петрополис», 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272392
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Тараносова, Г. Н. Современная русская литература: читаем, полемизируем : учебно-методическое пособие : в 2 частях / Г. Н. Тараносова, М. Г. Лелявская. — Тольятти : ТГУ, 2012 — Часть 1 — 2012. e.lanbook.com
Э2 Тараносова, Г. Н. Современная русская литература: читаем, полемизируем : учебно-методическое пособие : в 2 частях / Г. Н. Тараносова, М. Г. Лелявская. — Тольятти : ТГУ, 2012 — Часть 2 — 2012. e.lanbook.com
Э3 Рогова К.И., Колесова Д.В., Шкурина Н.В., Реброва И.В., Попова Т.И., Вознесенская И.М., Хорохордина О.В. Текст: Теоретические основания и принципы анализа. Учебно-научное пособие. - Санкт-Петербург, 2019 www.ros-edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС:
1.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт № 389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
2.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт № 1805-44/16 от 14.10.2016; контракт № 426-223/17 от 13.03.2017) (http://e.lanbook.com).
3.Электронно-библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации база данных № 2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования к написанию эссе
Эссе - это авторское произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
Эссе включает в себя следующие элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
- анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Оформление материалов эссе
Объем эссе– до 2-3 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, интервал – 1,5. Все поля по 20 мм. Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе. Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом. Затем через один пропущенный интервал располагается текст.
При оценивании материалов преподаватель учитывает следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы обязательно на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) на основе теоретических источников с корректным использованием научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции осуществляется с опорой на какие-либо признанные источники: статьи, электронные ресурсы, учебники и учебные пособия.

На зачете студенту дается на выбор тема для письменного развернутого ответа (анализ художественного произведения). На подготовку студенту отводится 80 минут. В результате студент может получить максимальный балл -100 баллов.
Перевод баллов в оценку:

Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено