Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 93 | 93 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Языковая ситуация в современной России является формирование представления о языковой ситуации как ключевом понятии современной отечественной социолингвистики; об основных направлениях исследования языковой ситуации в России; о языковых ситуациях и состояниях в аспекте других междисциплинарных исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. ОПК-2.1: Знает основные принципы и подходы современной научной парадигмы в области филологии, основные методы и методологические приемы научного исследования в области филологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-2.2: Использует современные методологические принципы и методические приемы в собственном научном исследовании в области изучения языка в поликультурном пространстве. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.3: Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики | ||||||
1.1. | Социолингвистика как научная дисциплина; понятие языковой ситуации | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | |
1.2. | Определение, способы описания и классификации: экзоглоссные/эндоглоссные, сбалансированные/несбалансированные, количественные/качественные, аксиологические параметры описания языковых ситуаций. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | |
1.3. | Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л2.3 |
Раздел 2. Основные направления современного исследования языковых ситуаций в России | ||||||
2.1. | Описание конкретных языковых ситуаций в различных регионах России | Практические | 2 | 4 | ОПК-2 | |
2.2. | Языковая ситуация и языковая политика; языковая ситуация и языковые конфликты, понятие этнической толерантности; русский язык в структуре современной языковой ситуации России. | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л2.2 |
Раздел 3. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований | ||||||
3.1. | Измерение языковых ситуаций в рамках международных программ; общие тенденции современной языковой жизни России | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | |
3.2. | Языковая ситуация и языковые конфликты, понятие этнической толерантности | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | |
Раздел 4. Перспективы и прогнозы. Лингвоэкология. Проблемы глобализации. | ||||||
4.1. | Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | |
4.2. | Моделирование языковой способности, языковой, когнитивной и коммуникативной компетенции в когнитивной лингвистике и этнопсихолингвистике | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.2 |
4.3. | Моделирование языковой способности, языковой, когнитивной и коммуникативной компетенции в когнитивной лингвистике и этнопсихолингвистике | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | Л2.1 |
4.4. | Исследование межкультурной коммуникации в коммуникативной лингвистике; изучение языковой ситуации в лингвокультурологическом аспекте | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2 | |
Раздел 5. Языковая ситуация как ключевое понятие современной отечественной социолингвистики | ||||||
5.1. | Введение. Языковая ситуация как основное понятие современной социолингвистики. | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л1.2 |
5.2. | Социолингвистика как современная научная дисциплина и ее основные проблемы | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.2 |
5.3. | Актуальные категории современной социолингвистики | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.2 |
5.4. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2 | Л1.2 |
Раздел 6. Основные направления современного исследования языковых ситуаций в России | ||||||
6.1. | Языковая ситуация как социолингвистическая модель реальности (общая характеристика) | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | |
6.2. | Языковая ситуации России в историческом аспекте: этапы развития | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | |
6.3. | Языковая ситуация в современной России: количественная характеристика | Сам. работа | 2 | 7 | ОПК-2 | |
6.4. | Выполнение индивидуальных домашних заданий | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, УК-1 | Л2.1 |
Раздел 7. Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований | ||||||
7.1. | Языковая ситуация в современной России: качественная характеристика | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Языковое пространство современного русского языка (Русский мир) | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Языковые конфликты в современной языковой ситуации России | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Индивидуальные домашние задания, реферат | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, УК-1 | Л1.1 |
Раздел 8. Перспективы и прогнозы. Лингвоэкология. Проблемы глобализации. | ||||||
8.1. | Языковые ситуации и состояния в аспекте других междисциплинарных исследований | Практические | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1 |
8.2. | Языковая политика в современной России | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
8.3. | Современная языковая ситуация в Алтайском регионе | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
8.4. | Индивидуальные домашние задания, реферат | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-2, УК-1 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложениях и хранится на кафедре |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Языковая ситуация_2021.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. | Русские: коммуникативное поведение: | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Беликов В.И., Крысин Л.П. | Социолингвистика : учебник для бакалавриата и магистратуры: учебник | М. : Издательство Юрайт, 2018. , 2018 | ЭБС Юрайт. Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/79FE0A90-9157-4E51-BD19-81A72E107DBA. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Государственные и титульные языки России: энциклопедический словарь-сравочник : словарь-справочник | М.: Academia, 2002 | ||
Л2.2 | Кастельс М. | Информационная эпоха: экономика, общество и культура: | Москва, 2000 | |
Л2.3 | Языковая политика и языковые конфликты в современном мире. Международная конференция: сборник статей | М.: Институт языкознания РАН, 2014 | www.iling-ran.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Современная языковая ситуация в России и проблема подъязыков, их структура, семантика и функции по отношению к литературному языку (постановка проблемы на примере русского компьютерного жаргона). | www.computerrarium.narod.ru | ||
Э2 | Языковая ситуация на современном этапе | sci.house | ||
Э3 | Динамика современной языковой ситуации | dazor.narod.ru | ||
Э4 | СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | elibrary.ru | ||
Э5 | Языковая ситуация и языковая политика в современном обществе | psibook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Формы работы на занятиях: 1. Устные ответы на занятиях в рамках проверки самостоятельной работы студентов с текстами (печатные издания и электронные источники); 2. Написание письменных работ (индивидуальные и групповые письменные задания для самостоятельной работы); 3. Написание реферата по выбранной теме; 4. Подготовка к экзамену (устная форма) |