Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_Филология_ЯПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Цель дисциплины: Развитие научно-методического мышления и профессиональных компетенций через проектирование курсов по истории и культуре России для иностранных студентов. Задачи дисциплины: - углубить знания магистрантов о культуре и истории страны изучаемого языка – России; - формировать умения анализировать и сравнивать учебные материалы (учебники, учебные пособия по истории и культуре России для иностранцев), оценивать их методические возможности в практике преподавания РКИ; - формировать умения целеполагания, отбора содержания, выбора методов, технологий средств и форм обучения, форм организации деятельности учащихся и системы контроля уровня их учебных достижений при разработке занятий по истории и культуре России для иностранных студентов в ВУЗе; - способствовать профессиональному росту магистрантов, формированию индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, развитию стремлений к самообразованию и саморазвитию. - способствовать дальнейшему формированию системы методических знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, ценностно-смысловых ориентиров, определяющих научно обоснованное проектирование и осуществление процесса преподавания РКИ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03 |
ОПК-1 | Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации; |
ОПК-2 | Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке. ОПК-1.3: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-2.3: Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Изучение истории и культуры России в системе преподавания РКИ: цели и задачи | ||||||
1.1. | Практические | 3 | 4 | Л1.1 | ||
1.2. | Практические | 3 | 4 | Л1.1 | ||
Раздел 2. Раздел 2. Тематическое наполнение курса по русской истории для иностранных студентов | ||||||
2.1. | Практические | 3 | 2 | Л2.5, Л1.2 | ||
Раздел 3. Раздел 3. Тематическое наполнение курса по русской культуре для иностранных студентов | ||||||
3.1. | Практические | 3 | 2 | Л2.3 | ||
Раздел 4. Раздел 4. Анализ существующих учебников и пособий по истории и культуре России в рамках обучения РКИ | ||||||
4.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л2.4 | ||
Раздел 5. Раздел 5. Методы и формы организации занятий по истории и культуре России в рамках преподавания РКИ в ВУЗе | ||||||
5.1. | Практические | 3 | 4 | Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.4 | ||
5.2. | Сам. работа | 3 | 88 | Л2.5, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Теремова Р.М. | Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для вузов / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова: учебное пособие | Москва : Издательство Юрайт, 2020 | Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/452063 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина | Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие | Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Головко О.В. | Вперед! Пособие по русской разговорной речи: учебное пособие | М.: Русский язык. Курсы, 2014 | |
Л2.3 | Ворожбитова А.А. | Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие | Флинта, 2014 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Яркина Л.П., Пугачев И.А. | Разговоры о жизни, Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык, Книга студента: Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев | М.: Русский язык. Курсы, 2014 | в открытом доступе: https://obuchalka.org/20181231106264/razgovori-o-jizni-uchebnii-kompleks-po-razvitiu-rechi-dlya-inostrancev-izuchauschih-russkii-yazik-kniga-studenta-yarkina-l-p-pugachev-i-a-2014.html |
Л2.5 | Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок | Страноведение: учеб. пособие | Калининград: Изд-во РГУ, 2009 | |
Л2.6 | Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. | Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. Ч. 1-2. 2-е изд., переработанное, дополненное и исправленное : Учебное пособие по русскому языку как иностранному | Санкт-Петербург, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена: студенты выполняют практическое задание - подготовка практических учебных материалов по выбранной теме. Примерный перечень тем: 1. Праздники России. 2. Традиции и обычаи России. 3. Русский народный костюм 4. Русская живопись. 5. Особенности русской национальной кухни. 6. Русская народная игрушка. 7. Образование Российского государства 8. Личность Петра I-го и его роль в развитии России 9. Россия в XIX-м веке: сословия и образ жизни 10. Великая отечественная война (1941 – 1945гг.) |