МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_Филология_ЯПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания историко-культурных дисциплин для иностранцев

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 980)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Развитие научно-методического мышления и профессиональных компетенций через проектирование курсов по истории и культуре России для иностранных студентов.

Задачи дисциплины:
- углубить знания магистрантов о культуре и истории страны изучаемого языка – России;
- формировать умения анализировать и сравнивать учебные материалы (учебники, учебные пособия по истории и культуре России для иностранцев), оценивать их методические возможности в практике преподавания РКИ;
- формировать умения целеполагания, отбора содержания, выбора методов, технологий средств и форм обучения, форм организации деятельности учащихся и системы контроля уровня их учебных достижений при разработке занятий по истории и культуре России для иностранных студентов в ВУЗе;
- способствовать профессиональному росту магистрантов, формированию индивидуального стиля собственной профессиональной деятельности, развитию стремлений к самообразованию и саморазвитию.
- способствовать дальнейшему формированию системы методических знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, ценностно-смысловых ориентиров, определяющих научно обоснованное проектирование и осуществление процесса преподавания РКИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, широкий спектр коммуникативных стратегий и тактик, риторических и стилистических приемов, принятых в разных сферах коммуникации;
ОПК-2 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает коммуникативные стратегии и тактики, риторические и стилистические приемы в сферах, устной, письменной и виртуальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы в сферах устной и письменной коммуникации на русском языке.
ОПК-1.3: Умеет применять различные коммуникативные стратегии и тактики, а также риторические и стилистические приемы при решении педагогических задач и ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3: Использует современные методологические принципы и методические приемы при решении педагогических задач и ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Изучение истории и культуры России в системе преподавания РКИ: цели и задачи
1.1. Практические 3 4 Л1.1
1.2. Практические 3 4 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Тематическое наполнение курса по русской истории для иностранных студентов
2.1. Практические 3 2 Л2.5, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Тематическое наполнение курса по русской культуре для иностранных студентов
3.1. Практические 3 2 Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Анализ существующих учебников и пособий по истории и культуре России в рамках обучения РКИ
4.1. Практические 3 4 Л2.6, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л2.4
Раздел 5. Раздел 5. Методы и формы организации занятий по истории и культуре России в рамках преподавания РКИ в ВУЗе
5.1. Практические 3 4 Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.4
5.2. Сам. работа 3 88 Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС по дисциплине хранится на кафедре РКИ и прикреплен в разделе Приложениях
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Теремова Р.М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для вузов / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова: учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2020 Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/452063
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Т.В. Чернышовой, А.А. Чувакина Филология в системе современного гуманитарного знания: учебное пособие Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Головко О.В. Вперед! Пособие по русской разговорной речи: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2014
Л2.3 Ворожбитова А.А. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: учебное пособие Флинта, 2014 e.lanbook.com
Л2.4 Яркина Л.П., Пугачев И.А. Разговоры о жизни, Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык, Книга студента: Учебный комплекс по развитию речи для иностранцев М.: Русский язык. Курсы, 2014 в открытом доступе: https://obuchalka.org/20181231106264/razgovori-o-jizni-uchebnii-kompleks-po-razvitiu-rechi-dlya-inostrancev-izuchauschih-russkii-yazik-kniga-studenta-yarkina-l-p-pugachev-i-a-2014.html
Л2.5 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
Л2.6 Скороходов Л.Ю., Хорохордина О.В. Окно в Россию. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. Ч. 1-2. 2-е изд., переработанное, дополненное и исправленное : Учебное пособие по русскому языку как иностранному Санкт-Петербург, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена: студенты выполняют практическое задание - подготовка практических учебных материалов по выбранной теме. Примерный перечень тем:
1. Праздники России.
2. Традиции и обычаи России.
3. Русский народный костюм
4. Русская живопись.
5. Особенности русской национальной кухни.
6. Русская народная игрушка.
7. Образование Российского государства
8. Личность Петра I-го и его роль в развитии России
9. Россия в XIX-м веке: сословия и образ жизни
10. Великая отечественная война (1941 – 1945гг.)