МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Языкознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.04.02. Лингвистика
ПрофильОтраслевой перевод
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_04_02_Лингвистика_ОП-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 129 129 129 129
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., Проф., Осокина Светлана Анатольевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., Проф, Карпухина В.Н.

Рабочая программа дисциплины
Языкознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 992)

составлена на основании учебного плана:
45.04.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 11.05.2022 г. № 10
Заведующий кафедрой Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является подготовка выпускника магистратуры, владеющего системой теоретических знаний и практических умений в области актуальных вопросов общего языкознания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять систему теоретических и эмпирических знаний о функционировании системы изучаемого иностранного языка и тенденциях ее развития, учитывать ценности и представления, присущие культуре стран изучаемого иностранного языка
ОПК-1.1 Учитывает междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, структурирует и интегрирует знания из профильных областей профессиональной деятельности
ОПК-1.2 Адекватно интерпретирует языковые явления и процессы, отражающие функционирование изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии, в единстве выполняемых ими когнитивных и коммуникативных функций
ПК-4Способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, а также основных образовательных программ в области обучения иностранным языкам и культурам в учебных заведениях разного уровня, включая высшее и дополнительное лингвистическое образование
ПК-4.1 Знать: современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения
ПК-4.2 Уметь: конструировать учебный процесс и разрабатывать учебно-методическое обеспечение для разных уровней и этапов обучения с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам и лингвистическим дисциплинам
ПК-4.3 Владеть: образовательными технологиями и приемы формирования межъязыковой и межкультурной коммуникативной компетенции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Учитывает междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, структурирует и интегрирует знания из профильных областей профессиональной деятельности.
ПК-4.1. Знать: современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Адекватно интерпретирует языковые явления и процессы, отражающие функционирование изучаемого иностранного языка в синхронии и диахронии, в единстве выполняемых ими когнитивных и коммуникативных функций.
ПК-4.2. Уметь: конструировать учебный процесс и разрабатывать учебно-методическое обеспечение для разных уровней и этапов обучения с использованием достижений отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам и лингвистическим дисциплинам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК 4.3. Владеть: образовательными технологиями и приемы формирования межъязыковой и межкультурной коммуникативной компетенции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык и языкознание как наука. Язык как система и структура.
1.1. Особенности языковой структуры. Язык ка коммуникативная система. Соотношение Системы языка-Узуса -Нормы. Лекции 2 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Выполнение практических заданий, предполагающих выступления с докладом и презентацией по теме Язык и языкознание как наука. Освоение технологий обучения язщыкознанию. Практические 2 20 Л2.1, Л1.2
Раздел 3.
3.1. Подготовка к практическим занятиям по указанным темам, начитка научной литературы, конспектирование, подготовка презентаций Сам. работа 2 70 Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Языковое разнообразие и языковыи универсалии.
4.1. Языковое разнообразие и языковыи универсалии. Генеалогическая классификация языков. Типы языков. Гипотеза языковой относительности. Лекции 2 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5.
5.1. Выполнение практических заданий, предполагающих выступления с докладом и презентацией по темам:Языковое разнообразие и языковыи универсалии. Развитие уменя конструировать учебный процесс в рамках изучаемой языковедческой проблематики. Развитие навыков использования образовательных технологий и приемов формирования межъязыковой и межкультурной коммуникативной компетенции. Практические 2 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6.
6.1. Подготовка к практическим занятиям по указанным темам, начитка научной литературы, конспектирование, подготовка презентаций Сам. работа 2 59 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - ЯЗЫКОЗНАНИЕ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6232
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять систему теоретических и эмпирических знаний о функционировании системы изучаемого иностранного языка и тенденциях ее развития, учитывать ценности и представления, присущие культуре стран изучаемого иностранного языка.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. There are approximately 5,000-7,000 languages in the world.
a) True
b) False
Answer: True
2. A language is a system of communication by using sounds or conventional symbols.
a) True
b) False
Answer: True
3. The language norm, or standard language, identifies a repertoire of broadly recognizable conventions in spoken and written communications.
a) True
b) False
Answer: True
4. Human language depends on social convention and learning.
a) True
b) False
Answer: True
5. Human language is much simpler than any known system of animal communication.
a) True
b) False
Answer: False
6. Typically, a standard language includes a relatively fixed orthography codified in grammars and dictionaries.
a) True
b) False
Answer: True
7. The biological development of language is thought to have connection with an increase in brain volume, and many linguists see the structures of language as having evolved to serve specific communicative and social functions.
a) True
b) False
Answer: True
8. Phonemes correspond to the sounds of the alphabet always in a one-to-one relationship between a letter and a phoneme.
a) True
b) False
Answer: False
9. Linguistics studies only artificial languages.
a) True
b) False
Answer: False
10. ... is the branch of lexicology dealing with compiling and describing dictionaries
a) semasiology
b) lexicography
Answer: b) lexicography
12. The relationship between the name and the thing is studied by ...
a) semasiology
b) semiotics
Answer: b) semiotics
13. Phonetic word-building means are ...
a) shift of stress
b) affixation
c) conversion
d) sound interchange
Answer: a) shift of stress
14. The words which are different in form and meaning in a modern language but originated from one and the same word are called ...
a) etymological doublets
b) translation loans
c) homonyms
d) homophones
Answer: a) etymological doublets
15. A phoneme can have a particular pronunciation in one word and a different pronunciation in another
a) True
b) False
Answer: True
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ OTКРЫТОГО ТИПА
1. What is a phoneme?
Answer: A phoneme is the smallest unit of sound that may cause a change of meaning within a language, but that doesn’t have meaning by itself.
2. What is Usus as a linguistic phenomenon?
Answer: Usus shows how people actually speak and write the language.
3. Is this true that in the structure of language there are four main structural levels: phonological, morphological, lexical, syntactical.
Answer: For most languages, yes.
4. What are the basic components of any language structure?
Answer: The basic components of any language structure are phonemes, lexicon, and grammar.
5. What is a derivational morpheme?
Answer: Derivational morphemes modify the form of the word, for instance, the tense of a verb.
6. Do all languages have similar syntactic rules?
Answer: No, they do not.
7. Is this true that at any given moment, the grammar is finite.
Answer: Generally, yes.
8. does “Natural language” means a human language?
Answer: Generally, yes.
9. Is this true that unlike phonemes, a morpheme has a special meaning.
Answer: True
10. Is lexicology the part of linguistics that studies phrases and sentences?
Answer: Generally, yes.
12. What is the basic task of lexicology as a field of linguistic study?
Answer: The basic task of lexicology is the study and systematic description of the vocabulary with respect to its origin, development, use and other aspects.
13. How many does words generally constitute a vocabulary of a human?
Answer: An average member of the speech community uses about 7 000 – 12 000 of most frequently occurring words.
14. is this true that extralinguistic causes of the language changes include historical events and changes in the life of the society?.
Answer: Yes. Extralinguistic causes of the language changes include historical events and changes in the life of the society: social, economic, political, cultural which are inevitably reflected in the vocabulary of the language spoken by this society.
15. What do we mean by the extralinguistic causes ?
Answer:By the extralinguistic causes we also mean different relations between the words in the vocabulary, rearrangement of them and etc.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, а также основных образовательных программ в области обучения иностранным языкам и культурам в учебных заведениях разного уровня, включая высшее и дополнительное лингвистическое образование
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. The analysis aiming at breaking a word into constituent morphemes determining their number and type is called ...
a. derivational
b morphemic
Answer: b morphemic
2. The basic unit at the derivational level is called ...
a. affix
b. root
c. stem
Answer: c. stem
3. The word "girlish-ly" contains ... stem.
a. simple
b. derived
c. compound
Answer: b. derived
4. The original language to which the loan word may be traced is called...
a. Origin of borrowing
b. Source of borrowing
Answer: b. Source of borrowing
5. Unlike phonemes, a morpheme has a special meaning.
Select one:
True
False
Answer: True
6. The three largest language groups include Mandarin, Spanish, and English
Select one:
True
False
Answer: True
7. The term linguistics is connected with synchronic analysis of the language.
Select one:
True
False
8. Sounds and morphemes are meaningless items of the language.
Select one:
True
False
Answer: False
9. Syntax is a set of rules for constructing full sentences out of words and phrases
Select one:
True
False
Answer: True
10. All languages have an identical set of syntactic rules.
Select one:
True
False
Answer: False
11. Word order matters in all languages because it is essential for English.
Select one:
True
False
Answer: False
12. In languages like English, the sentences “The baby ate the carrot” and “The carrot ate the baby” have the same meaning.
Select one:
True
False
Answer: False
13. Besides the words being used, context may include the tone of voice and body language.
Select one:
True
False
Answer: True
14. The grammatical meaning may be defined as the component of the meaning recurrent in identical sets of individual forms of different words.
Select one:
True
False
Answer: True
15. The type of lexical meaning that implies the content of the notion is called ...
a. significative
b. denotational
c. connotational
Answer: a. significative

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. What is the difference between linguistics and philology as fields of study and teaching?
Answer: Before the 20th century, the term philology, first attested in 1716, was commonly used to refer to the study of language, which was then predominantly historical in focus. Since Ferdinand de Saussure's insistence on the importance of synchronic analysis, however, this focus has shifted and the term philology is now generally used for the "study of a language's grammar, history, and literary tradition", especially in the United States (where philology has never been very popularly considered as the "science of language").
2 What is linguistics as a subject of study. What is its history (give a brief answer)?
Answer: Linguistics is the scientific study of language. It involves the analysis of language form, language meaning, and language in context. Linguists traditionally analyse human language by observing an interplay between sound and meaning. Linguistics also deals with the social, cultural, historical, and political factors that influence language, through which linguistic and language-based context is often determined. Research on language through the sub-branches of historical and evolutionary linguistics also focuses on how languages change and grow, particularly over an extended period of time.
3. What are the key question that you need to attract students’ attention while explaining the topic of the Language Structure?
Answer: Language is a “nested structure.” For example: letters are combined to form syllables, syllables are combined to form words, words are combined to form clauses and sentences.
The basic components of any language structure are: Phonemes, Lexicon, Grammar. ETC.
4. Which linguists’ concepts of language structure and language as a semiotic system should be the first to relate the material to?
Answer: F. de Saussure. Course in General Linguistics, Prolegomena to a theory of language and glossemantics of Louis Hjelmslev, J. Austin's performative utterences, The language capacity from N. Chomsky's point of view.
5. Is this true that one of the peculiarities and characteristic features of the English vocabulary is a great number of borrowed words or borrowings, loan words.
Answer: Generally, yes.
6. What is a Polysemantic word?
Answer: are words with one meaning.
7. Are most English words monosemantic?
Answer: No, they are polysemantic.
8. How many paradigms may a polysemantic word enter?
Answer: A polysemantic word may enter as many synonymic and antonymic groups as many meanings it has.
9. What is a a polysemantic word?
Answer: Several related meanings associated with the same group of sounds within one part of speech together make a polysemantic word.
10. What is a homonym?
Answer: Homonyms are words identical in sound form and/or in spelling but different in meaning.
11. What does the term ETYMOLOGY maen?
Answer: The term ETYMOLOGY is derived from the Greek ETYMON which means “the true, original meaning of a word”.
12. What is A MORPHEME?
Answer: A MORPHEME is the smallest divisible meaningful language unit.
13. Is this true that the root morpheme possesses all types of meanings, including the part of speech meaning?
Answer: Generally, yes.
14. Is this true that a morpheme may have several positional and graphic variants?
Answer: Generally, yes.
15. What does the THE FUNCTIONAL APPROACH in linguistics include?
Answer: THE FUNCTIONAL APPROACH to the problem of meaning is characterized by the assertion that the MEANING of a linguistic unit may be studied only through its relation to other linguistic units.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация представляет собой экзамен, который проводится в форме онлайн-теста на портале «Цифровой университет АлтГУ» в курсе ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Тест размещен в разделе «Examination. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЭКЗАМЕН) по дисциплине ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
В тест входит 45 вопросов по всем разделам дисциплины. За правильный ответ по каждому вопросы начисляется 1 балл.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" - выполнено более 75% теста,
"Хорошо" - выполнено более 60% теста,
"Удовлетворительно" - выполнено более 50% теста,
"Неудовлетворительно" - выполнено не более 49% теста.
Примеры тестовых вопросов
1. Unlike phonemes, a morpheme has a special meaning.
Select one:
True
False
2. The three largest language groups include Mandarin, Spanish, and English
Select one:
True
False
3. The term linguistics is connected with synchronic analysis of the language.
Select one:
True
False
4. Sounds and morphemes are meaningless items of the language.
Select one:
True
False
5. Syntax is a set of rules for constructing full sentences out of words and phrases
Select one:
True
False
6. All languages have an identical set of syntactic rules.
Select one:
True
False
7. Word order matters in all languges because it is essential for English.
Select one:
True
False
9. In languages like English, the sentences “The baby ate the carrot” and “The carrot ate the baby” have the same meaning.
Select one:
True
False
10. Besides the words being used, context may include the tone of voice and body language.
Select one:
True
False
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Языкознание 2022.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Даниленко, В.П. Методы лингвистического анализа : Москва: ФЛИНТА, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Тарланов, З.К. Методы лингвистического анализа: для вузов : Москва: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 С.А. Осокина Языковые механизмы воздействия на человека: монография АлтГУ; ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Халина, Н. Н. Столярова Прикладная лингвистика. Контроль знаний, умений и уровня приобретенных компетенций по курсу "Стилистика": учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс на едином образовательном портале АлтГУ "Языкознание" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://rus-lingvist-dict.slovaronline.com/

- http://slovari.yandex.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из лекционных и практических занятий.
В дополнение к информации, представленной на лекционных занятиях, по заданию преподавателя студенты самостоятельно осваивают дополнительную информацию по изучаемым вопросам, представленную в интернете, используя современные приемы поиска информации, анализируя профильные информационные ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, используя электронные образовательные ресурсы для повышения собственной квалификации и расширения общепрофессиональной компетентности.
При подготовке к практическим заданиям рекомендуется строго следовать рекомендациям преподавателя, данным на соответствующем уроке.
При подготовке к практическим занятиям предлагается продумать не только обсуждаемую языковедческую проблему, но и способы ее представления ученической аудитории, способы использования образовательных технологий для обсуждения изучаемых языковедческих проблем.