МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н, Проф., Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1 Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-2 Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике;
ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях;
ОПК-4 Способен применять на базовом уровне знание теории и методологии исторической науки в профессиональной деятельности;
ОПК-5 Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности;
ОПК-8 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ПК-3 Способен к планированию и реализации научно-проектной деятельности в рамках научно-исследовательской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия и категории, связанные с научным исследованием;
– основные этапы научного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– создавать различные тексты научных жанров;
– выбирать тему и планировать научное исследование.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками представления результатов научной деятильности;
– навыками применения основных методов научного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и научные знания
1.1. Научное изучение Практические 4 2 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Классификация наук Практические 4 2 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Системный подход Практические 4 2 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Информация и информационное общество Практические 4 4 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Информационный взрыв и информационные революции Практические 4 4 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Научно-исследовательская деятельность Практические 4 4 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Классификация научных исследований Практические 4 2 УК-3, УК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология и методы исследования
2.1. Понятие методологии научного исследования Практические 4 4 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Подходы и принципы научного исследования Практические 4 4 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Методы, методика, техника исследования Практические 4 4 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Общефилософские методы исследования Практические 4 2 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Общенаучные методы исследования Практические 4 4 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Конкретно-научные и конкретно-проблемные методы исследования Практические 4 2 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Математизация научного знания. Моделирование Практические 4 4 УК-3, УК-6, ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Организация и практика научного исследования
3.1. Структура научно-исследовательской деятельности Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Этапы научно-исследовательской работы Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Выбор темы научного исследования Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Научная информация Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Научные издания Практические 4 2 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Выпускная квалификационная работа Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Презентация результатов научного исследования Практические 4 4 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Наукометрические показатели деятельности Практические 4 6 ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Изучение литературы по курсу. Сам. работа 4 117 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Наука как специфическая форма деятельности человека.
2. Информационные ресурсы и технологии.
3. Этапы развития науки.
4. Научная деятельность.
5. Классификация наук.
6. Фундаментальные и прикладные исследования.
7. Финансирование науки.
8. Научная информация.
9. Объект и предмет научного изучения.
10. Репродуктивная и продуктивная деятельность.
11. Классификация научных исследований.
12. Теоретический и эмпирический уровни исследования.
13. Особенности научной деятельности в различных науках.
14. Понятия методологии и метода.
15. Уровни методов: общефилософский, общенаучный, специально-научный, конкретно-проблемный.
16. Методы эмпирического уровня.
17. Методы теоретического уровня.
18. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.
19. Исследовательский этап научно-исследовательской работы.
20. Этап написания научно-исследовательской работы.
21. Этап презентации и внедрения результатов в научный оборот и практику.
22. Формы презентации результатов научной деятельности.
23. Написание монографий и статей.
24. Научные конференции, их суть и значение.
25. Компьютерные презентации и техника их создания.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Научное изучение.
2. Классификация наук.
3. Классификация научных исследований.
4. Понятие методологии и метода исследования.
5. Уровни метода. Методологические подходы и принципы.
6. Методика и техника исследования.
7. Методы эмпирического уровня.
8. Методы теоретического уровня.
9. Написание исследовательской работы.
10. Презентация научно-исследовательской работы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э5 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э6 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-3; УК-6), трех общепрофессиональных (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4) и двух профессиональных (ПК-1; ПК-2) компетенций.
Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения.