Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История_ИРиВИ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся знаний в области методов подготовки научного текста, особенностей написания научной статьи и тезисов доклада, методов визуального представления данных, а также навыков подготовки и создания презентации результатов исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
ОПК-5 | Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности; |
ОПК-5.1 | Знает современные технологии поиска, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности |
ОПК-5.2 | Умеет использовать специализированные базы данных и программные средства с целью выявления и включения необходимой информации для решения профессиональных задач |
ОПК-7 | Способен осуществлять популяризацию исторического знания в образовательных организациях и публичной среде. |
ОПК-7.1 | Знает общественно-значимые исторические проблемы и актуальные вопросы истории |
ОПК-7.2 | Умеет формировать разнообразными способами интерес к исторической проблематике в образовательной организации и в результате популяризаторской деятельности в публичном пространстве |
ОПК-7.3 | Владеет навыками публичного выступления, способен в ходе педагогической деятельности на основе исторического знания осуществлять воспитательный процесс |
ОПК-8 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. |
ОПК-8.1 | Знает современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности |
ОПК-8.2 | Умеет использовать современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности |
ОПК-8.3 | Владеет современными информационными технологиями и использует их для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-3 | Способен к планированию и реализации научно-проектной деятельности в рамках научно-исследовательской деятельности |
ПК-3.1 | Знает структуру научных проектов, их составные части, основные принципы их формулировки (правила формулирования цели, задач, содержания и т.д.) |
ПК-3.2 | Умеет планировать ход научно-исследовательского процесса (формулировать цели и задачи проектной деятельности, ее основные этапы и результаты) |
ПК-3.3 | Владеет навыками планирования и реализации научных проектов, навыками анализа научных проектов в области исторических наук |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-6.1 | Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента |
УК-6.2 | Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути |
УК-6.3 | Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности |
УК-6.4 | Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – принципы анализа и обобщения результатов исследований; – формы публичного представления научных данных. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования; – представлять полученные результаты исследования в виде научных публикаций, докладов, презентаций |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – владеть навыками анализа, обобщения и оформления результатов научного исследования; – владеть навыками публичного представления результатов выполненных научных исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методы подготовки научного текста | ||||||
1.1. | Основные виды научных текстов | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Организация академического текста | Практические | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Особенности написания научной статьи и тезисов доклада | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Аналитический обзор | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Научная рецензия | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Научно-квалификационные работы | Практические | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.7. | Кросс-культурные различия в академических текстах | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Подготовка статей в высокорейтинговые журналы | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
1.9. | Публикационная активность и ее критерии | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Создание презентации результатов научного исследования | ||||||
2.1. | Особенности учебных, научных и деловых презентаций | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Область применения и методы визуального представления данных | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Визуализация для интерпретации полученных результатов исследования | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Визуальное представления результатов исследования в среде Microsoft Excel | Практические | 4 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Эффективные приемы создания презентации результатов исследования в среде Microsoft Power Point. | Практические | 4 | 12 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
2.6. | Изучение литературы по курсу. Подготовка к экзамену | Сам. работа | 4 | 117 | Л1.2, Л3.1, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Целесообразность и научные основы организации презентаций. 2. Назначение и область применения презентаций. 3. Понятие презентации. 4. Классификация и особенности различных типов презентаций. 5. Этапы подготовки презентации. Оценка состояния и структуры аудитории. 6. Выбор структуры и формы представления информации в презентации. 7. Построение логики и переходов по структурным элементам презентации. 8. Информационное обеспечение процесса подготовки презентации. 9. Сбор информации для написания статьи, доклада, диссертации и др. научного продукта. 10. Систематизация и анализ информации, необходимой для подготовки презентации. 11. Назначение научных презентаций. Выбор формы научной презентации. 12. Практика проведения научных презентаций. 13. Использование программных продуктов для научной презентации. 14. Этапы подготовки презентации. 15. Определение доли фактического материала в презентации. 16. Принципы оформления слайдов. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
Презентация результатов научных исследований460301.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов, Н. А. | Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Кузнецов И.Н. | Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров | М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 | biblioclub.ru |
Л1.3 | М.Ф. Шкляр | Основы научных исследований : учебное пособие | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева | Основы научных исследований : учебное пособие: | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин | Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Открытый образовательный портал АлтГУ | public.edu.asu.ru | ||
Э2 | Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) | kleio.asu.ru | ||
Э3 | Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) | nbpublish.com | ||
Э4 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э5 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э6 | Интернет-журнал для тех, кто учится | http://советстуденту.рф/nauka/ | ||
Э7 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э8 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
314М | кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России |
Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся знаний в области методов подготовки научного текста, особенностей написания научной статьи и тезисов доклада, методов визуального представления данных, а также навыков подготовки и создания презентации результатов исследования. С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации любых творческих работ, а как итог – и выпускной квалификационной работы. На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-3, УК-6) и двух общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-4) компетенций. Курс завершается экзаменом, во время которого студент отвечает на два вопроса и показывает знания и умения, связанные с практикой написания и презентации научной работы. |