Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.01. История |
Профиль | История России и всеобщая история |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_01_История_ИРиВИ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 23 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 | 44 | 44 |
Сам. работа | 16 | 16 | 22 | 22 | 38 | 38 |
Консультации | 14 | 14 | 80 | 80 | 94 | 94 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.
1.1. | Изучение истории Сибири должно дать студентам понимание исторических процессов на территории региона, вооружить их знанием конкретных исторических фактов региональной истории. Изучая курс «Истории Сибири», студент должен понять особенности развития Сибири в составе Русского государства, понять причины практически полного отсутствия помещичьего землевладения, специфику социального состава населения и социально-экономических отношений в регионе. Особое внимание следует обратить на уяснение студентами специфики кабинетских горных округов, – Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского, – собственности российских императоров. Изучая историю Сибири в пореформенный период, студент должен уяснить специфику развития капитализма, социальных отношений, общественно-политической и культурной жизни. Курс истории Сибири призван развивать у студентов интерес к научным изысканиям на сибирском, алтайском материале, вооружить молодых специалистов навыками для регионоведческой работы. Большое значение в этом отношении имеет подготовка студентами курсовых и дипломных работ на региональном материале. Это осуществляется в рамках специализации по отечественной истории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса |
ПК-1.1 | Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах |
ПК-1.3 | Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современные принципы и подходы к исследованию всеобщей и отечественной истории |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать в качестве аргумента базовые знания из истории и исторические факты |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью анализировать разнородные исторические факты, обобщать значительное число исторических данных |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История Сибири в XVI - XIX в. | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса «История Сибири». | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Присоединение Сибири к Русскому госу-дарству в XVII в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Заселение Сибири русскими в XVII в. | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Социальные отношения в Сибири в XVII в. | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Управление Сибири в XVII в. | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Хозяйственное освоение Сибири в XVII в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Колонизация Сибири русскими в XVIII в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в. | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Становление сибирской промышленности в XVIII в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Города, торговля и пути сообщения | Лекции | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Административно-территориальное деле-ние и управление Сибири в XVIII в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в XVIII в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Культура Сибири XVII–XVIII вв. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Присоединение и освоение новых террито-рий в первой половине XIX в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Население Сибири в первой половине XIX в. | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.19. | Крестьянство Сибири в первой половине XIX в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.20. | Промышленность Сибири в первой поло-вине XIX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.21. | Торговля и пути сообщения | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.22. | Города Сибири в первой половине XIX в. | Практические | 5 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.23. | Административно-территориальное деление и управление | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.24. | Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в первой половине XIX в. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.25. | Культура Сибири первой половины XIX в. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.26. | Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.27. | Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в. | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.28. | Консультации | 5 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | ||
Раздел 2. История Сибири, 1917 - 1990-е гг. | ||||||
2.1. | Сибирь в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Октябрьская революция в Сибири. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Первые политические и социально-экономические преобразования советской власти в Сибири (октябрь 1917 г. – май 1918 г.). | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Сибирь в годы гражданской войны. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.5. | Сибирь в годы гражданской войны | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.6. | Политика антибольшевистских правительств в Сибири (сер. 1918 г. -1919 г.). | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Военный коммунизм в Сибири» (конец 1919 г. - весна 1921 г.) | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.8. | Сибирь в период нэпа. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.9. | Сибирь в период нэпа. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.10. | Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920–1930-е гг. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.11. | Общественно-политическая жизнь Сибири в 1920–1930–е гг. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.12. | Коллективизация и раскулачивание в Сибири | Практические | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.13. | Сибирь в годы Великой Отечественной войны. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.14. | Сибирь в период новой экономической политики | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.15. | Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.16. | Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.17. | Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.18. | Политическая история Сибири в 1920–1930-е гг. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.19. | Проблемы индустриального развития Сибири | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.20. | Сибирь в период Великой Отечественной войны | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.21. | Сибирь в период Великой Отечественной войны | Практические | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.22. | Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.23. | Сибирь во второй половине 1940-х - 1950- е гг. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1 |
2.24. | Сибирь в 1960–1990-е гг. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.25. | Сибирь в 1960–1990-е гг. | Практические | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
2.26. | Сибирь в 1960-е – 1990-е гг. | Лекции | 6 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.1 |
2.27. | Консультация по разделам | Консультации | 6 | 80 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 | Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» : 1. Ю.М. Гончаров... 2. К.А. Пожарская История Сибири (1917 - 1990 гг.) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3683 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Какое из перечисленных событий не относится к периоду существования Дальневосточной республики? a. выступление барона фон Унгерн-Штернберга б. карательные акции атамана Анненкова в. захват власти генералом Дитерихсом г. установление правительства братьев Меркуловых ОТВЕТ: б ВОПРОС 2. Какой художественный фильм показали первым на алтайском телевидении в конце 1950-х гг.? а. "Кубанские казаки" б. "Летят журавли" в. "Александр Невский" г. "Волга-Волга" ОТВЕТ: а ВОПРОС 3. Какое из ниже приведенных предприятий не было построено в Сибири в годы индустриализации (первых пятилеток)? a. Кемеровский механический завод б. Норильский горно-металлургический комбинат в. Кузнецкий металлургический комбинат г. Барнаултрансмаш ОТВЕТ: г ВОПРОС 4. "Русский" город в Китае. Центр политической эмиграции после Октябрьской революции. a. Кяхта б. Нерчинск в. Харбин г. Далянь (Дальний) ОТВЕТ: в ВОПРОС 5. Когда были введены земства в Сибири? a. в феврале 1917 г. б. в апреле 1890 г. в. в январе 1864 г. г. в июне 1917 г. ОТВЕТ: г ВОПРОС 6. В 1970-х гг. Западная Сибирь вышла в СССР на I место по добычи... a. руды b. цветных металлов в. нефти г. угля ОТВЕТ: в ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ВОПРОС 1. Укажите название единственного города в Тобольской губернии, где большевиками была быстро и мирным путем установлена советская власть. ОТВЕТ: Курган ВОПРОС 2. Укажите фамилию первого главы Временного сибирского правительства. ОТВЕТ: Дербер ВОПРОС 3. Кто в 1917 г. возглавил Каракорум-Алтайскую управу - государственное образование алтайцев? ОТВЕТ: Чорос-Гуркин ВОПРОС 4. В каком городе возник первый в Сибири Совет? ОТВЕТ: Красноярск ВОПРОС 5 . Столица Дальневосточной республики в 1920 г. ОТВЕТ: Верхнеудинск ВОПРОС 6. Укажите принципы выбора районов для эвакуации промышленности в Сибири (не менее 2-х пунктов). ОТВЕТ: ВОПРОС 7. Начальник Барнаульского гарнизона. Активный участник Гражданской войны, соратник Петра Сухова. Погиб в 1918 г. Его имя неформально носит один из микрорайонов города Барнаула. Укажите фамилию. ОТВЕТ: Сулима ВОПРОС 8. Кто возглавил самое крупное антиколчаковское выступление на Алтае? ОТВЕТ: Мамонтов ВОПРОС 9. Какая административно-территориальная единица заменила уезд в результате преобразований в середине 1920-х гг.? ОТВЕТ: округ ВОПРОС 10. В каком населенном пункте Алтайской губернии произошло вооруженное выступление крестьян против политики коллективизации? ОТВЕТ: Усть-Пристань |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. По материалам документа № 9 «Из донесения чиновника по крестьянским делам…» определите, как в сибирских селах проходило формировании крестьянского общественного правления и обобщите особенности этого процесса в своем ответе. В ходе анализа источников обратите внимание на сроки опубликования манифеста о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости в Томской губернии (документ №1). Охарактеризуйте процесс освобождения зависимого населения Сибири (документы № 2, № 3, № 4, № 5). По материалам таблицы документа № 15 определите масштабы переселенческого движения; районы, где процент переселенцев был наиболее высоким. С чем это могло быть связано? Назовите аграрные новшества, привозимые переселенцами (документ № 16). Полный перечень практических заданий по дисциплине размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2085 |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС История Сибири 3++.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. Г. Олех | История Сибири: учеб. пособие | М.: ИНФРА-М, 2001 | |
Л1.2 | Старцев А.В., Гончаров Ю.М. | Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие | Барнаул : Азбука, 2010 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | С. Глебов. | Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: | М. : Новое издательство, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766 |
Л2.2 | Бакшеев, А.И. | Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "История Сибири XX в. (1917 - 1990-е гг.)" | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "История Сибири (конец XVI – первая половина XIX вв.)" | portal.edu.asu.ru | ||
Э6 | Курс в мудл "История Сибири" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Литературная информационно-поисковая система-каталог. Режим доступа: www. ekniga.com.ua| Алтайский региональный исторический портал // URL: http://new.hist.asu.ru; Сайт «Сибирь капиталистическая» // URL: history.nse.kapital; Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/ Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. |