МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 38
индивидуальные консультации 94
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 16 16 22 22 38 38
Консультации 14 14 80 80 94 94
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончаров ю.М.;к.и.н., доцент, Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение истории Сибири должно дать студентам понимание исторических процессов на территории региона, вооружить их знанием конкретных исторических фактов региональной истории.
Изучая курс «Истории Сибири», студент должен понять особенности развития Сибири в составе Русского государства, понять причины практически полного отсутствия помещичьего землевладения, специфику социального состава населения и социально-экономических отношений в регионе. Особое внимание следует обратить на уяснение студентами специфики кабинетских горных округов, – Колывано-Воскресенского (Алтайского) и Нерчинского, – собственности российских императоров. Изучая историю Сибири в пореформенный период, студент должен уяснить специфику развития капитализма, социальных отношений, общественно-политической и культурной жизни.
Курс истории Сибири призван развивать у студентов интерес к научным изысканиям на сибирском, алтайском материале, вооружить молодых специалистов навыками для регионоведческой работы. Большое значение в этом отношении имеет подготовка студентами курсовых и дипломных работ на региональном материале. Это осуществляется в рамках специализации по отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса
ПК-1.1 Знает содержание исторических дисциплин, методы и методологию исторических наук, основные этапы научной деятельности
ПК-1.2 Умеет ставить цели и задачи научно-исследовательской работы, определять круг исследовательских методов, необходимых для реализации поставленных исследовательских задач; формулировать ее результаты; работать с историческими источниками, реконструировать прошлое человеческой цивилизации на разных ее этапах
ПК-1.3 Владеет навыками применения знаний содержания исторических дисциплин в научно- исследовательской работе и исследовательских методов, избранных для реализации запланированного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные принципы и подходы к исследованию всеобщей и отечественной истории
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в качестве аргумента базовые знания из истории и исторические факты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью анализировать разнородные исторические факты, обобщать значительное число исторических данных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История Сибири в XVI - XIX в.
1.1. Предмет и задачи курса «История Сибири». Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Ранние известия о Сибири и начало продвижения в Западную Сибирь русских в конце XVI в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Присоединение Сибири к Русскому госу-дарству в XVII в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Заселение Сибири русскими в XVII в. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Социальные отношения в Сибири в XVII в. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Управление Сибири в XVII в. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Хозяйственное освоение Сибири в XVII в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Колонизация Сибири русскими в XVIII в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.10. Сельское хозяйство и промыслы в XVIII в. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.11. Становление сибирской промышленности в XVIII в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.12. Города, торговля и пути сообщения Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.13. Административно-территориальное деле-ние и управление Сибири в XVIII в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.14. Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в XVIII в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.15. Культура Сибири XVII–XVIII вв. Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.16. Присоединение и освоение новых террито-рий в первой половине XIX в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.17. Население Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.18. Сельское хозяйство и промыслы в Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.19. Крестьянство Сибири в первой половине XIX в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.20. Промышленность Сибири в первой поло-вине XIX в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.21. Торговля и пути сообщения Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.22. Города Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.23. Административно-территориальное деление и управление Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.24. Социально-экономическое развитие корен-ных народов Сибири в первой половине XIX в. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.25. Культура Сибири первой половины XIX в. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.26. Политическая ссылка в Сибири в первой половине XIX в Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.27. Социальный протест в Сибири в первой половине XIX в. Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.28. Консультации 5 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. История Сибири, 1917 - 1990-е гг.
2.1. Сибирь в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Октябрьская революция в Сибири. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Первые политические и социально-экономические преобразования советской власти в Сибири (октябрь 1917 г. – май 1918 г.). Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.4. Сибирь в годы гражданской войны. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.5. Сибирь в годы гражданской войны Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.6. Политика антибольшевистских правительств в Сибири (сер. 1918 г. -1919 г.). Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.7. Военный коммунизм в Сибири» (конец 1919 г. - весна 1921 г.) Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.8. Сибирь в период нэпа. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.9. Сибирь в период нэпа. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.10. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920–1930-е гг. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.11. Общественно-политическая жизнь Сибири в 1920–1930–е гг. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.12. Коллективизация и раскулачивание в Сибири Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.13. Сибирь в годы Великой Отечественной войны. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.14. Сибирь в период новой экономической политики Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.15. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.16. Социально-экономическое развитие Сибири в конце 1920-х–1930-е годы Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.17. Общественно-политическое и культурное развитие Сибири в 1920–1930-е гг. Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.18. Политическая история Сибири в 1920–1930-е гг. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.19. Проблемы индустриального развития Сибири Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.20. Сибирь в период Великой Отечественной войны Сам. работа 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.21. Сибирь в период Великой Отечественной войны Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.22. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Сибири во второй поло-вине 1940-х–1950-е годы Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.23. Сибирь во второй половине 1940-х - 1950- е гг. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.24. Сибирь в 1960–1990-е гг. Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.25. Сибирь в 1960–1990-е гг. Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.26. Сибирь в 1960-е – 1990-е гг. Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1
2.27. Консультация по разделам Консультации 6 80 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» :
1. Ю.М. Гончаров...
2. К.А. Пожарская История Сибири (1917 - 1990 гг.) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3683

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Какое из перечисленных событий не относится к периоду существования Дальневосточной республики?
a. выступление барона фон Унгерн-Штернберга
б. карательные акции атамана Анненкова
в. захват власти генералом Дитерихсом
г. установление правительства братьев Меркуловых
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 2. Какой художественный фильм показали первым на алтайском телевидении в конце 1950-х гг.?
а. "Кубанские казаки"
б. "Летят журавли"
в. "Александр Невский"
г. "Волга-Волга"
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. Какое из ниже приведенных предприятий не было построено в Сибири в годы индустриализации (первых пятилеток)?
a. Кемеровский механический завод
б. Норильский горно-металлургический комбинат
в. Кузнецкий металлургический комбинат
г. Барнаултрансмаш
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 4. "Русский" город в Китае. Центр политической эмиграции после Октябрьской революции.
a. Кяхта
б. Нерчинск
в. Харбин
г. Далянь (Дальний)
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 5. Когда были введены земства в Сибири?
a. в феврале 1917 г.
б. в апреле 1890 г.
в. в январе 1864 г.
г. в июне 1917 г.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 6. В 1970-х гг. Западная Сибирь вышла в СССР на I место по добычи...
a. руды
b. цветных металлов
в. нефти
г. угля
ОТВЕТ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Укажите название единственного города в Тобольской губернии, где большевиками была быстро и мирным путем установлена советская власть.
ОТВЕТ: Курган

ВОПРОС 2. Укажите фамилию первого главы Временного сибирского правительства.
ОТВЕТ: Дербер

ВОПРОС 3. Кто в 1917 г. возглавил Каракорум-Алтайскую управу - государственное образование алтайцев?
ОТВЕТ: Чорос-Гуркин

ВОПРОС 4. В каком городе возник первый в Сибири Совет?
ОТВЕТ: Красноярск

ВОПРОС 5 . Столица Дальневосточной республики в 1920 г.
ОТВЕТ: Верхнеудинск

ВОПРОС 6. Укажите принципы выбора районов для эвакуации промышленности в Сибири (не менее 2-х пунктов).
ОТВЕТ:

ВОПРОС 7. Начальник Барнаульского гарнизона. Активный участник Гражданской войны, соратник Петра Сухова. Погиб в 1918 г. Его имя неформально носит один из микрорайонов города Барнаула. Укажите фамилию.
ОТВЕТ: Сулима

ВОПРОС 8. Кто возглавил самое крупное антиколчаковское выступление на Алтае?
ОТВЕТ: Мамонтов

ВОПРОС 9. Какая административно-территориальная единица заменила уезд в результате преобразований в середине 1920-х гг.?
ОТВЕТ: округ

ВОПРОС 10. В каком населенном пункте Алтайской губернии произошло вооруженное выступление крестьян против политики коллективизации?
ОТВЕТ: Усть-Пристань


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.








По материалам документа № 9 «Из донесения чиновника по крестьянским делам…» определите, как в сибирских селах проходило формировании крестьянского общественного правления и обобщите особенности этого процесса в своем ответе.
В ходе анализа источников обратите внимание на сроки опубликования манифеста о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости в Томской губернии (документ №1).
Охарактеризуйте процесс освобождения зависимого населения Сибири (документы № 2, № 3, № 4, № 5).
По материалам таблицы документа № 15 определите масштабы переселенческого движения; районы, где процент переселенцев был наиболее высоким. С чем это могло быть связано?
Назовите аграрные новшества, привозимые переселенцами (документ № 16).

Полный перечень практических заданий по дисциплине размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2085
Приложения
Приложение 1.   ФОС История Сибири 3++.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Г. Олех История Сибири: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2001
Л1.2 Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предпринимательство в Сибири: исторический опыт (XVII – начало XX вв.) : учеб. пособие Барнаул : Азбука, 2010 elibrary.asu.ru
Л1.3 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. Глебов. Регион в истории империи: Исторические эссе о Сибири: М. : Новое издательство, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136766
Л2.2 Бакшеев, А.И. Проблемы советской государственности в Сибири периода НЭПа: монография Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363978
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle "История Сибири XX в. (1917 - 1990-е гг.)" portal.edu.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "История Сибири (конец XVI – первая половина XIX вв.)" portal.edu.asu.ru
Э6 Курс в мудл "История Сибири" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Литературная информационно-поисковая система-каталог. Режим доступа: www. ekniga.com.ua|
Алтайский региональный исторический портал // URL: http://new.hist.asu.ru;
Сайт «Сибирь капиталистическая» // URL: history.nse.kapital;
Научная библиотека АлтГУ http://www.lib.asu.ru/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов и обсуждением проблемных, узловых, методологически значимых вопросов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться следующих правил: прочитать весь заданный текст в быстром темпе, цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа: - организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1- 2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.