МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых религий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 24
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 24 24 24 24
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Демчик Евгения Валентиновна

Рабочая программа дисциплины
История мировых религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомить студентов с историей происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения
Задачи курса:
1. Рассмотреть религиоведение как область знания и его основные разделы
2. Изучить историю религий с древности до настоящего времени.
3. Рассмотреть панораму религиозно-мировоззренческих систем в древности, средневековье, новое и новейшее время.
4. Выявить культурно-исторические особенности формирования и развитие национальных и мировых религий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях;
ОПК-3.1 Знает историческую фактологию, включая ее экономические, социальные, политические и культурные аспекты
ОПК-3.2 Умеет выявлять и формулировать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
ОПК-3.3 Владеет навыками многомерного и содержательного анализа исторических явлений и процессов путем привлечения методов социально-экономических, культурологических наук и политологии
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю происхождения и развития религий в широком культурно-историческом контексте;
главные доктринальные положения национальных и мировых религий, их священные тексты и особенности культа
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать культурно-исторические особенности национальных и мировых религий;
логично представлять освоенное знание;
применять современные теории, обеспечивать межкультурный диалог в обществе;
анализировать причины религиозных конфликтов в истории народов, стран и регионов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.грамотного, диалогического мышления и толерантности ведения диалога с людьми разных религиозных конфессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические подходы к изучению истории религии
1.1. Введение в курс. «История мировых религий» как научная дисциплина Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Проблема определения понятия «религия» в истории религиоведения. Современные определения религии Сам. работа 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Классификация религий и типология религиозных организаций Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Функции религии в обществе Сам. работа 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.5. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Сам. работа 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Архаические, этнические и национальные религии
2.1. Политеистические религии Древнего мира Сам. работа 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Политеистические религии Древнего мира Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Религиозные воззрения славян Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Национальные религии. Подготовка докладов и презентаций Сам. работа 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Национальные религии Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Иудаизм – национальная религия евреев Лекции 6 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Мировые религии
3.1. Буддизм: возникновение и историческое развитие Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.2. Буддизм: возникновение и историческое развитие Сам. работа 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.3. Буддизм: возникновение и историческое развитие Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.4. История формирования ислама Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.5. Генезис и вероучение ислама Сам. работа 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.6. Генезис и вероучение ислама Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.7. Истоки раннего христианства Лекции 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.8. Христианство Сам. работа 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.9. Христианство Практические 6 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.10. Консультации по пройденным темам Консультации 6 50 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Элбакян Е.С. История религий : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 1. БУДДИЗМ. ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ. ПРАВОСЛАВИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 2. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. АВТОХТОННЫЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 2. ЗАПАДНЫЕ КОНФЕССИИ. ИСЛАМ. НОВЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировые и национальные религии www.openreality.ru
Э2 Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» http: //epr.ipil.ru/
Э3 Курс в moodle "История мировых религий" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуется

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) «История мировых религий» размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361. В нем размещены материалы, тематически сгруппированные по разделам дисциплины. Вниманию студентов предложен «Словарь терминов и понятий». К нему рекомендуется обращаться для ознакомления с содержанием нового для них термина.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам рекомендуется выполнить работу заново и направить преподавателю на проверку. Задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией
На зачетное занятие допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.