МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 22
индивидуальные консультации 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 22 18 22 18
Консультации 50 50 50 50
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент, О.Н. Тихонова

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, О.П. Морозова

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессионально-педагогической направленности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию и осуществлению педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, к использованию и апробации специальных подходов к обучению истории и обществознанию
ПК-2.1 Знает базовый материал основных учебных дисциплин; нормативную базу, регулирующую деятельность образовательных учреждений; методику преподавания курса истории и обществознания в общеобразовательных организациях
ПК-2.2 Умеет проводить анализ нормативных документов, определяющих цели, содержание, структуру действующей системы исторического образования и применять их в практической деятельности; отбирать информацию к учебным занятиям, планировать их реализацию
ПК-2.3 Владеет основами педагогической деятельности на уровне применения их к преподаванию курсов истории и обществознания в общеобразовательной школе
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения и развития образования в России и за рубежом;
современные тенденции развития образования;
общее представление о педагогике как науке;
объект, предмет и функции педагогики;
цели и задачи педагогического образования;
категориальный аппарат педагогики;
методологию педагогической науки;
аксиологические основы педагогики;
сущность развития, социализации и воспитания личности;
сущность педагогического процесса как целостного явления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ставить педагогические цели и определять задачи учебного занятия;
структурировать учебный материал в соответствии с педагогическими целями и задачами;
выстраивать педагогический процесс на основе субъект-субъектных отношений;
осуществлять анализ педагогических ситуаций и находить адекватный способ их разрешения;
адекватно подбирать формы и методы обучения и воспитания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом педагогики;
коммуникативной компетентностью;
методами обучения и воспитания;
современными инновационными технологиями в педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
1.2. Профессионально-педагогическая культура учителя. Профессиональное становление и развитие педагога. Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
1.3. Консультации Консультации 6 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.2. Методология и методы педагогических исследований. Аксиологические основы педагогики. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.5, Л1.1
2.3. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Развитие, социализация и воспитание личности. Целостный педагогический процесс. Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.6. Консультации Консультации 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 3. Теория обучения. Теория и методика воспитания.
3.1. Обучение в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы обучения. Современные дидактические концепции.Формы и методы обучения Лекции 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.2. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание базовой культуры личности. Общие методы воспитания. Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.3. Содержание образования как основа базовой культуры личности Сам. работа 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.4. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитательные системы. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
3.5. Консультации Консультации 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3
Раздел 4. Педагогические технологии и управление образовательными системами
4.1. Педагогические технологии и мастерство учителя. Технология конструирования педагогического процесса. Технология осуществления педагогического процесса. Технология педагогическогг общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.2. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Основные функции внутришкольного управления. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Инновационные процессы в образовании. Развитие професионально-педагогической культуры учителей. Сам. работа 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л1.1
4.3. Консультации Консультации 6 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-9.1, УК-9.2, УК-9.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина Педагогика: учебник М. : Академия, 2011, 10 шт. 10
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2011
Л2.2 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
Л2.3 Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2010
Л2.4 Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающегося обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова): учеб. пособие для вузо Гардарики, 2002
Л2.5 под ред. З. И. Васильевой. История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования М. : Академия, 10 шт., 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.