МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы организации и проведения исторического исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История_ИРиВИ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы организации и проведения исторического исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения исторического знания и презентации его результатов при сочетании индивидуальных и командных методов организации исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения исследовательских и практических задач профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Знает современные технологии поиска, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Умеет использовать специализированные базы данных и программные средства с целью выявления и включения необходимой информации для решения профессиональных задач
ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-8.2 Умеет использовать современные информационные технологии, обработки и анализа информации с целью включения ее в область профессиональной деятельности
ОПК-8.3 Владеет современными информационными технологиями и использует их для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3Способен к планированию и реализации научно-проектной деятельности в рамках научно-исследовательской деятельности
ПК-3.1 Знает структуру научных проектов, их составные части, основные принципы их формулировки (правила формулирования цели, задач, содержания и т.д.)
ПК-3.2 Умеет планировать ход научно-исследовательского процесса (формулировать цели и задачи проектной деятельности, ее основные этапы и результаты)
ПК-3.3 Владеет навыками планирования и реализации научных проектов, навыками анализа научных проектов в области исторических наук
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные тенденции развития современной исторической науки;
– основные программы и проекты исторических исследований в России и за рубежом;
– методологию, методику и технику исторического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.– самостоятельно работать с источниками исторической информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки;
– осуществлять поиск исторических источников и литературы, составлять библиографические обзоры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
– методами и приемами современных научных исторических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы исторического исследования
1.1. Научное изучение Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Место истории в классификация наук Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Системный подход в исторических исследованиях Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Информация и информационное общество Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Информационный взрыв и информационные революции Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Научно-исследовательская деятельность в области истории Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Уровни научного исторического исследования Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методология и методы исторического исследования
2.1. Понятие методологии научного исследования Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Подходы и принципы исторического исследования Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Методы, методика, техника исторического исследования Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Общефилософские методы исследования Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Общенаучные методы исторического исследования Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Конкретно-научные и конкретно-проблемные методы исторического исследования Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Математизация научного знания. Моделирование в исторической науке Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организация и практика научного исследования
3.1. Структура научно-исследовательской деятельности Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Этапы научно-исследовательской исторической работы Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Выбор темы научного исторического исследования Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Научная информация по истории Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Научные исторические издания Практические 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Выпускная квалификационная работа по истории Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Презентация результатов научного исторического исследования Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Наукометрические показатели деятельности историка-исследователя Практические 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Изучение литературы по курсу Сам. работа 4 117 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3, ОПК-5.1, ОПК-5.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5781

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в образовательных организациях (в сферах профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Дополните предложение.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева Основы научных исследований : учебное пособие: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828
Л2.2 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э4 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э5 курс на портале "Цифровой университет" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения исторического знания и презентации его результатов при сочетании индивидуальных и командных методов организации исследования.
С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы в области истории.
В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития исторической науки в целом, основными программами и проектами исторических исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований в области истории, их иерархии и месте в методологической системе представления.
На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-3; УК-6) и одной общепрофессиональной (ОПК-1) компетенций.
Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения.