МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Востока

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость17 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2020
Часов по учебному плану 612
в том числе:
аудиторные занятия 242
самостоятельная работа 316
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 8
зачеты: 3, 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 22 16 22 16 23 16 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 126 126
Практические 20 20 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 116 116
Сам. работа 43 43 38 38 38 38 74 74 38 38 38 38 47 47 316 316
Часы на контроль 27 27 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 72 72 72 72 108 108 72 72 72 72 108 108 612 612

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., доцент, Глазунов Д.А.;к.и.н., доцент, Бочкарева И.Б.;к.и.н., доцент, Гостюшева Е.М.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История Востока

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Ю.А. Лысенко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: рассмотреть историю стран Азии и Африки в контексте всемирно-исторических процессов, показать особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития стран Востока, своеобразие географической характеристики Востока, раскрыть специфику восточных цивилизаций, показать значение изучения Востока для понимания всемирной истории, причин усиленного интереса к Востоку в свете идеологических и политических изменений исторической науки.
Основные задачи курса:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению истории Востока;
2. Показать роль и специфику традиций, культуры, особенности менталитета восточных стран;
3. Рассмотреть процесс экономической, политической, социальной трансформации восточных обществ в различные исторические периоды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.8

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о единстве всемирного культурно-исторического пространства; об основных факторах развития Востока; особенности социальной, экономической, политической структур восточного общества; о характере этнических процессов, проблеме этногенеза в странах Востока; о специфике правовой системы восточных обществ; об основных догмах религиозных течений Востока (ислам, индуизм, буддизм); об основных концепциях философских учений Востока; хронологию основных событий истории стран Востока; источниковую базу и историографию истории Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и давать характеристику основным этапам исторического развития восточных обществ; характеризовать традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни стран Востока; определять основные достижения восточных цивилизации; проводить причинно-следственные связи между историческими процессами и событиями; квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологическими подходами для анализа исторического процесса; методами научного анализа исторических процессов; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками работы с историческими источниками и картами; навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История древнего Востока
1.1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Особенности развития древневосточных обществ Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. История государств древней Месопотамии. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Старовавилонское царство. Практические 2 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. История древнего Египта Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Политическое и социально-экономическое развитие Хеттского царства. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.8. Восточное Средиземноморье в древности. Образование и развитие древнееврейского государства.Сирия и Финикия. Древняя Палестина. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.9. Государство Урарту.Источники и историография истории государства Урарту. Образование государства Урарту. Расцвет Ванского царства. Культура Урарту. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.10. История древнего Ирана Мидия как предшественница Персии. Образование Персидской державы Источники и историография истории древнего Ирана.Первые государственные образования на территории Ирана. Персидская держава . Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.11. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.12. Греко-Персидские войны. Персия в IV–III вв. до н.э. Кушанская держава, Парфия. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.13. Основные этапы политической истории древней Индии. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.14. Ведийская эпоха в истории Индии. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.15. История древнего Китая Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.16. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.17. Китай в эпоху династии Чжоу. Западное Чжоу. Эпоха Восточное Чжоу. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.18. Китай в эпоху централизованных империй: империя Цинь и империя Хань. Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.19. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 2 7 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.20. Подготовка и проведение итоговой аттестации Экзамен 2 27 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. История доколониального Востока
2.1. Средневековый Восток и всемирный исторический процесс Лекции 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
2.2. Средневековый Восток и всемирный исторический процесс Практические 2 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.3. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.5. История доколониального Китая.Китай на рубеже древности и средневековья (III-VI вв.)Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Позднесредневековый Китай (Минская империяОбразование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.4
2.6. Империи классического типа (Суй, Тан)Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.7. Китай в Х – XV вв. (Империи Сун, Ляо, Цзинь, Си Ся, Юань). Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.8. Образование и развитие Цинской империи. «Опиумные» войны. Практические 2 2 ОК-2 Л1.3, Л2.4
2.9. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.10. Япония в средние века.Образование государства в Японии.Япония периода сегуната Минамото и Асикага. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.11. Особенности развития Японии в средние века Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.12. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.13. Раннесредневековая Индия Индия.Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната.Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.14. Индусский период средних веков. Индия эпохи Делийского султаната. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.15. Индия эпохи Делийского султаната. Практические 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.16. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 3 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.17. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Лекции 3 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.18. Ближний Восток и возникновение ислама. Арабские халифаты. Практические 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.19. Османская империя: расцвет, кризис, попытки модернизации (XVII - первая половина XIX в.) Практические 3 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.20. Япония периода сегуната Токугава. Лекции 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.21. Япония периода сегуната Токугава. Практические 4 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.22. Работа с словарем персоналий Сам. работа 4 6 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.23. Империя Великих Моголов.Превращение Индии в колонию. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.24. Подготовка с практическому занятию Сам. работа 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.25. Превращение Индии в колонию. Практические 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.26. Иран эпохи Каджаров Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.27. Образование Османской империи. Упадок Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Лекции 4 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.28. Модернизация Османской империи Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.29. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 4 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.30. Образование Османской империи. Вторая половина XVI-XVIII в. Модернизация Османской империи Практические 4 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.31. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.32. Работа над рефератом Сам. работа 4 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.4
2.33. Развитие Центральной Азии в раннее средневековье Практические 2 2 ОК-2
Раздел 3. Раздел 3. Новая история стран Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ в.)
3.1. Страны Востока в эпоху господства колониализма. Введение. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.4
3.2. Османская империя Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.3. Индия. Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.4. Египет Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.5. Иран. Иранская революция 1905-1911 гг. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.7. Иран. Иранская революция 1905-1911 гг. Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.8. Индия. Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.9. Афганистан Практические 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.10. Китай Лекции 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.11. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.12. Китай Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.13. Япония Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.14. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 5 16 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.15. Страны Востока в годы первой мировой войны Лекции 5 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.16. Страны Востока в годы первой мировой войны Практические 5 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
3.17. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 5 26 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Новейшая история страны Азии и Африки (1918-1945 гг.) Страны Востока в период кризиса колониальной системы
4.1. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 6 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.2. Проблема периодизации новейшей истории. Социально-экономические последствия первой мировой войны для стран Востока. Пробуждение национального самосознания. Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.3. Турция Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.4. Турция Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.5. Национально-освободительное движение в странах Арабского Востока. Практические 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 6 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.7. Иран Лекции 6 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.8. Иран Практические 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.9. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 6 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.10. Афганистан Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.11. Афганистан Практические 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.12. Индия Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.13. Индия Практические 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.14. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 6 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.15. Китай Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.16. Китай Практические 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
4.17. Япония Лекции 6 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Новейшая история стран Азии и Африки (1945 - начало ХХI вв.)
5.1. Предмет и периодизация курса. Вторая мировая война как катализатор изменений всемирно-исторического масштаба. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.2. Особенности развития политической системы в период становления национальной государственности. Традиция и проблемы формирования гражданского общества в странах Востока. Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.3. КНР: трансформация социалистического режима вторая половина ХХ в. Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.4. Изучение литературы и источников по теме Сам. работа 7 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.5. Корейская проблема в послевоенный период. Лекции 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.6. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 7 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.7. Война в корее 1950-1953 гг. Практические 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.8. Страны Индокитая в новейший период Лекции 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2
5.9. Экономическое и политическое положение Японии во второй половине ХХ в. Практические 7 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.10. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 7 8 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.11. Особенности общественно-политического, экономического и внешнеполитического развития Индии в новейший период. Лекции 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
5.12. Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начало ХХI вв. Афганистан.Иран. Турция. Практические 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.13. Ближневосточный регион и палестинская проблема Лекции 7 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.14. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 7 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.15. Китай в начале XXI в. Проблема объединения Китая Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.16. Взаимоотношения КНДР и РК и проблема объединения Кореи Лекции 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.17. Япония в современном мире. Японское "экономическое чудо". Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.18. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.19. Страны Ближнего Востока в начале XXI в. Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.20. Социально-политическое развитие Индии в начале XXI в. Лекции 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.21. Изучение вопросов для самоконтроля Сам. работа 8 12 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.22. Тайваньский вопрос в современной политике Китая Практические 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.23. Экономическое развитие Южной Кореи на современном этапе Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.24. Современные российско-японские отношения Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.25. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 8 10 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.26. Палестинская проблема Практические 8 4 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.27. Роль Индии в южноазиатском регионе и современном мире Практические 8 2 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.3
5.28. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 8 23 ОК-2 Л1.2, Л1.4, Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме контрольные задания и вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации размещены в Электронных учебно-методических комплексах по дисциплине на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:
Раздел 1. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=371
Раздел 2-3. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=565
Раздел 4-5. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=595
Раздел 6-7. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1481
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
К разделу I.
1. Концепция Л. Мечникова о влиянии природного фактора на формирование особенностей цивилизации.
2. Возникновение письменности в древнем Египте и древней Месопотамии.
3. Проблема канона в древнеегипетском искусстве. Амарнское искусство.
4. Древнеегипетская религия.
5. Древнеегипетская литература: основные жанры и сюжеты.
6. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник.
7. Миграции кочевых народов в истории Месопотамии.
8. Политическая борьба в Персии в VI в. до н.э. по «Истории» Геродота.
9. Зороастризм – религия древних персов.
10. «Авеста» как исторический источник.
11. Финикия и ее роль развитии Восточного Средиземноморья.
12. Карфаген и создание Карфагенской державы в V–III вв. до н.э.
13. Социально-правовые отношения в древнеиндийском обществе по «Законам Ману».
14. Портрет императора Цинь Ши-Хуанди по «Историческим запискам» Сыма Цяня.
15. Развитие научных знаний в Древнем Китае
16. «Кочевые народы» во внешней политике Древнего Китая.
17. Традиции летописания в Древнем Китае.
18. Архивы Древнего Востока.

К разделу II-III.
1. Понятие «восточный феодализм» в современной отечественной ориенталистики.
2. Понятие «азиатский способ производства».
3. Социокультурные аспекты китайского общества в средневековье.
4. Политическое развитие династий Суй и Тан.
5. Китай эпохи Сун.
6. Особенности развития Китайской государственности в средние века.
7. Реформаторское движение в эпоху Мин. Реформаторство как неотъемлемая черта китайской истории.
8. Манчжуры в XVII в. Завоевание манчжурами Китая.
9. «Опиумные войны»: причины, события, итоги.
10. Возникновение сегуната в Японии. Особенности японского феодализма.
11. Сегунат Токугава. Предпосылки реформ Мойдзи.
12. Индуизм и кастовая система в средневековой Индии.
13. Государство и экономика в Делийском султанате.
14. Империя Великих Моголов: социально-политическое развитие.
15. Империя Великих Моголов: социально-экономическое развитие.
16. Проникновение европейцев в Индию. Торговый колониализм.
17. Понятие «колониализм». Основные этапы развития колониализма.
18. Иран эпохи Сасанидов.
19. Основные догматы ислама.
20. Основные течения в раннем исламе.
21. Мединский и Омейядский халифаты.
22. Египет и северная Африка после распада халифата.
23. Основные тенденции развития кочевого общества.
24. Османская государственность.
25. Модернизация Османской империи.

К разделу IV-V.
1. Становление капитализма в Индии во второй половине XIX – начале XX вв.
2. Восстание сипаев и его роль в процессе складывания колониального режима в Индии.
3. Эволюция конституционно-административной системы Британской Индии во второй половине XIX - начале XX в.

К разделу VI-VII.
1. Арабо-израильские войны: причины и последствия.
2. Афганистан в 1990-е гг. Движение Талибан.
3. Международная антитеррористическая кампания в Афганистане 2001 г. и разгром талибов.
4. «Культурная революция» в Китае (1966–1976 гг.): причины, ход, последствия.
5. «Исламская революция» в Иране (1978–1979 гг.). Приход к власти исламских фундаменталистов.
6. Политика «Трех красных знамен» – курс ускоренного строительства социализма с китайской спецификой.
7. Особенности «рыночного социализма» с китайской спецификой.
8. Экономические реформы в Китае в 80-90-е гг. ХХ в.: стратегия, тактика, итоги.
9. Основные проблемы современного Китая.
10. Японский классический менеджмент и его эволюция.
11. Трансформация социалистических режимов на Востоке (на примере Китая).
12. Традиция и модернизация на Востоке (на примере Ирана)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по разделу 1 (семестр 2) заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы:
1. Предмет и задачи курса «История Древнего Востока». Цивилизация как новый этап в историческом развитии человечества.
2. Источники и историография по истории Древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской иероглифической письменности.
3. Природные условия долины Нила и их влияние на формирование цивилизации древнего Египта. Периодизация истории древнего Египта. Раннее царство.
4. Египет Древнего царства. Особенности политического и социально-экономического развития.
5. Египет эпохи Среднего царства.
6. Социально-политическое и экономическое развитие Египта эпохи Нового царства.
7. Внешняя политика Египта эпохи Нового царства.
8. Ливийско-Саисский Египет (Позднее царство).
9. Религия Древнего Египта. Наука Древнего Египта. Художественная культура Древнего Египта (живопись, архитектура, литература).
10. Источники и историография древней Месопотамии. Дешифровка клинописи.
11. Природные условия и возникновение цивилизации на территории Месопотамии. Период гегемонии шумерских городов– государств.
12. Месопотамия под властью Аккада. Политика Саргона и его преемников. Нашествие кутиев. Шумеро–аккадское царство в эпоху III династии Ура.
13. Месопотамия в эпоху Старовавилонского царства. Особенности внешней политики. Экономика, общество и право древней Месопотамии по законам Хаммурапи.
14. Вавилония в период касситской династии.
15. Периодизация истории Ассирии. Ассирия в староассирийский и среднеассирийский периоды. Среднеассирийские законы.
16. Новоассирийская военная держава. Падение Ассирии и изменение международной обстановки на территории Передней Азии в VII в. до н.э.
17. Политическая история Нововавилонского царства. Социально–экономическое развитие Нововавилонского царства.
18. Религия и мифология древней Месопотамии. Литература, искусство, наука древней Месопотамии.
19. Особенности развития Элама и роль этого государства в становлении Персидского царства. Мидия как предшественница Персии.
20. Персия при Кире и Камбизе.
21. Приход к власти Дария I и характерные черты его внешней и внутренней политики.
22. Греко-Персидские войны.
23. Персия при преемниках Дария I. Завоевание Персии Александром Македонским.
24. Зороастризм – религия древних персов.
25. Природные условия Малой Азии. Возникновение Хеттского царства и Старохеттский период его истории.
26. Экономика и общество Хеттского царства по Хеттским законам.
27. Новохеттская держава.
28. Возникновение, расцвет и гибель государства Урарту.
29. Сирия и Финикия во II – сер. I тыс. до н.э.
30. Возникновение и характерные особенности развития древнееврейского государства.
31. Возникновение иудаизма и основные идеи этой религии.
32. Источниковая база по истории древней Индии.
33. Индская цивилизация – древнейшая цивилизация на территории Индии.
34. Приход ариев в Индию. Ведийский период в истории Индии. Особенности социальной структуры древней Индии.
35. Политическая борьба за объединение Индии. Возвышение Магадхи. Поход Александра Македонского в Индию.
36. Держава Маурьев. Социально-политические отношения по «Артхашастре» Каутильи. Индия в эпоху Кушан и Гуптов.
37. Культура древней Индии. Религиозные системы древней Индии. Ведийская религия. Брахманизм и индуизм. Основные идеи буддизма и его роль в духовном развитии человечества.
38. Особенности источниковой база по истории Китая. Периодизация истории древнего Китая. Китай эпохи Шан–Инь.
39. Китай эпохи Западного Чжоу. Эпоха Восточного Чжоу в Китае. Особенности развития Китая в период «Чуньцю» и период «Чжаньго».
40. Развитие философских школ в Китае: конфуцианство, моизм, даосизм, легизм.
41. Царство Цинь и реформы Шан Яна. Возникновение империи Цинь. Правление Цинь Шихуанди.
42. Возникновение империи Хань. Старшая и Младшая Хань.
43. Религиозная жизнь древнего Китая. Наука и искусство древнего Китая.
Практические вопросы и задания:
1. Проведите сравнительный анализ формационного и цивилизационного подхода к изучению исторического процесса.
2. Проанализируйте феномен обожествления правителя в древневосточных обществах (на основе «Гимна Атону», вступительной статьи в «Законах Хаммурапи»).
3. Анализ основных идей и положений конфуцианства на основе «Луньюй» Конфуция.
4. Анализ основных положений, содержания и эффективности реформ Шан Яна по «Шан цзюнь шу».
5. Дайте характеристику социальной системы древнеиндийского общества на основе «Ригведы» и «Законов Ману».
6. Выделите и проанализируйте роль и значение Угарита в истории древневосточной цивилизации.
7. Определите роль и значение природного фактора в процессе становления и развития древневосточных цивилизаций.
8. Проанализируйте этно-лингвистическую карту древнего Востока.
9. Проведите сравнительный анализ земледельческих и кочевых цивилизаций и определите их роль в истории древнего Востока
10. Выделите и проанализируйте основные этапы развития письменности на древнем Востоке.

Промежуточная аттестация по разделу 2 заключается в проведении в конце 3 и 4 семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по изученному курсу. Промежуточная аттестация в проводится онлайн-тестированием. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГТУ" количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 20 (3 семестр), 20 (4 семестр)
Критерии оценивания.
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена
Оценка "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий,
Оценка "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий,
Оценка "удовлетворительно" - верно выполнено 50-69%,
Оценка "неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50%.

Промежуточная аттестация по разделу 3 (семестр 5) заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы:
1. Колониализм как историческое явление
2. Становление национально-освободительного (буржуазного) движения в странах Востока
3. Основные теоретические подходы к изучению истории колониального Востока
4. Усиление экономического и политического проникновения европейских держав в Османскую империю во второй половине XIX в.
5. Движение «новых османов». Принятие конституции 1876 г.
6. Становление младотурецкого движения. Идеология и особенности практической деятельности младотурецких организаций.
7. Младотурецкая революция 1908-1909 гг.
8. Политика младотурецкого режима после революции. Итало-турецкая и Балканские войны.
9. Колониальная политика Великобритании в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
10. Колониальная политика России в Иране (вторая половина XIX – начало XX в.)
11. Иранская революция 1905-1911 гг.
12. Изменения в государственно-политической системе колониальной Индии во второй половине XIX в.
13. Общественно-политическая мысль Индии в 30-70-е гг. XIX в.
14. Образование Индийского национального конгресса.
15. Складывание радикального течения в национально-освободительном движении Индии.
16. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1905 г. Движение «сварадж» и «свадеши». Мусульманская Лига
17. Особенности складывания капитализма в Японии
18. Политика «самоусиления» в Китае и ее результаты.
19. Усиление натиска капиталистических держав на Китай в конце XIX в.
20. Зарождение реформаторского движения в Китае. «100 дней реформ»
21. Восстание ихэтуаней
22. Возникновение революционно течения в Китае. Сунь Ятсен.
23. Расстановка социально-политических сил накануне и на начальном этапе (октябрь 1911 – апрель 1912 г.). Синьхайской революции.
24. Перегруппировка политических сил. Борьба Сунь Ятсена против диктатуры Юань Шикая. Итоги и значение Синьхайской революции
25. «Революция Мэйдзи» и буржуазные реформы в Японии.
26. Идейно-политическая ситуация в Японии в конце XIX в. Конституция 1889 г.
27. Внешняя политика Японии в конце XIX – начале XX в.
28. Страны Дальнего востока в годы первой мировой войны.
29. Индия, Иран, Афганистан в годы первой мировой войны.
30. Османская империя в годы первой мировой войны
Практические вопросы и задания:
1. Проанализируйте основные подходы в современной науке к определению «колониализма».
2. Выделите и обоснуйте особенности развития капитализма в странах Востока.
3. Проведите сравнительный анализ первого и второго этапов Иранской революции 1905-1911 гг.
4. Проведите сравнительный анализ процесса становления капитализма в Индии, Японии и Китае.
5. Выделите и обоснуйте цель, причины и последствия строительства Суэцкого канала и установление финансового контроля над Египтом
6. Определите цель, задачи, движущие силы и результаты восстания Араби-паши в Египте. и британская оккупация Египта.
7. Охарактеризуйте деятельность Индийского национального конгресса в годы антиколониального подъема 1905–1908 гг.
8. Выделите и проанализируйте особенности становления капитализма в Индии (вторая половина XIX – начало XX в.).
9. Проанализируйте роль и место Афганстана в международных отношениях первой половины XIX века.
10. Проведите сравнительный анализ политики великих держав в Афганистане во второй половине XIX – нач. XX в.

Промежуточная аттестация по разделу 4 (семестр 6) заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы:
1. Октябрьская революция и страны Востока.
2. Внешнеполитическое положение Турции после первой мировой войны. Севрский мирный договор.
3. Советско-турецкие отношения в 1920-1921 гг. Война Турции и Армении. Советско-турецкий договор 1921 г. Лозаннская конференция 1922-1923 гг.
4. Политический режим и буржуазные реформы в Турции в 1920-1930-е гг.
5. Внешняя политика Турции в 1923-1939 гг. Турция в годы второй мировой войны.
6. Особенности национально-освободительного движения в арабских странах в 1918-1945 гг.
7. Первая кампания гражданского неповиновения в Индии.
8. Ганди и гандизм.
9. Политические процессы в Индии в период спада национального движения в 1922-1927 гг.
10. Подъем национально-освободительного движения в Индии в конце 1920-х – начале 1930-х гг.
11. Конституционные реформы в Индии 1919 г. и 1935 г. и их влияние на политические процессы в колонии.
12. Религиозно-общинный фактор в общественно-политической жизни Индии во второй половине 1930-х гг.
13. Государственно-политическая система и экономическое развитие Японии в 1920-1930-е гг.
14. Складывание право- и леворадикальных течений в общественно-политической жизни Японии.
15. Внешняя политика Японии в 1918-1941 гг.
16. Япония в годы второй мировой войны.
17. Создание революционной базы на юге Китая. Реорганизация гоминьдана и образование единого фронта гоминьдана и КПК.
18. Зарождение коммунистического движения в Китае I-III съезды Коммунистической партии Китая.
19. Начало революции в Китае в 1925 г. Взаимоотношения ГМД и КПК в едином фронте
20. Северный поход. Итоги революции
21. Установление гоминьдановского режима в Китае. Социально-экономическая политика гоминьдана в 1927-1937 гг.
22. Внешняя политика и международное положение Китая в 1927-1937 гг.
23. Советское движение в Китае 1927-1936 гг.
24. Начало японской агрессии против Китая в 1937 г. и международное положение страны. Формирование антияпонского фронта гоминьдана и КПК.
25. Изменение международного статуса Ирана после первой мировой войны. Советско-Иранский договор 1921 г.
26. Политика Реза-шаха в Иране.
27. Иран и Индия в годы второй мировой войны.
Практические вопросы и задания:
1. Выделите и обоснуйте основные направления эволюции стран Востока в 1918-1945 гг.
2. Проанализируйте цели, итоги и последствия Лозаннской конференции 1922-1923 гг.
3. Проанализируйте причины и последствия раздела арабских территорий после первой мировой войны.
4. Анализ палестинской проблемы в международных отношениях 1918-1939 гг.
5. Выделите и проанализируйте основные этапы политического развития Египта в 1920-1940-е гг.
6. Проведите сравнительный анализ политики СССР и Великобритании в Иране в 1920-1930-е гг.
7. Проанализируйте политический режим Японии в межвоенный период.
8. Дайте определение понятию «японский фашизм».
9. Проанализируйте внешне- и внутриполитическое положение Китая после первой мировой войны.
10. Определите цель, задачи, движущие силы и результаты «Движение 4 мая» 1919 г. в Китае
11. Проанализируйте причины, движущие силы, основные события и результаты Северного похода НРА.

Промежуточная аттестация по разделу 5 заключается: в проведении в конце 7 семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости); в конце 8 семестра экзамена по всему изученному курсу. Зачет и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Теоретические вопросы к зачету (7 семестр):
1. Завершение краха классической колониальной системы: изменения в политической карте мира.
2. Социально-экономические процессы, модернизация и традиции: пути выбора социально-экономической модели развития.
11. Причины образования "Движения неприсоединения", его цель и задачи деятельности, организационная структура (60-80 гг. ХХ в.).
12. Эволюция задач и форм деятельности "Движения неприсоединения" после крушения биполярной системы международных отношений.
13. "Движение неприсоединения" на рубеже XX-XXI в.
14. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в КНР накануне "культурной революции".
15. Этапы "Культурной революции" и их содержание.
16. Идеологические кампании как метод продвижения идей "Культурной революции".
17. Национальная политика в годы "Культурной революции".
18. Итоги "культурной революции", ее оценки в историографии.
19. Внешняя политика КНР в 50-е гг. ХХ в.
20. Внешняя политика КНР в 60-70-е гг. ХХ в. Советско-китайские отношения. Пограничные конфликты.
21. Экономические реформы 80-90-х гг. ХХ в. и эволюция внешнеполитической доктрины КНР.
22. Цели и задачи внешней политики КНР на современном этапе.
33. Конституция Японии 1947 года.
34. Сан-Францисский мирный договор.
35. Японское «экономическое чудо»: причины, ход, результаты.
36. Современная Япония: общая характеристика политической и экономической ситуации.
37. Советско-японские и российско-японские отношения. Проблема «северных территорий».
Практические вопросы и задания к зачету (7 семестр):
1. Охарактеризуйте состояние "Движения неприсоединения" на рубеже XX-XXI в.
2. Определите цели и задачи внешней политики КНР на современном этапе и результаты ее реализации.
3. Определите цели и задачи внешней политики Японии на современном этапе и результаты ее реализации.
4. Проведите сравнительный анализ политических режимов в Северной и Южной Корее.
5. Проведите сравнительный анализ социально-экономических систем в Северной и Южной Корее
Теоретические вопросы к экзамену (8 семестр)
1. Социально-экономическое развитие Турции: основные этапы - от этатизма к рынку.
2. Важнейшие социально-политические процессы Турции: эволюция партийно-политической системы.
3. Проблемы и направления внешней политики Турции.
4. Иран в годы Второй мировой войны. Подъем национально-демократического движения в Иране (2-я пол. 40-х гг.).
5. Политическая борьба, социально-экономическое развитие и внешняя политика Ирана .
6. Период «белой революции»: внутренняя и внешняя политика. Успехи и проблемы.
7. «Исламская революция» и провозглашение Исламской республики Иран. Внешняя политика («экспорт революции»).
8. Проблемы внутренней и внешней политики послереволюционного Ирана.
9. «Общество социалистического образца» и традиции Индии. Джавахарлал Неру
10. Реформы и политическая борьба в Индии после Неру. Индира Ганди и Раджив Ганди
11. Секуляризм и религиозный традиционализм в Индии.
12. Экономические ориентиры правящих партий в Индии
13. Внешняя политика Индии в 50-60-х гг
14. Внешняя политика И. Ганди. Индо-пакистанский конфликт.
15. Американо-индийские отношения на современном этапе

Практические вопросы и задания к экзамену (8 семестр)
1. Проанализируйте роль и место Индии в современном политическом пространстве
2. Выделите и проанализируйте содержание Палестинской проблемы. Определите возможные пути ее разрешения
3. Проанализируйте основные этапы развития политической системы в Турции
4. Составьте исторические портреты Атал Ваджпаи и Манмохан Сингх. Определите их значение и место в политической истории Индии
5. Проанализируйте положение внешнеполитическое положение Афганистана на современном этапе



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения
Приложение 1.   ФОС_История Востока_2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 1 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Л. С. Васильев. — ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. ТОМ 2 В 2 КН. КНИГА 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 2 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XIX - СЕРЕДИНА XX ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "История Востока" portal.edu.asu.ru
Э2 http://sbiblio.com/biblio/
Э3 http://www.bibliotekar.ru
Э4 http://www.nlr.ru
Э5 http://www.synologia.ru/
Э6 http://e-libra.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
4. Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru)
5. Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.