МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческая география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.и.н., доц., Бобров Д.С.

Рецензент(ы):
К.и.н., доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Историческая география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет, основные методы исторической географии как научной дисциплины, ее место среди исторических дисциплин; сформулированные отечественными и зарубежными историками основные концепции города и роли физико-географических условий, гидрографических узлов в истории России и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с исторической картой различных периодов и различной сложности, обозначать и характеризовать социально-географические, основные транспортные и торговые артерии в истории России и Европы на широком хронологическом интервале VI – начала XXI в., динамику географических и административно-политических границ; выявлять, пояснять и исправлять ошибки в заполнении контурных и исторических карт России по различным периодам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком составления исторических карт различных периодов любой сложности, извлечения исторической информации из исторических документов, карт и планов с последующей ее верификацией путем применения исторической, источниковедческой и историографической критики; способностью доступно и грамотно излагать результаты проведенного историко-географического анализа (исследования) перед аудиторией различного профиля.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие представления об исторической географии как научной и исторической дисциплине.
1.1. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общие представления об исторической географии как научной дисциплине. Предмет, задачи и методы исторической географии. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Место исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географииМесто исторической географии среди других исторических и гуманитарных дисциплин. Проблема методологии исторической географии Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. История становления исторической географии как науки
2.1. История становления исторической географии как науки в России Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. История становления исторической географии как науки за рубежом Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Физическая география Евразии как основа изучения исторической географии
3.1. Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Характеристика физико-географических условий Восточной Европы в историческом контексте Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Характеристика физико-географических условий Западной Европы в историческом контексте Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Характеристика физико-географических условий Азии в историческом контексте Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Историческая география восточных славян и их соседей, география Древнерусского государства
4.1. Историческая география восточных славян и их соседей Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Историческая география восточных славян и их соседей Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Историческая география Древнерусского государства Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Историческая география Древнерусского государства Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Историческая география Руси периода политической раздробленности
5.1. Социально-экономическая и политическая география Руси периода феодальной раздробленности Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Русь и Орда: география завоеваний и социально-экономических отношений Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. География объединительного процесса на Руси
6.1. Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Историческая география Великого княжества Литовского в XIII-XV вв. Сам. работа 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Территориальные аспекты объединительных процессов в русских княжествах XIV- начала XVI в. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Историческая география Русского государства в ХV1-ХV11 вв.
7.1. Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.2. Административное устройство и территориальная динамика Русского государства в ХV1- ХV11 вв. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.3. Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.4. Российская колонизация Сибири в XVII – начале XVIII в. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.5. География транспорта и торговли России XVII в. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
7.6. География транспорта и торговли России XVII в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Историческая география России в ХV111-первой половине ХIХ в.
8.1. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.2. Территориальная динамика Российского государства в XVIII – первой половине XIX в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.3. Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. Сам. работа 4 4 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.4. Социально-экономическая география России в ХУ111-первой половине Х1Х в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.5. Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.1, Л1.2
8.6. Историческая география Сибири и Алтая в XVIII – первой половине XIX в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Историческая география России второй половины XIX – начала XX в.
9.1. Социально-политическая география России второй половины XIX – начала XX в. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
9.2. География промышленности, транспорта и торговли России второй половины XIX – начала XX в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Историческая география Советского Союза
10.1. Историческая география СССР 20-40-х гг. XX в. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
10.2. Социально-экономическая и политическая география СССР в 50-80-х гг. XX в. Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Историческая география современной России
11.1. Политическая география современной России Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2
11.2. Социально-экономическая география современной России Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4200

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Как по-другому в источниках в период политической раздробленности именовалось Владимиро-Суздальское/Ростово-Суздальское княжество?
а) Залесский край
б) Заморский край
в) Заозерный край
г) Заволжский край
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 2. К неславянским народам относились:
а) чудь, мурома, весь, меря
б) кривичи, ляхи
в) дреговичи, вятичи
г) белые хорваты, дулебы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 3. Какого из этих городов не существовало в пределах Золотой Орды?
а) Укек
б) Бельджамен
в) Сарайчик
г) Бухара
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 4. В результате смешения каких этносов возникли казанские татары?
а) волжские булгары и кипчако-монгольский элемент
б) прикаспийские татары и кипчако-монгольский элемент
в) кипчако-монгольский элемент и китайцы
г) все вышеперечисленное
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 5. Какое из этих княжеств включало в себя одновременно верховья Оки, среднее течение Десны и Днепра?
а) Черниговское княжество
б) Муромо-Рязанское княжество
в) Киевское княжество
г) Смоленское княжество
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 6. Какой из этих терминов не является вариантом названия города, куда в начале XIV в. была перенесена столица Золотой Орды?
А) Сарай Ал-Джедид
б) Новый Сарай
в) Сарай-Бату
г) Сарай-Берке
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 7. Где находится Сколково — первый и крупнейший в России центp инноваций и технологий?
а) в Сибири
6)на Урале
в) в центре Европейской части
г) на севере Европейской части
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8. Возле какого из этих современных российских городов нет залежей каменного угля?
А) Воркута
6)Чита
в) Кемерово
г) Норильск
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 9: Что из этого не характерно для истории заводов и городов на Алтае в XVIII в.?
а) Барнаульский завод был расположен на правом берегу Оби
б) современный г. Барнаул берет начало с д. Усть-Барнаульской и построенного возле нее Барнаульского завода
в) строительство Барнаульского завода было начато в 1739 г. а закончено в 1744г.
г) во второй половине XVIII в. Барнаул стал административным центром ведомственного управления и производства на Алтае
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 10. Какая территория из указанных не вошла в состав Российской империи в XIX в.?
А) Грузия
6) Финляндия
в) Молдова
г) Эстляндия
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 11. Основными центрами черной металлургии в XVIII веке были:
а) Тула и Алтай,
б) Урал и Кривой рог,
в) Тула и Урал,
г) Алтай и Урал
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 12. Какое из этих суждений о присоединении и освоении Восточной Сибири в XVII в. является неверным?
А) на юге Западной Сибири к концу XVII в. пределы русского влияния достигали верховьев Томи, но не достигали верховьев Оби
6) после своего основания Иркутск стал плацдармом для освоения Дальнего Востока и Нижнего Приамурья
в) многие ключевые торговые пути в Сибири XVII в. проходили через Мангазею
г) Яна и Колыма были освоены после Лены
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 13. В 1939 г. в состав СССР входило:
а) 4 республики.
б) 11 республик.
в) 15 республик.
г) 7 республик
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. По условиям Бухарестского мира с Турцией 1812 г. к России была присоединена территория:
а)Бессарабии
б) Крыма
в)Прикубанских земель
г) Приазовья
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Правобережная Украина вошла в состав России в результате:
а)Ливонской войны
б) первого раздела Речи Посполитой в 1772 г
в) второго раздела Речи Посполитой в 1793 г.
г) восстания под руководством Б. Хмельницкого
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
ВОПРОС 1. Притоками какой реки в Сибири являются Верхняя, Средняя и Нижняя Тунгуска?
ОТВЕТ: Енисей

ВОПРОС 2.
Возле какого города располагалась одна из наиболее известных ярмарок XVII в. - Макарьевская?
ОТВЕТ: Нижний Новгород

ВОПРОС 3.
Какой из городов Золотой Орды располагался в районе наибольшего сближения Волги и Дона на месте древнего волока?
ОТВЕТ: Бельджамен

ВОПРОС 4. Пролив между Азией и Америкой был открыт экспедицией под началом ______________ .
ОТВЕТ: Семена Дежнева

ВОПРОС 5. До 1775 г. река Урал носила название __________ .
ОТВЕТ: Яик

ВОПРОС 6: Какая из провинций выделилась в самостоятельную губернию из Сибирской в 1764 г.?
ОТВЕТ: Иркутская

ВОПРОС 7. В 1914 г. статус российского протектората получила _________ .
ОТВЕТ: Тува

ВОПРОС 8. Система речных каналов, соединившая Петербург и Волгу через Ладожское озеро и Шексну в начале XIX в., получила название ____________ .
ОТВЕТ: Мариинская

ВОПРОС 9. Укажите название первой российской железной дороги ______________.
ОТВЕТ: Николаевская

ВОПРОС 10. Как назывался мирный договор, по которому Финляндия была присоединена к России?
ОТВЕТ: Фридрихсгамский

ВОПРОС 11. Россия потеряла устье Дуная по результатам __________ войны.
ОТВЕТ: Крымской

ВОПРОС 12. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали началось в ________ году.
ОТВЕТ: 1894

ВОПРОС 13. Основной район нефтедобычи в Российской империи на рубеже XIX – XX веков находился вблизи города __________ .
ОТВЕТ: Баку

ВОПРОС 14. Какой город являлся самым южным российским укреплением в Западной Сибири в первое десятилетие XVII века?
ОТВЕТ: Томск

ВОПРОС 15. В каком году к Московскому княжеству была присоединена Псковская земля?
ОТВЕТ: 1510

ВОПРОС 16: В 1940 г. в состав СССР вошла ______________ социалистическая советская республика.
ОТВЕТ: Карело-Финская

ВОПРОС 17. В 1552 г. Россия присоединила _________ ханство.
ОТВЕТ: Казанское

ВОПРОС 18. Какой золотоордынский город располагался вблизи современной Астрахани?
ОТВЕТ: Хаджи-Тархан

ВОПРОС 19. Столица Сибирского ханства располагалась на реке _________ .
ОТВЕТ: Иртыш

ВОПРОС 20. В 1607 г. на волоке, ведущем из низовьев Оби к Енисею, был основан город __________ .
ОТВЕТ: Туруханск.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Основные источники исторической географии.
2. Развитие исторической географии как науки в России.
3. Взаимодействие природы и общества на современном этапе развития человечества
4. Географическая среда и ее влияние на общество и человека.
5. Физическая география Восточно-Европейской равнины
6. Расселение восточнославянских племен.
7. География хозяйственных связей и торговых путей Древнерусского
8. государства.
9. Политическая география Древнерусского государства и его соседей в Х-ХII вв.
10. Политическая география Восточной Европы периода феодальной раздробленности.
11. География населения и городов Древнерусского государства
12. Влияние татаро-монгольского нашествия на историческую географию Восточной Европы.
13. Основные этапы складывания территории единого Русского централизованного государства.
14. Административно-территориальное деление Русского государства в XIV-XVII вв.
15. Население Русского государства в XIV-XVII вв.
16. География хозяйства Русского государства в XIV-XVII вв.
17. Города Русского государства в XIV-XVII вв.
18. Пути сообщения Русского государства в XIV-XVII вв.
19. Изменение территории страны в XVIII - XIX вв.
20. География промышленности в XVIII-первой половине XIX вв.
21. География сельскохозяйственного производства в XVIII-первой половине XIX вв.
22. География транспорта и торговых путей России XVIII-первой половине XIX вв.
23. Территориально-административное деление России XVIII-первой половине XIX вв.
24. География населения и городов России в XVIII-первой половине XIX вв.
25. География населения и городов в Российской империи периода капитализма.
26. Формирование территории СССР
27. Демографические процессы на территории СССР.
28. География городов и сельских поселений в СССР в 50-70-е гг. ХХ вв.
29. Основные особенности экономической географии СССР в 70-е-80-е гг. ХХ в.
30. Географическая среда и ее влияние на процессы формирования русской государственности в трудах С.М. Соловьева и В.К. Ключевского.
31. Изменение территории России после распада СССР.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев Д.С. Историческая география: программа курса и метод. рекомендации для студентов АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/931
Л1.2 Перцик Е.Н. История, теория и методология географии : учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барсов, Н.П. Очерки русской исторической географии: география Начальной летописи: Кучково поле, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454418
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Курс на Moodle " Историческая география" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Историческая география» нацелен на формирование у студентов системы целостных и устойчивых представлений относительно связи пространственной и временной парадигмы исторической науки, географической составляющей и обусловленности многих исторических событий, явлений и процессов. Курс состоит из серии лекций и семинарских занятий, предполагает существенную самостоятельную работу студентов. Общая трудоемкость курса – 3 ЗЕТА/ 108 часов. Итоговая форма контроля по итогам курса – зачет.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога, с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника.
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа.
Организационный, - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Целесообразно готовиться к семинарским занятиям за 1-2 недели до их начала, а именно: на основе изучения рекомендованной литературы выписать в контекст основные категории и понятия по учебной дисциплине, подготовить развернутые планы ответов и краткое содержание выполненных заданий. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Каждое практическое занятие состоит из трех последовательно сменяющих друг друга блоков: решения тестовых заданий, обсуждения вынесенных в план исторических проблем и сюжетов, заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара. Тестовые задания представляют собой перечень из 5 вопросов, каждое из заданий № 1-4 предполагает выбор единственно верного варианта ответа из четырех. За каждое правильно выполненное соответствующее задание начисляется 1 первичный балл. Задание № 5 предполагает относительно развернутый ответ на поставленный вопрос, заключающий в себе, причины, основные черты или последствия какого-либо события или явления для дальнейшего хода исторического процесса. Правильное выполнение этого задания оценивается в 2 первичных балла, частично правильное – в 1 балл.
Устные выступления студентов оцениваются по двум направлениям. Первое заключает в себе степень полноты содержания и предполагает проверку наличия в ответе основных исторических событий, явлений и процессов, причинно-следственных связей между ними; отсутствия фактических и аналитических ошибок, псевдонаучных фактов и знаний (максимум – до 6 баллов). Второе предполагает оценивание степени самостоятельности владения историческим материалом, в том числе оригинальности и аргументированности собственных суждений, возможность излагать тезисы и иллюстративную базу с минимальной опорой на заранее подготовленные выписки или вовсе без нее (максимум – до 6 баллов).
Заполнение контурной исторической карты по периоду, относящемуся к теме семинара, предполагает индивидуальную работу студентов по нанесению и локализации на карте ключевых гидрографических объектов, населенных пунктов, административно-территориальных границ, транспортных и торговых путей. Осуществляется на основе заранее подготовленного одним из студентов доклада/ презентации по методику заполнения соответствующей карты. Предполагает самостоятельную верификацию студентами материала, освещенного в докладе/презентации и нанесенного на презентационную карту. За заполнение каждой карты максимум можно набрать до 6 баллов, учитываются полнота нанесения и точность локализации объектов на карте, грамотное оформление легенды карты, применяемые при заполнении цветовые решения.
Технические требования к рефератам.
Тема – любой из приложенных вопросов (один); Объем 15-20 стр.; Кегль 14, интервал 1,5пт; выравнивание текста по ширине; список литературы не менее 10 позиций; наличие введения, основной части, разделенной на параграфы и главы, заключения; оригинальность, полностью механически скопированные или сохраненные с Интернета тексты не принимаются и не засчитываются; титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями к рефератам.
Зачет проводится в устной форме или в формате тестирования. При устном ответе на зачете в билет включено два вопроса, охватывающих различные тематические или хронологические аспекты историко-географического знания. На подготовку и ответ студенту отводится 40 минут. Для получения зачета необходимо отразить в ответе не менее 50% информации, содержащей анализ причин, содержания и последствий социальных, социально-географических или историко-географических явлений по каждому из предложенных вопросов. В случае неопределенного/пограничного статуса ответа предусмотрены устные вопросы преподавателя, направленные на детализацию и верификацию отдельных элементов ответа. При тестировании в итоговый тест включается 10 вопросов по различным аспектам организации и функционирования исторической науки. Время написания теста – 20 минут. Для получения зачета необходимо правильное выполнение 50-100% заданий.