МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_01_История-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 68 72 68
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 ИСТОРИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 950)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения;
формирование умений преподавать курс истории в общеобразовательных организациях с учетом применения основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов обучения и воспитания как объектов деятельности педагога;
цели обучения и воспитания;
принципы обучения и воспитания;
содержание обучения и воспитания;
методы обучения и воспитания;
формы организации обучения и воспитания.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять целеполагание в процессах обучения и воспитания;
реализовывать принципы обучения и воспитания в преподавании курса истории;
осуществлять отбор и проектирование содержание исторического образования;
использовать методы обучения и воспитания в преподавании истории;
реализовывать формы организации обучения в преподавании курса истории.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации принципов обучения и воспитания;
использования критериев и принципов отбора содержания исторического образования;
проектирования содержания исторического образования;
использования методов обучения и воспитания;
проектирования и проведения урока и других форм организации обучения истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Педагогическая деятельность Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Педагогическая деятельность Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Профессиональная культура педагога Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общие основы педагогики
2.1. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Предмет педагогики и задачи современной педагогической науки Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Методологические основы педагогики Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Диалектика развития, социального формирования и воспитания личности Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.8. Проблема цели воспитания педагогики Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Целостный педагогический процесс Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Целостный педагогический процесс Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теория воспитания
3.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы воспитания Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Современные концепции воспитания Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Лекции 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Содержание воспитания Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.8. Содержание воспитания Сам. работа 7 10 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.9. Особенности воспитательной работы со школьниками, имеющими отклонения в поведении Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.10. Формирование мировоззрения учащихся современной школы Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.11. Коллектив и личность в условиях гуманизации школы Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Дидактика
4.1. Сущность процесса обучения Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Сущность процесса обучения Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Обновление содержания школьного образования Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Обновление содержания школьного образования Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Обновление содержания школьного образования Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.7. Методы проблемного обучения Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.8. Методы проблемного обучения Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.10. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.11. Современные дидактические концепции Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.12. Формы организации обучения в школе Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.13. Урок в современной школе Лекции 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.14. Урок в современной школе Практические 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.15. Принципы обучения Сам. работа 7 2 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.16. Формы организации обучения (помимо урока) Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.17. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 7 4 ПК-11 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.