МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Источниковедение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 22 22 26 26 48 48
Сам. работа 2 2 79 79 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 144 144 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Иванова Н.П.;д.и.н., Профессор, Цыб С.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доц., Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Источниковедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- дать общее представление о месте и научно-исследовательских задачах источниковедения в изучении событий исторического прошлого;
- представить основные теоретические понятия исторического источниковедения;
- раскрыть конкретную исследовательскую методику исторического источниковедения;
- охарактеризовать главные группы источников по российской истории;
- показать причины эволюции форм и содержания российских источников в различные периоды отечественной истории;
- продемонстрировать познавательные возможности источниковедческого исследования в реконструкции событий исторического прошлого.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-3 Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о содержании и методике источниковедческого исследования;
- об основных разновидностях источников российской истории и способах извлечения из них исторической информации;
- о роли и задачах критической оценки источников при построении общеисторических выводов
3.2.Уметь:
3.2.1.- классифицировать письменные исторические источники;
- определять особенности их познавательных возможностей;
- критически оценивать информацию исторических источников и использовать ее в общеисторических реконструкциях;
- оценить достижения и недостатки предшествующих поколений исследователей в проведении источниковедческого исследования
готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов по истосниковедению для своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками самостоятельной источниковедческой обработки источников по российской истории;
- ориентации в источниковой базе российской истории;
- построения оригинальных общеисторических выводов на основании критической оценки исторических источников;
- применения особого подхода к различным разновидностям исторических источников.
Навыками составления обзоров научной литературы, критической оценки исторических источников и электронных информационно-образовательных ресурсов по источниковедению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы источниковедения
1.1. Основные понятия: источник, источниковедение, критика источников Лекции 3 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Возникновение и развитие понятия «критика источника» Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Этапы исторического исследования Практические 3 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л1.2
1.4. Методы исторического исследования Практические 3 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Методология и методы в исторических исследованиях Практические 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Источники русской истории XI–XVII вв.
2.1. Научные задачи, категории и методы текстологии рукописных источников средневековья Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Русские летописи как исторический источник Лекции 3 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. «Повесть временных лет» Практические 3 6 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Законодательные источники Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Законодательные источники средневековья Лекции 3 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. «Русская Правда» Практические 3 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Судные грамоты и судебники Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Соборное Уложение Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Древнерусская литература Лекции 3 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.10. Древнерусская агиография Практические 3 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Древнерусская военно-историческая повесть и паломнические сочинения Сам. работа 3 0 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.12. Актовые грамоты Сам. работа 3 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.13. Документы писцового делопроизводства Практические 3 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Российские исторические источники XVIII – начала XX в.
3.1. Законодательство эпохи абсолютной монархии Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Полное собрание законов и Свод законов Российской империи Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Мемуарная литература Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Важнейшие мемуарные сочинения Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Периодическая печать Практические 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Русские газеты начала ХХ в. Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Делопроизводственная документация в России в XVIII – начале XX вв.: основные разновидности и особенности источниковедческого анализа Практические 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Публицистические сочинения Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Министерское делопроизводство начала ХIХ в. Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Эпистолярные источники Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Партийно-политические документы Сам. работа 4 3 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Документы революционных партий второй половины XIX – начала ХХ в. Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Дореволюционная статистика Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Периодическая печать в России в XVIII – начале XX в.: метод контент-анализа Практические 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Исторические источники советского периода
4.1. Советское законодательство Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Статистические источники (источниковедческий анализ, технология баз данных, архивная информационная эвристика) Практические 4 6 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.3. «Война законов» в 80-90-е гг. ХХ в. и оформление российского законодательства Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.4. Ведомственная инструктивная документация Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.5. Советская статистика Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.6. Советская мемуаристика Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.7. Мемуарная литература конца ХХ – XXI в. Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.8. Партийно-политическая документация Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.9. Программы КПСС Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.10. Программы политический партий конца ХХ-начала XXI Сам. работа 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.11. Новые черты в периодике конца ХХ-начала XXI в. Сам. работа 4 8 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.12. Эпистолярные источники Сам. работа 4 6 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.13. Письма времен Великой Отечественной войны Сам. работа 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Методы исторического исследования
5.1. Периодическая печать: источниковедческий анализ и возможности использования технологии базы данных Практические 4 4 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. "Цифровой поворот": перспективы и проблемы для исторической науки Практические 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Новые формы исторических источников и методы работы с ними Лекции 4 2 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.4. Экзамен Экзамен 4 27 УК-1, УК-5, ОПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2660, примеры размещены в приложениии.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Н. П. Иванова Хрестоматия для практических занятий по источниковедению [электронный ресурс]: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 А. В. Сиренов [и др.] Источниковедение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Румянцева М.Ф. Основы теории исторического знания : учебное пособие Переславль-Залесский : УГП имени А.К. Айламазяна, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Источниковедение ivid.ucoz.ru
Э5 Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН lib.pushkinskijdom.ru
Э6 Исторические источники в виртуальной библиотеке исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э7 Источниковедение (для направления 46.03.02 - Документоведение и архивоведение) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Более подробные методические рекомендации по подготовке к различным видам занятий, при освоении дисциплины и видам контроля (в том числе балльно-рейтинговая система оценивания) представлены на едином образовательном портале АГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2660.

Курс построен на сочетании двух форм деятельности (аудиторная и дистанционная). Аудиторно проводятся лекции и семинарские занятия, дистанционно организована самостоятельная работа студентов, в том числе некоторые формы контроля (тесты on-line, лекции on-line). Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине позволяет учитывать обе формы и отслеживать успеваемость студентов в ходе освоения дисциплины. Она включает несколько обязательных категорий заданий Лекции (on-line), Семинары (аудиторно), Тесты (on-line), Итоговый тест (on-line).

Категория ЛЕКЦИИ (on-line) состоит из 8 лекций (их можно быстро открыть через закладку с левой стороны экрана "Элементы курса" - Лекции), за каждую из которых можно набрать максимум 3 балла. В каждом семестре нужно выполнить 4 лекции (on-line). Всего по данной категории в одном семестре можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 18. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все лекции на 3 балла, вы автоматически набираете 18 баллов.

Лекция представляет собой текст лекции (содержательный контент) и несколько вопросов тестового типа (8-10), помещенных между отдельными подтемами лекции. Прочитав один фрагмент лекции, вы с легкостью сможете ответить на вопросы следующие за ним, т.к. вопросы связаны с этой подтемой. При правильном ответе на все вопросы лекции вы набираете максимальный балл - 3. Обратите внимание, что в ответах может быть несколько правильных ответов (множественный выбор), если вы не указываете хотя бы один из правильных ответов, то ответ считается неправильным. Внимательно читайте текст лекции, чтобы правильно отвечать на вопросы.

В лекциях выставлено ограничение: баллы за лекцию начисляются только, если вы ответили минимум на 3 вопроса правильно, во-вторых, если вы проходили лекцию не менее 20 минут. На прохождение одной лекции отводится 1 час. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за лекцию попадает средняя между выполненными попытками.

Категория ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (аудиторно) состоит из 5 практических занятий в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум - 20 баллов, максимум - 39 баллов. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все семинары на 3 балла, вы автоматически наберете 39 баллов.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям:

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:

Заведите рабочую тетрадь для записей.
Прочтите материал предложенный для подготовки к практическому занятию. Можно привлекать дополнительный материал, если вы уверены, что он подходит для данной темы.
Выделите и выпишите главные, на ваш взгляд, мысли по каждому фрагменту (опорные тезисы).
Проверьте, нашли ли вы ответы на вопросы, вынесенные на практическое занятие.
Появились ли у вас собственные вопросы, связанные с каким то фрагментом. Обязательно запишите их на полях.
Придумайте или вспомните из собственной практики примеры, демонстрирующие ваше понимание приведенных тем или иным автором высказываний. Обязательно запишите их. Они будут обсуждаться на занятии.
Выполните конкретное практическое задание, которое сформулировано в каждой теме.
Оставляйте место для уточнения каких-либо моментов или записи новых формулировок.

К конце ОБЯЗАТЕЛЬНО сформулируйте три (и более) основные идеи, которые могут пригодиться вам для дальнейшей работы (например, для вашей НИР). Или придумайте историю, как эти знания могут пригодиться на практике.


Категория ТЕСТЫ состоит из 5 тестов (on-line) в каждом семестре, за каждый из которых можно набрать максимум 3 балла. Всего по данной категории можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 18. Баллы высчитываются по весу, поэтому, выполнив все тесты на 3 балла, вы автоматически набираете 18 баллов.

Перед прохождением тестов настоятельно рекомендуется познакомиться с материалами лекций, практических занятий, интернет-ресурсами, ссылки на которые представлены в курсе и иными материалами, выложенными в курсе по теме конкретного теста.
Тест представляет собой 10 тестовых заданий разного типа (выбор одиночный или множественный, вопросы на соответствие, верно/неверно, вписать ответ). На прохождение одного теста обычно отводится 10 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за конкретный тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться, выставлен параметр случайный выбор вопроса.

Категория ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (on-line) состоит из 1 теста, за который можно набрать минимум 10 баллов, максимум - 15.

Итоговый тест состоит из 30 вопросов разных тем курса (случайный выбор вопроса из разных тем), на выполнение которых отводится 30 минут. Количество попыток неограниченно, но в итоговую оценку за итоговый тест попадает средняя между выполненными попытками. ВАЖНО! При повторной попытке вопросы в тесте могут измениться (!!!), выставлен параметр случайный выбор вопроса.

В курсе возможно заработать дополнительные баллы (до 10 баллов), выполнив индивидуальное задание преподавателя. Чтобы получить индивидуальное задание, нужно либо написать сообщение преподавателю в moodle, в котором указываете следующую информацию: ФИО, № группы, название вашего курса, который вы проходите - Источниковедение (для документоведов), суть вашей просьбы; либо обратившись к преподавателю лично.

Поскольку курс рассчитан на два семестра, то в нем предполагается два вида итогового контроля - зачет и экзамен.

Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ:

Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Оценка (зачтено/не зачтено) может быть получена студентом по результатам текущего и рубежного рейтингового контроля. В случае несогласия с полученной оценкой студент может прийти на устный зачет, ответить вопросы билета. При этом итоговая оценка будет складываться из трех составляющих:

Итоговой оценки (зачет/не зачет) за работу в системе Moodle (по всем видам контроля).
Оценки (зачет/не зачет) за ответ на первый вопрос билета.
Оценки (зачет/не зачет)за ответ на второй вопрос билета.

На зачете требуется ответить на два вопроса. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.

Методические рекомендации по подготовке к ЭКЗАМЕНУ

Устный экзамен проводится по окончании времени, отведенного на изучение данной дисциплины.

Таким образом, для допуска к экзамену необходимо набрать не менее:

10 баллов за лекции (on-line) ,

20 баллов за практические занятия (аудиторно),

10 баллов за тесты (on-line),

10 баллов за итоговый итоговый тест (on-line).

Один вид контроля не заменяет другой.


Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к экзамену необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные разделы учебников, учебных пособий и научные работы. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время при подготовке непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к экзамену простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На экзамене требуется ответить на два вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 40 минут, на ответ - 20 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.