Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.02. Документоведение и архивоведение |
Профиль | Документационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 08.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-6 | Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
ОПК-1 | Способен применять на базовом уровне знания исторических наук при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности; |
ОПК-3 | Способен применять теоретические знания для решения поставленных задач в области документоведения и архивоведения; |
ОПК-4 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности; |
ПК-1 | Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов |
ПК-2 | Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные понятия и категории, связанные с научным исследованием; – основные этапы научного исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – создавать различные тексты научных жанров; – выбирать тему и планировать научное исследование. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками представления результатов научной деятильности; – навыками применения основных методов научного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наука и научные знания | ||||||
1.1. | Научное изучение | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Классификация наук | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Системный подход | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Информация и информационное общество | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Информационный взрыв и информационные революции | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Научно-исследовательская деятельность | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Классификация научных исследований | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Методология и методы исследования | ||||||
2.1. | Понятие методологии научного исследования | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Подходы и принципы научного исследования | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Методы, методика, техника исследования | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Общефилософские методы исследования | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Общенаучные методы исследования | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Конкретно-научные и конкретно-проблемные методы исследования | Практические | 4 | 2 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Математизация научного знания. Моделирование | Практические | 4 | 4 | УК-3, УК-6, ОПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Организация и практика научного исследования | ||||||
3.1. | Структура научно-исследовательской деятельности | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Этапы научно-исследовательской работы | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Выбор темы научного исследования | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Научная информация | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Научные издания | Практические | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Выпускная квалификационная работа | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Презентация результатов научного исследования | Практические | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Наукометрические показатели деятельности | Практические | 4 | 6 | ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Изучение литературы по курсу. | Сам. работа | 4 | 117 | УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-1, ПК-2 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Наука как специфическая форма деятельности человека. 2. Информационные ресурсы и технологии. 3. Этапы развития науки. 4. Научная деятельность. 5. Классификация наук. 6. Фундаментальные и прикладные исследования. 7. Финансирование науки. 8. Научная информация. 9. Объект и предмет научного изучения. 10. Репродуктивная и продуктивная деятельность. 11. Классификация научных исследований. 12. Теоретический и эмпирический уровни исследования. 13. Особенности научной деятельности в различных науках. 14. Понятия методологии и метода. 15. Уровни методов: общефилософский, общенаучный, специально-научный, конкретно-проблемный. 16. Методы эмпирического уровня. 17. Методы теоретического уровня. 18. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. 19. Исследовательский этап научно-исследовательской работы. 20. Этап написания научно-исследовательской работы. 21. Этап презентации и внедрения результатов в научный оборот и практику. 22. Формы презентации результатов научной деятельности. 23. Написание монографий и статей. 24. Научные конференции, их суть и значение. 25. Компьютерные презентации и техника их создания. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Научное изучение. 2. Классификация наук. 3. Классификация научных исследований. 4. Понятие методологии и метода исследования. 5. Уровни метода. Методологические подходы и принципы. 6. Методика и техника исследования. 7. Методы эмпирического уровня. 8. Методы теоретического уровня. 9. Написание исследовательской работы. 10. Презентация научно-исследовательской работы. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Кузнецов И.Н. | Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров | М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.Н. Сафронова, А.М. Тимофеева | Основы научных исследований : учебное пособие: | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. , 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435828 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Открытый образовательный портал АлтГУ | public.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" | e.lanbook.com | ||
Э3 | Университеская библиотека online | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Официальный сайт Федерального архивного агентства | archives.ru | ||
Э5 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э6 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
Цель дисциплины – освоить систему методов и конкретных приемов получения научного знания и презентации его в формах, адекватных запросам научного сообщества. С общей целью тесно связана основная практическая задача, решаемая учебной дисциплиной, – подготовка студентов к осмыслению основ написания, оформления и презентации курсовых (а также любых других письменных творческих работ), а как итог – и выпускной квалификационной работы. В рамках настоящего курса происходит знакомство обучающихся с современными проблемами и тенденциями развития науки в целом (включая фундаментальную и прикладную как тесно взаимосвязанные ее элементы), в том числе гуманитарной, основными программами и проектами гуманитарных исследований в России и за рубежом. Обучающие получают представление о подходах, принципах и методах современных научных исследований, их иерархии и месте в методологической системе представления. На основе изучения курса осуществляется формирование двух универсальных (УК-3; УК-6), трех общепрофессиональных (ОПК-1; ОПК-3; ОПК-4) и двух профессиональных (ПК-1; ПК-2) компетенций. Студентам также необходимо понять, что теме организации и проведения научных исследований всегда уделялось достаточно много места обучении, поэтому при подготовке к итоговой аттестации по курсу они смогут опереться на значительное количество учебных и методических пособий, однако, выбирать из них необходимо, в большинстве случаев последние работы, поскольку именно они учитывают современные методологические достижения. |