МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение сохранности, консервация и реставрация документов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение сохранности, консервация и реставрация документов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются овладение методами обеспечения сохранности документов
Архивного фонда Российской Федерации и применение их на практике.
Задачи: приобретение знаний нормативно-методической базы обеспечения сохранности
документов, специфики создания оптимальных условий хранения документов архивного фонда
Российской Федерации; овладение методами оценки физических, химических и биологических
повреждений документов, правилами обеспечения сохранности документов в процессе их
комплектования, хранения, использования; изучение современных методик консервации и
реставрации документов; основных положений создания страхового фонда и фонда пользования
архивных документов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
ПК-4.1 Умеет проводить работы по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов.
ПК-4.2 Планирует организацию работы государственных муниципальных архивов, архивов организаций различных форм собственности.
ПК-4.3 Владеет навыками проведения экспертизы ценности документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современную литературу по методике обеспечения сохранности документов, реставрации и консервации;
современный уровень развития архивного дела в вопросах обеспечения сохранности документов в России и за рубежом

3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться современными приборами измерения температуры и влажности в
помещениях хранилищ, самостоятельно определять основные виды повреждений документов,
составлять реставрационное задание на поврежденный документ, ориентироваться в учетной
документации, проводить проверку архивных фондов, формулировать технические требования к
помещениям архива
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. работы с архивными документами, учетной документацией, справочно -
поисковым аппаратом архива, ведения реставрационных картотек, методами превентивной
консервации архивных документов, принципами формирования страхового фонда, приемами
первичного отбора особоценных документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Нормативно-методическая база обеспечения сохранности документов Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Создание оптимальных условий хранения архивных документов
2.1. Общие требования к зданиям и помещениям архивов Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Технические требования к помещениям хранилищ Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Технические требования к помещениям хранилищ Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
2.4. Размещение документов в хранилищах, топографирование Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
2.5. Порядок выдачи дел из хранилищ Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
2.6. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1
2.7. Контроль за своевременным возвращением выданных из хранилищ документов. Страхование документов. Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве
3.1. Работа с особо ценными и уникальными документами в архиве и создание страхового фонда и фонда пользования. Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве. Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
3.3. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1
3.4. Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
3.5. Учет и обеспечение сохранности особо ценных и уникальных документов. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Обеспечение сохранности документов архива.
4.1. Проведение проверок наличия и состояния документов в архиве Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1
4.3. Оформление итогов проверки наличия и состояния документов. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1
4.4. Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
4.5. Обеспечение физико-химической сохранности документов архивов. Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1
4.6. Типовая номенклатура повреждений документов и их индексация. Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
4.7. Сплошная и выборочная проверка состояния документов Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
4.8. Сплошная и выборочная проверка состояния документов Сам. работа 6 9 Л2.1, Л1.1
4.9. Создание страхового фонда и фонда пользования особо ценных и уникальных документов Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
4.10. Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
4.11. Основы консервации и реставрации документов. Фотореставрация Сам. работа 6 20 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции: Способен к планированию и организации деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов
Вопрос 1.
О каком виде повреждения бумаги идет речь?
«размытый текст, деформация бумаги, ее рыхлость и ослабленность»
1 Повреждение огнем
2 Повреждение водой
3 Химическое повреждение
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2.
Какая температура считается оптимальной для хранения бумажных документов?
1 30
2 18
3 10
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 3.
В каких условиях уменьшается роль плесневелых грибов, как фактора биоповреждения документов?
1 Отопление, сухость воздуха
2 Наличие отопление, влажность воздуха
3 Отсутствие отопления, влажность воздуха
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 4.
Какие условия способствует развитию насекомых в хранилище?
1 Пищевые продукты и верхняя одежда
2 Строительные материалы
3 Электроприборы
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 5.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия кинодокументов на нитрооснове?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 6.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок наличия уникальных документов?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 7.
Какая периодичность проведения обязательных плановых проверок особо ценных документов на бумажной основе?
1 Один раз в 2 года
2 Ежегодно
3 Каждые 10 лет
ОТВЕТ: 3.

Вопрос 8.
Какой фонд создается в целях сохранения документной информации на случай утраты или повреждения оригиналов документов, является неприкосновенным и хранится территориально обособленно от оригиналов документов в специальных хранилищах?
1 Архивный фонд РФ
2 Объединенный архивный фонд
3 Страховой фонд документов
ОТВЕТ: 3.

Вопрос 9.
Что такое реставрация документов?
1 Восстановление или улучшение эксплуатационных свойств, а также формы и внешнего вида документ.
2 Обеспечение сохранности документа посредством режима хранения, стабилизации и реставрации.
3 Предохранение документа обработкой, замедляющей его старение и предотвращающей повреждение.
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 10.
Какие факторы старения и разрушения документов не являются внешними факторами?
1 Состав материалов и веществ, из которых состоит документ
2 Световые условия среды, температурно-влажностные условия среды, биологический фактор
3 Биологический фактор
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 11.
Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа?
1 Люминесцентные лампы
2 Лампы накаливания
3 Естественное освещение
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 12.
Какой из предложенных источников освещения вызывают более сильное световое старение документа?
1 Люминесцентные лампы
2 Лампы накаливания
3 Естественное освещение
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 13.
Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе?
1 Свет
2 Микроорганизмы
3 Грибы
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 14.
Наиболее опасный и быстродействующий фактор, вызывающий разрушение бумаги и текста документов в любых условиях окружающей среды, в том числе при низких температурах и даже в инертном газе?
1 Свет
2 Микроорганизмы
3 Грибы
ОТВЕТ: 1.
Вопрос 15.
Метод получения копий оригиналов с большим уменьшением на основе фотографических процессов называется?
1 Микрография
2 Фотография
3 Микрофиша
ОТВЕТ: 1.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. До середины 1930-х годов обеспечение сохранности документов понимали как:
Ответ: Собирание документов в архивохранилищах

2. Как называются приборы для измерения относительной влажности воздуха на основе физического принципа гигрометрии: свойств гигроскопичных материалов, например волоса или специальных нитей изменять длину в зависимости от влажности воздуха?
Ответ: Гигрометры

3. Как называются приборы для измерения температуры среды (ртутные, спиртовые, электронные)?
Ответ: Термометры

4. Какие меры нужно принять в первую очередь, в случае если в хранилище обнаружен источник сырости?
Ответ: Изолировать документы от источника сырости.
5. Определение какой категории документов приведено в кавычках « документы, имеющие непреходящее значение для культуры страны, нужд государственного управления, обороны, международных отношений, для научных исследований, невосполнимые при их утрате с точки зрения их юридического значения и автографичности»?
Ответ: Особо ценные документы
6. Как называется совокупность копий документов Архивного фонда РФ, выполненных на различных материальных носителях и предназначенных для использования с целью обеспечения сохранности оригиналов документов?
Ответ: Фонд пользования

7. Область опасной для хранения документов изменений относительной влажности воздуха 60-100-60 % называют …….?
Ответ: влажной

8. Копия дела на позитивной фотопластинке формата А5, состоящей из 25 кадров называют?
Ответ: микрофиша

9. Какое название имеет следующая методика консервации документов: «предварительно промытые листы опускают полностью в кювету с буферным раствором, выдерживают определенное время, вынимают и сушат»?
Ответ: забуферивание

10. Как называются специальные химические вещества защищающие документ от биологических вредителей?
Ответ: антисептики

11. Как называется необратимое изменение свойств материалов и изделий при их хранении и использовании?
Ответ: старение документа

12. Определение какой категории документов приводится в кавычках «документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации, по способу ее фиксации или по внешним признакам» ?
Ответ: уникальные документы

13. На какой срок выдаются документы из хранилища пользователям в читальный зал и работникам архива?
Ответ: 1 месяц

14. На какой срок выдаются документы из хранилища для экспонирования?
Ответ: на срок до 6 месяцев.
15. Нормы установки стеллажей в хранилище предусматривают расстояние между рядами стелажей (главный проход) шириной?
Ответ: 120 см

16. Пределы изменений относительной влажности воздуха 0-30-0 % называют?
Ответ: сухой зоной.

17. Как называются приборы для измерения температуры и влажности воздуха в хранилище?
Ответ: Психрометры

18. Какой режим предусматривает комплекс мер по защите документов от биологических вредителей?
Ответ: санитарно-гигиенический

19. Как называется система мероприятий, включающая рациональное размещение документов, контроль за их движением и физическим состоянием, копирование документов с целью создания страхового фонда, восстановление (реставрация) первоначальных свойств и внешних признаков документов, которые подверглись повреждению или разрушени?
Ответ: Организация хранения документов

20. Как называется комплекс мероприятий и созданию оптимальных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов, исключающих их утрату и обеспечивающих поддержание их в должном физическом состоянии?
Ответ: Обеспечение сохранности документов




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное архивное агентство www.rusarchives.ru
Э2 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э3 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э4 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э5 Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э6 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э7 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э8 Управления Алтайского края по культуре и архивному делу culture22.ru
Э9 Курс в Moodle "ОСРиКД" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, подразумевающих изучение вопросов организации хранения, реставрации и консервации архивных документов.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности. В ходе лекций проводятся сопоставления разных ситуаций, анализ их и лучшие примеры практики организации хранения и обеспечения сохранности документов.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.