МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 40 40 40 40
Консультации 72 72 72 72
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Проф, Владимиров В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н, Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основах управления программами и портфелями проектов, процедурах управления проектом на этапах его жизненного цикла с последующим применением полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела
ПК-5 .1 Знает специфику и особенности создания и выполнения проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5 .2 Умеет разрабатывать проекты в области документационного обеспечения и архивного дела.
ПК-5 .3 Владеет навыками представления проектов в области документационного обеспечения и архивного дела.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– функциональные области управления проектами, информацию о состоянии и развитии представленных в проектах сфер деятельности на теоретико-методологическом уровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.– определять цели, этапы и программы управления проектами, разрабатывать концепцию проекта в рамках поставленных проблем;
– описывать, анализировать и обобщать проблемы, процессы и явления в сферах документационного обеспечения и архивного дела.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками разработки жизненного цикла управления проектом, мониторингом хода реализации проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление проектами в профессиональной деятельности
1.1. Актуальные концепции управления проектом Лекции 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные группы процессов управления проектом Лекции 8 4 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные подсистемы управления проектом Лекции 8 4 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Процессы инициации и планирования Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Процессы исполнения Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Процессы мониторинга и контроля Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Процессы завершения Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Управление содержанием и организацией проекта Практические 8 0 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Управление продолжительностью проекта Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Управление привходящими моментами (изменения, риски, ошибки) Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Управление ресурсами проекта Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Управление стоимостью проекта Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Управление качеством проекта Практические 8 2 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Компьютерные технологии управления проектами Практические 8 4 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Изучение литературы по курсу. Сам. работа 8 40 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Консультации по изученным темам Консультации 8 72 ПК-5 .1, ПК-5 .2, ПК-5 .3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к созданию проектов в области документационного обеспечения и архивного дела

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Проект отличается от процессной деятельности следующим:
а) процессы в организации регламентируются документально, проекты не требуют документального оформления
б) проект поддерживает неизменность организации, а процессы способствуют ее изменению
в) имеет дату начала и окончания
г) проект является непрерывной деятельностью, а процесс – единоразовым мероприятием
Ответ: в

2. Проект – это:
а) ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с ограничениями расходования средств и со специфической организацией
б) группа элементов (включающих как людей, так и технические элемент, организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
в) совокупность работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено с целью достижения поставленной цели
е) инженерная, техническая, организационно-правовая документация по реализации запланированного мероприятия
Ответ: а

3. Окружение проекта – это:
а) местоположение реализации проекта и близлежащие районы
б) среда проекта, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или мешают достижению цели проекта
г) группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
д) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта
Ответ: б

4. Наибольшее влияние на проект оказывают следующие факторы:
а) экономические и правовые
б) политические и экономические
в) культурно-социальные
г) экологические факторы и инфраструктура
Ответ: а

5. Предметная область проекта – это:
а) группа элементов (включающих как людей, так и технические элемент, организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей
б) местоположение проектного офиса
в) результаты проекта
г) совокупность проектных работ, продуктов и услуг, производство которых должно быть обеспечено в рамках осуществляемого проекта
Ответ: г

6. Фаза проекта – это:
а) полный набор последовательных работ проекта
б) ключевое событие проекта, используемое для осуществления контроля над ходом его реализации
в) набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта
г) связь между основными этапами проекта
Ответ: в

7. Проекты, подверженные наибольшему влиянию внешнего окружения:
а) экономические и инновационные
б) социальные и инвестиционные
в) организационные и экономические
г) организационные и инвестиционные
Ответ: б

8. Функциональная структура – это:
а) совокупность линейно-функциональных подразделений, где каждое подразделение предприятия выполняет определенные функции, характерные для всех направлений деятельности
б) структура, закрепляющая в организационном построении компании два направления руководства – вертикальное (управление функциональными и линейными структурными подразделениями) и горизонтальное (управление проектами)
в) любая структура, выполняющая какие-либо функции
г) временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации)
Ответ: а

9. Организационная структура, при которой возможно перераспределение человеческих ресурсов между проектами без реорганизации существующей структуры:
а) матричная
б) функциональная
в) дивизиональная
г) линейно-функциональная
Ответ: а

10. Участники проекта – это:
а) команда, управляющая проектом
б) конечные потребители результатов проекта
в) физические лица и организации, которые непосредственно вовлечены в проект или чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта
г) заказчик, инвестор, менеджер проекта и команда проекта

11. Сторона, вступающая в отношения с заказчиком и берущая на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту:
а) инвестор
б) спонсор
в) контрактор (подрядчик)
г) конечный потребитель результатов проекта
Ответ: в

12. Особенность социальных проектов:
а) Целью социальных проектов является улучшение экономических показателей системы
б) Количественная и качественная оценка достижения результатов существенно затруднена
г) Основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования технических мощностей
д) Сроки проекта четко определены и не требуют корректировки в процессе реализации
Ответ: б

13. Инновационные проекты отличаются следующими характеристиками:
а) высокой степенью неопределенности и рисков
б) целью проекта является получение прибыли на вложенные средства
в) большим объемом проектной документации
г) необходимостью использовать функциональные организационные структуры
Ответ: а

14. Организационная структура – это …
а) совокупность элементов организации (должностей и структурных подразделений и связей между ними
б) документация, регламентирующая процессы, происходящие в организации
в) организационно-правовая документация предприятия, реализующего проект
г) команда проекта под руководством менеджера проекта
Ответ: а

15. Ключевое преимущество управления проектами
а) возможность осуществить объективную оценку экономической эффективности инвестиционного проекта
б) экономия времени и ресурсов на реализацию проекта за счет применения эффективных методов, технологий и инструментов управления
в) возможность с помощью инструментов планирования смоделировать детально и формализовать реализацию проекта
г) формирование эффективной команды по реализации поставленной цели
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Официальное объявление о начале проекта, поиск заинтересованных сторон, выделение реальных целей проекта, определение коммерческой выгоды – входят в понятие ______________ проекта.
Ответ: инициация
2. Лицо, назначаемое исполняющей организацией ответственным за достижение целей проекта – это _____________ проекта
Ответ: менеджер
3. Набор проектов или программ и других работ, объединённых вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей, называется ____________ проекта
Ответ: портфель
4. Отдельная область менеджмента, предназначенная специально для управления временной деятельностью с уникальными результатами, называется ________________ проектами
Ответ: управление
5. Профессиональные навыки, результативность, личные качества – это важнейшие характеристики _________________ проекта.
Ответ: менеджера
6. Официальный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, называется ________________.
Ответ: стандарт
7. Подразделение или организация, чья сфера деятельности варьируется от оказания поддержки в управлении проектами до прямого управления проектами – это __________
Проекта.
Ответ: офис
8. Мониторинг проекта, определение производительности участников, сверка с планом проекта входят в понятие _____________ проекта.
Ответ: контроль
9. Определение решаемой задачи, составление плана реализации проекта и его расписания, в котором указано, что и когда нужно сделать, кто будет этим заниматься и во что это обойдется, определение рисков и способы реагирования на них входят в понятие __________________ проекта.
Ответ: планирование
10. Такие характеристики, как завершение проекта в установленные сроки, в рамках выделенного бюджета, при удовлетворении заказчика являются критериями ________________ проекта.
Ответ: успешности
11. Набор последовательных или перекрывающихся фаз (этапов) проекта составляет жизненный ______ проекта.
Ответ: цикл
12. Работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с заданными характеристиками, составляют _________________ проекта.
Ответ: содержание
13. Одним из методов хранения корпоративной документации является … …
Ответ: внеофисное хранение.
14. ________ - это заранее упорядоченный иерархически организованный материал. Принцип упорядочения основан на предметном содержании.
Ответ: рубрикатор.
15. Метод ассоциативной интеграции в информационных технологиях, позволяющий связывать тексты по смысловому содержанию – это …
Ответ: гипертекст
16. Какой термин впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Звуковая революция» в 2004 году. Тогда все скачивали аудиофайлы на iPod. Объясняя новый тренд, Бен соединил broadcasting (вещание) и iPod в слово podcasting.
Ответ: подкаст
17. Какой термин описывает процесс управления взаимодействием и обменом информацией между участниками проекта и заинтересованными сторонами?
Ответ: коммуникация.
18. Как называется оттиск печати, который воспроизводит собственноручную подпись человека, или цифровое изображение подписи (скан-образ), которое вставляют в электронный документ?
Ответ: факсимильная подпись (факсимиле).
19. _____ — это процесс определения временных рамок и сроков выполнения конкретных задач в рамках проекта.
Ответ: тайминг проекта.
20. _____ — это визуальное представление или отображение списка событий в хронологическом порядке.
Ответ: лента времени (таймлайн).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 8 семестра зачета.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3E4A8BB0-AF83-41F8-B6C9-D8BD411AA056
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. ; Под общ. ред. Роговой Е.М. Управление проектами : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2024 https://urait.ru/ bcode/535573
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель учебной дисциплины заключается в получении обучающимися теоретических знаний об основах управления программами и портфелями проектов, процедурах управления проектом на этапах его жизненного цикла с последующим применением полученных знаний и практических навыков в своей профессиональной деятельности.
Подготовку к практическим занятиям следует начинать с изучения теоретических основ и понятийного аппарата по рассматриваемой теме. Для формирования целостного представления по вопросам дисциплины необходимо изучать литературу, а также периодические издания.
В самостоятельную работу студента входит подготовка к практическим занятиям и зачету, изучение литературы по основным разделам программы.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 8 семестра зачета.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.