МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государственных учреждений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 107
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 32 32 32 32
Практические 50 50 50 50
Сам. работа 107 107 107 107
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
История государственных учреждений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам системные знания о процессе возникновения и эволюции государственного аппарата как неотъемлемой части отечественной государственности; показать сущность проблем, стоящих на пути совершенствования российского государственного механизма.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов
ПК-1.1 Знает основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
ПК-1.3 Владеет навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.
ПК-2 Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
ПК-2 .1 Знает специфику научноисследовательской работы в сфере архивного дела.
ПК-2 .2 Умеет вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
ПК-2 .3 Применяет возможности научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные периоды и особенности развития государственного аппарата на каждом из них;
основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения
специфику научно-исследовательской работы в сфере архивного дела
специфику научно-исследовательской работы в сфере архивного дела

3.2.Уметь:
3.2.1.планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников
вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики
вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований
применения возможностей научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности
применения возможностей научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственные учреждения досоветской России
1.1. Предмет, место и значение курса "История государственных учреждений России" Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Государственный строй русских княжеств и Московского государства в IХ-ХVII вв. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.3. Государственный аппарат Московского царства в ХV- XVII вв.: становление самодержавия Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Государственный аппарат России в XVIII-первой половине XIX вв.: создание империи и развитие самодержавной монархии Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Управление Сибирью в конце XVI – XVIII вв. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Коллегиальная система управления в России в первой четверти XVIII в. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Деятельность государственных учреждений Российской империи в XVIII в. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.8. Реформы местного управления в Российской Империи в 1770-1780-х гг. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в.: вершина развития самодержавной монархии Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.10. Государственный аппарат Российской империи в 1861- 1917 гг.: приспособление государственного управления к нуждам капиталистической модернизации и крушение империи Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
1.11. Государственный аппарат Российской Империи в начале XX в. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
1.12. Государственный аппарат Московского царства и РИ в ХV – начале XX вв. Сам. работа 3 57 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Государственный аппарат советской России и СССР
2.1. Государственный аппарат Советской России в 1917-1922 гг.: создание административно-командной системы управления. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление и оформление административно-командной системы управления в масштабах союзного государства Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.3. Становление и оформление административной системы в 1923-1936 гг. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Общие черты и различия в системе государственного устройства по Конституциям СССР 1924 и 1936 гг. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Центральные и местные органы власти и управления советской России и СССР в 1917-1937 гг. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Государственный аппарат СССР в 1936 – первой половине 1980-х гг. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Центральные органы управления в СССР в 1937 - 80-е гг. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Общие черты и различия в системе государственного устройства в военное и послевоенное время Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.9. Конституции СССР 1977 г.: история принятия, основные черты, сущность Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.10. Общие черты и различия в системе сосударственного учтройства по Конституциям 1936 и 1977 гг. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.11. Начало демонтажа административно-командной системы управления во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1
2.12. Государственный аппарат СССР и РСФСР во второй половине 1980–х гг.- 1991 г. Практические 3 4 Л1.1, Л2.1
2.13. Конституции СССР: история принятия, основные черты, сущность Сам. работа 3 50 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1468

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто осуществлял законодательные функции в Новгородской республике в XII – XIV веках:
1. архиепископ
2. вече
3. князь
4. посадник
Ответ: 2

Вопрос 2. Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции:
1. главы всей княжеской администрации;
2. кандидата на должность (на «место»);
3. представителя княжеской администрации в других городах;
4. управляющего княжеским двором
Ответ: 3

Вопрос 3. Лествичное наследование -
1. переход власти великого князя (князя) от отца к старшему сыну
2. переход власти от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику
3. выборы нового великого князя (князя)
Ответ: 2

Вопрос 4. Какие изменения произошли в сфере управления удельных княжеств с началом монгольского владычества:
1. не произошло никаких изменений;
2. резко возросла роль великого князя;
3. появились новые институты управления, учрежденные завоевателями, ограничившие княжескую власть;
4. усилилась роль удельных князей
Ответ: 3

Вопрос 5. Местничество в 15 – 17 вв. –
1. система назначений на должности в зависимости от опыта
2. система местного самоуправления
3. система назначений на должности в зависимости от знатности рода
Ответ: 3

Вопрос 6. Всероссийские совещания, эпизодически созываемые царями в XV-XVII вв. для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики, назывались:
1. Боярская дума
2. Освященный собор
3. Вече
4. Земский собор
Ответ: 4

Вопрос 7. Поместный приказ в 16–17 вв. – это
1. приказ, ведавший каменным и кирпичным строительством
2. ведомство тайной полиции
3. приказ, регулирующий государственный земельный фонд России и наделяющий дворянство землей
Ответ: 3

Вопрос 8. Губной староста (16 в.) - …
1. глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского округа
2. управляющий волостью
3. глава канцелярии приказа
4. глава городского управления
Ответ: 1

Вопрос 9. Какова основа вооруженных сил Российской империи в конце первой четверти XVIII века:
1. Дворянское ополчение;
2. Полки «иноземного строя»;
3. Регулярная армия;
4. Стрелецкое войско
Ответ: 3

Вопрос 10. В чьих руках, на Ваш взгляд, была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти в XVIII веке:
1. Императора;
2. Государственного Совета;
3. Правительствующего Сената;
4. Святейшего правительствующего Синода
Ответ: 1

Вопрос 11. Из предложенных Вам вариантов выберите орган государственного управления Российской империи, осуществлявший контроль за службой чиновников в петровское время:
1. Ближняя дума;
2. Государственный Совет;
3. Сенат;
4. Тайная канцелярия.
Ответ: 3

Вопрос 12. Выберите претендента на российскую императорскую корону по Уставу о престолонаследии 1722 года:
1. Первенец императора, независимо от того сын это или дочь;
2. Старший сын императора;
3. Брат императора;
4. Тот, кого император укажет в завещании.
Ответ: 4

Вопрос 13. Для улучшения местного самоуправления Екатерина II издала:
1. Судебник
2. Жалованную грамоту городам
3. Генеральный регламент
4. Соборное уложение
Ответ: 2

Вопрос 14. Какой принцип был положен в основу деятельности центральных органов исполнительной власти, согласно министерской реформе Александра I:
1. принцип единоначалия;
2. принцип демократического централизма;
3. принцип коллегиальности;
4. принцип целесообразности
Ответ: 1

Вопрос 15. Из предложенных Вам вариантов выберите имя государя, при котором аристократическая модель государственной службы была заменена бюрократической:
1. Иван IV;
2. Петр I;
3. Екатерина II;
4. Николай I;
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел.
Ответ: Вече

Вопрос 2. Приведите название отряда воинов, объединявшихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX-XI веках.
Ответ: Дружина

Вопрос 3. Приведите название способа содержания должностных лиц в течение всего периода их службы за счет местного населения Руси.
Ответ: Кормление

Вопрос 4. Приведите наименование основной формы крупного феодального землевладения в русских землях XIV века.
Ответ: Вотчинное

Вопрос 5. Система назначений на должности в зависимости от знатности рода носит название…
Ответ: Местничество

Вопрос 6. В XV веке на Руси формируется вторая форма феодального землевладения, носившая характер условного владения. Какое наименование получила эта форма?
Ответ: Поместное

Вопрос 7. Событие, имевшим далеко идущие последствия, была коронация великого князя Всея Руси. В специальном «чине венчания», составленном митрополитом Макарием, подчеркивалось божественное происхождение власти московского царя. Назовите имя первого русского царя.
Ответ: Иван 4

Вопрос 8. Как назывался неофициальный совет при Иване IV Васильевиче, фактически – правительство Московского государства в 1547 – 1560 годах? Приведите это название.
Ответ: Избранная Рада

Вопрос 9. Как назывались служилые люди в Московском государстве, составлявшие первое постоянное войско в XVI – начале XVIII веков? Приведите этот термин.
Ответ: Стрельцы

Вопрос 10. Назовите царскую династию, утвердившуюся в России с 1613 г.
Ответ: Романовы

Вопрос 11. Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформление крепостного права.
Ответ: Соборное уложение

Вопрос 12. В XVI веке, когда окончательно сложилось национальное великорусское государство, изменилась форма государственного устройства – от раннефеодальной монархии Россия перешла к политической форме власти, соответствующей эпохе зрелого феодализма. Назовите эту форму власти.
Ответ: Сословно-представительная монархия

Вопрос 13. Приведите наименование высшего совета при великом князе (с 1547г. - царя) в Русском государстве Х – начала XVIII веков, аналогичный государственному совету при королях в странах Западной Европы, состоявший из представителей феодальной аристократии.
Ответ: Боярская дума

Вопрос 14. Приведите название учреждений в России XVI – начала XVIII вв., ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.
Ответ: Приказы

Вопрос 15. Приведите наименование господствующего сословия в Российской империи, пришедшего на смену боярам.
Ответ: Дворяне

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2 : Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Негласный комитет – это …
1. тайная полиция, подчиняющаяся императору
2. тайный орган, учрежденный для разработки проектов по отмене крепостного права в России
3. тайный орган, учрежденный для разработки проектов реформирования системы государственного управления
4. тайный суд, созданный для осуществления репрессий над дворянами
Ответ:3

Вопрос 2. Учредительное Собрание –
1. орган по созданию новой системы власти и управления в России после Февральской революции
2. законосовещательный орган с широкими полномочиями, предусмотренный по проекту государственной реформы М.Т. Лорис-Меликова
3. парламент РСФСР, созданный по Конституции 1918 г.
4. законосовещательные органы, создаваемые в губерниях
Ответ: 1

Вопрос 3. По Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти являлся
1. Всероссийский съезд Советов
2. Учредительное Собрание
3. Верховный Совет
4. Совет Министров
Ответ: 1

Вопрос 4. Должность Генерального секретаря РКП (б) появилась:
1. в 1917
2. в 1922
3. в 1924
4. в 1925
Ответ: 2

Вопрос 5. Должность Генерального секретаря РКП (б) в момент ее учреждения занял:
1. В.И. Ленин
2. И.В. Сталин
3. Л.Д. Троцкий
4. А.И. Рыков
Ответ: 2

Вопрос 6. Образование СССР произошло:
1. 25 октября 1917 г.
2. 19 июля 1918 г.
3. 30 декабря 1922 г.
4. 5 декабря 1936 г.
Ответ: 3

Вопрос 7. Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР, составляющие Основной Закон (Конституцию СССР), были приняты в окончательной редакции в:
1. 1918 г.
2. 1922 г.
3. 1924 г.
4. 1936 г.
Ответ: 3

Вопрос 8. Административно-территориальное деление РСФСР после 1933 г. предполагало наличие следующих единиц:
1. край (республика), округ, район
2. губерния, уезд, волость
3. губерния, провинция, дистрикт
Ответ: 1

Вопрос 9. ВКП (б) была переименована в КПСС в:
1. 1939 г.
2. 1947 г.
3. 1952 г.
4. 1953 г.
Ответ: 3

Вопрос 10. Политический режим, которому присущи такие характеристики, как однопартийная система, полный контроль над всеми сферами общества, беспрекословное подчинение главе государства, усиление карательной функции правоохранительных органов, называется:

1. абсолютизм;
2. тоталитаризм;
3. волюнтаризм;
4. авторитаризм.
Ответ: 2

Вопрос 11. Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917–1937 гг. назывался
1. Совет Федерации
2. Всероссийский съезд Советов
3. Совет Министров
4. Верховный Совет
Ответ: 2

Вопрос 12. Номенклатурная система в СССР предполагала:
1. назначение на ответственные должности только членов партии;
2. назначение партийными органами на ответственные должности, кроме выборных;
3. утверждение соответствующим партийным органом назначения или избрания на должности, по спискам находящимся в их компетенции;
4. назначение на должности с учетом возрастного ценза.
Ответ: 3

Вопрос 13. Советское правительство в 1917 – 1946 гг. носило название:
1. ВЛКСМ
2. Совет Министров
3. Верховный Совет
4. Совет народных комиссаров
Ответ: 4

Вопрос 14. Отличительной чертой административно-командной экономической системы является
1. сочетание государственного предпринимательства с частным
2. централизованное, директивное экономическое планирование
3. решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями
4. быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции
Ответ: 2

Вопрос 15. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РСФСР с 1946 и до распада союзного государства в 1991 году носил название:
1. ВЛКСМ
2. Совет Министров
3. Верховный Совет
4. Совет народных комиссаров
Ответ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Приведите название основной административно-территориальной единицы в Российской империи с 1708 года.
Ответ: Губерния

Вопрос 2. Приведите наименование центральных учреждений в России, ведавших отдельными отраслями государственного управления, утвержденных в начале XVIII века.
Ответ: Коллегии

Вопрос 3. Приведите название органов городского сословного управления в России, появившихся при Петре I.
Ответ: Бурмистрская палата (Ратуша)

Вопрос 4. В январе 1722 года правительством Петра I был издан закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издание этого закона содействовало бюрократизации государственного аппарата и явилось важным моментом в оформлении абсолютизма в России. Приведите название этого закона.
Ответ: Табель о рангах

Вопрос 5. Приведите название документа, разработанного при активном участии Петра I, который устанавливал порядок службы во всех учреждениях Российского государства и, по сути, являлся уставом государственной службы в XVIII – начале XIX веков.
Ответ: Генеральный регламент

Вопрос 6. Приведите название высшего правительственного органа в России в 1726 –1730 годах, которому подчинялись Сенат и Коллегии.
Ответ: Верховный тайный совет

Вопрос 7. Приведите название административно-территориальных единиц, на которые делились губернии, начиная с 1775 года.
Ответ: уезды

Вопрос 8. Приведите имя императора, при котором был принят закон о престолонаследии, восстанавливавший допетровский порядок перехода власти монарха по прямой линии от отца к старшему сыну.
Ответ: Павел 1

Вопрос 9. Приведите наименование высшего законосовещательного органа Российской империи в XIX веке.
Ответ: Государственный совет

Вопрос 10. С утверждением ведомственной ("линейной") системы управления все местные должностные лица и учреждения были распределены по соответствующим министерствам. В ведение какого министерства входили губернаторы?
Ответ: МВД

Вопрос 11. Приведите название документа, принятого в 1811 г., определившего единообразие организации и делопроизводства министерств, систему взаимоотношений их структурных частей, а также взаимоотношения министерств с другими учреждениями.
Ответ: Общее учреждение министерств

Вопрос 12. Как назывались выборные органы местного самоуправления в России, введенные реформой 1864года?
Ответ: Земства

Вопрос 13. Назовите год созыва I Государственной Думы.
Ответ: 1906

Вопрос 14. Укажите фамилию министра внутренних дел России, которому было поручено подготовить проект закона о создании Государственной думы (проект, по которому Дума - законосовещательный орган).
Ответ: Булыгин

Вопрос 15. По Конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти являлся… Укажите название.
Ответ: Всероссийский съезд Советов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сарафанов Д.Е. История государственности Российской Федерации: учебное пособие , 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сарафанов Д. Е. Организация государственных учреждений России: учеб.-метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э2 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» www.consultant.ru
Э3 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э4 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э5 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э6 Российская государственная публичная библиотека elibrary.rsl.ru
Э7 Государственная публичная историческая библиотека России www.shpl.ru
Э8 Российское образование: федеральный образовательный портал. Библиотека window.edu.ru
Э9 Курс в Moodle "История государственных учреждений" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «История государственных учреждений» состоит из двух разделов. При освоении вводной части дисциплины студенты должны обратить внимание на изучение понятийного аппарата, историографических аспектов и периодизации курса. В частности, происходит знакомство обучающихся с такими понятиями как «государство» (определение, признаки, атрибуты, теории возникновения), «государственное управление» и «государственная служба» и пр., анализируются этапы формирования российской государственности в IX–XXI вв.
При изучении первого раздела дисциплины следует обратить внимание на вопросы, связанные с историей возникновения российской государственности в IX в. Важно знать закономерности и тенденции развития звеньев государственного аппарата и системы органов государственной власти в рамках дореволюционного периода отечественной истории, вклад конкретных государственных деятелей и правителей России.
При изучении второго раздела дисциплины, следует обратить внимание на раскрытие основных особенностей становления и устройства государственного аппарата Советской России–СССР (1917–1991), послужившего организационной базой современного государственного строительства Российской Федерации. Отдельно следует упомянуть о том, что в 1988-1990 гг. в Конституцию СССР были внесены существенные изменения: осуществлен переход к трехступенчатой системе органов представительной власти (Съезды народных депутатов, Верховный Совет, Президент СССР). Формируется многопартийная система. Законы РСФСР, аналогичные союзным, были приняты 27 октября 1989 г. Они определили систему органов власти до принятия новой Конституции. В июне 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Перечень органов при Президенте России был непостоянным и имел тенденцию к росту.
В апреле 1991 г. в Ново-Огарево был выработан проект нового союзного договора (преобразование СССР в Союз суверенных государств). 19–21 августа 1991 г. была предпринята попытка государственного переворота (создание ГКЧП). 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белоруссии и Украины подписали соглашение о прекращении действия союзного договора и создании СНГ.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекций, практических занятий, индивидуальных самостоятельных занятий. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Методические указания к написанию лекций. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала важно записывать тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. При записи лекции следует выделять главные, ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.). Перед лекцией следует прочитать материалы предыдущей – для актуализации знаний при освоении нового содержания.
Методические указания для подготовки к практическим занятиям. Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При подготовке важно обратить внимание на нормативно-правовые документы (международные и отечественные). Следует иметь опыт работы со справочно-правовыми системами как портативными (инсталлированный ресурс АлтГУ), так и в сети Internet: Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) и ГАРАНТ. Информационно- правовой портал (http://www.garant.ru/).
Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю.
Методические указания для выполнения индивидуальных самостоятельных заданий. При изучении дисциплины часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит расширить и углубить знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов следует обратиться к преподавателю. После выполнение следует проанализировать качество их выполнения. Это поможет развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Учебно-методические материалы по вопросам курса представлены на платформе Moodle – http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1468.