Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Профиль | Экспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Консультации | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Е.В.
1.1. | ЦЕЛЬ: формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности ЗАДАЧИ: - ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников; - изучение круга ВИД,их особенностей и значения; - раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач; |
ОПК-1.1 | Знает основные антропологические и этнологические концепции |
ОПК-1.2 | Умеет планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач |
ОПК-1.3 | Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии |
ОПК-1.4 | Владеет понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Разновидности ВИД, их особенности и значение; особенности различных групп исторических источников |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Характеризовать особенности различных ВИД и источников |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Нумизматика | ||||||
1.1. | Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
1.2. | Основные разделы нумизматики.Виды источников | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
1.3. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
1.4. | Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
Раздел 2. Геральдика | ||||||
2.1. | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
2.2. | Геральдические источники XVIII в. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
2.3. | Геральдические источники XIX-XX вв. | Практические | 3 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
2.4. | Российская геральдика | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
Раздел 3. Сфрагистика | ||||||
3.1. | Основные понятия, методы и источники сфрагистики | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
3.2. | Основные понятия, методы и источники | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
3.3. | Российская сфрагистика | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
Раздел 4. Фалеристика | ||||||
4.1. | Основные понятия, методы и источники фалеристики | Лекции | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
4.2. | Развитие русской фалеристики | Практические | 3 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
4.3. | Развитие русской фалеристики | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 | Л2.1 |
4.4. | Консультации по пройденным темам | Консультации | 3 | 60 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценка сформированности компетенции:ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач; ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Что изучает бонистика? 1 Почтовые марки 2 Банкноты 3 Монеты ОТВЕТ: 2. Вопрос 2 Что изучает нумизматика? 1.Гербы 2.Монеты 3.Флаги ОТВЕТ: 2. Вопрос 2 Что изучает геральдика? 1.Гербы 2.Монеты 3.Флаги ОТВЕТ: 1. Вопрос 4 Что изучает фалеристика? 1.Ордена 2.Монеты 3.Флаги ОТВЕТ: 1. Вопрос 5 Что изучает сфрагистика? 1.Гербы 2.Печати 3.Флаги ОТВЕТ: 2. Вопрос 6 Безмонетный период в истории русского денежного обращения охватывает период? 1. IX, X и XIII в 2. XII, XIII и почти весь XIV в. 3. XIII, XIV и XV в. ОТВЕТ: 2. Вопрос 7 Гурт – это: 1. ребро чеканной монеты; 2. оборотная сторона монеты; 3. денежная единица, используемая при счете, на не имевшая реального воплощения ни в монете, ни в слитке. ОТВЕТ: 1. Вопрос 8. Какой девиз был начертан в гербе СССР? 1. «С нами Бог!»; 2. «Весь мир насилья мы разрушим»; 3. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; ОТВЕТ: 3. Вопрос 9. Наука об измерении расстояний, веса, объёма – это: 1 метрология 2 ономастика 3 нумизматика ОТВЕТ: 1 Вопрос 10 Наука о гербах, правилах их составления, описания – это: 1 геральдика 2 сфрагистика 3 генеалогия ОТВЕТ: 1 Вопрос 11. Наука о печатях – это: 1 метрология 2 ономастика 3 сфрагистика ОТВЕТ: 3 Вопрос 12 Наука, изучающая монеты, денежное обращение, – это: 1 нумизматика 2 хронология 3 палеография ОТВЕТ: 1 Вопрос 13. Узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся, называется: 1 монетная легенда 2 порча монеты 3 монетная стопа ОТВЕТ:3 Вопрос 14. Кто провёл денежную реформу в 40-х годах XIX века? 1 министр финансов Е.Ф. Канкрин 2 министр финансов С.Ю. Витте 3 Александр II ОТВЕТ: 1 Вопрос 15. Кто провёл денежную реформу в 1897 году? 1 С.Ю. Витте 2 Е.Ф. Канкрин 3 П.А. Столыпин ОТВЕТ: 1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Как называется узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся? Ответ: Монетная стопа Вопрос 2. Кто является автором денежной реформы в 40-х гг XIX века? Ответ: министр финансов Е.Ф. Канкрин Вопрос 3. Кто провёл денежную реформу в 1897 году? Ответ. С.Ю. Витте Вопрос 4. Когда на Руси была предпринята первая попытка чеканить собственные монеты? Ответ: в конце X – начале XI в. Вопрос 5. Как назывались первые русские серебряные монеты? Ответ: сребреники Вопрос 6. Как назывались первые русские золотые монеты? Ответ: златники Вопрос 7. Основным монетным металлом на Руси в XVII веке был? Ответ: серебро Вопрос 8. Как на Руси называли западноевропейские талеры? Ответ: ефимки Вопрос 9. Какие печати были характерны для античного периода? Ответ: перстни-печати Вопрос 10. Какая форма щита была наиболее распространена в России? Ответ: французская Вопрос 11. Какими фигурами в геральдике являются дракон, пегас, гидра? Ответ: легендарными Вопрос 12. Какими фигурами в геральдике являются меч, стрелы, лук? Ответ: искусственными Вопрос 13. Какими фигурами в геральдике являются человек, звери, птицы? Ответ: естественным Вопрос 14. На гербе какого города изображен всадник, поражающий копьём змея? Ответ: Москва Вопрос 15. На гербе какого города изображена сереброплавильная печь? Ответ: Барнаул Вопрос 16. Как в геральдике называется краткое изречение, отражающее суть жизни владельца герба? Ответ: девиз Вопрос 17. Первый орден, утверждённый в Советской России? Ответ: Орден Боевого Красного Знамени Вопрос 18. Высший орден СССР? Ответ: Орден Ленина Вопрос 19. Высший орден Российской Федерации? Ответ: Орден Святого апостола Андрея Первозванного Вопрос 20. Какой Орден существовал в царской России, СССР и современной Росии? Ответ: Орден Александра Невского КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 3 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий; «незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леонтьева Г.А. | Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник | ВЛАДОС, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека Elibrary.ru | elibrary.ru | ||
Э2 | Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины | gf.nsu.ru | ||
Э3 | Курс в Moodle "Вспомогательные исторические дисциплины" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое. Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников. При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры. При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами. В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды. В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов. В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России. В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом. Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. |