МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология и этнология народов мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
ПрофильЭкспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 42
индивидуальные консультации 110
контроль 108
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 21 15 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 20 20 20 20 80 80
Практические 22 22 22 22 24 24 24 24 92 92
Сам. работа 9 9 25 25 1 1 7 7 42 42
Консультации 30 30 50 50 0 0 30 30 110 110
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 27 27 108 108
Итого 108 108 144 144 72 72 108 108 432 432

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Назаров Иван Иванович;к.и.н., Доцент, Тур Светлана Семеновна;к.и.н., старший преподаватель, Лихачева Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Антропология и этнология народов мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1054)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений об антропологическом и этнокультурном составе регионов планеты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач;
ОПК-1.1 Знает основные антропологические и этнологические концепции
ОПК-1.2 Умеет планировать и организовывать использование антропологических и этнологических ресурсов для решения практических, исследовательских или педагогических задач
ОПК-1.3 Владеет навыками сбора, обработки, анализа и обобщения информацию о приоритетных направлениях в антропологии и этнологии
ОПК-1.4 Владеет понятийным аппаратом в области антропологии и этнологии
ОПК-3Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
ОПК-3.1 Знает номенклатуру и назначение документов, регламентирующих профессиональную деятельность
ОПК-3.2 Знает структуру корпоративного и личного имиджа в научноисследовательской и экспертно-аналитической деятельности
ОПК-3.3 Умеет целесообразно взаимодействовать с партнерами по общению
ОПК-3.4 Владеет навыками использования этикетных норм речевой культуры и профессиональной этики
ОПК-3.5 Владеет навыками самооценки, критического анализа особенностей своего профессионального поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности мирового исторического процесса, основы научной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать особенности антропологического и этнического состава регионов планеты, получать информацию из разных источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования методов изучения закономерностей развития этнических обществ, генерирования новых идей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропология и этнокультурный состав Африки
1.1. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Лекции 3 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Сам. работа 3 4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Ислам. Христианство. Афрохристианство. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Практические 3 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Антропология и этнокультурный состав Австралии
2.1. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Лекции 3 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Сам. работа 3 3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища. Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Англоавстралийцы, особенности хозяйства и культуры европейских колонистов. Практические 3 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Антропология и этнокультурный состав Океании.
3.1. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Лекции 3 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Сам. работа 3 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма, «Говорящие дощечки». «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Практические 3 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Консультации 3 30
Раздел 4. Антропология и этнокультурный состав Западной Азии.
4.1. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Лекции 4 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Сам. работа 4 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Иудаизм. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Практические 4 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Антропология и этнокультурный состав Южной Азии.
5.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 4 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Сам. работа 4 10 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 4 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Антропология и этнокультурный состав Юго-Восточной Азии.
6.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Лекции 4 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Сам. работа 4 13 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Континентальная о островная часть. Хозяйственные занятия. Присваивающие отрасли хозяйства. Ручное и пашенное земледелие. Террасное земледелие. Роль морского рыболовства. Особенности материальной культуры. Социальные отношения. Семья и брак. Религиозные системы. Буддизм. Ислам. Индуизм. Христианство. Устное народное творчество. Театр. Искусство. Практические 4 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
6.4. Консультации 4 50
Раздел 7. Антропология и этнокультурный состав Восточной Азии.
7.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Сам. работа 5 1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
7.3. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Антропология и этнокультурный состав Центральной Азии.
8.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ламаизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Лекции 5 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
8.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ламаизм. Ислам. Устное народное творчество. Мифология. Искусство. Практические 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Антропология и этнокультурный состав Средней Азии.
9.1. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ислам. Реликты доисламских верований. Лекции 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
9.2. Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Кочевое скотоводческое хозяйство и особенности кочевой культуры. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Религиозные системы. Ислам. Реликты доисламских верований. Практические 5 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Антропология и этнокультурный состав Северной Америки.
10.1. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Лекции 6 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.2. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Сам. работа 6 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
10.3. Происхождение коренного населения континента. Палеоиндейцы. Языковые семьи. Антропологическая характеристика. Историко-этнографические области. Арктическая область Северной Америки. Эскимосы. Проблема этногенеза. Хозяйственные занятия. Рыболовство. Промысел морского зверя. Звероловство. Орудия охоты. Собирательство. Материальная культура. Общественный строй. Религиозные представления. Северная лесная зона. Алгонкины и атапаски. Охота. Рыболовство. Собирательство. Материальная культура. Социальные отношения. Верования. Северо-Западное (тихоокеанское) побережье Северной Америки. Алеуты, тлинкиты, хайда, сэлиш, вакаши. Рыболовство. Промысел морских животных. Охота. Собирательство. Домашнее производство. Составные части материальной культуры. Общественные отношения. Калифорния. Группы населения индейского происхождения. Особенности хозяйства. Собирательство. Охота. Рыболовство. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная организация. Духовная культура. Шаманизм. Лесные области востока Северной Америки. Индейское население (ирокезы, делавары и др.). Традиционные занятия. Подсечно-огневая система земледелия. Присваивающие отрасли хозяйства. Основные черты материальной культуры. Социальная структура. Овачира. Фратрии. Племена. Союзы племен. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Прерии. Формирование индейского населения области. Коневодство. Культура конных охотников на бизонов. Общественное устройство. Верования. Юго-запад США и север Мексики. Земледельцы пуэбло. Оросительные системы. Домашнее производство. Ткачество. Общественные отношения. Родо-племенная организация. Религиозные представления. Практические 6 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Антропология и этнокультурный состав Южной Америки.
11.1. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Лекции 6 6 Л3.1, Л1.1, Л2.1
11.2. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Сам. работа 6 3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
11.3. Историко-этнографические области. Мезоамерика. Этнический и языковой состав населения региона до прихода испанцев. Древние земледельческие цивилизации индейцев. Культуры майя и тольтеков. Астеки (ацтеки). Хозяйство. Ремесла и домашнее производство. Торговля. Материальная культура. Жилища. Одежда. Социальная структура. Имущественное и социальное расслоение. Соседская община. Кланы. Фратрии. Роль вождей. Духовная культура. Религия. Боги и их место в жизни астекского общества. Ритуалы. Письменность. Леса и степи Южной Америки. Автохтонные группы индейского населения и их языки. Хозяйство. Охота. Рыболовство. Собирательство. Образ жизни и культура (общая характеристика). Тропические леса Южной Америки. Этнический состав населения. Языковые семьи. Хозяйство. Земледелие. Присваивающие формы экономики. Материальная культура. Поселения. Жилища и их основные типы. Средства передвижения. Социальная структура земледельцев. Промежуточная область. Этническая и лингвистическая характеристика. Расселение и миграции индейских групп населения. Хозяйственные занятия. Земледелие. Центральные Анды. Древние высокие культуры народов области Анд. Инки и их государство. Хозяйство. Земледелие. Ирригационная система. Животноводство. Металлоделательное производство. Ткачество. Материальная культура. Жилища. Одежда. Утварь. Средства передвижения. Вьючный транспорт. Пути сообщения. Социальная стратификация. Соседская община. Духовная культура. Религиозные воззрения. Тотемизм. Культы. Письменность. Огненная земля. Охотники и собиратели южной оконечности континента (алакалуфы и ягана (ямана)). Оружие и орудия труда. Образ жизни. Материальная культура. Жилища. Одежда. Средства передвижения. Социальная структура. Религиозные представления. Анимизм. Практические 6 10 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Антропология и этнокультурный состав Зарубежной Европы.
12.1. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Лекции 6 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
12.2. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Сам. работа 6 2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
12.3. Этническая характеристика Западной и Восточной Европы. Расовый и языковой состав населения. Административное деление региона. Связи региона с другими частями мира. Хозяйственная специализация народов Западной и Восточной Европы. Типы земледельческого хозяйства. Особенности животноводческой деятельности. Материальная культура европейских народов. Поселения, жилища, одежда и пища. Особенности социально-экономического развития народов Европы. Развитие торговли. Складывание крупнейших государств и их дальнейшая интеграция. Специфика религиозной жизни народов Западной и Восточной Европы. Христианство и его ответвления. Особенности миграционных процессов в современной Европе. Практические 6 8 Л3.1, Л1.1, Л2.1
12.4. Консультации 6 30

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Этнос как биологическое явление в XX в. рассматривался в трудах:
1. Ю.В. Бромлея.
2. Н.Н. Чебоксарова.
3. В.И. Вернадского.
4. Л.Н. Гумилева.
Ответ: 4.

2. Под этнической эндогамией подразумевается:
1. Преобладание смешанных межэтнических браков.
2. Традиции многоженства.
3.Преобладание этнически однородных семей.
4. Постепенная ассимиляция этноса.
Ответ: 3.

3. Для характеристики быта в этнографии НЕ используется термин:
1. Обычай.
2. Обряд.
3. Ритуал.
4. Этногенез.
Ответ: 4.

4. В широком плане проблемы хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей в российской науке были поставлены:
1. Н.Н. Миклухо-Маклаем и В.Г. Богоразом.
2. В.Г. Богоразом и Н.М. Пржевальским.
3. Н.М. Пржевальским и Н.Н. Чебоксаровым.
4. Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным.
Ответ: 4.

5. Источник, отражающий прямое этнографическое наблюдение:
1. «История» Геродота.
2. Описание Н.Н. Миклухо-Маклаем папуасских обрядов.
3. Описание русских и французов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
4. Описание обеда и кушаний в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Ответ: 2.

6. Ценные этнографические сведения содержит книга Ахмада Ибн-Фадлана о его поездке в:
1. Булгар Великий.
2. Сибирь.
3. Монголию.
4. Китай.
Ответ: 1.

7. К Западной Азии НЕ относится:
1. Афганистан.
2. Бахрейн.
3. Израиль.
4. Египет.
Ответ: 1.

8. Новая Гвинея входит в состав:
1. Микронезии.
2. Полинезии.
3. Меланезии.
4. Тасмании.
Ответ: 2.

9. Основным занятием аборигенов Австралии являлось (лись):
1. Рыболовство.
2. Рыболовство и собирательство.
3. Собирательство и охота.
4. Охота, рыболовство и собирательство.
Ответ: 4.

10. В результате европейской колонизации острова Тасмания его коренные жители – тасманийцы:
1. Европеизировались.
2. Были вытеснены в труднодоступные районы.
3. Сильно сократились в численности.
4. Были истреблены.
Ответ: 4.

11. На северо-востоке Индостана проживают монголоидные по антропологическому типу народы, говорящие на языках:
1. Тибето-бирманских.
2. Тюркских.
3. Протомонгольских.
4. Тунгусо-манчжурских.
Ответ: 1.

12. Головным убором мужчин-сикхов является:
1. Чалма.
2. Тюбетейка.
3. Ушанка.
4. Тюрбан.
Ответ: 4.

13. Полиандрия (многомужество) распространено у:
1. Народов Шри-Ланки.
2. Народов Тибета.
3. Бихарцев, живущих в сельских районах Индии.
4. У народов Тайланда.
Ответ: 2.

14. В Юго-Восточной Азии культура сахарного тростника широко распространена:
1. В Мьянме.
2. В Индонезии.
3. На Филиппинах.
4. В Лаосе.
Ответ: 3.

15. Представления театра теней ваянг пурво издавна пользовались популярностью у жителей:
1. Вьетнама.
2. Лаоса.
3. Тайланда.
4. Индонезии.
Ответ: 4.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. "Корейский тип" жилища — это:
Ответ: дом с теплым полом.

2. Арабизация Северной Африки началась в:
Ответ: в VII веке н.э.

3. Арабский язык входит в языковую семью
Ответ: афроазийскую.

4. Арабы-земледельцы Египта называются:
Ответ: феллахи.

5. Балийцы — единственный народ в Индонезии, исповедующий
Ответ: индуизм.

6. Бенгальцы делятся по религиозному признаку на:
Ответ: индуистов и мусульман.

7. Берберы антропологически принадлежат к:
Ответ: европеоидам.

8. Большинство уйгуров проживает в:
Ответ: Китае.

9. В афроазийскую языковую семью входит группа:
Ответ: семитская.

10. В центре традиционного поселения лаосцев расположен:
Ответ: храма, храмовый комплекс.

11. Вади — это:
Ответ: высохшее русло реки.

12. Вероисповедание китайцев
Ответ: буддизм, даосизм, конфуцианство.

13. Вероисповедание непальцев
Ответ: индуизм.

14. Все крупнейшие религии мира зародились в:
Ответ: Азии.

15. Главной сельскохозяйственной культурой вьетнамцев является:
Ответ: рис.

16. Государственными языками Индии являются:
Ответ: хинди и английский.

17. Государство Израиль было образовано по решению ООН в:
Ответ: 1948 году.

18. Древнее население Японии — это:
Ответ: айны.

19. Древней религией персов является:
Ответ: зороастризм

20. Женитьба на вдове умершего брата — это:
Ответ: левират.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических, антропологической и этнологической наук при решении практических, исследовательских или педагогических задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Подавляющее население Восточной Азии относится к монголоидной расе. Единственным народом здесь, в физическом типе которого преобладают австролоидные черты являются:
1. Айны.
2. Японцы.
3. Шэ.
4. Бай.
Ответ: 1.

2. В Африке к австронезийской языковой семье относится язык малагасийцев, проживающих:
1. На Мадагаскаре.
2. На Коморских островах.
3. На Сейшельских островах.
4. В Эфиопии.
Ответ: 1.

3. Индейские консервы «пеммикан», представлявшие растертое сухое мясо, костный мозг и жир могли храниться:
1. От одного до пяти лет.
2. Два года.
3. Один год.
4. Половину года.
Ответ: 1.

4. Для огнеземельцев НЕ характерен вид деятельности:
1. Морской промысел.
2. Сбор моллюсков.
3. Лов рыбы.
4. Зачаточное земледелие.
Ответ: 4.

5. Процесс утраты этнической группой своей культуры и приобретение культуры другого народа именуется:
1. Этнической парциацией.
2. Этнической интеграцией.
3. Ассимиляцией.
4. Аккультурацией.
Ответ: 3.

6. Экзоэтноним это:
1. Название этноса, используемое членами этого этноса.
2. Название этноса, используемое представителями других (соседних) народов.
3. Шуточное название этноса.
4. Научное название этноса.
Ответ: 2.

7. Сколько физико-географических областей включает Юго-Восточная Азия?
1. Две.
2. Три.
3. Четыре.
5. Не имеет такого деления.
Ответ: 1.

8. Какая страна входит в регион Юго-Восточной Азии?
1. Армения.
2. Китай.
3. Камбоджа.
4. АОЭ.
Ответ: 3.

9. По какому календарю ведется летоисчисление в Таиланде?
1. По григорианскому.
2. По буддийскому.
3. По юлинаскому.
4. По мусульманскому.
Ответ: 2.

10. Развитый эпикантус характерен для …
1. Жителей Кавказа и Закавказья.
2. Представителей негрской малой расы и пигмеев.
3. Монголоидов и представителей капоидной расы.
4. Жителей Ближнего Востока.
Ответ: 3.

11. Вьетнамские деревни обычно расположены:
1. Вдоль дорог и рек.
2. Вблизи моря.
3. В труднодоступных районах джунглей.
4. Приурочены к подножиям гор.
Ответ: 1.

12. Единственная страна Юго-Восточной Азии, принявшая христианство:
1. Индонезия.
2. Малайзия.
3. Филиппины.
4. Камбоджа.
Ответ: 3.

13. Какую религию исповедует большинство населения в Азербайджане?
1. Суннитский ислам.
2. Католицизм.
3. Иудаизм.
4. Шиитский ислам.
Ответ: 4.

14. Народность, создающая на Ближнем Востоке постоянный очаг политеческой напряженности:
1. Арабы.
2. Персы.
3. Езиды.
4. Курды.
Ответ: 4.

15. Кем являются по вероисповедению современные ассирийцы?
1. Мусульмане.
2. Христиане.
3. Иудеи.
4. Буддисты.
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Из всех языковых семей Азии самая крупная по числу говорящих:
Ответ: сино-тибетская.

2. Из напитков монголы предпочитают:
Ответ: чай с молоком, солью, маслом.

3. Из ремесел у балийцев особенно развиты:
Ответ: резьба по дереву.

4. Из скотоводства у кашмирцев особенно распространено разведение:
Ответ: овец.

5. Ислам делится на два основных направления:
Ответ: суннизм и шиизм.

6. Исторический центр формирования китайского этноса
Ответ: Бассейн р. Хуанхэ.

7. Китайский язык относится к языковой семье
Ответ: сино-тибетской

8. Копты живут в:
Ответ: Египте.

9. Кочевники Магриба разводят:
Ответ: верблюдов.

10. Курды говорят на языке группы
Ответ: иранской.

11. Кхмеры — основное население
Ответ: Камбоджи.

12. Мировыми религиями являются:
Ответ: христианство, ислам, буддизм.

13. Монофиситство — религиозное направление в:
Ответ: христианстве.

14. Наиболее известное ремесло яванцев —
Ответ: производство батика.

15. Пакистанские панджабцы исповедуют:
Ответ: ислам.

16.По религиозной принадлежности евреи — ...
Ответ: иудаисты

17. По своим антропологическим признакам арабы —
Ответ: европеоиды.

18. По традиции японцы спят на ...
Ответ: татами.

19. Постепенное поглощение одной культуры другой — это ...
Ответ: ассимиляция.

20. Первая монотеистеческая религия — ...
Ответ: зороастризм.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Юго-Восточная Азия общая характеристика региона: географическое положение, климат, ХКТ населения.
2. Турция: географическое положение, этнолингвистический состав, антропология, конфессиональный состав.
3. Юго-Восточная Азия: характеристика островной и материковой частей, сходства и различия.
4. Нагорный Карабах – политическая история в XX в. Причины территориального конфликта.
5. Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма): географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
6. Палестина, Саудовская Аравия, Южная Осетия, Нагорный Карабах: географическое положение, этнолингвистический состав, антропология, конфессиональный состав.
7. Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма): основные языковые группы, религии, материальная культура.
8. Кипр и Северный Кипр: политическая история в XX в.
9. Полуостровная Малайзия, Таиланд и Вьетнам: географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
10. Йемен, Катар, Кипр, Северный Кипр: географическое положение, этнолингвистический состав, антропология, конфессиональный состав.
11. Полуостровная Малайзия, Таиланд и Вьетнам: основные языковые группы, религии, материальная культура.
12. Израиль история возникновения, межэтнические конфликты.
13. Индонезия, Филиппины, Сингапур: географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
14. Бахрейн, Израиль, Иордания: географическое положение, этнолингвистический состав, антропология, конфессиональный состав.
15. Индонезия, Филиппины, Сингапур: основные языковые группы, религии, материальная культура.
16. Армения, Грузия, Азербайджан, Абхазия: географическое положение, этнолингвистический состав, антропология, конфессиональный состав.
17. Восточный Тимор и Бруней: географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
18. ОАЭ: этническая и лингвистическая характеристика населения, антропология, краткая история.
19. Восточный Тимор и Бруней: основные языковые группы, религии, материальная культура.
20. ОАЭ: географическая характеристика региона, климат, ХКТ населения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Южная Азия общая характеристика региона: географическое положение, климат, ХКТ населения.
2. Оман, Сирия: этническая и лингвистическая характеристика населения, антропология, краткая история.
3. Южная Азия: особенности этногенеза и этнической истории с древнейших времен по современность и их антропологическая и лингвистическая характеристика.
4. Оман, Сирия: географическая характеристика региона, климат, ХКТ населения.
5. Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан: географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
6. Кувейт, Ливан: этническая и лингвистическая характеристика населения, антропология, краткая история.
7. Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан: основные языковые группы, религии, материальная культура.
8. Кувейт, Ливан: географическая характеристика региона, климат, ХКТ населения.
9. Непал, Шри-Ланка, Мальдивская Республика: географическое положение, климат, ХКТ населения, антропология.
10. Ирак: этническая и лингвистическая характеристика населения, антропология, краткая история (XX в.).
11. Непал, Шри-Ланка, Мальдивская Республика: основные языковые группы, религии, материальная культура.
12. Ирак: географическая характеристика региона, климат, ХКТ населения, материальная культура.
13. Индуизм.
14. Иран: этническая и лингвистическая характеристика населения, антропология, краткая история.
15. Зороастризм.
16. Иран: географическая характеристика региона, климат, ХКТ населения, материальная культуры.
17. Западная Азия: географическая характеристика региона.
18. Западная Азия: наиболее распространённые религии, их краткая характеристика (ислам, иудаизм, Восточные Церкви: Сиро-яковитская, Ассирийская церковь Востока, Армянская церковь).
19. Западная Азия: особенности этногенеза и этнической истории с древнейших времен по современность.
20. Западная Азия: антропологическая и лингвистическая характеристика региона.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова содержит тексты исторических источников и научные публикации по отечественной и всеобщей истории. www.hist.msu.ru
Э2 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
Э3 Электронная библиотека Гумер объединяет книги и учебники по гуманитарным наукам (история России, всеобщая история, культурология, философия, история религий и т.д.). www.gumer.info
Э4 Антропология и этнология народов мира portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы семинаров, лекционные материалы с контрольными вопросами, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 20.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 50.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест ‑ 30.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполняли практические и тестовые задания, но не набрали необходимого количества баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса дистанционно. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".