МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
ПрофильЭкспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 114
самостоятельная работа 88
индивидуальные консультации 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 5, 7, 8
курсовая работа: 2, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 19 16 21 15 21 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 14 14 16 16 14 14 16 16 14 14 16 16 14 14 10 10 114 114
Сам. работа 10 10 10 10 12 12 10 10 10 10 10 10 10 10 16 16 88 88
Консультации 12 12 10 10 10 10 10 10 12 12 10 10 12 12 10 10 86 86
Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.;к.и.н., старший преподаватель, Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Назаров И.И.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1054)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является выбор и освоение направления учебно-исследовательской работы в области археологии и этнологии. Задачи курса:
1) выбор и формулировка темы исследования и составление перспективного плана работы;
2) научиться оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статья и др.);
3) получить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления (доклада) и выступления с ним.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области антропологи, археологии и этнологии
ПК-1.1 Знает теорию и методологию современной антропологии, археологии и этнологии
ПК-1.2 Знает основы научноисследовательской деятельности
ПК-1.3 Способен формировать программы научного исследования, собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию
ПК-1.4 Владеет практическими профессиональными навыками сбора этнологической, археологической и антропологической информации в полевых условиях, в архивах, музеях и библиотеках
ПК-2Способнен презентовать и оформлять результаты научно-исследовательской работы
ПК-2.1 Знает правила и требования к научным публикациям, рефератам и обзорам.
ПК-2.2 Умеет составлять и оформлять научный аппарат в публикациях по антропологии, этнологии и археологии
ПК-2.3 Владеет информационными технологиями как средствами поиска и обработки информации, необходимой для решения задач научноисследовательского характера
ПК-2.4 Владеет навыками подготовки научных презентаций и выступлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю становления и особенности археологии и этнологии как научной дисциплины;
- особенности тематической типологии и классификации массовых коллекций артефактов;
- типологию объектов древнего исторического наследия в эволюционной динамике.
3.2.Уметь:
3.2.1.– логично представлять освоенное знание в различных формах;
– подготовить устный доклад и выступление с ним;
– грамотно оформить собственные выводы и заключения по теме исследования.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– подготовки и оформления устной и письменной исследовательской работы;
– владения понятийным аппаратом археологии, этнологии и охраны объектов культурного и природного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выбор темы учебно-исследовательской работы
1.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Определение круга источников и их анализ Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.5. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 1 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.6. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 1 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.7. Консультации 1 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 2. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
2.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Определение круга источников и их анализ Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Консультации 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 3. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
3.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 3 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Определение круга источников и их анализ Практические 3 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.5. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.6. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.7. Консультации 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 4. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
4.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Определение круга источников и их анализ Практические 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 4 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.7. Консультации 4 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 5. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
5.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 5 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.3. Определение круга источников и их анализ Практические 5 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 5 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 5 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.7. Консультации 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 6. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
6.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.3. Определение круга источников и их анализ Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 6 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
6.7. Консультации 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 7. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
7.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 7 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.3. Определение круга источников и их анализ Практические 7 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 7 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 7 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 7 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
7.7. Консультации 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4
Раздел 8. Выбор темы НИР. Работа студентов над утвержденными темами.
8.1. Формулировка темы. Определение этапов работы студентов над темой по семестрам. Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.2. Работа над первым этапам исследования темы в рамках НИР. Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.3. Определение круга источников и их анализ Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.4. Дискуссии, защита авторских выводов Практические 8 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.5. Изучение основной литературы по теме Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.6. Работа с источниками (литературные, памятники, музейные коллекции, архивные материалы) Сам. работа 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
8.7. Консультации 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5110

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен презентовать и оформлять результаты научно-исследовательской работы.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 2. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 3. Научное исследование - это...
а) целенаправленное познание;
б) выработка общей стратегии науки;
в) система методов, функционирующих в конкретной науке;
г) учение, позволяющее критически осмыслить методы познания.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 4. За единицу объема рукописи принимается авторский лист:
а) равный 10 тыс. печатных знаков;
б) равный 30 тыс. печатных знаков;
в) равный 20 тыс. печатных знаков;
г) равный 40 тыс. печатных знаков (22-23 машинописные страницы, напечатанные через два интервала).
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 5. Что включается в научно-справочный аппарат:
а) ссылки;
б) приложения;
в) иллюстрации;
г) диаграммы.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений:
а) точность;
б) ясность;
в) краткость;
г) эмоциональность.
ОТВЕТ: г.

ВОПРОС 7. Абзац представляет собой:
а) отступ вправо в начале первой строки каждой части текста;
б) отступ влево в начале первой строки каждой части текста;
в) отступ вверху;
г) отступ внизу.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись:
а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019);
б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с.;
в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019);
г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы;
б) список использованной литературы помещается в начале основного текста работы;
в) список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в;
г) список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция;
б) контент-анализ;
в) ретроспективный;
г) анализ.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это:
а) ссылка;
б) сноска;
в) источник;
г) таблица.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 12. Укажите правильный план группировки списка литературы и источников:
а) неопубликованные источники, опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания;
б) отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники, опубликованные источники;
в) опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники;
г) неопубликованные источники, опубликованные источники, зарубежные издания, отечественные издания.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 13. В научной работе речь чаще всего ведется ______________________________
а) от нейтрального лица;
б) первого лица;
в) от третьего лица ("автор полагает"), редко употребляется форма первого и совсем не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа;
г) второго лица единственного числа.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира;
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества;
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов;
г) поиске и производстве новых знаний.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: научный факт.

ВОПРОС 2. Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: научная проблема.

ВОПРОС 3. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма.

ВОПРОС 4. Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности.

ВОПРОС 5. _________ — наука, находящаяся на стыке естественных и общественных наук.
ОТВЕТ: Антропология.

ВОПРОС 6. ___________________ — содержит библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения.
ОТВЕТ: Библиографический список.

ВОПРОС 7. ________________ — это создание произведения совместным творческим трудом двух и более лиц.
ОТВЕТ: Соавторство.

ВОПРОС 8. ________________ — это процесс или явление действительности, с которой работает исследователь.
ОТВЕТ: Объект исследования.

ВОПРОС 9. __________________ — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
ОТВЕТ: Предмет исследования .

ВОПРОС 10. _____________________— наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
ОТВЕТ: Этнография.

ВОПРОС 11. Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: теория.

ВОПРОС 12. Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма).

ВОПРОС 13. Каким кеглем оформляется курсовая работа?
ОТВЕТ: Times New Roman, 14.

ВОПРОС 14. Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 15. Объем курсовой работы, как правило, составляет _______ страниц
ОТВЕТ: 25-40.

ВОПРОС 16. Количество использованных литературы и источников – _______________ позиций.
ОТВЕТ: не менее 15–20.

ВОПРОС 17. _______________________ – это самостоятельная учебная научно-методическая работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и/или специальным дисциплинам учебного плана.
ОТВЕТ: Курсовая работа.

ВОПРОС 18. Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:_________
ОТВЕТ: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы, перечень условных обозначений, сокращений, приложения.

ВОПРОС 19. ________________________ – обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.
ОТВЕТ: Предмет исследования.

ВОПРОС 20. Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области антропологи, археологии и этнологии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Часть национального достояния, объект реальной действительности, включенный в музейное собрание, способный длительно храниться, является носителем социальной или естественнонаучной информации – это ___________ :
а) реликт;
б) музейный предмет;
в) музейный экспонат;
г) памятник.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 2. Что из нижеперечисленного будет лишним в ряде основных признаков, обусловливающих музеологию как самостоятельную науку?
а) дефиниция;
б) структура;
в) объект;
г) предмет;
д) метод;
е) язык;
ж) музейная среда.
ОТВЕТ: ж.

ВОПРОС 3. Под объектом исследования понимается совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки. Что является объектом музеологии?
а) подлинные музейные предметы;
б) музейная климатология;
в) музей и музейное дело как общественная потребность (специфическое явление);
г) музейные источники.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 4. Выберите существующие концепции, предложенные учеными при вычленении предмета музеологии как самостоятельной науки.
а) институциональная концепция;
б) гносеологическая концепция;
в) аксиологическая концепция;
г) предметная концепция;
д) комплексная концепция;
е) коммуникативная концепция.
ОТВЕТ: агд.

ВОПРОС 5. Язык науки – это система понятий и терминов, которыми оперирует музееведение. Развитой язык – свойство сформировавшейся науки. Что развивающаяся наука сначала уточняет?
а) понятие;
б) термин.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 6. Музеология, исходя из предмета исследования, является _____________________________ наукой.
а) интердисциплинарной;
б) дифференцированной.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 7. Одним из элементов структуры музеологии является ее теория. Есть ли лишние элементы в ответах, если «да», то какие?
а) общая теория;
б) организация и управление музеями;
в) теория документирования;
г) теория тезаврирования (научно-фондовой работы);
д) теория музейной коммуникации;;
е) музейное проектирование
ж) лишних элементов нет.
ОТВЕТ: бе.

ВОПРОС 8. В 1878 г. в названии немецкого «Журнала по музеологии и антиквароведению» впервые появляется наименование:
а) направления научного поиска;
б) роль научной дисциплины.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 9. Попытки исследовать феномен музея, определить философию музея, т.е. выделить существенные черты социального института, ставшего «культурной нормой», определить его глобальную, универсальную функцию характерны для:
а) начала XX века;
б) середины XX века;
в) конец XX века.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 10. В первой половине XX в., наряду с появлением универсалистских философских концепций музея, растет число работ, посвященных исследованиям частных фрагментов и направлений музейной деятельности. Так, впервые появляется интерес к ______________________________ :
а) функциям документирования;
б) социальным функциям музея;
в) коммуникационным функциям музея.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 11. В первой половине XX в. обосновывается ______________________________ :
а) принцип публичности музея;
б) принцип научности музея;
в) принцип социальной ответственности музея.
ОТВЕТ: в.

ВОПРОС 12. Выражением понимания музея стала концепция Д.К. Дана ____________________________ .
а) полезного музея;
б) необходимого музея;
в) открытого музея.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 13. Первые попытки формирования новой научной дисциплины, изучающей феномен музея, ставший социально значимым, относятся к _________________ :
а) концу XIX в.;
б) первой половине XX в.;
в) середине XX в.
ОТВЕТ: б.

ВОПРОС 14. Вторая половина XX в. характеризуется:
а) укреплением музееведения как самостоятельной научной дисциплины;
б) вниманием к вопросам философии музея.
ОТВЕТ: а.

ВОПРОС 15. Автором концепции «двух музейных революций» стал_________________ :
а) Ромедер Ю.;
б) Питер ван Менш;
в) Мальро А.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ВОПРОС 1. Дайте определение понятию «доклад».
ОТВЕТ: доклад – это один из видов монологической речи, публичное, развернутое официальное сообщение по определенному вопросу (теме исследования), основанное на привлечении документальных данных.

ВОПРОС 2. Что такое цитата?
ОТВЕТ: цитата – это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания.

ВОПРОС 3. В чем заключается цель презентации?
ОТВЕТ: цель презентации – донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

ВОПРОС 4. Как формулируется объект исследования?
ОТВЕТ: определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объект исследования – это часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению, то, на что направлено исследование.

ВОПРОС 5. Как формулируется предмет исследования?
ОТВЕТ: предмет исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект исследования, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Предметом исследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы.

ВОПРОС 6. Назовите современные российские периодические издания музеологической тематики.
ОТВЕТ: периодическими изданиями, публикующими музеологические материалы, являются журналы «Мир музея», «Музей», «Вопросы музеологии», «Краеведение», «Реставрация музейных ценностей», «Реликвия: реставрация. Консервация. Музеи».

ВОПРОС 7. Где в структуре курсовой работы следует указывать ее название?
ОТВЕТ: название курсовой работы указывается на титульном (первом) листе.

ВОПРОС 8. Дайте определение понятию «публикация».
ОТВЕТ: публикация – это доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения; изданное произведение.

ВОПРОС 9. В каком отечественном периодическом издании регулярно публикуются материалы о деятельности зарубежных музеев?
ОТВЕТ: материалы о деятельности зарубежных музеев регулярно публикуются в журнале «Музей», в рубрике «Вестник ИКОМ».

ВОПРОС 10. Дайте определение понятию «экспонент».
ОТВЕТ: экспонент – это лицо или учреждение, предоставляющее музею для экспонирования принадлежащие ему материалы.

ВОПРОС 11. Назовите требования, предъявляемые к структуре доклада студента на занятии по дисциплине НИС.
ОТВЕТ: доклад следует озаглавить. Доклад должен содержать актуальность темы, цель и задачи, объект и предмет исследования, краткую характеристику использованной литературы и источников, основную часть, выводы и перспективы дальнейшей работы.

ВОПРОС 12. Дайте определение понятию « музейный предмет».
ОТВЕТ: музейный предмет – это движимый памятник истории и культуры, памятник природы, характеризующий процесс развития общества и природы, обладающий научной, исторической, художественной или мемориальной ценностью, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания.

ВОПРОС 13. Назовите типы музейных изданий.
ОТВЕТ: типами музейных изданий являются труды, ежегодники музея, краеведческие записки, методические рекомендации, информационные издания, периодические издания, сборники научных трудов.

ВОПРОС 14. Что включает источниковая база исследования?
ОТВЕТ: источниковая база исследования может включать анализ официальных документов, архивных материалов, музейных коллекций, недвижимых памятников наследия и т.д.

ВОПРОС 15. Какие требования предъявляются к написанию «источниковой базы» в курсовой работе?
ОТВЕТ: источниковая база – важнейший этап работы, который демонстрирует, в какой степени обеспечена источниковым материалом тема исследования и насколько детально она осмыслена автором. Источники должны быть сгруппированы по происхождению, видам, содержанию. Принципы группировки могут быть различными, но они обязательно указываются автором курсовой работы.

ВОПРОС 16. В какой части структуры курсовой работы размещается «источниковая база»?
ОТВЕТ: источниковая база исследования размещается во Введении курсовой работы.

ВОПРОС 17. Какова структура элемента Оглавление курсовой работы?
ОТВЕТ: Оглавление – это перечень названий глав и других составных частей работы с указанием тех страниц, на которых они помещены. Оглавление располагается на следующей за титулом странице курсовой работы. Вынесенные в Оглавление заголовки должны по формулировке полностью совпадать с соответствующими заголовками в тексте работы.

ВОПРОС 18. Как следует нумеровать страницы курсовой работы?
ОТВЕТ: номера страниц курсовой работы следует начинать проставлять с Введения, обычно это страница 3 курсовой работы. Номера страниц автор курсовой работы может разместить (по своему выбору) в правой верхней или нижней части листа, по центру в нижней или верхней части листа.

ВОПРОС 19. Какие материалы следует включать в состав Приложения курсовой работы?
ОТВЕТ: в состав Приложения включают иллюстрации, фотографии, копии документов и другие материалы, дополняющие содержание курсовой работы.

ВОПРОС 20. Перечислите требования, предъявляемые к написанию в курсовой работе раздела Заключение.
ОТВЕТ: Заключение размещается после основной части курсовой работы, должно составлять не менее 1,5–2 страниц печатного текста. В Заключении содержатся итоги курсовой работы, выводы, к которым пришел автор, демонстрируется решение поставленной цели и задач. Однако не следует повторять содержание Введения и основной части курсовой работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Каждый студент в заверении курса НИС-3 подготавливает и защищает на мини-конференции итоговый доклад, соответствующий тематики его курсового проекта. Все темы НИР студентов определяются научными руководителями индивидуально в общем тематической направлении НИС-3.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. История этнографических исследований на Алтае.
2. Формирование этнографических коллекций АГКМ.
3. История этнографического изучения населения Юга Западной Сибири.
4. Особенности традиционной материальной культуры коренного населения Алтая.
5. Основные черты традиционных религий коренного населения Южной Сибири.
6. Современная праздничная культура национальных и этнических групп Алтайского края.
7. Основные черты материальной и духовной культуры групп восточно-славянского населения Алтая.
8. Формирование сети этнографических музеев в России.
9. Сохранение культурного наследия в этнографических музеях под открытым небом.
10. Этнографическое наследие в зарубежных и российских скансенах.
11. Палеоэкономические реконструкции в археологии.
12. Основные черты материальной и духовной культуры населения Алтая в эпоху бронзы.
13. Кочевые империи в истории народов Алтая.
14. Палеосоциальные реконструкции в археологии.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1,2,3,4,5 и 7, 8 семестров зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева, Т.И. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: Учебное пособие КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт наследия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.heritage-institute.ru www.heritage-institute.ru
Э2 Научно-исследовательский семинар portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская музейная энциклопедия (http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp?40)
Музеи России на портале Культура России (http://www.culture.ru/museums)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Официальные сайты Российских музеев
Электронная библиотека Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Поисковая система «Google»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
16бМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: микро-РФА спектрометр с функцией сканирования предназначен для экспресс-анализа элементного состава археологических объектов от Na(11) до U(92); передвижной рентгенографический комплекс ПРДУ-02; электронный тахеометр Nikon Nivo 5.C – 3 шт.
16аМ лаборатория междисциплинарных исследований археологии Западной Сибири и Алтая – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; научное оборудование: муфельная печь SNOL 3/1100; шкаф вытяжной для муфельных печей ЛАБ-800 ШВп; электронный микроскоп МБC-10 – 3 шт.; микроскоп стереоскопический для лабораторных исследований Stemi 2000C с принадлежностями; геофизическое оборудование – система градиентометра 4 канала на базе FOERSTER FEREX 4.032 DLG GPS
112Д фондохранилище музея археологии и этнографии алтая - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с музейными коллекциями; топографическая опись
112Д музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы
112Д кабинет антропологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 5 посадочных мест; стеллажи с учебно-наглядными пособиями и оборудованием; микроскоп МБС-12; негатоскоп; антрометрические инструменты; палеоантропологические материалы; библиотека специальной учебной и научной литературы; электронная библиотека англоязычных статей соответствующей тематики из журналов
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная практическая задача, решаемая такой учебной дисциплиной, как "Научно-исследовательский семинар", – подготовка студентов к написанию, оформлению и презентации курсового проекта и ВКР. Отсюда вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсового проекта и ВКР, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации.
Студентам прежде всего необходимо обратить внимание на выбор темы курсового проекта. Здесь возможны такие варианты, как выбор из списка тем, предлагаемых преподавателем, выбор из списка с коррекцией темы, предложенной студентом, наконец, самый предпочтительный вариант – работа по теме, предложенной самим студентом.
При выполнении работы и ее написании следует учитывать информацию, полученную в ходе изучения дисциплины, а также выполнять рекомендации по курсовому проекту, получаемые от научного руководителя.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Объем курсового проекта, как правило, составляет 25–40 страниц, количество использованных литературы и источников — не менее 15–20 позиций.
Требования к оформлению курсового проекта:
Письменная работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм.). Оформление осуществляется при помощи программного обеспечения Microsoft Office через 1,5 межстрочных интервала, кегль 14. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, названиях, указаниях, применяя шрифты разной гарнитуры. Во всем тексте работы следует соблюдать единообразные поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом и печатаются строчными буквами. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я посмотрел», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать фразы, которые строятся с употреблением слов «представляется», «очевидно» или выражений: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на основе выполненного анализа можно утверждать …», «проведенные исследования продемонстрировали …» и т.п.
Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (2 или 3 главы, которые структурируются в параграфы);
• заключение;
• список использованных источников и литературы;
• приложения.