МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учет и хранение музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
ПрофильЭкспертно-аналитическая деятельность в археологии и этнологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_Антропология и этнология_ЭАД-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 49
индивидуальные консультации 20
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 49 49 49 49
Консультации 20 20 20 20
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., старший преподаватель, Лихачева О.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Учет и хранение музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1054)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать развернутую характеристику основных понятий в области учета, хранения и изучения музейных предметов, а также ознакомить с основными инструктивными правилами и методами в сфере комплектования музейных коллекций и последующего их учета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в области историко-культурного наследия, в том числе атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов, в области политики, направленной на регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов
ПК-3.1 Знает историю формирования историко-культурного наследия и конфессиональных особенностей народов Российской Федерации ПК-3.2. Знает современную правовую основу в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации ПК-3.3. Знает основы современного законодательства в области малочисленных народов РФ и национальной политики ПК-3.4. Знает методы и особенности историко-культурной и этнологической экспертизы ПК-3.5. Умеет использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ, быть готовым и способным их использовать ПК-3.6. Владеет навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и антропологии ПК-3.7. Владеет методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов историко-культурного наследия
ПК-3.2 Знает современную правовую основу в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации
ПК-3.3 Знает основы современного законодательства в области малочисленных народов РФ и национальной политики
ПК-3.4 Знает методы и особенности историко-культурной и этнологической экспертизы
ПК-3.5 Умеет использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ, быть готовым и способным их использовать
ПК-3.6 Владеет навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и антропологии
ПК-3.7 Владеет методикой атрибуции предметов музейных коллекций, объектов историко-культурного наследия
ПК-4Способноен применять современные информационные технологии при решении практических задач в деятельности государственных и общественных организаций, в том числе музейных организаций.
ПК-4.1 Знает основные принципы применения информационных технологий при решении антропологических и этнологических задач
ПК-4.2 Знает основы учетной документации по ведению музейной деятельности
ПК-4.3 Умеет оформлять учетные документы для приема и выдачи музейных предметов для экспонирования в РФ и за рубежом
ПК-4.4 Умеет применять информационные технологии для поиска и обработки антропологической информации в ходе решения поставленных задач; использовать современные, в том числе междисциплинарные методики изучения ментальности, повседневной жизни, социальной истории на различных исторических материалах, осваивать наиболее эффективные междисциплинарные стратегии исследования социальной антропологии
ПК-4.5 Владеет основами использования междисциплинарных связей при решении профессиональных задач; приемами научной дискуссии, методами публичного представления концепций антропологов и этнологов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов, методику их изучения, приемы ведения учетной документации, понятийный аппарат по фондовой работе музея.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания по учету, хранению и изучению музейных предметов в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учет музейных предметов
1.1. Понятие «фонды музея» Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Комплектование фондов музея Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Научное комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Учет музейных фондов. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Научная каталогизация музейных фондов Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Создание автоматизированных учетно-информационных систем в музее Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Положения о музейном фонде РФ и государственном каталоге музейного фонда РФ Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Инвентаризация предметов из драгметаллов и драгоценных камней Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Хранение музейных предметов
2.1. Понятия «хранение фондов» и «система хранения фондов» Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Упаковка и транспортировка музейных предметов Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Упаковка и транспортировка музейных предметов Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Музейная безопасность как система Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Музейная безопасность как система Сам. работа 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Режим хранения и защиты музейных предметов Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Режим хранения и защиты музейных предметов Сам. работа 5 5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Организация фондохранилищ и системы хранения Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Организация фондохранилищ и системы хранения Сам. работа 5 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Основные системы оборудования фондохранилищ Практические 5 4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Основные системы оборудования фондохранилищ Сам. работа 5 8 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Экзамен 5 27
2.14. Консультации 5 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность в области историко-культурного наследия, в том числе атрибуцию и экспертизу различных категорий музейных предметов, в области политики, направленной на регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

ВОПРОС 1. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1) аттрактивность;
2) информативность;
3) древность.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 2. Уникальным музейным предметом не является:
1) типовой предмет;
2) реликвии;
3) высокохудожественные произведения изобразительного искусства.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 3. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1) тематическое;
2) индивидуальное;
3) систематическое.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 4. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1) древние римляне;
2) египтяне;
3) древние греки.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 5. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1) студиоло;
2) антикварий;
3) галерея.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 6. Подробное описание внешнего вида предмета:
1) интерпретация;
2) систематизация;
3) атрибуция.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 7. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связанны с определенным лицом или историческим событием?
1) личная коллекция;
2) тематическая;
3) мемориальная.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 8. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, именуется:
1) музейной;
2) личной;
3) мемориальной.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 9. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов, называются:
1) отчетными;
2) тематическими;
3) фондовыми.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 10. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации, называется:
1) мемориальной;
2) систематической;
3) тематической.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 11. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции - ...
1) этикетаж;
2) маршрутная опись;
3) топографическая опись.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 12. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1) регистрации;
2) инвентаризации;
3) учета.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 13. Витрины для музейных предметов должны быть:
1) только горизонтальными;
2) герметичными;
3) белого цвета.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 14. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1) микроскопические грибы и насекомые;
2) древоточцы;
3) моль.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 15. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы)?
1) на вахте музея;
2) в кабинете директора музея;
3) в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
ОТВЕТ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

ВОПРОС 1. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
ОТВЕТ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее.

ВОПРОС 2. Топографическая опись — это:
ОТВЕТ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции.

ВОПРОС 3. Первый музей в России — это:
ОТВЕТ: Кунсткамера.

ВОПРОС 4. Этикетаж — это:
ОТВЕТ: совокупность всех этикеток экспозиции.

ВОПРОС 5. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это:
ОТВЕТ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей.

ВОПРОС 6. «Фонды музея» — это:
ОТВЕТ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение.

ВОПРОС 7. Определители — это:
ОТВЕТ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов.

ВОПРОС 8. Атрибуция — это:
ОТВЕТ: подробное описание внешнего вида предмета.

ВОПРОС 9. Прессрелиз — это:
ОТВЕТ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее.

ВОПРОС 10. Музейная коллекция — это:
ОТВЕТ: совокупность всех музейных предметов, коллекций, принятых на хранение в музей.

ВОПРОС 11. Музейная экспозиция — это:
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных.

ВОПРОС 12. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это:
ОТВЕТ: экспликация.

ВОПРОС 13. Оптимальные нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах - ...
ОТВЕТ: 18°C при 55% влажности.

ВОПРОС 14. Музейный предмет — это предмет ...
ОТВЕТ: включенный в состав музейного собрания.

ВОПРОС 15. Опись музейных предметов — это:
ОТВЕТ: приложение к акту — список музейных предметов, с указанием сохранности.

ВОПРОС 16. Расшифруйте аббревиатуру – КП.
ОТВЕТ: книга поступлений.

ВОПРОС 17. Коллекционная опись это –
ОТВЕТ: документ, содержащий описание музейной коллекции по установленным параметрам.

ВОПРОС 18. Расшифруйте аббревиатуру – ОФ.
ОТВЕТ: основной фонд.

ВОПРОС 19. Что должны проходить предметы, предположительно содержащие драгоценные металлы и камни?
ОТВЕТ: экспертизу в пробирной палате.

ВОПРОС 20. Куда вносятся предметы, содержащие драгоценные металлы и камни?
ОТВЕТ: книга специального учета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен применять современные информационные технологии при решении практических задач в деятельности государственных и общественных организаций, в том числе музейных организаций.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

ВОПРОС 1. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации, называется:
1) мемориальная;
2) систематическая;
3) тематическая.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 2. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции - ...
1) этикетаж;
2) маршрутная опись;
3) топографическая опись.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 3. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1) регистрации;
2) инвентаризации;
3) учета.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 4. Витрины для музейных предметов должны быть:
1) только горизонтальными;
2) герметичными;
3) белого цвета.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 5. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1) микроскопические грибы и насекомые;
2) древоточцы;
3) моль.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 6. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы)?
1) на вахте музея;
2) в кабинете директора музея;
3) в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 7. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1) аттрактивность;
2) информативность;
3) древность.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 8. Уникальным музейным предметом не является:
1) типовой предмет;
2) реликвии;
3) высокохудожественные произведения изобразительного искусства.
ОТВЕТ: 1.

ВОПРОС 9. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1) тематическое;
2) индивидуальное;
3) систематическое.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 10. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1) древние римляне;
2) египтяне;
3) древние греки.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 11. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1) студиоло;
2) антикварий;
3) галерея.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 12. Подробное описание внешнего вида предмета - ...
1) интерпретация;
2) систематизация;
3) атрибуция.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 13. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связаны с определенным лицом или историческим событием?
1) личная коллекция;
2) тематическая;
3) мемориальная.
ОТВЕТ: 3.

ВОПРОС 14. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, именуется:
1) музейной;
2) личной;
3) мемориальной.
ОТВЕТ: 2.

ВОПРОС 15. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов, - ...
1) отчетные;
2) тематические;
3) фондовые.
ОТВЕТ: 1.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

ВОПРОС 1. Приведите 1-2 примера основных (обязательных) учетных документов музея:
ОТВЕТ: акты приема и выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, главная инвентарная книга (книга поступлений), специальные инвентарные книги для учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней.

ВОПРОС 2. Приведите 1-2 примера вспомогательных учетных документов музея:
ОТВЕТ: научный паспорт музейного предмета; журналы регистрации всех видов актов приема и выдачи.

ВОПРОС 3. Перечислите основные формы комплектования музейных предметов.
ОТВЕТ: закупки коллекций, дар, целевые заказы.

ВОПРОС 4. К основным подходам теоретического обоснования предмета музееведения относятся:
ОТВЕТ: институциональный, предметный, комплексный.

ВОПРОС 5. По какому принципу группируются предметы в коллекции?
ОТВЕТ: по типам источников, по происхождению, по содержанию.

ВОПРОС 6. Назовите основные виды комплектования музейных фондов:
ОТВЕТ: систематический, тематический, комплексный.

ВОПРОС 7. Какую информацию включает топографическая опись фондохранилища и экспозиции (выставки):
ОТВЕТ: название фондохранилища; номера витрины, стенда, стеллажа, шкафа, полки, папки; список предметов - порядковые номера в списке, наименование музейного предмета, учетные обозначения, для каких целей и кому выдан, дата возвращения, примечания (при наличии).

ВОПРОС 8. Приведите 1-2 примера карточек, которые может вести музей.
ОТВЕТ: учетная, инвентарная, топографическая.

ВОПРОС 9. Замена книг основного учета музеев осуществляется по согласованию с ...
ОТВЕТ: Министерством культуры Российской Федерации.

ВОПРОС 10. Инвентаризация это –
ОТВЕТ: регистрация музейных предметов в инвентарных книгах основного фонда музея.

ВОПРОС 11. Кем проводится инвентаризация?
ОТВЕТ: ответственным хранителем.

ВОПРОС 12. Кем утверждаются шифры фондовых коллекций?
ОТВЕТ: ЭФЗК музея.

ВОПРОС 13. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
ОТВЕТ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее.

ВОПРОС 14. Топографическая опись — это:
ОТВЕТ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции.

ВОПРОС 15. Первый музей в России — это:
ОТВЕТ: Кунсткамера.

ВОПРОС 16. Этикетаж — это:
ОТВЕТ: совокупность всех этикеток экспозиции.

ВОПРОС 17. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это:
ОТВЕТ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей.

ВОПРОС 18. «Фонды музея» — это:
ОТВЕТ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение.

ВОПРОС 19. Определители — это:
ОТВЕТ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов.

ВОПРОС 20. Атрибуция — это:
ОТВЕТ: подробное описание внешнего вида предмета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Содержание понятий «фонды музея» и «музейный предмет».
2. Виды музейных источников и свойства музейных предметов.
3. Научно-вспомогательные материалы музея.
4. Научная организация фондов музея.
5. Содержание понятия «комплектование музейных фондов», его задачи, способы и правила.
6. Основные формы комплектования музейного собрания и их документация.
7. Содержание понятия «учет музейных фондов», его принципы и этапы.
8. Порядок составления учетной документации.
9. Система научно-справочного аппарата музейного собрания, музейные каталоги и их разновидности.
10. Публикация музейных каталогов: виды и типы изданий, этапы подготовки.
11. Сравнительные возможности автоматизированной и ручной обработки музейной документации.
12. Компьютеризация музеев: основные этапы и перспективы для научно-фондовой работы.
13. Содержание понятий «хранение музейных фондов» и «система хранения музейных фондов».
14. Группы хранения музейных предметов и особенности их размещения в фондовом оборудовании.
15. Особенности хранения музейных предметов в экспозиции.
16. Организация открытого хранения музейных фондов.
17. Правила упаковки различных музейных предметов при перевозке.
18. Опыт транспортировки музейных предметов.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Положение о музейном фонде РФ и Положение о государственном каталоге музейного фонда РФ: содержание документов.
2. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: общие положения и состав фондов.
3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР: государственный учет музейных фондов.
4. Экспертная фондово-закупочная комиссия музея: особенности работы.
5. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: общие положения и состав фонда.
6. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней: государственный учет и научная инвентаризация.
7. Музейная безопасность как система.
8. Температурно-влажностный режим хранения фондов.
9. Световой режим и загрязнение воздуха.
10. Биологический режим хранения музейных фондов.
11. Защита музейных предметов от механических повреждений и в экстремальных ситуациях.
12. Фондохранилище: основы рациональной организации.
13. Основные системы оборудования фондохранилищ.
14. Примеры организации научно-фондовой работы в музеях исторического профиля.
15. Примеры организации научно-фондовой работы в художественных музеях.
16. Примеры организации научно-фондовой работы в естественно-научных музеях.
17. Примеры организации научно-фондовой работы в литературных музеях.
18. Примеры организации научно-фондовой работы в музеях смешанного профиля.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т.И., Окунева И.В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Музееведение и историко-культурное наследие.: Сборник статей. Кемерово : КемГУКИ, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в музеях СССР projects.innovbusiness.ru
Э2 Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР www.spbpravo.ru
Э3 Новый взгляд на музейное дело www.adit.ru
Э4 Положение о фондово-закупочной комиссии музеев системы Министерства культуры СССР www.bestpravo.ru
Э5 Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях (извлечение) www.assay.ru
Э6 Учет и хранение музейных коллекций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью учетно-хранительской работы в музее. При изучении разделов курса студенты-магистранты должны ознакомиться с содержанием нормативно-правовых документов по учету и хранению музейных предметов, с методикой их изучения, с приемами ведения учетной документации и понятийным аппаратом по фондовой работе музея; обратить внимание на особенности комплектования, учета и хранения музейных предметов, приобрести навыки работы с музейными предметами в области их комплектования, учета и обеспечения сохранности в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (тестовые задания, письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К экзамену допускаются студенты-магистранты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить работу студента-магистранта по дисциплине «Учет, хранение и изучение музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.