МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 8 8 80 80 88 88
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
кин, доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
кин, доцент, Колокольцева Н.Ю.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
- уяснение специфики отечественной культуры, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны;
- знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века;
• Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие;
• основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях;
• Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации;
• Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. Введение в курс «История отечественной культуры» Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Культура Древней Руси
2.1. Традиции, обычаи и образ жизни в Древней Руси как составная часть культуры народа Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Культура Древней Руси Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) Практические 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Культура Древней Руси Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков
3.1. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Лекции 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Музыка Древней Руси Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Характерные черты русского православного сознания Практические 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Русская культура второй половины XIII—XVI веков Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков
4.1. Русская культура XVII-XVIII веков Лекции 5 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Русская культура XVIII в. Практические 5 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Сам. работа 5 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры
5.1. XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. "Золотой век" русской литературы Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Русская культура XIX века Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Культура XX-XXI вв.
6.1. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. "Серебряный век" русской литературы Практические 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке Практические 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.6. Российская культура XX века Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.7. Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.8. Изучение литературы по курсу Сам. работа 6 76 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.
Собор Василия Блаженного:
а) это однокупольное сооружение;
б) это сложное, девятикупольное многоцветное сооружение;
в) это крестово-купольное сооружение с тремя главами;
г) это простое и строгое здание.
Ответ: б

Вопрос 2.
Искусство Киевской Руси – это развитие традиций:
а) романского искусства;
б) готического искусства;
в) искусства Византии.
Ответ: в

Вопрос 3.
В Древней Руси особенно активно развивалась:
а) скульптура;
б) мозаика;
в) иконопись
Ответ: в

Вопрос 4.
Изображение Христа – Пантократора в храме находится:
а) в центральной аспиде;
б) в главном куполе;
в) на столбе;
г) на парусах.
Ответ: б

Вопрос 5.
Успенский собор Московского кремля построил:
а) Алевиз Новый;
б) Симон Ушаков;
в) Аристотель Фиораванти.
Ответ: в

Вопрос 6.
В конце XVII в. русском искусстве появляется:
а) парсуна;
б) пейзаж;
в) бытовой жанр
Ответ: а

Вопрос 7.
В Новгороде был построен:
а) храм Покрова на Нерли;
б) церковь Вознесения в Коломенском;
в) церковь Спаса на Нередице;
г) Дмитриевский собор.
Ответ: в

Вопрос 8.
Завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, ворот) в виде четырехгранной пирамиды либо конуса, характерное для архитектуры XVI– XVII в в .,называется:
а) куполом;
б) шатром;
в) башней.
Ответ: б


Вопрос 9.
Главный собор Московского кремля XV в.:
а) Благовещенский;
б) Успенский;
в) Архангельский.
Ответ: б

Вопрос 10.
Икону «Донская Богоматерь» написал:
а) Андрей Рублев;
б) Феофан Грек;
в) Дионисий;
г) Симон Ушаков.
Ответ: б

Вопрос 11.
Придворным художником Петра Первого был:
а) А. Матвеев;
б) И. Никитин;
в) А. Антропов;
г) Ф. Рокотов.
Ответ: б

Вопрос 12.
А. Зубов был:
а) архитектором;
б) живописцем;
в) графиком;
г)скульптором.
Ответ: в

Вопрос 13.
В XVIII в. наиболее активно развивался такой жанр изобразительного искусства, как:
а) бытовой;
б) портрет;
в) пейзаж;
г) натюрморт.
Ответ: б

Вопрос 14.
Парсуна представляет собой:
а) портрет;
б) пейзаж;
в) натюрморт;
г) изображение животного.
Ответ: а

Вопрос 15
Пенсионерами Петра Первого были:
а) И. Никитин;
б) Д. Левицкий
в) А. Матвеев;
г) И. Аргунов;

Ответ: а


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Изображение Богоматери, стоящей в полный рост с руками, воздетыми вверх, называется…
Ответ: Оранта
2. Полукруглое завершение верхней части стены церковного здания средневековой русской архитектуры называется ...
Ответ: Закомара
3. Иконы в Древней Руси писали краской …
Ответ: Темпера
4. Церковь Спаса Преображения в Новгороде расписывал ...
Ответ: Феофан Грек
5. Из Византии в Киев, а затем во Владимир была перевезена икона с изображением Богоматери, которая называется ...
Ответ: Владимирская Богоматерь
6. Автор известных икон XVI в. «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей».
Ответ: Дионисий
7. Скульптурную группу «Анна Иоанновна с арапчонком» создал ...
Ответ: Растрелли
8. Портрет канцлера Головкина написал …
Ответ: И. Никитин
9. Портрет Сары Фермор написал …
Ответ: И.А. Вишнков
10. Зимний дворец творение архитектора …
Ответ: Бартоломео Растрелли
11. Архитектор Растрелли в основном работал в городе …
Ответ: Санкт - Петербург
12. Памятник А. Суворову на Марсовом поле в Петербурге создал скульптор…
Ответ: М.И. Козловский
13. Статуя М. Козловского «Самсон, разрывающий пасть льва», находится…
Ответ: Бассейн большого каскада Петергофа
14. Портреты воспитанниц Смольного института писал…
Ответ: Д. Левицкий
15. Автор портрета М.И. Лопухиной
Ответ: В. И. Боровиковский
16. Автор «Портрета Екатерины II Законодательницы в храме богини Правосудия»
Ответ: Д. Левицкий
17. Памятник Петру Первому, получивший название «Медный всадник», создал ...
Ответ: Фальконе
18. Автор «Портрета Хрущевой и Хованской»
Ответ: Левицкий
19. Расцвет русской культуры первой трети XIX в. связан с победоносной войной с армией императора
Ответ: Наполеона
20 Памятник Минину и Пожарскому находится на ... в Москве.
Ответ: Красной площади


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Полный перечень оценочных средств, в т.ч.банк тестовых вопросов, планы практических заданий и др. представлен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2474
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 5 и 6 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.3 Ильина Т. В., Фомина М.С. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
Э4 Курс в moodle "История отечественной культуры" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.

Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.
Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.