МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Документология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 104 104 104 104
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Сарафанов Д.Е.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Документология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в формировании у обучающихся общих знаний и представлений о документе как важнейшем феномене в истории человечества. В связи с этим курс включает в себя теоретические, исторические и методические аспекты, имеющие отношение к документу.
Задачи курса:
- сформировать у студентов общее понимание термина «документ»;
- рассмотреть историю появления и развития документов и представлений о них, охарактеризовать общие теории документа;
- показать классификацию документов по наиболее существенным признакам;
- сформировать у обучающихся общие представления о документной деятельности и первоначальные навыки составления документов и работы с ними.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию;
ОПК-6.1 Знает правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ.
ОПК-6.2 Осуществляет анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Формирует и критически анализирует археологическую и историческую информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования
ОПК-6.4 Излагает полученные результаты анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме
УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- происхождение и сущность документологии;
- место документологии в системе наук;
- возникновение и развитие понятия "документ";
- материальную и информационную составляющую документа;
- особенности функционирования документов в различных областях (документовение, архивоведение, музеология, история).
3.2.Уметь:
3.2.1.- оформлять и составлять различные виды документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками документной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Документология и документоведение: современное состояние документоведческой мысли
1.1. Документология и документоведение: теория и методология (анализ точек зрения). Документология: причины появления, этапы развития (по Ю.Н. Столярову). Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Истоки документологии, этапы развития, междисциплинарный характер документологии Практические 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы документологии
2.1. Понятие о документе Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Документ как система (свойства, признаки, функции) Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Материальная составляющая документа. Знаковая составляющая документа.Информационная составляющая документа Лекции 4 6 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Методы и способы документирования Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Классификация документов Лекции 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Классификация документов Практические 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Документная коммуникация и документная деятельность Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Документная коммуникация и документная деятельность Практические 4 10 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Жизненный цикл документа Лекции 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Изучение источников и литературы по основным разделам курса. Сам. работа 4 104 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4, ОПК-6.4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяров Ю. Н. Документология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Горизонт, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куняев Н.Н., Уралов Д.Н., Фабричнов А.Г. Документоведение: учебник Логос// ЭБС "Университетская библиотека online, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Казакевич Т.А., Ткалич А.И. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ. ДОКУМЕНТАЦИОННЫЙ СЕРВИС 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle "Документология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине "Документология" составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению изучаемых проблем, но и стимулированию познавательной деятельности, творческого мышления, формированию мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
В качестве тем лекционного курса определены ключевые проблемы истории, теории и практики документологии, дается представление об особенностях формирования и функционирования отдельных видов документов и документных систем (ресурсов, массивов). Лекционные занятия сопровождаются презентациями. При этом приветствуются любые формы интерактивности со стороны студентов: вопросы, соображения, комментарии, дискуссии.
Цель практических занятий – способствовать освоению наиболее сложных теоретических проблем курса, сформировать у студентов умения и навыки работы с документами, системами и массивами документов. Ряд практических занятий посвящен углубленному изучению теоретических тем курса. На практических занятиях студенты выполняют практические задания по заранее определённым темам. Подготовка к практическим занятиям состоит из 2 этапов:
1. организационный,
2. закрепление и углубление теоретических знаний.
Подготовку следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов.
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям, работе с лекционным материалом, а также изучение источников и литературы.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет. Зачет проводится в устной форме по билетам.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и практических занятий. Необходимо учесть, что выполнение заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.