Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 117 | 117 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний в области технологий проектной деятельности, институциональных подсистем проектов, методов и средств разработки проектов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01 |
ОПК-3 | Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии; |
ОПК-3.1 | Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций |
ОПК-3.2 | Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний |
ОПК-3.3 | Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин |
ОПК-3.4 | Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников |
ОПК-3.5 | Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий |
ОПК-6 | Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию; |
ОПК-6.1 | Знает правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ. |
ОПК-6.2 | Осуществляет анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности |
ОПК-6.3 | Формирует и критически анализирует археологическую и историческую информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования |
ОПК-6.4 | Излагает полученные результаты анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
ПК-3 | Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела |
ПК-3.1 | Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов |
ПК-3.2 | Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия |
ПК-3.3 | Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов |
ПК-5 | Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий |
ПК-5.1 | Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации |
ПК-5.2 | Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа. |
ПК-5.3 | Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности |
ПК-5.4 | Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий |
ПК-5.5 | Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.1 | Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач |
УК-2.2 | Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем |
УК-2.3 | Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-2.4 | Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-3.1 | Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства |
УК-3.2 | Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи |
УК-3.3 | Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществлять поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определять стратегию достижения поставленной цели. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы проектной деятельности | ||||||
1.1. | Определение проекта. Его основные характеристики и измерения | Практические | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
1.2. | Элементы проектной деятельности | Практические | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
1.3. | Классификация проектов | Сам. работа | 4 | 22 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
1.4. | Содержание и процессы управления проектами | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
Раздел 2. Технология проектной деятельности: жизненный цикл проекта, его основные этапы | ||||||
2.1. | Методология и методика предпроектного анализа (анализ ситуации) | Практические | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
2.2. | Управление интеграцией (содержанием) проекта | Практические | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
2.3. | Мобилизация ресурсов проекта | Сам. работа | 4 | 31 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
Раздел 3. Разработка и управление институциональными подсистемами проекта | ||||||
3.1. | Управление временем проекта | Практические | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.2. | Управление стоимостью проекта | Практические | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.3. | Управление качеством проекта | Практические | 4 | 8 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.4. | Управление командой проекта | Сам. работа | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.5. | Управление коммуникациями проекта | Сам. работа | 4 | 18 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
3.6. | Управление рисками проекта | Сам. работа | 4 | 12 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
Раздел 4. Практика ведения проекта | ||||||
4.1. | Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия | Практические | 4 | 10 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 | |
4.2. | Управление изменениями и завершение проекта | Сам. работа | 4 | 14 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение проекта. Его основные характеристики и измерения. 2. Элементы проектной деятельности. 3. Классификация проектов. 4. Содержание и процессы управления проектами. 5. Методология и методика предпроектного анализа (анализ ситуации). 6. Управление интеграцией (содержанием) проекта 7. Мобилизация ресурсов проекта 8. Управление временем и стоимостью проекта. 9. Управление качеством проекта. 10. Управление командой проекта. 11. Управление коммуникациями проекта. 12. Управление рисками проекта. 13. Мониторинг проекта и оценка оказанного воздействия. 14. Управление изменениями и завершение проекта. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Особенности реализации проектов в сфере использования культурного наследия. 2. Научный проект в области археологии: специфика реализации в современных условиях. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Теоретические основы проектной деятельности Вопросы: 1. Определите, в чем специфика системного подхода к пониманию проекта? 2. Охарактеризуйте универсальные характеристики проекта, заданные в системном подходе 3. Выделите и охарактеризуйте специфику деятельностного подхода в проектной работе. Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Технология проектной деятельности: жизненный цикл проекта, его основные этапы Вопросы: 1. Кратко сформулируйте, для чего проводится предпроектный анализ? 2. Чем целевая группа проекта отличается от принятого в маркетинге понятия «целевая аудитория»? 3. Определите правила построения целевой структуры проекта. Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Разработка и управление институциональными подсистемами проекта Вопросы: 1. Охарактеризуйте методы качественного анализа рисков. 2. Опишите виды стратегий реагирования на риски. 3. Определите методы риск-менеджмента. Практическое задание для самостоятельной работы: Тема: Практика ведения проекта Вопросы: 1. Дайте развернутое определение понятию «мониторинг проекта». 2. Охарактеризуйте технические составляющие мониторинга проекта. 3. Перечислите и опишите основные процессы завершения проекта. Тестовые задания: Дайте один правильный ответ: 1. Что такое социальный проект? а. проект, направленный на реализацию значимых общественных потребностей. б. проект, учитывающий интересы социальных субъектов. в. проект с социальным эффектом. г. проект, проблема которого социально обусловлена. 2. Какая характеристика из нижеперечисленного не относится к универсальным характеристикам проекта? а. инновационность. б. временная локализация. в. результативность. г. прожективность. 3. Какой параметр из нижеперечисленных не относится к универсальным измерениям проекта? а. качество. б. затраты. в. сроки. г. коммуникации. 4. Что такое цель проектирования? а. нахождение баланса интересов участников проекта. б. разработка определенного будущего состояния системы, процессов, отношений. в. удовлетворение социальных потребностей сотрудников. г. оптимизация ресурсов. 5. Что является объектом проектирования в проекте «совершенствование деятельности организации»? а. Мероприятия. б. процессы. в. деятельность. г. отношения. 6. Что является объектом проектирования в проекте «организа- ция внутреннего туризма»? а. деятельность. б. услуги. в. Мероприятия. г. подразделение. 7. Что является объектом проектирования PR-кампании? а. организация. б. услуги. в. деятельность. г. отношение людей. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Основы управления_46_04_04.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крумина К. В. , Полковникова С. Г. | Управление проектами: учебное пособие | Омск: Омский государственный технический университет (ОмГТУ), 2020 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М. В. Романова | Управление проектами: учеб. пособие | М.: ФОРУМ, 2007 | |
Л2.2 | В. Н. Фунтов | Основы управления проектами в компании: учеб. пособие | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | учеб.-метод. пособие | Управление проектами: | Сургут: ИЦ СурГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательная платформа «Юрайт» | urait.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Приступая к выполнению заданий, обучающийся должен знать, что работа будет зачтена при условии соблюдения следующих требований: 1. Знание текстов рекомендованной литературы и использование этого знания в работе. 2. Использование обучающимся нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы. 3. Культура и академические нормы изложения материала: обязательное указание на источники, грамотное цитирование авторов (прямое и косвенное), определение собственной позиции и обязательный собственный комментарий к приводимым точкам зрения. 4. Соблюдение требований к структуре и оформлению. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) с обучающимися в ходе изучения материала данной дисциплины. |