МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в музейной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд. культурологии, доцент, Шорина Д.Е.;к.и.н., ст. пр., Сайберт В.О.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в музейной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является усвоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе.
Задачи курса:
– освоить содержание основных понятий по дисциплине;
– проследить особенности в развитии информатизации музейной среды в России;
– рассмотреть проблемы и направления внедрения информационных технологий в музейную практику.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ОПК-6Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию;
ОПК-6.1 Знает правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ.
ОПК-6.2 Осуществляет анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Формирует и критически анализирует археологическую и историческую информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования
ОПК-6.4 Излагает полученные результаты анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-3Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела
ПК-3.1 Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов
ПК-3.2 Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия
ПК-3.3 Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения и концепции в области информатизации музейной деятельности;
- принципы и направления использования современных информационных технологий в деятельности музеев;
- современные информационно-коммуникационные технологии в музейной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные технологии в музейной практике;
- анализировать и использовать информационные ресурсы в профессиональной деятельности;
- определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения в области информатизации музеев;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения информационных технологий в работе с музейными предметами, археологическими объектами;
- профессиональной адаптации и социального взаимодействия;
- применения электронных информационно-образовательных ресурсов в области популяризации музейного собрания, археологического наследия.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в научно-фондовой работе музея
1.1. Новые информационные технологии в музее. Основные этапы компьютеризации. Практические 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Практические 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Направления использования информационных технологий в музейной работе Сам. работа 4 19 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Направления использования информационных технологий в научно-фондовой работе Сам. работа 4 23 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе музея
2.1. Информационные технологии в музейных экспозициях. Общая характеристика Практические 4 8 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Практические 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности. Опыт применения Сам. работа 4 17 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Мобильные приложения для музеев: область и специфика применения Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Музей в сети ИНТЕРНЕТ
3.1. Современные музеи в сети ИНТЕРНЕТ Практические 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.2. Виртуальные музеи Практические 4 24 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Музеи в социальных сетях. Музеи на Всероссийских порталах и хостингах Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2
3.4. Представительства музеев в сети ИНТЕРНЕТ (сайты музеев) Сам. работа 4 18 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.5. Экзамен 4 27 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ОПК-6.4, ПК-5.4, ПК-2.4, ПК-5.5 Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 2. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 3. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 4. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
Вопрос 5. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 6. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 7. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 8. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 9. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 10. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 11. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 12. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 13. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 14. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 15. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
2. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
3. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
4. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
5. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
6. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
7. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
8. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
9. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
10. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
11. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
12. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
13. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
14. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
15. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
16. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
17. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
18. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
19. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
20. Когда археологический памятник становится археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен на продвинутом уровне осуществлять в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Соотнесите название памятника с соответствующей археологической культурой раннего железного века.
1) Башадар
2) тагарская культура
3) алды-бельская культура
4) Салбык
5) пазырыкская культура
6) Аржан
Ответ: 1–5, 4–2, 6–3
Вопрос 2. Каким термином исследователи обозначили стиль в искусстве скифо-сибирской общности?
1) оленный
2) звериный
3) геометрический
4) растительный
5) птичий
Ответ: 2
Вопрос 3. К какому хронологическому периоду относятся памятники булан-кобинской культуры?
1) IX–VI вв. до н.э.
2) VI–III вв. до н.э.
3) II в. до н.э. – V в. н.э.
4) V–XI вв. н.э.
5) XII–XIV вв. н.э.
Ответ: 3
Вопрос 4. Какой способ погребения практиковало население таштыкской культуры?
1) трупосожжение
2) трупоположение
3) трупоположение в сопровождении лошади
4) трупосожжение в сопровождении лошади
Ответ: 1
Вопрос 5. Какой регион занимала держава Хунну?
1) Юго-Восточная Азия
2) Центральная Азия
3) Северная Азия
4) Средняя Азия
5) Восточная Азия
Ответ: 2
Вопрос 6. Выберите археологические культуры, памятники которых изучаются на территории Южной Сибири.
1) кулайская
2) таштыкская
3) булан-кобинская
4) одинцовская
5) кокэльская
6) сросткинская
Ответ: 2, 3, 5
Вопрос 7. Расположите следующие археологические обозначения в хронологическом порядке.
1) неолит
2) ранняя бронза
3) позднее средневековье
4) палеолит
5) энеолит
6) поздняя бронза
7) раннее средневековье
8) ранний железный век
9) энеолит
10) развитая бронза
11) мезолит
12) развитое средневековье
Ответ: 4, 11, 1, 9, 2, 10, 6, 8, 7, 12, 3
Вопрос 8. Когда в нашей стране были предприняты первые попытки выделения археологических культур?
1) в XVIII веке
2) в начале XIX века
3) в конце XIX века
4) в начале XX века
Ответ: 4
Вопрос 9. Какой метод применяется для определения ареала археологической культуры?
1) типологический
2) морфологический
3) картографический
4) классификационный
Ответ: 3
Вопрос 10. Как называется процесс переселения древних племен на новую территорию?
1) ассимиляция
2) миграция
3) экспансия
4) эмиграция
Ответ: 2
Вопрос 11. Разместите следующие археологические понятия в порядке возрастания.
1) локальный вариант
2) культурно-историческая общность
3) группа памятников
4) археологическая культура
Ответ: 3, 1, 4, 2
Вопрос 12. Какой ученый является автором обобщающего труда «Русский палеолит»?
1) В.А. Городцов
2) А.А. Спицын
3) Г.А. Бонч-Осмоловский
4) Б.Э. Петри
Ответ: 2
Вопрос 13. Какое важное открытие считается началом неолита?
1) производство медных изделий
2) применение каменных топоров
3) производство керамической посуды
4) применение лука и стрел
Ответ: 3
Вопрос 14. Соотнесите названия археологических культур с соответствующими периодами бронзового века.
1) елунинская культура
2) поздняя бронза
3) ирменская культура
4) ранняя бронза
5) андроновская культура
6) развитая бронза
Ответ: 1–4, 5–6, 3–2
Вопрос 15. Выберите племена ранних кочевников проживавших на территории Восточной Европы.
1) саки
2) сарматы
3) тохары
4) скифы
5) хунну
Ответ: 2, 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой век стал решающим для становления археологии?
Ответ: Для становления мировой археологии решающим стал XIX в., когда она оформилась в отдельную отрасль исторического знания со своей теорией и методикой.
2. Как называется процесс образования археологических памятников?
Ответ: Процесс образования археологических памятников называется археологизация.
3. Что такое известные и неизвестные археологические памятники?
Ответ: Известные археологические памятники – это изученные или изучаемые объекты, учтенные и охраняемые обществом, а неизвестные – это объекты, которые еще предстоит открыть, они остаются своего рода запасниками информации о прошлом.
4. Перечислите основные виды археологических памятников?
Ответ: Поселения, погребения, поминальные и ритуальные сооружения, клады, памятники наскального искусства, хозяйственной деятельности, эпиграфики, подводной археологии.
5. Какие кабинетные методы характерны для археологии?
Ответ: Морфология, классификация, типология, трасология, перекрестная датировка, реконструкция, моделирование.
6. Когда и кем был впервые применен типологический метод в археологии?
Ответ: Принципы типологического метода сформулировали в конце XIX в. шведские археологи Оскар Монтелиус и Ханс Хильдебранд, а также независимо от них – английский археолог и этнограф Огастес Генри Питт-Риверс.
7. Что такое археологический тип?
Ответ: Типом в археологии большинство исследователей считают объективно существовавшую совокупность вещей, которые сходны по назначению, материалу и форме, но могут различаться между собой в менее существенных деталях. Понятие «тип» применяют и к характеристике таких археологических объектов и явлений, как постройки, погребальные конструкции, погребальный обряд, хозяйство и т.п.
8. Что дает типологический анализ?
Ответ: В результате типологии прослеживается эволюция предметов во времени и в пространстве.
9. Для чего в археологии применяются естественнонаучные методы?
Ответ: Естественнонаучные методы нужны при изучении способов производства вещей, при реконструкции природных условий функционирования древних сообществ, при определении относительной и абсолютной датировки памятников.
10. Какие естественнонаучные методы чаще всего используются в археологии?
Ответ: Металлография, спектральный, петрография, спорово-пыльцевой, дендрохронологический, ленточных глин, радиоуглеродный, калий-аргоновый, термолюминесцентный.
11. Какие виды хозяйства были освоены человеком на протяжении каменного века?
Ответ: Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство.
12. Как называется переходный период от каменного века к бронзовому и почему?
Ответ: Энеолит. Этот термин удачно подчеркивает, что на заре использования металла, когда уже появляются медные орудия, еще долго сохраняются каменные.
13. Что является предметом изучения археологии?
Ответ: Предметом археологии выступают, прежде всего, вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
14. Чем обусловлена необходимость археологии?
Ответ: Необходимость археологии в первую очередь обусловлена наличием периодов, сторон или явлений человеческой истории, которые не отражены или слабо отражены в письменных источниках и устной информации.
15. Что включает в себя археология как вид научной деятельности?
Ответ: Археология включает: полевые исследования, камеральные (лабораторные) работы по описанию и изучению вещественных источников, анализ этих источников с помощью различных методов (как собственно археологических, так и привлекаемых из других наук) и, наконец, реконструкцию исторических событий, явлений и процессов на основании полученных выводов.
16. Когда археологический памятник становиться археологическим источником?
Ответ: Археологический памятник становится археологическим источником только после раскопок, полевых исследований или других исследовательских процедур.
17. Как называются предметные источники в археологии?
Ответ: Предметные источники в археологии называются артефактами.
18. Дайте определение понятию «археологическая культура»?
Ответ: Понятием «археологическая культура» обозначается общность археологических памятников, объединенных в пространстве и времени сходными типами вещественных источников.
19. Какие макроэпохи включает археологическая периодизация и почему?
Ответ: Согласно археологической периодизации вся история человечества делится на три большие эпохи: камня, бронзы и железа. Она выстроена на материале, из которого сделаны главные, характеризующие ту или иную эпоху, орудия труда с учетом техники их изготовления.
20. Каким может быть датирование памятников в археологии?
Ответ: Датирование может быть относительным и абсолютным.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какое из приведённых определений проекта верно:
а) проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б) проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в) проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г) проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
ОТВЕТ: а

Вопрос 2. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а) формирование специфических умений и навыков проектирования;
б) личностное развитие проектировщиков;
в) подготовленный продукт работы над проектом;
г) все вышеназванные варианты.
ОТВЕТ: г

Вопрос 3. Исключите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а) смешанные;
б) краткосрочные;
в) годичные;
г) мини-проекты.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 4. Деятельность, связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов – это
а) исследовательская деятельность;
б) научная деятельность;
в) проектная работа;
г) познавательная деятельность.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 5. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает:
а) самый главный;
б) предшествующий действию;
в) брошенный вперед.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 6. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
а) прикладной проект;
б) информационный проект;
в) творческий проект.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Исключите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли участников:
а) поисковый;
б) ролевой;
в) информационный;
г) творческий
ОТВЕТ: а.

Вопрос 8. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.
а) исправлять ошибки;
б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в) подбирать материалы и инструменты;
г) подсчитывать затраты;
д) оценивать свою работу;
е) организовывать своё рабочее место;
ж) изготовлять вещи своими руками.
ОТВЕТ: б, в, е, ж, г, а, д.

Вопрос 9. Выберите достоверное выражение:
а) цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;
б) ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;
в) достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Выберите два компонента творческой деятельности в проектировании:
а) интуиция;
б) фантазия;
в) индукция;
г) дедукция;
д) моделирование.
ОТВЕТ: а, б.

Вопрос 11. Исключите лишнее. Выделяют типы проектов по содержанию:
а) монопредметные;
б) деятельностные;
в) индивидуальные;
г) метапредметные.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 12. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
- Консолидация
+ Консорциум
- Интеграция

Вопрос 13. ___________ – временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта:
а. Консолидация;
б. Консорциум;
в.Интеграция.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 14. Проект, заказчик которого может решиться увеличить его окончательную стоимость по сравнению с первоначальной, является:
а) простым;
б) краткосрочным;
в) долгосрочным.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 15. Объединение ресурсов в процессе создания виртуального офиса проекта характеризуется ______________ независимостью.
а) территориальной;
б) финансовой;
в) административной.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. «Существуют несколько методик целеполагания. Наибольшее распространение получила методика SMART, в соответствии с которой цели проекта должны быть:
— конкретными;
— измеримыми;
— достижимыми;
— соотносимыми с конкретным периодом времени;
— _______________________». Вставьте пропущенное слово
Ответ: значимыми.

2. Укажите свойство проектирования, которое определяет отсутствие различных интерпретаций в постановке цели различными участниками проекта.
Ответ. Конкретность.

3. Критерии SMART-постановки, позволяющие повысить вероятность достижения цели проекта.
Ответ: наличие обратной связи через оценку; возможность и необходимость периодической корректировки цели.

4. Для определения целей проекта применяются различные методы, среди которых можно выделить аналитические и ________ методы. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: неаналитические методы.

5. Перечислите основные аналитические методы, используемые в проектной деятельности.
Ответ: морфологический анализ; функционально-стоимостной анализ.

6. Определите основные экономические факторы, которым должен отвечать любой проект, полезный для организации.
Ответ: повышение производительности организации; сокращение объемов инвестиций;
сокращению текущих расходов.

7. Определите угловые точки «треугольника» в управлении проектной деятельности.
Ответ: затраты, сроки и качества.

8. Укажите основных участников проектной деятельности.
Ответ: инвестор; заказчик; пользователь проекта; руководитель (менеджер) проекта;
команда проекта; стейкхолдеры.

9. Перечислите типы проектов, классифицирующихся по доминирующей деятельности.
Ответ: исследовательский, поисковый, творческий прикладной (практико-ориентированный).

10. Какие типы проектов выделяют по предметно-содержательной области?
Ответ: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

11. Цель научно-исследовательского проекта – ___________________ .
Ответ: получение научного знания, обладающего признаками новизны и теоретической и/или практической значимости.

12. Укажите основные элементы в структуре научно-исследовательского проекта.
Ответ: актуальность избранной темы; формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

13.Мозговой штурм (коллективная генерация идей) – это ___________________ .
Ответ: стратегия группового решения проблемы.

14. Какие проекты по масштабу можно выделить?
Ответ: малые, средние и крупные проекты.

15. Практико-ориентированный проект – это ___________________ .
Ответ: решение практических задач заказчика проекта.

16. Какие продукты можно получить при реализации информационного проекта?
Ответ: статистические данные, результаты опросов общественного мнения.

17. Какому виду проекта соответствует описание: «Направлен на создание нового продукта (изделия). В ходе работы над проектом идёт разработка схемы, чертежей или эскизов изделия, отбор инструментов и материалов»?
Ответ: конструкторский.

18. Что предполагает цель проекта?
Ответ: конечный результат, который должен быть достигнут при завершении работы над проектом.

19. ________ – это предположение, предполагающее доказательство.
Ответ: гипотеза проекта.

20. Какая часть ресурсов (в процентах) расходуется на начальном этапе реализации проекта?
Ответ: от 9 до15 %

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации называется:
1) мемориальная;
2) систематическая;
3) тематическая.
Ответ: 2.

2. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции:
1) этикетаж;
2) маршрутная опись;
3) топографическая опись.
Ответ: 3.

3. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1) регистрации;
2) инвентаризации;
3) учета.
Ответ: 3.

4. Витрины для музейных предметов должны быть:
1) только горизонтальными;
2) герметичными;
3) белого цвета.
Ответ: 2.

5. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1) микроскопические грибы и насекомые;
2) древоточцы;
3) моль.
Ответ: 1.

6. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы):
1) на вахте музея;
2) в кабинете директора музея;
3) в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
Ответ: 3.

7. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1) аттрактивность;
2) информативность;
3) древность.
Ответ: 3.

8. Уникальным музейным предметом не является:
1. типовой предмет
2. реликвии
3. высокохудожественные произведения изобразительного искусства
Ответ: 1.

9. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1) тематическое;
2) индивидуальное;
3) систематическое.
Ответ: 2.

10. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1) древние римляне;
2) египтяне;
3) древние греки.
Ответ: 3.

11. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1) студиоло;
2) антикварий;
3) галерея.
Ответ: 2.

12. Подробное описание внешнего вида предмета:
1) интерпретация;
2) систематизация;
3) атрибуция.
Ответ: 3.

13. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связаны с определенным лицом или историческим событием?
1) личная коллекция;
2) тематическая;
3.) мемориальная.
Ответ: 3.

14. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется:
1) музейная;
2) личная;
3) мемориальная.
Ответ: 2.

15. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов, называются:
1) отчетные;
2) тематические;
3) фондовые.
Ответ: 1.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Приведите 1-2 примера основных (обязательных) учетных документов музея.
Ответ: акты приема и выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, главная инвентарная книга (книга поступлений), специальные инвентарные книги для учета предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Приведите 1-2 примера вспомогательных учетных документов музея.
Ответ: научный паспорт музейного предмета; журналы регистрации всех видов актов приема и выдачи.
3. Перечислите основные формы комплектования музейных предметов.
Ответ: закупки коллекций, дар, целевые заказы.
4. К основным подходам теоретического обоснования предмета музееведения относятся:
Ответ: институциональный, предметный, комплексный.
5. По какому принципу группируются предметы в коллекции?
Ответ: по типам источников, по происхождению, по содержанию.
6. Назовите основные виды комплектования музейных фондов.
Ответ: систематический, тематический, комплексный.
7. Какую информацию включает топографическая опись фондохранилища и экспозиции (выставки)?
Ответ: название фондохранилища; номера витрины, стенда, стеллажа, шкафа, полки, папки; список предметов - порядковые номера в списке, наименование музейного предмета, учетные обозначения, для каких целей и кому выдан, дата возвращения, примечания (при наличии).
8. Приведите 1-2 примера карточек, которые может вести музей.
Ответ: учетная, инвентарная, топографическая.
9. Замена книг основного учета музеев осуществляется по согласованию с
Ответ: Министерством культуры Российской Федерации.
10. Инвентаризация это –
Ответ: регистрация музейных предметов в инвентарных книгах основного фонда музея.
11. Кем проводится инвентаризация?
Ответ: ответственным хранителем.
12. Кем утверждаются шифры фондовых коллекций?
Ответ: ЭФЗК музея.
13. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
Ответ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее.
14. Топографическая опись — это:
Ответ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции.
15. Первый музей в России — это ...
Ответ: Кунтскамера.
16. Этикетаж — это ...
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
17. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это ...
Ответ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей.
18. «Фонды музея» — это ...
Ответ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение.
19. Определители — это ...
Ответ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов.
20. Атрибуция — это ...
Ответ: подробное описание внешнего вида предмета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. К основным свойствам музейного предмета не относится:
1) аттрактивность;
2) информативность;
3) древность.
Ответ: 3.

2. Уникальным музейным предметом не является:
1) типовой предмет;
2) реликвии;
3) высокохудожественные произведения изобразительного искусства.
Ответ: 1.

3. К основным способам комплектования фондов музея не относится:
1) тематическое;
2) индивидуальное;
3) систематическое.
Ответ: 2.

4. Понятие «музей» ввели в культурный обиход:
1) древние римляне;
2) египтяне;
3) древние греки.
Ответ: 3.

5. В ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещения для их экспонирования называли:
1) студиоло;
2) антикварий;
3) галерея.
Ответ: 2.

6. Подробное описание внешнего вида предмета:
1) интерпретация;
2) систематизация;
3) атрибуция.
Ответ: 3.

7. Как называется коллекция, если образующие ее разнотипные предметы, связанны с определенным лицом или историческим событием:
1) личная коллекция;
2) тематическая;
3) мемориальная.
Ответ: 3.

8. Коллекция, созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей именуется:
1) музейная;
2) личная;
3) мемориальная.
Ответ: 2.

9. Выставки, которые создаются по результатам реставрационных работ по итогам комплектования фондов:
1) отчетные;
2) тематические;
3) фондовые.
Ответ: 1.

10. Коллекция, состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку классификации называется:
1) мемориальная;
2) систематическая;
3) тематическая.
Ответ: 2.

11. Опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции:
1. этикетаж
2. маршрутная опись
3. топографическая опись
Ответ: 3.

12. Цель … музейных фондов состоит в юридической охране музейных фондов и прав музея на данные, полученные в результате изучения музейных предметов и коллекций:
1) регистрации;
2) инвентаризации;
3) учета
Ответ: 3.

13. Витрины для музейных предметов должны быть:
1) только горизонтальными;
2) герметичными;
3) белого цвета.
Ответ: 2.

14. Основными биологическими вредителями в музеях являются:
1)микроскопические грибы и насекомые;
2) древоточцы.
3) моль.
Ответ: 1.

15. Где хранятся ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы):
1) на вахте музея;
2) в кабинете директора музея;
3) в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе.
Ответ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Каталог музейной коллекции представляет собой ...
Ответ: перечень наиболее ценных музейных предметов, находящихся на хранении в музее.
2. Топографическая опись — это ...
Ответ: опись с определением места нахождения предмета в фондохранилище или в экспозиции.
3. Первый музей в России — это ...
Ответ: Кунтскамера.
4. Этикетаж — это ...
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
5. Экспертная фондово-закупочная комиссия — это ...
Ответ: комиссия, по решению которой предметы принимают на хранение в музей.
6. «Фонды музея» — это ...
Ответ: предметы, принятые в музей на постоянное хранение.
7. Определители — это ...
Ответ: иллюстрированные издания с описанием признаков, присущих той или иной группе предметов.
8. Атрибуция — это ...
Ответ: подробное описание внешнего вида предмета.
9. Прессрелиз — это ...
Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее.
10. Музейная коллекция — это ...
Ответ: совокупность всех музейных предметов, коллекций, принятых на хранение в музей.
11. Музейная экспозиция — это ...
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных.
12. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это ...
Ответ: экспликация.
13. Оптимальные нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах -
Ответ: 18°C при 55% влажности.
14. Музейный предмет — это предмет ...
Ответ: включенный в состав музейного собрания.
15. Опись музейных предметов — это ...
Ответ: приложение к акту — список музейных предметов, с указанием сохранности.
16. Расшифруйте аббревиатуру – КП.
Ответ: книга поступлений.
17. Коллекционная опись это –
Ответ: документ, содержащий описание музейной коллкеции по установленным параметрам.
18. Расшифруйте аббревиатуру – ОФ.
Ответ: основной фонд.
19. Что должны проходить предметы, предположительно содержащие драгоценные металлы и камни?
Ответ: экспертизу в пробирной палате.
20. Куда вносятся предметы, содержащие драгоценные металлы и камни?
Ответ: в книгу специального учета.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Материальный носитель с зафиксированной информацией, предназначенный для ее сохранения и передачи во времени и пространстве, пригодный для использования в документационных процессах, это:
а) источник информации;
б) издание;
в) документ;
г) публикация.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 2. Какой документ является непосредственным результатом профессиональной деятельности создателей информации – ученых, специалистов, писателей, журналистов?
а) первичный документ;
б) опубликованный документ;
в) издание;
г) вторичный документ.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 3. Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью:
а) общество новых информационных технологий;
б) информационное общество;
в) компьютеризированное общество;
г) автоматизированное общество.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 4. Организованный социально экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий:
а) компьютеризация;
б) информатизация;
в) автоматизация;
г) медиатизация.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 5. Стремительное возрастание общего объема информации, создаваемой в рамках какой-либо отрасли, области деятельности или общества в целом, являющееся следствием научно-технической революции, это:
а) информационный взрыв;
б) информационный барьер;
в) информационный поток;
г) информационный процесс.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 6. Противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, это:
а) информационный барьер;
б) информационный кризис;
в) информационный взрыв;
г) информационный процесс.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 7. Производством информации обо всех опубликованных в России документах по всем отраслям знаний занимается:
а) Российская государственная библиотека (РГБ);
б) Российская национальная библиотека (РНБ);
в) Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ);
г) Российская книжная палата (РКП).
ОТВЕТ: г.

Вопрос 8. Центром производства и распространения информации в области социальных и гуманитарных наук является:
а) Российская книжная палата (РКП);
б) Российская национальная библиотека (РНБ);
в) Научный центр правовой информации (НЦПИ);
г) Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
ОТВЕТ: г.

Вопрос 9. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения информации по естественным, точным и техническим наукам является:
а) Российская государственная библиотека (РГБ);
б) Российская книжная палата (РКП);
в) Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНИТИ);
г) Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ).
ОТВЕТ: в.

Вопрос 10. Специальное буквенное обозначение, характеризующее часть Интернет-адреса и определяющее либо географическое местоположение сервера, либо его принадлежность к тому или иному типу организации, это:
а) доменное имя;
б) URL;
в) браузер;
г) HTML.
ОТВЕТ: а.

Вопрос 11. Совокупность Web-страниц, связанных единством содержания и, как правило, оформления, с возможностью навигации между этими страницами, имеющая общее доменное имя, это:
а) сервер;
б) провайдер;
в) сайт;
г) чат.
ОТВЕТ: в.

Вопрос 12. Какой из видов ресурсов обладает свойствами нерасходуемости, неисчерпаемости и постоянного роста объема:
а. стратегические ресурсы
б. кадровые ресурсы
в. информационные ресурсы
г. природные ресурсы
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Кардинальные изменения в сфере обработки информации, имеющие следствием преобразование общественных отношений и приобретение обществом нового качества, это:
а) информационный кризис;
б) информационная революция;
в) информационный взрыв;
г) информационный процесс.
ОТВЕТ: б.

Вопрос 14. При адресном поиске основным поисковым элементом является:
а) фамилия конкретного автора;
б) тема издания;
в) год издания;
г) жанр издания;
ОТВЕТ: а.

Вопрос 15. Чтобы сократить избыточную информацию, полученную в результате поиска в Интернете, при работе с поисковой системой необходимо использовать:
а) логические операторы;
б) электронный каталог;
в) пароль;
г) гиперссылки;
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ – совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть. Вставьте пропущенное словосочетание.
Ответ: информационная культура.

2. ИНТЕРНЕТ –
Ответ: Глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и иных сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами организации пользования и приема/передачи данных, определяемых протоколом TCP/ IP.

3. _________ – программа, установленная на компьютер пользователя и предназначенная для просмотра Интернет-ресурсов. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: браузер.

4. Для быстрого нахождения часто используемого Вами регулярно обновляющегося портала «Культура России» целесообразнее:
Ответ: заносить адрес ресурса в папку "Избранное" ("Favorites") на свой компьютер.

5. Укажите основные характеристики информационного издания.
Ответ: издание, содержащее систематизированные сведения о документах (опубликованных, неопубликованных, непубликуемых), либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.

6. Укажите, какие слова, несут в тексте наибольшую смысловую нагрузку.
Ответ: ключевые слова.

7. Цитата –
Ответ: дословная выдержка из текста какого-либо документа.

8. _________ – научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара.
Ответ: тезис.

9. Вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и отвечающий на вопрос «О чем сообщается в первичном документе?» - это
Ответ: аннотация.

10. Вторичный документ, представляющий собой краткое точное изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы, и отвечающий на вопрос «Что именно сообщается в первичном документе?» - это
Ответ: реферат.

11. Вторичный документ, в котором в сжатой форме изложено содержание документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (тема, автор, хронологический период, язык и т.п.) - это
Ответ: обзор.

12. Установите правильную последовательность действий при составлении письменной работы:
Ответ: подбор литературы; чтение и анализ литературы; составление плана; подбор фактов, примеров; написание черновика; редактирование; оформление письменной работы.

13. Определите специфическую черту подготовленного вами конспекта, отличающего его от других результатов свертывания информации.
Ответ: индивидуализированный характер представления информации.

14. Укажите элементы, входящие в состав тезисов, подготавливаемых на основе первоисточника.
Ответ: библиографическое описание документа; основные положения, идеи первоисточника; определения основных понятий, используемых в первоисточнике.

15. Электронная библиотека –это
Ответ: распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

16. _________ – инструмент поиска информации на сайтах, обладающий иерархически упорядоченным набором предметных рубрик и базой данных документов, есть:
Ответ: поисковый каталог.

17. Укажите основное предназначение баннера в сети Интернет.
Ответ: для рекламы какого-либо сайта, также может иметь имиджевый характер или рекламировать конкретный товар или услугу.

18. Комиссия баннерной сети составляет 40%. Укажите, сколько процентов баннерная сеть предоставит Вам для показа своего баннера.
Ответ: 40 процентов от количества баннеров, показанных у Вас на сайте, баннерная сеть заберет себе, а Вам предоставит только 60 процентов.

19. Словоформа / Wordform – это
Ответ: одна из косвенных форм слова, полученная из нормальной формы слова (то есть, из именительного падежа существительного, неопределённой формы глагола) с помощью склонения или спряжения, например, "стол -… стола, столу, столом, столе, столы, столов...".

20. Ссылочная популярность / Link Popularity
Существует несколько реализаций ссылочной популярности, применяемой различными поисковыми системами. Укажите, какие из них Вам знакомы.
Ответ: PageRank (Google), ВИЦ (Yandex)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
id=6708.
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова Основы музеологии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.В. Волков, Т.Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: Учебное пособие Азбука, 2016 // ЭБС Алтайского госуниверситета http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3312
Л2.2 Р.Г. Хисматов, Р.Г. Сафин, Д.В. Тунцев, Н.Ф. Тимербаев Современные компьютерные технологии : учебноек пособие Казань : Издательство КНИТУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал Музеи России museum.ru
Э2 Государственный каталог музейного фонда РФ goskatalog.ru
Э3 Электронный каталог Кунсткамеры collection.kunstkamera.ru
Э4 Официальный сайт Государственного Эрмитажа www.hermitagemuseum.org
Э5 Информационные технологии в музейной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия, сайты музее, Курс на Едином образовательном портале АлтГУ), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).