МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования музейных экспозиций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.;к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования музейных экспозиций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать представления об основных методах и этапах проектирования музейной экспозиции, учета и хранения музейных коллекций при экспонировании.
Задачи курса:
1) предоставить студентам системные знания об основных понятиях экспозиционной деятельности;
2) охарактеризовать основные методы проектирования экспозиции;
3) рассмотреть историю экспонирования в музеях мира;
4) изучить характеристики экспозиционной работы в отечественной музееведческой литературе;
5) освоить основные этапы проектирования музейной экспозиции;
6) познакомиться с особенностями экспонирования различных видов музейных материалов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ОПК-6Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию;
ОПК-6.1 Знает правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ.
ОПК-6.2 Осуществляет анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности
ОПК-6.3 Формирует и критически анализирует археологическую и историческую информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования
ОПК-6.4 Излагает полученные результаты анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-3Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела
ПК-3.1 Знает специфику изучения музейных коллекций и объектов историко-культурного наследия при формировании фондов
ПК-3.2 Применяет полученные знания и навыки для формирования паспорта музейного экспоната и объекта историкокультурного наследия
ПК-3.3 Может подготовить информацию для внесения записи в автоматизированную информационную систему учета музейных фондов
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– об особенностях развития музейного проектирования;
– об особенностях работы с различными группами экспонатов;
– методы построения экспозиции и экспозиционные приемы.
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать полученные знания по истории, теории и практике музейного проектирования в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– применения теоретических знаний при проектировании музейных экспозиций;
– оценивания важности и привлекательности памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности .

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музейная экспозиция: основные понятия, принципы, история, теория и методы
1.1. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методика музейного экспонирования: принципы и методы экспозиционной деятельности. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Вопросы организации и техники экспозиции в отечественной литературе по музейному делу. виды выставочного оборудования, инструментарий; пространственное решение выставочной среды, проекты экспозиций. Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Вопросы организации и техники экспозиции в отечественной литературе по музейному делу. виды выставочного оборудования, инструментарий; пространственное решение выставочной среды, проекты экспозиций. Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Зарождение экспонирования в эпоху Древности, Средневековья и Новое время Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. История экспонирования в отечественных музеях Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. История экспонирования в отечественных музеях Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Проектирование музейной экспозиции
2.1. Научное проектирование музейной экспозиции Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Научное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Современные информационные технологии в музейной экспозиции Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Экспонирование различных предметов материальной культуры в музее Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Особенности музейного экспонирования научно-вспомогательных материалов Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Особенности музейного экспонирования научно-вспомогательных материалов Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Тексты в музейной экспозиции Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Тексты в музейной экспозиции Сам. работа 4 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Световые решения музейных экспозиций. Динамические источники. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Световые решения музейных экспозиций Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Использование динамических источников в музейных экспозициях Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Экзамен по дисциплине Экзамен 4 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»?
1) выставлять напоказ, раскладывать;
2) демонстрировать;
3) представлять.
Ответ: 1.
2. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет:
1) отчетные;
2) тематические;
3) фондовые.
Ответ: 2.
3. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью:
1) вещественные материалы;
2) изобразительные экспонаты;
3) реплики.
Ответ: 1.
4. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус:
1) артефакта;
2) экспоната;
3) вещественного материала.
Ответ: 2.
5. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции?
1) в XVIII веке;
2) в XIX веке;
3) в первой четверти XX века.
Ответ: 3.
6. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала:
1) реплика;
2) копия;
3) реконструкция.
Ответ: 2.
7. Копия, созданная самим автором это:
1) подлинник;
2) оригинал;
3) авторское повторение.
Ответ: 3.
8. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это:
1) макет;
2) муляж;
3) копия.
Ответ: 1.
9. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это:
1) реплики;
2) научные реконструкции;
3) муляжи.
Ответ: 2.
10. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это:
1) графическая реконструкция;
2) описательная реконструкция;
3) художественная реконструкция.
Ответ: 2.
11. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип:
1) предметности;
2) научной объективности;
3) научности.
Ответ: 1.
12. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип:
1) комплексно-тематический принцип;
2) историко-хронологический принцип;
3) проблемный принцип.
Ответ: 2.
13. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это:
1) научная подготовка;
2) практическое осуществление экспозиции;
3) художественное оформление.
Ответ: 3.
14. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции?
1) хранитель фондов;
2) художник (дизайнер);
3) экспозицонер.
Ответ: 2.
15. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов -
1) книги;
2) письменные материалы;
3) фото-материалы.
Ответ: 2.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Панорама — это
Ответ: картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника.
2. Этикетаж — это
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
3. Галерея — это
Ответ: зал удлиненной формы, одну из сторон которого прорезывает сплошной ряд окон.
4. Первой постройкой для размещения коллекции считается
Ответ: Портик Метелла.
5. Прессрелиз — это
Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее.
6. В основе создания промышленных музеев были
Ответ: промышленные выставки.
7. Диорама — это
Ответ: картина, натянутая по внутренней поверхности полуцилиндрического подрамника.
8. Музейная экспозиция — это
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных.
9. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это
Ответ: экспликация..
10. Пинакотека — это
Ответ: помещение для показа живописи.
11. Монтажные листы — это
Ответ: схема размещения предметов в экспозиции.
12. Нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах — это
Ответ: 18°C при 55% влажности.
13. Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее ...
Ответ: тематическую структуру.
14. Тематико-экспозиционный план представляет собой ...
Ответ: подробное описание экспозиции по разделам, темам, на основе расширенной тематической структуры и концепции экспозиции.
15. Концепция выставки, экспозиции — это
Ответ: краткое изложение определяющей идеи выставки, экспозиции.
16. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, называют ...
Ответ: репродукцией.
17. Шпалерная развеска живописи — это
Ответ: подбор и сочетание живописных полотен по цвету и размеру.
18. Расширенная тематическая структура выставки, экспозиции составляется с целью ...
Ответ: определения тем, подтем, предметов, раскрывающих основную идею выставки, экспозиции.
19. Глиптотека — это
Ответ: коллекция античной скульптуры.
20. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это — __________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст, это
1) графическая реконструкция;
2) описательная реконструкция;
3) художественная реконструкция.
Ответ: 2.

2. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип
1) предметности;
2) научной объективности;
3) научности.
Ответ: 1.

3. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией - это принцип:
1) комплексно-тематический принцип;
2) историко-хронологический принцип;
3) проблемный принцип.
Ответ: 2.

4. Составление проекта и собственно оформление экспозиции - это
1) научная подготовка;
2) практическое осуществление экспозиции;
3) художественное оформление.
Ответ: 3.

5. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции?
1) хранитель фондов;
2) художник (дизайнер);
3) экспозиционер.
Ответ: 2.

6. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов, это
1) книги;
2) письменные материалы;
3) фото-материалы.
Ответ: 2.

7. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»?
1) выставлять напоказ, раскладывать;
2) демонстрировать;
3) представлять.
Ответ: 1.

8. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет, называются
1) отчетными;
2) тематическими;
3) фондовыми.
Ответ: 2.

9. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью, это
1) вещественные материалы;
2) изобразительные экспонаты;
3) реплики.
Ответ: 1.

10. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус ...
1) артефакта;
2) экспоната;
3) вещественного материала.
Ответ: 2.

11. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции?
1) в XVIII веке;
2) в XIX веке;
3) в первой четверти XX века.
Ответ: 3.

12. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала, называется ...
1) репликой;
2) копией;
3) реконструкцией.
Ответ: 2.

13. Копия, созданная самим автором, - это
1) подлинник;
2) оригинал;
3) авторское повторение.
Ответ: 3.

14. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе, - это
1) макет;
2) муляж;
3) копия.
Ответ: 1.

15. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала, - это
1) реплики;
2) научные реконструкции;
3) муляжи.
Ответ: 2.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется ...
Ответ: метод построения экспозиции.
2. Искусство организации экспозиции возникает в эпоху ...
Ответ: ренессанса.
3. Особое значение в эскизном проекте имеют вопросы ...
Ответ: размещения и подачи экспонатов.
4. Совокупность всех этикеток данной экспозиции — это ...
Ответ: этикетаж.
5. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это ...
Ответ: знак.
6. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы — это ...
Ответ: тематико-экспозиционный план.
7. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается ...
Ответ: монтаж экспозиции.
8. Экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов, называются ...
Ответ: ландшафтными.
9. Коммуникационный подход к созданию музейной экспозиции строится на ...
Ответ: диалоге с аудиторией.
10. На протяжении многих лет главной задачей музейного просветительства было ...
Ответ: демонстрация коллекций.
11. В основе классификации «академического ряда» лежит ...
Ответ: академическая история искусства.
12. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство — это ...
Ответ: экспозиционные комплексы.
13. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется ...
Ответ: бутафория.
14. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы - ...
Ответ: экспозиционные комплексы.
15. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это ...
Ответ: сценарий.
16. Коллекционирование — это ...
Ответ: собирание разрозненных предметов в единое целое.
17. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла ...
Ответ: всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851).
18. Полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее — это ...
Ответ: музейный каталог.
19. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке ...
Ответ: технического и рабочего проекта.
20. __________________ — это подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах, которые используются для размещения плоскостных материалов.
Ответ: Турникеты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции?
1) в XVIII веке;
2) в XIX веке;
3) в первой четверти XX века.
Ответ: 3.

2. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала - это ...
1) реплика;
2) копия;
3) реконструкция.
Ответ: 2.

3. Копия, созданная самим автором, - это ...
1) подлинник;
2) оригинал;
3) авторское повторение.
Ответ: 3.

4. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе, - это
1) макет;
2) муляж;
3) копия.
Ответ: 1.

5. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала, - это
1) реплики;
2) научные реконструкции;
3) муляжи.
Ответ: 2.

6. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст, - это
1) графическая реконструкция;
2) описательная реконструкция;
3) художественная реконструкция.
Ответ: 2.

7. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип
1) предметности;
2) научной объективности;
3) научности.
Ответ: 1.

8. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией - это принцип
1) комплексно-тематический принцип;
2) историко-хронологический принцип;
3) проблемный принцип.
Ответ: 2.

9. Составление проекта и собственно оформление экспозиции - это
1) научная подготовка;
2) практическое осуществление экспозиции;
3) художественное оформление.
Ответ: 3.

10. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции?
1) хранитель фондов;
2) художник (дизайнер);
3) экспозиционер.
Ответ: 2.

11. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов, - это
1) книги;
2) письменные материалы;
3) фото-материалы.
Ответ: 2.

12. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»?
1) выставлять напоказ, раскладывать;
2) демонстрировать;
3) представлять.
Ответ: 1.

13. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет, называются ...
1) отчетными;
2) тематическими;
3) фондовыми.
Ответ: 2.

14. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью, - это ...
1) вещественные материалы;
2) изобразительные экспонаты;
3) реплики.
Ответ: 1.

15. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус ...
1) артефакта;
2) экспоната;
3) вещественного материала.
Ответ: 2.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы, — это
Ответ: расширенная тематическая структура.
2. _________________ — это документ, в котором находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.
Ответ: Тематико-экспозиционный план.
3. Предметы, выставленные для обозрения — это
Ответ: экспонаты.
4. Материал в этнографических экспозициях систематизировался в основном по __________________ принципу.
Ответ: географическому.
5. __________________ представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе.
Ответ: Макет.
6. На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается в
Ответ: эскизном проекте.
7. Текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении — это
Ответ: этикетка.
8. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала, — это
Ответ: копия.
9. Точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах, — это
Ответ: новодел.
10. __________________ проектирование экспозиции — это определение в экспозиции место каждого экспоната, текста и вспомогательных средств.
Ответ: Техническое.
11. Основную структурную единицу систематической экспозиции составляет системный, или типологический, ряд, состоящий из ...
Ответ: однородных классифицированных предметов.
12. Расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений называется __________________ экспозиции.
Ответ: пространственным решением.
13. Щит для размещения экспонатов, книг и т.д., устраиваемый для удобного их обозрения на выставках, в музеях, — это
Ответ: стенд.
14. __________________ — это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники.
Ответ: Голограмма.
15. На первом этапе работ по архитектурно-художественному проектированию создается __________________ экспозиции.
Ответ: генеральное решение.
16. Укрепление структуры памятника с применением материалов, подобных первоначальным, или современных, — это ...
Ответ: реставрация.
17. Чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов, — это ...
Ответ: монтажные листы.
18. Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов, входящих в состав экспозиции, называется ...
Ответ: экспозиционным материалом.
19. Голоса животных и различные природные шумы, которые воспроизводятся в краеведческих и естественнонаучных музеях, называются ...
Ответ: фонокомментарии.
20. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся ...
Ответ: научно-вспомогательные материалы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»:
1. выставлять напоказ, раскладывать
2. демонстрировать
3. представлять
Ответ: 1.
2. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет:
1. Отчетные
2. Тематические
3. Фондовые
Ответ: 2.
3. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью:
1. вещественные материалы
2. изобразительные экспонаты
3. реплики
Ответ: 1.
4. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус:
1. артефакта
2. экспоната
3. вещественного материала
Ответ: 2.
5. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции:
1. в XVIII веке
2. в XIX веке
3. в первой четверти XX века
Ответ: 3.
6. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала:
1. реплика
2. копия
3. реконструкция
Ответ: 2.
7. Копия, созданная самим автором это:
1. подлинник
2. оригинал
3. авторское повторение
Ответ: 3.
8. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это:
1. макет
2. муляж
3. копия
Ответ: 1.
9. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это:
1. реплики
2. научные реконструкции
3. муляжи
Ответ: 2.
10. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это:
1. графическая реконструкция
2. описательная реконструкция
3. художественная реконструкция
Ответ: 2.
11. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип:
1. предметности
2. научной объективности
3. научности
Ответ: 1.
12. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип:
1. комплексно-тематический принцип
2. историко-хронологический принцип
3. проблемный принцип
Ответ: 2.
13. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это:
1. научная подготовка
2. практическое осуществление экспозиции
3. художественное оформление
Ответ: 3.
14. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции:
1. хранитель фондов
2. художник (дизайнер)
3. экспозицонер
Ответ: 2.
15. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов:
1. книги
2. письменные материалы
3. фото-материалы
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает какой-то сюжет, проблему, создает музейный образ отражаемых событий или явлений, называют:
Ответ: тематической.
2. Группа предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющих зрительное и смысловое единство — это:
Ответ: экспозиционный комплекс.
3. Повторение произведения искусства, которое выполнено самим автором — это:
Ответ: Реплика.
4. Специальные приспособления для демонстрации экспонатов — это:
Ответ: экспозиционное оборудование.
5. Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали __________________ экспозиции.
Ответ: систематические.
6. Экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира называется:
Ответ: биогруппа.
7. Помещение, разделенное на пронумерованные стенды, проектировка которого обеспечивает нормальную деятельность и безопасность служебного персонала, экспонатов и посетителей — это:
Ответ: выставочный зал.
8. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с:
Ответ: классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства.
9. _________________ — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира.
Ответ: Таксидермия.
10. Воссоздание (или сохранение) реально существовавшей или типичной для определенной эпохи социокультурной обстановки — это:
Ответ: ансамблевая экспозиция.
11. Вернисаж — это:
Ответ: торжественное открытие экспозиции.
12. Сборка оборудования, технических средств, размещение экспозиционных материалов в соответствии с проектом — это:
Ответ: монтаж экспозиции.
13. Путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса получают:
Ответ: слепки.
14. _________________ экспозиция сохраняет или реконструирует на основе достоверных научных данных реально существовавшую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку.
Ответ: Ансамблевая.
15. Форма экспозиции зависит от:
Ответ: господствующего стиля эпохи.
16. Основной структурной единицей тематической экспозиции является:
Ответ: тематико-экспозиционный комплекс.
17. Лентообразная картина большого размера, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочетается с расположенным перед ней по кругу «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами называется:
Ответ: панорама.
18. Ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», стремятся отразить:
Ответ: реальные связи между предметами.
19. В археологических экспозициях в основе систематизации лежит:
Ответ: материал, из которого изготавливались орудия труда и оружие.
20. Экспозиция — это:
Ответ: принципы и порядок размещения предметов, выставленных для обозрения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это:
1. графическая реконструкция
2. описательная реконструкция
3. художественная реконструкция
Ответ: 2.

2. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип:
1. предметности
2. научной объективности
3. научности
Ответ: 1.

3. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип:
1. комплексно-тематический принцип
2. историко-хронологический принцип
3. проблемный принцип
Ответ: 2.

4. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это:
1. научная подготовка
2. практическое осуществление экспозиции
3. художественное оформление
Ответ: 3.

5. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции:
1. хранитель фондов
2. художник (дизайнер)
3. экспозицонер
Ответ: 2.

6. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов:
1. книги
2. письменные материалы
3. фото-материалы
Ответ: 2.

7. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»:
1. выставлять напоказ, раскладывать
2. демонстрировать
3. представлять
Ответ: 1.
8. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет:
1. Отчетные
2. Тематические
3. Фондовые
Ответ: 2.

9. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью:
1. вещественные материалы
2. изобразительные экспонаты
3. реплики
Ответ: 1.

10. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус:
1. артефакта
2. экспоната
3. вещественного материала
Ответ: 2.

11. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции:
1. в XVIII веке
2. в XIX веке
3. в первой четверти XX века
Ответ: 3.

12. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала:
1. реплика
2. копия
3. реконструкция
Ответ: 2.

13. Копия, созданная самим автором это:
1. подлинник
2. оригинал
3. авторское повторение
Ответ: 3.

14. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это:
1. макет
2. муляж
3. копия
Ответ: 1.

15. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это:
1. реплики
2. научные реконструкции
3. муляжи
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Доминантный (ведущий) экспонат часто располагается в:
Ответ: центре экспозиционного пространства.
2. Общность изобразительных приемов, отвечающая определенному времени или эстетическому направлению — это:
Ответ: стиль.
3. __________________ раскрывает экспозиционный замысел и даёт первое, самое общее представление о будущей экспозиции.
Ответ: Научная концепция.
4. Основная структурная единица систематической экспозиции — это:
Ответ: типологический ряд.
5. Хранилище памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, в состав которого, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедника архитектурные или исторические памятники — это:
Ответ: Музей-заповедник.
6. Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции
Ответ: выставки.
7. Изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объемными предметами — это:
Ответ: диорама.
8. В основе работы музейного художника лежит:
Ответ: художественная интерпретация содержания экспозиции.
9. Целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов — это:
Ответ: музейная экспозиция.
10. Документ, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы, — это:
Ответ: тематическая структура.
11. Первые биогруппы появились в музеях
Ответ: естественнонаучных.
12. Первая всемирная выставка состоялась в:
Ответ: 1851 году.
13. Первая биологическая панорама была создана в:
Ответ: Музее естественной истории в Стокгольме.
14. Разделение международных выставок по целям показа экспонатов происходит в:
Ответ: начале XX века.
15. В середине XX века в основу построения музейной экспозиции легли принципы:
Ответ: гибкости и трансформации экспозиционных пространств.
16. Регулярные выставки картин и предметов искусства впервые начала проводить:
Ответ: Французская академия.
17. Крупнейшей коллекцией русской живописи была коллекция
Ответ: Третьякова.
18. На всемирной выставке в Париже в 1878 году возник новый принцип организации экспозиции — ...
Ответ: театрализация.
19. Ярким примером нетрадиционного образного решения экспозиции стал московский музей
Ответ: Маяковского.
20. Возникновение «открытого музея» относится к:
Ответ: 70-80-х годам XX века.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции:
1. в XVIII веке
2. в XIX веке
3. в первой четверти XX века
Ответ: 3.

2. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала:
1. реплика
2. копия
3. реконструкция
Ответ: 2.

3. Копия, созданная самим автором это:
1. подлинник
2. оригинал
3. авторское повторение
Ответ: 3.

4. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это:
1. макет
2. муляж
3. копия
Ответ: 1.

5. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это:
1. реплики
2. научные реконструкции
3. муляжи
Ответ: 2.

6. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это:
1. графическая реконструкция
2. описательная реконструкция
3. художественная реконструкция
Ответ: 2.

7. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип:
1. предметности
2. научной объективности
3. научности
Ответ: 1.

8. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип:
1. комплексно-тематический принцип
2. историко-хронологический принцип
3. проблемный принцип
Ответ: 2.

9. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это:
1. научная подготовка
2. практическое осуществление экспозиции
3. художественное оформление
Ответ: 3.

10. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции:
1. хранитель фондов
2. художник (дизайнер)
3. экспозицонер
Ответ: 2.

11. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов:
1. книги
2. письменные материалы
3. фото-материалы
Ответ: 2.

12. Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»:
1. выставлять напоказ, раскладывать
2. демонстрировать
3. представлять
Ответ: 1.

13. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет:
1. отчетные
2. тематические
3. фондовые
Ответ: 2.

14. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью:
1. вещественные материалы
2. изобразительные экспонаты
3. реплики
Ответ: 1.

15. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус:
1. артефакта
2. экспоната
3. вещественного материала
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Панорама — это:
Ответ: картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрического подрамника.
2. Этикетаж — это:
Ответ: совокупность всех этикеток экспозиции.
3. Галерея — это:
Ответ: зал удлиненной формы, одну из сторон которого прорезывал сплошной ряд окон
4. Первой постройкой для размещения коллекции считается:
Ответ: Портик Метелла.
5. Прессрелиз — это:
Ответ: краткое сообщение для прессы о выставке в музее.
6. В основе создания промышленных музеев были:
Ответ: промышленные выставки.
7. Диорама — это:
Ответ: картина, натянутая по внутренней поверхности полуцилиндрического подрамника.
8. Музейная экспозиция — это:
Ответ: демонстрация музейных предметов, художественно и технически оформленных.
9. Краткий сопроводительный текст по залам экспозиции — это:
Ответ: экспликация..
10. Пинакотека — это:
Ответ: помещение для показа живописи.
11. Монтажные листы — это:
Ответ: схема размещения предметов в экспозиции.
12. Нормы температурно-влажностного режима хранения предметов в экспозиции и фондах — это:
Ответ: 18°C при 55% влажности.
13. Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее:
Ответ: тематическую структуру.
14. Тематико-экспозиционный план представляет собой ...
Ответ: подробное описание экспозиции по разделам, темам, на основе расширенной тематической структуры и концепции экспозиции.
15. Концепция выставки, экспозиции — это:
Ответ: краткое изложение определяющей идеи выставки, экспозиции.
16. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, называют:
Ответ: репродукцией.
17. Шпалерная развеска живописи — это:
Ответ: подбор и сочетание живописных полотен по цвету и размеру.
18. Расширенная тематическая структура выставки, экспозиции составляется с целью
Ответ: определения тем, подтем, предметов, раскрывающих основную идею выставки, экспозиции.
19. Глиптотека — это:
Ответ: коллекция античной скульптуры.
20. Разработка основной идеи экспозиции и её конкретного содержания это — __________________ проектирование экспозиции.
Ответ: научное.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Как переводится латинский глагол ехроnо, от которого произошел термин «экспозиция»:
1. выставлять напоказ, раскладывать
2. демонстрировать
3. представлять
Ответ: 1.
2. Выставки, в основе которых лежит определенный сюжет:
1. Отчетные
2. Тематические
3. Фондовые
Ответ: 2.
3. Экспонаты, представляющие собой вещи, сделанные людьми и обладающие определенной утилитарностью:
1. вещественные материалы
2. изобразительные экспонаты
3. реплики
Ответ: 1.
4. Музейный предмет, будучи выставлен в экспозиции, приобретает статус:
1. артефакта
2. экспоната
3. вещественного материала
Ответ: 2.
5. Когда стало востребованным оборудование простых геометрических форм, служившее лишь нейтральным обрамлением экспозиции:
1. в XVIII веке
2. в XIX веке
3. в первой четверти XX века
Ответ: 3.
6. Предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала:
1. реплика
2. копия
3. реконструкция
Ответ: 2.
7. Копия, созданная самим автором это:
1. подлинник
2. оригинал
3. авторское повторение
Ответ: 3.
8. Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе это:
1. макет
2. муляж
3. копия
Ответ: 1.
9. Экспонаты, подготовленные на основе научных исследований для дополнения и объяснения имеющего в экспозиции материала это:
1. реплики
2. научные реконструкции
3. муляжи
Ответ: 2.
10. Реконструкция, единицей информации в которой выступает текст это:
1. графическая реконструкция
2. описательная реконструкция
3. художественная реконструкция
Ответ: 2.
11. Опора на подлинные музейные предметы при создании экспозиции отражает принцип:
1. предметности
2. научной объективности
3. научности
Ответ: 1.
12. Группировка экспозиционных материалов в соответствии с принятой в науке хронологией это принцип:
1. комплексно-тематический принцип
2. историко-хронологический принцип
3. проблемный принцип
Ответ: 2.
13. Составление проекта и собственно оформление экспозиции это:
1. научная подготовка
2. практическое осуществление экспозиции
3. художественное оформление
Ответ: 3.
14. Кто должен заниматься подготовкой архитектурно-художественной концепции:
1. хранитель фондов
2. художник (дизайнер)
3. экспозицонер
Ответ: 2.
15. Экспонаты, содержащие информацию, зафиксированную с помощью знаков письма — букв, цифр и других символов:
1. книги
2. письменные материалы
3. фото-материалы
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется:
Ответ: метод построения экспозиции.
2. Искусство организации экспозиции возникает в эпоху
Ответ: ренессанса.
3. Особое значение в эскизном проекте имеют вопросы
Ответ: размещения и подачи экспонатов.
4. Совокупность всех этикеток данной экспозиции — это:
Ответ: этикетаж.
5. Предмет, который выступает в качестве носителя информации о других предметах, событиях, явлениях — это:
Ответ: знак.
6. Группировка экспонируемого материала в экспозиционные комплексы — это:
Ответ: тематико-экспозиционный план.
7. После изготовления всего необходимого оборудования и научно-вспомогательных материалов начинается:
Ответ: монтаж экспозиции.
8. Экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов, называются:
Ответ: ландшафтными.
9. Коммуникационный подход к созданию музейной экспозиции строится на:
Ответ: диалоге с аудиторией.
10. На протяжении многих лет главной задачей музейного просветительства было:
Ответ: демонстрация коллекций.
11. В основе классификации «академического ряда» лежит:
Ответ: академическая история искусства.
12. Группы предметов, связанные между собой по содержанию или иным признакам и составляющие зрительное и смысловое единство — это:
Ответ: экспозиционные комплексы.
13. Когда в музейной экспозиции возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события, используется:
Ответ: бутафория.
14. Экспозиционные материалы делятся на структурные единицы
Ответ: экспозиционные комплексы.
15. Литературное описание будущей экспозиции и ее восприятия зрителем — это:
Ответ: сценарий.
16. Коллекционирование — это:
Ответ: собирание разрозненных предметов в единое целое.
17. Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла:
Ответ: всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851).
18. Полный или частичный перечень и описание предметов, находящихся в музее — это:
Ответ: музейный каталог.
19. Заключительный этап художественного проектирования состоит в разработке
Ответ: технического и рабочего проекта.
20. __________________ — это подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах, которые используются для размещения плоскостных материалов.
Ответ: Турникеты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации.
2. Экспозиционные материалы: основные разновидности.
3. Экспозиционные научно-вспомогательные материалы и воспроизведения.
4. Принципы и приемы построения экспозиций.
5. Методы построения музейной экспозиции.
6. Экспозиционный комплекс.
7. Зарождение экспонирования в эпоху Древности и Средневековья.
8. Экспозиции западноевропейских музеев в Новое время.
9. История экспонирования в отечественных музеях.
10. Экспозиции российских музеев второй половины XIX - начала XX вв.
11. Вопросы музейной экспозиции в отечественной литературе 1920-1930-х гг.
12. Освещение вопросов организации музейной экспозиции в отечественной литературе 1950-1960-х гг.
13. Вопросы организации музейной экспозиции в литературе 1970-2000-х гг.
14. Научное проектирование музейной экспозиции.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Техническое, рабочее и художественное проектирование музейной экспозиции.
1. Планировка здание и разработка маршрута осмотра.
2. Современные информационные технологии в музейной экспозиции.
3. Памятники материальной культуры и история их показа.
4. Экспозиционный показ техники. Предметы быта.
5. Палеонтологические коллекции, археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли: особенности экспонирования.
6. Экспонирование знамен, предметов вооружения, монет и медалей.
7. Экспонирование письменных памятников, карт, чертежей и фотодокументов.
8. Музейное экспонирование копий, моделей и макетов.
9. Музейное экспонирование художественных и документальных воспроизведений.
10. Особенности экспонирования петроглифов (древних рисунков).
11. Новейшие способы музейного экспонирования.
12. Основные виды текстов музейной экспозиции.
13. Правила оформления этикеток для музейных экспозиций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. Основы проектирования музейных экспозиций: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Левочкина Н.А. Музейный менеджмент : курс лекций Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 сост. и науч. ред. Н.А. Никишин Музеи и новые технологии: Москва : Прогресс-Традиция, 1999 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей им. П. В. Алабина. Создание музейных экспозиций www.alabin.ru
Э2 Особенности художественного проектирования музейных экспозиций www.terrahumana.ru
Э3 Научная концепция экспозиции www.museumstudy.ru
Э4 Методика создания музейных экспозиций http://www. domgogolya.ru
Э5 Организация музейной и выставочной экспозиции http://www. vfmgiu-tourism.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)
Первобытное искусство (виртуальный музей) // http://vm.kemsu.ru
Положение о VI Красноярской музейной биеннале // http://6.biennale.ru
Рекомендации по созданию музеев-заповедников и их развитию // http://www.mkmk.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории. Слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью. Логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов. Неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя.