МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
индивидуальные консультации 72
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 72 72 72 72
Сам. работа 45 49 45 49
Консультации 72 68 72 68
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
Препод., Сайберт Виолетта Олеговна

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен решать задачи организационного и документационного обеспечения профессиональной деятельности с применением современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности;
ОПК-5.1 Знает современные технические средства и информационнокоммуникационные технологии для их безопасного применения в процессе профессиональной деятельности
ОПК-5.2 Осуществляет эффективный поиск и обработку необходимой информации с использованием лицензионных программ
ОПК-5.3 Применяет необходимое программное обеспечение для обработки привлекаемых источников и при решении задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности
ОПК-5.4 Способен создать базу данных и оформить ее в электронном виде для государственной регистрации и использования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии для их безопасного применения в процессе профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять необходимое программное обеспечение для обработки привлекаемых источников и при решении задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет основами создания базы данных и оформить ее в электронном виде для государственной регистрации и использования в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и цифровое общество.
1.1. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Лабораторные 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины Сам. работа 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Информационные технологии в гуманитарных науках. Лабораторные 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Информационные технологии в гуманитарных науках. Сам. работа 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Лабораторные 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии Сам. работа 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Личность в цифровом обществе Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Консультации 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Цифровые технологии в археологии
2.1. Базы данных и информационные системы Лабораторные 2 6 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Базы данных и информационные системы Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.3. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Антропологические и этнолграфические базы данных. Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Антропологические и этнолграфические базы данных. Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Математические методы в антропологии Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.8. Математические методы в антропологии Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.9. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.10. Геоинформационные технологии Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.11. Геоинформационные технологии Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.12. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.13. Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.14. Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии Сам. работа 2 5 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.15. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.16. Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций Лабораторные 2 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.17. Консультации 2 10 Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Что такое информационное общество?
2. Что такое цифровое общество?
3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях.
4. Основные направления применения компьютерных технологий в антропологии и этнологиии
5. Представление результатов научных исследований.
6. Возможности и ограничения сети Интернет.
7. Математическое моделирование.
8. Применение геоинформационных систем
9. Методика поиска ресурсов в Интернет.
10. Создание ресурсов в сети Интернет.
11. Социальная информатика.
12. Особенности создания и работы с электронным текстом.
13. Специфика археологических данных и современные ИТ.
14. Статистические методы обработки антропологических и этнографических данных.
15. Базы данных.
16. Антропологические и этнографические интернет – ресурсы.
17. Публикация антропологической и этнографической информации в сети Интернет.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы:
1. Каким я понимаю и вижу информационное общество?
2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество?
3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества?
4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества?
5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)?
6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)?
7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе?
8. Что будет после информационного (цифрового) общества?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие [Азбука], 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Петри, Э.Ю. Антропология. Том 1. Основы антропологии.: СПб. : Лань, , 2014
Л1.3 Орлова, Э. А. Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.В. Чурбанова, А.Л. Чурбанов Базы данных и знаний. Проектирование баз данных в Microsoft Access: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
Л2.2 отв. ред.Л.И. Скрипкина. Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев: сб. ст. Москва: ГИМ, , 2006
Л2.3 Быкова В. В. Искусство создания базы данных в Microsoft Office Access 2007: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Сибирский федеральный университет, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Цифровая культура в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины