Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 72 | 72 | 72 | 72 |
Сам. работа | 45 | 49 | 45 | 49 |
Консультации | 72 | 68 | 72 | 68 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Рассмотреть современные тенденции развития новых информационных технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры студентов, сформировать представление об информационно-компьютерных технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-5 | Способен решать задачи организационного и документационного обеспечения профессиональной деятельности с применением современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности; |
ОПК-5.1 | Знает современные технические средства и информационнокоммуникационные технологии для их безопасного применения в процессе профессиональной деятельности |
ОПК-5.2 | Осуществляет эффективный поиск и обработку необходимой информации с использованием лицензионных программ |
ОПК-5.3 | Применяет необходимое программное обеспечение для обработки привлекаемых источников и при решении задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности |
ОПК-5.4 | Способен создать базу данных и оформить ее в электронном виде для государственной регистрации и использования в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии для их безопасного применения в процессе профессиональной деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет применять необходимое программное обеспечение для обработки привлекаемых источников и при решении задач профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет основами создания базы данных и оформить ее в электронном виде для государственной регистрации и использования в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество и цифровое общество. | ||||||
1.1. | Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.2. | Информационное общество и цифровое общество. Основные понятия и термины | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.3. | Информационные технологии в гуманитарных науках. | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.4. | Информационные технологии в гуманитарных науках. | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.5. | История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.6. | История и свойства сети Интернет. Интернет-технологии | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.7. | Личность в цифровом обществе | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
1.8. | Консультации | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
Раздел 2. Цифровые технологии в археологии | ||||||
2.1. | Базы данных и информационные системы | Лабораторные | 2 | 6 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.2. | Базы данных и информационные системы | Сам. работа | 2 | 5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.3. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
2.4. | Антропологические и этнолграфические базы данных. | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.5. | Антропологические и этнолграфические базы данных. | Сам. работа | 2 | 5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.6. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
2.7. | Математические методы в антропологии | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.8. | Математические методы в антропологии | Сам. работа | 2 | 5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.9. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
2.10. | Геоинформационные технологии | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.11. | Геоинформационные технологии | Сам. работа | 2 | 5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.12. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
2.13. | Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.14. | Методы компьютерной реконструкции в антропологии и этнологии | Сам. работа | 2 | 5 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.15. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | ||
2.16. | Изучение литературы и источников по курсу. Подготовка и защита презентаций | Лабораторные | 2 | 8 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 | |
2.17. | Консультации | 2 | 10 | Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Что такое информационное общество? 2. Что такое цифровое общество? 3. Основные тенденции применения информационных технологий в научных исследованиях. 4. Основные направления применения компьютерных технологий в антропологии и этнологиии 5. Представление результатов научных исследований. 6. Возможности и ограничения сети Интернет. 7. Математическое моделирование. 8. Применение геоинформационных систем 9. Методика поиска ресурсов в Интернет. 10. Создание ресурсов в сети Интернет. 11. Социальная информатика. 12. Особенности создания и работы с электронным текстом. 13. Специфика археологических данных и современные ИТ. 14. Статистические методы обработки антропологических и этнографических данных. 15. Базы данных. 16. Антропологические и этнографические интернет – ресурсы. 17. Публикация антропологической и этнографической информации в сети Интернет. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Все студенты выполняют письменную работу в виде эссе по теме: «Я в цифровом обществе». При этом раскрываются следующие вопросы: 1. Каким я понимаю и вижу информационное общество? 2. Каким я понимаю и вижу цифровое общество? 3. Какие устройства определяют лицо цифрового общества? 4. Чувствую ли я себя нейтивом информационного общества? 5. Есть ли в российском обществе люди, неприспособленные к цифровому (информационному обществу)? 6. Куда движется современное общество в техническом и бытовом отношении (связь, образование, общение и пр.)? 7. Боюсь ли я чего-то в современном обществе? 8. Что будет после информационного (цифрового) общества? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. В. Волков, Т. Л. Серебрякова | Компьютерные технологии в научных исследованиях: учеб. пособие | [Азбука], 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Петри, Э.Ю. | Антропология. Том 1. Основы антропологии.: | СПб. : Лань, , 2014 | |
Л1.3 | Орлова, Э. А. | Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | О.В. Чурбанова, А.Л. Чурбанов | Базы данных и знаний. Проектирование баз данных в Microsoft Access: учебно-методическое пособие | ИД САФУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | отв. ред.Л.И. Скрипкина. | Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев: сб. ст. | Москва: ГИМ, , 2006 | |
Л2.3 | Быкова В. В. | Искусство создания базы данных в Microsoft Office Access 2007: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Сибирский федеральный университет, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Цифровая культура в профессиональной деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
108М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |