МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 46 46 46 46
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
докт. ист. наук, Профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рецензент(ы):
докт. ист. наук, Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Основы археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о такой научной дисциплине как археология.
Задачи курса:
• дать характеристику основных понятий, источников и методов археологии;
• сформировать представление о развитии знаний по истории в процессе исследования памятников археологии Евразии (от палеолита до средневековья);
• рассмотреть законодательные и правовые положения археологической деятельности;
• раскрыть содержание основных археологических эпох.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач;
ОПК-1.1 Знает терминологический аппарат исторических наук и археологии и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
ОПК-1.2 Знает принятые периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук
ОПК-1.3 Применяет современные методологические концепции при решении профессиональных задач
ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ПК-1Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-1.1 Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
ПК-1.2 Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
ПК-1.3 Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологический аппарат исторических наук и археологи и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
при решении профессиональных задач знания об основных этапах формирования и развития археологической науки в России и за рубежом
информацию об археологических находках с помощью полевых и кабинетных методов исследования
современные методы полевых и камеральных археологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.применять принятые периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук
применять исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
осуществлять деятельность по учету и хранению археологических коллекций и связанных с ними объектов
обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд
знает особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методологическими концепциями при решении профессиональных задач
основными положениями и концепциями исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
навыками сравнения выводов, полученных на основе анализа археологических источников, с данными других наук
соблюдает принятые законы и правила проведения археологических работ
критически оценивает познавательные возможности археологических источников

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы курса
1.1. Введение в археологию Лекции 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Введение в археологию Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. История формирования и развития археологии Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. История формирования и развития археологии Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. История становления и развития археологии в России Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. История становления и развития археологии в России Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Археологические памятники и методы их изучения Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Археологические памятники и методы их изучения Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. «Археологическая культура» – понятие современной археологии Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. «Археологическая культура» – понятие современной археологии Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Научная регламентация археологических раскопок и разведок. Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии. Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.14. Современное законодательство об охране и использовании памятников археологии. Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Археология эпох камня, палеометалла, раннего железного века и средневековья
2.1. Археология древнекаменного века Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Археология древнекаменного века Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. История изучения палеолита Сибири Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. История изучения палеолита Сибири Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Археология среднего и нового каменного века Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Археология среднего и нового каменного века Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Неолит Евразии Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Неолит Евразии Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.9. Археология палеометалла Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.10. Археология палеометалла Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.11. Андроновская культурно-историческая общность Практические 2 6 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.12. Андроновская культурно-историческая общность Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.13. Археология раннего железного века – скифо-сакская эпоха Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.14. Археология раннего железного века – скифо-сакская эпоха Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.15. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Практические 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.16. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.17. Тагарская культура Практические 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.18. Тагарская культура Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.19. Археология раннего железного века – хунно-сарматская эпоха Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.20. Археология раннего железного века – хунно-сарматская эпоха Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.21. Хунно-сяньбийское время Центральной Азии и Южной Сибири Практические 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.22. Хунно-сяньбийское время Центральной Азии и Южной Сибири Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.23. Средневековая археология Центральной и Средней Азии Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.24. Средневековая археология Центральной и Средней Азии Сам. работа 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.25. Средневековая археология кочевых государств Восточной Европы Лекции 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.26. Средневековая археология кочевых государств Восточной Европы Сам. работа 2 2 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.27. Этнокультурная история Западной Сибири в эпоху раннего средневековья Практические 2 4 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.28. Этнокультурная история Западной Сибири в эпоху раннего средневековья Сам. работа 2 3 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие «археология» и основные характеристики научной дисциплины.
2.Археологические источники.
3.Археологическая периодизация и хронология.
4.Начальный этап становления археологии.
5.Виды археологических памятников.
6.Археологические методы изучения вещественных источников.
7.Использование естественно-научных методов в археологических исследованиях.
8.Антропогенез и индустрия нижнего палеолита.
9.Развитие навыков человека в среднем палеолите.
10.Археология верхнего палеолита.
11.Палеолитическое искусство.
12.Дальнейшее развитие человека в голоцене. Археологические культуры мезолита.
13.Мезолитическое и неолитическое искусство.
14.Освоение человеком металлургии. Археологические культуры энеолита.
15.Археологические культуры раннего и развитого бронзового века.
16.Археологические культуры позднего бронзового века.
17.Освоение железоделательного производства и его культурно-историческое значение.
18.Кочевые культуры раннего железного века степной полосы Евразии (скифы, савроматы, саки).
19.Культуры раннего железного века в лесостепной и лесной зонах Евразии.
20.Археологические культуры Средней Азии (парфяне и кушаны).
21.Археологические культуры Восточной Европы (сарматы и гунны).
22.Культура Тюркских каганатов.
23.Согдийская культура.
24.Культура Монгольской империи.
25.Культура Хазарского каганата.
26.Культура Волжской Болгарии.
27.Культура Золотой Орды.
28.Археология России в дореволюционный период.
29.Развитие археологии в советское время. Особенности формирования кадров для науки в 1920–1940-х гг.
30.Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века.
31.Основные направления археологии на современном этапе (1990-е годы – начало XXI века).
32.История возникновения понятия «археологическая культура». Понятие «археологическая культура» в советской археологии.
33.Археологическая культура и этнос. Отношение зарубежной науки к понятию «археологическая культура».
34.Примеры современных характеристик археологической культуры. Значение понятия «археологическая культура» в науке.
35.Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.).
36.Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.).
37.Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в.
38.Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
39.Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг.
40.Общие черты неолитической эпохи. Понятие «неолитической революции».
41.Культуры эпохи неолита Прибайкалья.
42.Неолит Алтая.
43.Андроновская культурно-историческая общность.
44.Археологические памятники андроновской культуры Алтая.
45.Основные этапы изучения скифской эпохи Алтая.
46.Культуры Алтая и сопредельных территорий в раннескифское время.
47.Пазырыкская культура: археологические объекты, виды хозяйственной деятельности, социальная стратификация общества.
48.Искусство и мировоззрение скифской эпохи Алтая.
49.Природные условия Минусинской котловины. История изучения тагарской культуры.
50.Археологические памятники тагарской культуры.
51.Империя хунну. Письменные и археологические источники. Хунну Забайкалья.
52.Южная Сибирь в гунно-сарматское время. Таштыкская культура. Кокэльская культура.
53.Горный и Лесостепной Алтай в гунно-сарматскую эпоху: кулайская и булан-кобинская культуры.
54.Западная Сибирь в раннем средневековье. Одинцовская культура.Сросткинская общность.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тема 1: История становления и развития археологии в России.
Вопросы:
1. Археология России в дореволюционный период. Указы Петра I. Первые научные экспедиции и раскопки. Археологические общества и учреждения. Археологическая комиссия (1859) и ее деятельность. Первые исследования в Сибири.
2. Развитие археологии в советское время. Особенности формирования кадров для науки в 1920–1940-х гг. Централизация и научные учреждения. Основные направления и подходы в археологических исследованиях. Общая и локальная периодизации (С.А. Теплоухов, Б.Э. Петри, А.А. Миллер, и др.).
3. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века. Масштабные археологические раскопки на новостройках. Развитие центральных и региональных научных центров.
4. Основные направления археологии на современном этапе (1990-е годы – начало XXI века). Организационная структура российской археологической науки. Состояние археологических памятников и законодательная база по охране и использованию культурного наследия.
Тема 2: «Археологическая культура» – понятие современной археологии.
Вопросы:
1. История возникновения понятия «археологическая культура».
2. Понятие «археологическая культура» в советской археологии. Использование понятия «археологическая культура» в 30-40-е годы; Дискуссии вокруг термина «археологическая культура» в 50-80-е годы; Определение археологической культуры и теории ее обоснования.
3. Археологическая культура и этнос.
4. Отношение зарубежной науки к понятию «археологическая культура».
5. Примеры современных характеристик археологической культуры.
6. Значение понятия «археологическая культура» в науке.
Тема 3: История изучения палеолита Сибири.
Вопросы:
1. Открытие и первоначальное осмысление палеолита Сибири (2-я половина XIX – начало XX вв.).
1.1. Обнаружение и изучение стоянок Иркутский госпиталь, Томская стоянка, Афонтова гора и др. Деятельность И.Т. Савенкова.
1.2. Находки каменных орудий М.Д. Копытовым на Алтае.
2. Начало профессионального изучения палеолита Сибири (30–40-е годы XX в.). Работы М.М. Герасимова, А.П. Окладникова, Г.П. Сосновского, С.М. Сергеева и др.
3. Изучение палеолита Сибири в 50–70-е годы XX в. Выделение культур и этнокультурных ареалов. Особенности палеолитического искусства Сибири.
4. Выделение и обоснование раннепалеолитической и мустьерской эпохи Сибири. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
5. Изучение палеолита Алтая в 1980–2000-е гг.
5.1. Исследование палеолита в пещерах.
5.2. Исследование открытых многослойных стоянок.
Тема 4: Неолит Евразии.
Вопросы:
1. Природно-экологические условия в эпоху неолита на территории Евразии.
2. Общие черты неолитической эпохи. Понятие «неолитической революции».
3. Культуры эпохи неолита Прибайкалья (краткая история изучения, хронология, особенности погребальных памятников, облик материальной культуры, основные хозяйственные занятия):
3.1. Исаковская культура.
3.2. Серовская культура.
3.3. Китойская культура.
4. Неолит Алтая.
Тема 5: Андроновская культурно-историческая общность.
Вопросы:
1. Природно-экологические условия в эпоху бронзы на территории Евразии.
2. Понятие «культурно-историческая общность».
3. Андроновская культурно-историческая общность.
3.1. Открытие первых памятников андроновской культуры. Определение их места в культурно-исторической схеме С.А. Теплоухова.
3.2. Современные представления о датировке и территории распространения андроновской культурно-исторической общности.
3.3. Погребальный обряд. Социальная организация. Мировоззрение.
3.4. Поселенческие комплексы. Хозяйство.
3.5. Особенности материальной культуры.
3.6. Искусство.
4. Археологические памятники андроновской культуры Алтая.
Тема 6: Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая.
Вопросы:
1. Основные характеристики природных условий Алтая.
2. Основные этапы изучения скифской эпохи Алтая.
3. Характеристика понятий «скифская эпоха», «раннескифское время», «пазырыкское время» «ранние кочевники», «эпоха раннего железа».
4. Культуры Алтая и сопредельных территорий в раннескифское время
5. Проблема происхождения пазырыкской культуры и основные подходы к ее решению (В.В. Радлов, С.И. Руденко, М.П. Грязнов, Л.С. Марсадолов, В.А. Могильников и др.).
6. Основные археологические объекты скифской эпохи (образование мерзлоты, феномен мумий, элитные курганы и т.д.). Планинграфия погребально-поминальных памятников. Поселения.
7. Основные виды хозяйственной деятельности населения Алтая скифской эпохи. Вооружение и военное дело пазырыкских племен. Социальная стратификация пазырыкского общества.
8. Искусство скифской эпохи Алтая. Основные образы. Мировоззрение.
Тема 7: Тагарская культура.
Вопросы:
1. Основные характеристики природных условий Минусинской котловины. Территория распространения памятников тагарской культуры.
2. История изучения.
3. Хронология и периодизация.
4. Проблемы происхождения и развития.
5. Погребальный обряд и причины его изменений.
6. Основные археологические памятники тагарской культуры (Тагарский остров, Уйбатский чаатас, Салбыкские курганы и др.).
7. Специфика погребального инвентаря в женских и мужских захоронениях.
8. Развитие цветной металлургии и позднее появление железа. Основные формы металлических изделий.
9. Звериный стиль и его развитие.
10. Комплекс скифского облика в тагарской культуре.
Тема 8: Хунно-сяньбийское время Центральной Азии и Южной Сибири.
Вопросы:
1. Природно-климатические условия на территории Южной Сибири и Центральной Азии в гунно-сарматскую эпоху.
2. Империя хунну. Письменные и археологические источники. Общественный строй.
3. Хунну Забайкалья: история изучения, археологические памятники (Ильмовая падь, Царан, Иволгинский комплекс и др.), погребальный обряд, предметный комплекс, хозяйство, социальная организация, искусство.
4. Южная Сибирь в гунно-сарматское время. Таштыкская культура. Кокэльская культура.
5. Горный и Лесостепной Алтай в гунно-сарматскую эпоху: кулайская и булан-кобинская культуры.
Тема 9: Этнокультурная история Западной Сибири в эпоху раннего средневековья.
Вопросы:
1. Этонополитическая ситуация на востоке Евразии в позднетюркское время: Уйгурский, Кыргызский и Кимакский каганаты. Кыпчаки.
2. Западная Сибирь в период Великого переселения народов и раннем средневековье: одинцовская культура.
3. Западная Сибирь в конце раннего – начале развитого средневековья: сросткинская культура.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Барнаул: Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л3.2 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы археологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодизацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с историей археологических исследований, основными видами археологических памятников и археологической периодизацией; обратить внимание на применение основных методов археологических исследований; усвоить приемы обработки археологических материалов и опыт работы с научной литературой по археологии.
Основу дисциплины «Основы археологии» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время практического занятия определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на один из вопросов темы занятия, отличающийся недостаточной полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на вопрос темы занятия и компетенции не сформированы в необходимом объеме.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является экзамен. К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Экзамен призван оценить освоение студентом дисциплины «Основы археологии», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 45 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.