МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 20 24 20
Практические 12 22 12 22
Сам. работа 72 102 72 102
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы музеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель реализуемой дисциплины заключается в изучении становления, развития и современного состояния музеологии. Основной подход предполагает рассмотрение музея как исторически формировавшегося полифункционального социокультурного института. В связи с этим обозначены такие задачи курса:
– дать содержание основных понятий музеологии и подходы к их интерпретации;
– проследить основные этапы становления музеологического знания за рубежом и в России;
– на конкретном историческом и современном материале представить становление и эволюцию музея;
– охарактеризовать особенности и основные подходы музейной коммуникации (в том числе, культурно-образовательной деятельности), социологии;
– познакомить с современными тенденциями и направлениями в теории и практике отечественной и зарубежной музейной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия, теоретические положения музеологии;
- основные этапы становления мировой музеологии, основных понятиях и теориях изучения музея, культурного и природного наследия;
- специфику объектов профессиональной деятельности;
- научные, учебные и периодические издания по музеологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные теории,концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия;
- критически анализировать научные, справочные и статистические данные по теме исследования;
- профессионально ставить и решать задачи, связанные с анализом и исследованием объектов профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами обработки, анализа и синтеза информации при изучении музеев и объектов культурного и природного наследия;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческое становление музеологии как научной дисциплины
1.1. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Этимология слова «музей». Феномен коллекционирования. Коллекционер и коллекция: о значении понятий. Коллекционирование как основа функционирования музеев. Психологические основания феномена коллекционирования: точка зрения Э. Тайлора, «коллекционерский инстинкт» и собственнические пристрастия, поиск общественного признания. Музей в греко-римской цивилизации, в культурах Возрождения и Просвещения. Зарождение научного коллекционирования. Музейон: история возникновения и коллекции. Практика хранения и показа протомузейных коллекций Античности. Особенности античной практики собирания. Музей в культуре Возрождения. Памятники античности как раритеты высокой культуры. Дворцовые музеи. Университетские музеи. Становление музейного знания. Деятельность Б. Палисси. У. Альдрованди. К. фон Геснер. «Музеография» К.Ф. Енкеля (К. Найкеля) и схема деления музеев. Музей в культурной традиции Просвещения. Формирование профильного академического музея: структура фонда Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Музеи мира и России в конце XX - начале XXI вв.
2.1. Многообразие современных музеев. Музеи в разных странах мира и России: аналитический обзор. Рейтинги музеев мира. Музеи России в рейтингах музеев мира. Самые посещаемые музеи мира. Количество и профильный характер музеев в различных странах мира. Музейный мир современной России. Количественный состав музеев. Профильные группы музеев в России. Краеведческие музеи в России и их значение. Музеи и учреждения музейного типа. Официальные представительства зарубежных и российских музеев в сети Интернет. Музейный сайт и его значение. Особенности оформления и продвижения музейного сайта. Сайты ведущих и региональных музеев России. Информационные технологии и информационный менеджмент в развитии современных музеев. Музеи в социальных сетях. QR-коды и их использование. Развитие крупных тематических порталов в России. Портал «Музеи России». Портал «Культура России», сведения о музеях, формы представления информации. Инфографика. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Музеи мира и России в конце XX - начален XXI вв. Статистика по странам и регионам мира, по России и ее регионам. Рейтинги музеев мира и России. Сам. работа 4 18 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Деятельность Международного совета музеев (ICOM)
3.1. История и современная структура ЮНЕСКО. Культурная политика ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. Культурное наследие РФ в Списке Всемирного наследия. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности. Конференции ИКОМ: тематика и содержание проблем. Кодекс профессиональной этики ИКОМ. Этика музеев: основные идеи (пополнение коллекций, собирание и хранение, презумпция целостности коллекций и т.д.). Этика музейного работника: основные качества. Личная ответственность за коллекции. Новые тенденции развития музеев в концепции ИКОМ. Члены ИКОМ. Россия в Международном совете музеев. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Музей и образование: история взаимоотношений. Музеи образовательных учреждений. Детские музеи
4.1. Университетские музеи: понятие, история развития и современное состояние. Ликей в Афинах. Концепция и комплектование университетского музея. Университетский устав 1835 г. и виды учебных музеев. Современные университетские музеи. Университетские музеи, существующие вне стен вузов. Крупнейшие университетские музеи России: общие особенности и региональная специфика. Западные вузовские музеи. Теоретические основы функционирования учебных музеев: особенности комплектования музейных фондов, экспозиция. Особенности функционирования естественно-научных, исторических и др. видов музеев в вузах. Музей археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Историко-краеведческий музей БГПУ, Музей археологии КемГУ, Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ и др. Значение университетского музея в учебном процессе: задачи и функции. Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Конференция 1913 г. в Мангейме. Детские музеи: опыт создания и особенности концепции. Детская аудитория в музее: особенности работы. Музейная педаг Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. История становления и развития музейной коммуникации и социологии
5.1. Формирование понятия «музейная коммуникация». Д.Ф. Камерон: музейная коммуникация и предложения по организации музейной деятельности. Концепция Ю. Ромедера. Коммуникационная трактовка музея Н.Ф. Федорова. Коммуникационные представления советских исследователей (Е.А. Розенблюм, Н. Николаева, Ю.П. Пищулин и Д.А. Равикович). Основные принципы коммуникационного подхода в музейном деле: гуманитарный, культурологический, диалогический, аксиологический. Основные модели коммуникационного подхода. Музейная социология: понятие, история формирования и основные методы. Б.Джилмен. О. Нейрат и адресная экспозиция. Определение поведенческих моделей посетителей в 20-е–30-е гг. XX в. Исследования по восприятию экспозиций в 1940-е гг. Коммуникационный подход в 1950-е–60-е гг. Теории К. Шеннона и М. Мак-Люэна. Исследовнаия Д. Камерона: посетитель музея как партнер. Основные схемы музейной коммуникации. Изучение музейной аудитории в Европе и США в конце XX – начале XXI вв Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Организационно-законодательные основы деятельности музеев и охраны наследия в России
6.1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.): основные категории объектов наследия, формирование государственного реестра памятников, охранные зоны объектов наследия. Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: основные положения и критерии формирования Списка Всемирного наследия. Объекты Всемирного культурного и природного наследия в РФ. Конвенции UNESCO об охране нематериального и подводного культурного наследия. Европейские конвенции об охране недвижимого культурного наследия и ландшафтов. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Законодательство в области музейного дела. Ст. 44 Конституции РФ. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.): характеристика основных статей (общие положения, музейный фонд и его государственная и негосударственная части, музеи в Российской Федерации, доступ к музейному фонду, ответс Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение
7.1. История становления экомузея. Формирование общественных музеев в США. Музей в Анакостии (негритянский квартал): опыт создания и оценка. Конференция 1969 г. в Бруклине и внедрение экологической тематики. Позиция Дж. Кинорда. Круглый стол 1972 г. в Сантьяго. Экомузеи Франции. Деятельность Ж.А. Ривьера и Ю. де Варина. Музей человека и промышленности в Ле-Крезо (1974 г.): особенности устройства и значение. Специфика французского экомузея: музейный фонд, концепция, структура. Филиалы музея в Ле-Крезо. Экомузей в От-Эльзасе как пример сельского экомузея: специфика организации. Понятие «нематериальное достояние» с точки зрения ЮНЕСКО. Городские экомузеи Португалии и Бразилии. Сейшальский экомузей. Экомузей в Мертуле (1981 г.): основные структурные единицы. Музей в Сао-Кристовао в Рио-де-Жанейро: разработка и реализация проекта, особенности работы с посетителями. Экомузеи культуры коренного населения в Скандинавских странах и России. Центральный музей Лапландии в районе проживания саамов: структура и особенности. С Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Сохранение и музеефикация объектов культурного наследия
8.1. История формирования понятия «музеефикация». Зарождение музеефикации. Первые попытки музеефикации в России. Методика музеефикации объектов наследия. Реставрационный метод и его этапы и критерии. Исследование объекта. Основные типы музеефикации. Сохранение и музеефикация памятников архитектуры. Организация экспозиций в памятниках архитектуры. Музеефикация памятников культовой архитектуры. Обзор публикаций и документов по музеефикации российских культовых зданий. Технические средства в интерпретации памятников архитектуры. Виртуальное восстановление. Музеефикация памятников археологии. Основные подходы, этапы и методы. Виды музеефикации по О.Н. Бадеру. Отечественный опыт в музеефикации археологических комплексов. Проблемы музеефикации памятников археологии в трактовке А.Н. Медведя. Сохранение и музеефикация памятников науки и техники и индустрии, среды, ландшафтов и нематериальных объектов наследия. Зарубежный опыт музеефикации объектов науки, техники и индустрии. Средовой подход в музеефикации. Сады и парки Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Музей в региональном развитии
9.1. Уникальные исторические территории (УИТ): понятие, разработка концепции и методов воплощения. Советский фонд культуры. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Условия становления УИТ Фонд наследия УИТ. Понятие УИТ по П.М. Шульгину. УИТ как «сайт-музеи». Классификация УИТ. Монастырские комплексы. Валаамский и Соловецкий монастыри: особенности организации, фондов, форм учета и обеспечения сохранности предметов. Малые исторические города: особенности устройства. Город Верхотурье на Урале как типовая модель. Российский НИИ культурного и природного наследия и малые исторические города. Город Ялуторовск как УИТ: направления деятельности. Исторические сельские поселения: понятие и опыт организации. Село Кимжа в Архангельской области: население, сельские угодья и охрана наследия. Усадебные комплексы:понятие и виды. Музей-усадьба «Ясная поляна». Исторические районы проживания малочисленных народов: основные особенности. Территория Пунси в Ханты-Мансийском окр Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 10. Музей в решении экологических проблем
10.1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ в концепции ЮНЕСКО и ICOM. Концепция ООПТ. Музеефикация ООПТ: основные особенности. Разновидности ООПТ. Памятники природы: естественные и искусственные. Заповедники: направления деятельности. Биосферные резерваты. Основные зоны заповедника. Заповедные акватории. Национальные парки: специфика деятельности. Модели национальных парков: американский, европейский, африканский парки-резерваты. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.2. Экологические проблемы и музей: биосферно-ноосферные концепции. Биосферная концепция В.И. Вернадского: этапы становления. Роль живого вещества в жизни планеты. Понятие «биосферы». Э.Леруа и П.Т. де Шарден: понятие «ноосфера». Идеи русского космизма. Модели экоустойчивого развития морового сообщества и экспозиции музеев. Современное восприятие памятников истории и культуры в системе биосферы и техносферы. Теория коэволюции. Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 11. Музеология как научная дисциплина и область практической деятельности: понятие и структура
11.1. Музеология и музееведение: соотношение понятий. Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Роль современной музеологии в изучении культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Уникальные историко-культурные территории. Культурные ландшафты. Базовые понятия современной музеологии. Музей. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Мероприятия по сохранению культурного наследия. Музеефикация. Реставрация. Консервация. Ревалоризация. Природное наследие. Культурные ценности. Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Музеология и дисциплины, изучающие документ как источник инфор Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 12. Музей: понятие, функции и основные классификации
12.1. Понятие «музей» и его изменения в историческом развитии. Определения понятия «музея»: подходы А.М. Разгона, З. Странского; в Уставе ИКОМ (1974 г., 1995 г.); Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996 г.); Российской музейной энциклопедии. Основные этапы формирования и современное состояние Государственной музейной сети Российской Федерации. Социокультурные функции музея: документирование, образовательно-воспитательная, организация свободного времени. Свойства социокультурных функций музея. Динамика функций музеев: мнения А.М. Разгона, Д.А. Равикович, В.Ю. Дукельского и др. М.Д. Гнедовский и критическое отношение к функциональной характеристике музейной деятельности. Основные задачи музея как учреждения культуры. Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и уровни профильной классификации. Новые явления: музеи подводной археологии, музеи-аквариумы, виртуальные музеи. Типы музеев в трактате К. Николаи, наследии Ф.И. Шмидта. Содержание основ Лекции 4 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.2. Музеи под открытым небом: понятие, опыт создания за рубежом и в России. Виды и примеры отечественных музеев под открытым небом. Принципы организации музеев под открытым небом по И.В. Маковецкому. Комплексные и специализированные группы музеев под открытым небом. Музеи-заповедники. Известнейшие музеи под открытым небом. Музеи-заповедники: понятие и история формирования. Правовые основы функционирования музеев-заповедников. Музеи-заповедники, созданные на базе архитектурных комплексов и ансамблей. Музеи-заповедники, созданные на основе археологических и этнографических комплексов. Ресурсы развития музеев-заповедников. Особенности организации и работы с аудиторией в музеях под открытым небом. Скансены за рубежом и в России. История возникновения скансенов. Скансен в Швеции и А. Хазелиус. Основные этапы развития скансенов в Европе. Особенности организации российских скансенов. Музеи деревянного зодчества. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.3. Музеи-храмы и музеи-монастыри в России. История возникновения музеев на основе памятников культового зодчества. Музей-храм: понятие и особенности. Музей-монастырь: понятие и специфика. Опыт создания и функционирования в России музеев-храмов и музеев-монастырей.Мемориальные музеи-квартиры: понятие, разновидности, перспективы развития. Музеи-усадьбы: понятие и особенности организации. Опыт создания и функционирования в России мемориальных музеев-квартир. Опыт создания и функционирования в России мемориальных музеев-усадеб. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.4. Историко-культурные музеи-заповедники в современной России. Сам. работа 4 16 Л3.1
Раздел 13. Музейный предмет: понятие, свойства и функции
13.1. Понятие «музейный предмет». Историография понятия. Идеи Й.Д. Майора (1674 г.). Ф.И. Шмит: «музейные вещи». Понятие «музейные предмет» в «Основах советского музееведения» (1955 г.). Современные подходы к определению «музейного предмета». Точки зрения зарубежных и отечественных исследователей: В.Ю. Дукельский, З. Странский, Й. Бенеш, В. Энненбах К.Г. Левыкин и В. Хербст. Предмет музейного значения. Типичный предмет в музее. Типовой предмет. Основные свойства музейного предмета. Информативность. Информационный потенциал предмета. Аттрактивность. Экспрессивность. Свойство «отражать» действительность. Репрезентативность. Уникальность музейного предмета. Научная ценность. Функции музейного предмета: генетическая, утилитарно-потребительская, научно-познавательная, моделирование исторической действительности и др. Коммуникативная и научно-информационная функции. Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 14. Теория и практика научно-исследовательской работы в музее
14.1. Понятие «научно-исследовательская деятельность». Подходы к исследовательской деятельности музеев в начале XX в. Положение о научно-исследовательской работе музеев: основные разделы. Ученый совет музея. Практика организации научного коллектива музея. Факторы развития научно-исследовательской деятельности в музеях. Задачи научно-исследовательской работы музеев по Й. Бенешу. Основные виды научно-исследовательской деятельности. Научные исследования в рамках профильных наук. Музееведческие исследования. Исследования в области истории теории и методики музейного дела. Исследования в области комплектования фондов: основные направления. Разработка научной концепции музея: основные этапы (подготовка и анализ данных, идейный замысел, генеральный план развития музея). Основные методики современной музейной социологии. Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 15. Музеография: основные виды изданий и их характеристики
15.1. Понятия «музеография» и история развития специализированных изданий. Первые музейные издания за рубежом. Каталоги коллекций XVII в. О. Ворм. Иоганн Даниэль Майор. «Музей музеев» и М.Б. Валентини. Зарубежные издания о музеях и музейном деле XVIII начала XX вв. «Музеография» Каспара Фридриха Найкеля. Георг Ратгебер и «первый музеолог» Филипп Леопольд Мартин. Иоганн Георг Теодор фон Грассе и «Журнал по музеологии и антиквароведению». Зарубежные периодические издания о музейном деле конца XIX начала XX вв. Первые публикации по музейному делу раннего советского времени. «Очерки истории музейного дела» (Вып. 1-7. М., 1957-1971). Монографические издания советского и постсоветского времени по истории ведущих музейных учреждений. Книга Т.В. Станюкович «Кунсткамера Петербургской Академии наук». Монография В.Ф. Левинсона-Лессинга «История картиной галереи Эрмитажа (1974–1917)» [1986]. Б.Б. Пиотровский и работа «История Эрмитажа». Периодические издания по музейной проблематике. Первые журналы (конец XIX начало XX Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
15.2. Периодические издания по музейной проблематике Сам. работа 4 16 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 16. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности
16.1. Особенности менеджмента в музейной деятельности. Сущность стратегического планирования. PEST-анализ: основные элементы и значение. SWOT-анализ: составляющие и значение. Государственное задание в деятельности современных российских музеев. Структура современной музейной организации. Персонал. Роль волонтеров в музее. Директор современного музея. Директора ведущих музейных учреждений. Куратор в музее и его значение: мировая практика и российский опыт. Управление различными структурными элементами и фондами музея. Руководство музейными программами, адресованными публике. Музейная недвижимость. Распоряжение финансами и бюджет музея. Общества друзей музеев: отечественная практика. Гранты и спонсорство. Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции. Музейный посетитель: исследование и особенности. Составление анкет и опросников. Музеи и деятельность по связям с общественностью (конференции, презентации, круглые столы, дни открытых дверей). Основные формы коммерческой деятельности музеев. Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.2. Управление различными структурными элементами музея Сам. работа 4 12 Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=848
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Вопрос 1. Первым отечественным исследователем, обратившим внимание на музейную коммуникацию, является:
а. Д. Ф. Камерон
б. Н.Ф. Федоров
в. Е.А. Розенблюм
Ответ: в
Вопрос 2. Укажите типы музеев, выделяемые по признаку общественного назначения:
а. научно-исследовательские
б. государственные
в. учебные
г. научно-просветительные
Ответ: авг
Вопрос 3. Укажите верные высказывания о протомузейных формах:
а. предшествуют появлению музейных учреждений
б. возникли в эпоху античности
в. выполняют задачу поддержания культурной памяти
г. существуют одновременно с музейными учреждениями
Ответ: авг
Вопрос 4. Первый университетский музей в России формировался с…года:
а. 1683
б. 1724
в. 1759
г. 1770
Ответ: в
Вопрос 5. Федеральный Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» был принят в … году
а. 1991
б. 1995
в. 1996
г. 1998
Ответ: в
Вопрос 6. Выявите типы музеев, выделяемые в соответствии с классификацией по юридическому положению:
а. корпоративные
б. краевые
в. общественные
г. государственные
Ответ: авг
Вопрос 7. Первые школьные музеи формировались…
а. в Германии и России
б. в Англии и Франции
в. в связи с распространением экскурсионного метода обучения
г. в связи с внедрением начальной профессионализации учащихся
Ответ: авг
Вопрос 8. Выявите верные высказывания о музейной коммуникации:
а. изучается с 1980-х гг.
б. нет единых представлений о теории музейной коммуникации
в. характеризует музейную деятельность
г. рассматривает взаимодействие музея и аудитории
Ответ: бвг
Вопрос 9. Укажите подходы, на которых базируются теоритические исследования коммуникации в музееведении:
а. гуманитарный
б. культурологический
в. диалогический
г. музеологический
Ответ: абв
Вопрос 10. Система уникальной историко-культурной территории…
а. возникла в 1970-е гг.
б. разрабатывалась сотрудниками Советского фонда культуры
в. едина в природном, историческом, этническом отношении
г. представляет новую форму сохранения наследия
Ответ: бвг
Вопрос 11. Первый в России зоологический сад…
а. был открыт в Москве
б. действовал в Санкт-Петербурге
в. создавался по инициативе зоолога и антрополога А.П. Богданова
г. предназначался для занятий студентов университета
Ответ: авг
Вопрос 12. Первый в истории Детский музей был открыт в …
а. Мангейме
б. Москве
в. Нью-Йорке
г. Лондоне
Ответ: в
Вопрос 13. Концепция малого исторического города на принципах уникальной исторической территории впервые была разработана для…
а. Суздаля
б. Верхотурья
в. Ялуторовска
г. Каргополя
Ответ: б
Вопрос 14. Первые детские музеи в России…
а. работали с конца XIX в.
б. были открыты в начале XX в.
в. по своей концепции были сугубо образовательными учреждениями
г. создавались по инициативе А. Лихтварка
Ответ: бв
Вопрос 15. Музеи под открытым небом, Музеи слепков, Детские музеи получают распространение с …:
а. начала XIX в.
б. середины XIX в.
в. рубежа XIX–XX вв.
г. середины XX в.
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
– «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% процентов заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос теоретического характера.
Теоретические вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
1.Феномен коллекционирования. Практика формирования, хранения и показа собраний в эпохи Античности и Возрождения.
2. Музей в культурной традиции Просвещения. Особенности музейного строительства в XIX в.
3. Поиск новых моделей музея в конце XIX – начале XX в.
4. Многообразие современных музеев. Музеи в разных странах мира.
5. Музейный мир современной России: особенности, виды музеев, статистика.
6. Официальные представительства зарубежных и российских музеев в сети Интернет. Тематические порталы о музейном деле и музеях в России.
7. Становление музеологии как научной дисциплины. Музеология в системе современных научных знаний.
8. Базовые понятия современной музеологии.
9. История создания и современная структура ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
10. Деятельность Международного совета музеев (ICOM).
11. История становления и развития музейной коммуникации и социологии.
12. Музей и образование. Музеи образовательных учреждений.
13. Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Детские музеи.
14. Организационно-законодательные основы деятельности музеев
и охраны наследия в России.
15. Понятие «музей». Подходы к определению понятия «музей». Социокультурные функции музея.
16. Разновидности классификаций музеев.
17. Музейный предмет: понятие, свойства и функции
18. Музей под открытым небом как категория в музейном деле. Музеи-заповедники, созданные на основе археологических и этнографических комплексов.
19. Скансены за рубежом и в России: история и современное развитие.
20. История становления и опыт деятельности зарубежных и отечественных экомузеев.
21. «Новая музеология» и теоретические основы функционирования экомузея.
22. Музеи-храмы и музеи-монастыри в России.
23. Мемориальные музеи-квартиры и музеи-усадьбы в России.
24. Уникальные исторические территории (УИТ). Классификация УИТ.
25. Музей в решении экологических проблем. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
26. История формирования понятия «музеефикация». Музеефикация памятников архитектуры. Музеефикация памятников археологии.
27. Сохранение и музеефикация памятников науки и техники и индустрии, историко-культурной среды и ландшафтов.
28. Сохранение и музеефикация нематериальных объектов культурного наследия.
29. Содержание понятия «музеография». Зарубежные издания о музеях и музейном деле.
30. Монографические и периодические издания по музейной проблематике в России.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т. Г. Гребенникова Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы музеологии portal.edu.asu.ru
Э2 Электронный учебно-методический комплекс "Основы музеологии" portal.edu.asu.ru
Э3 Портал Музеи России www.museum.ru
Э4 Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru hist-usadba.narod.ru
Э5 Музеи-усадьбы // http://www.museum.ru/rme/sci_usad.asp www.museum.ru
Э6 Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp www.museum.ru
Э7 Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp www.museum.ru
Э8 Каулен М.Е. Музеи-заповедники // http://www.museum.ru/rme/sci_zap.asp www.museum.ru
Э9 Соколов В.Е., Пузаченко Ю.Г., Гунин П.Д., Зыков К.Д. Биосферные заповедники: цели и проблемы // Природа. № 1. 1988. С. 34–46 // http://oopt.info/index.php?page=132 oopt.info
Э10 Штильмарк Ф.Р. Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты) // http://oopt.info/ oopt.info
Э11 Кодекс музейной этики // http://www.icom.org.ru/get.asp?id=A7 www.icom.org.ru
Э12 Кодекс профессиональной этики ICOM // http://www.art-con.ru/node/351 www.art-con.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачетном занятии оценка «зачтено» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания предмета в полном объеме учебной программы, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированный ответ, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, демонстрирует логичность и последовательность ответа, умение делать выводы; оценка «не зачтено» выставляется, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.