МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История становления и развития археологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 29
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
докт. ист. наук, Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
докт. ист. наук, Профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История становления и развития археологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о зарождении и эволюции археологических исследований.
Задачи курса:
• дать характеристику основных этапов развития археологии в общемировом масштабе;
• сформировать представление о специфике археологических исследований в разных регионах;
• рассмотреть изменение теоретических основ и практики археологических исследований;
• раскрыть содержание основных проблем всемирной и отечественной археологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира;
- археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций;
- основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний;
- современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия;
- законы и правила проведения археологических исследований;
- особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности;
- применять в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин;
- применять знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий;
- осуществлять мониторинг состояния археологических памятников, выявленных и поставленных на учет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
- использования основных положений и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки археологических исследований
1.1. Отношение к древностям в античности и средневековье Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
1.2. От коллекционирования к раскопкам: эпоха Возрождения и раннее Новое время Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Сакральное и светское собирание древностей Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Сакральное и светское собирание древностей Сам. работа 3 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Становление археологии в XIX веке
2.1. Великие археологические открытия в Европе, Азии и Африке Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Формирование методики археологических исследований Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Ранние теории происхождения культур и народов Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Археологические исследования в Российской империи Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Археологические открытия в Египте и Междуречье Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Археологические открытия в Египте и Междуречье Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Становление античной археологии Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Становление античной археологии Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Начало изучения каменного века Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Начало изучения каменного века Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Развитие археологических исследований в первой половине XX века
3.1. Европейская полевая археология Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Изучение археологических памятников в Азии, Африке и Америке Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Совершенствование концепций и методов в археологии Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Археология Советской России Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Археология Советской России Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Археологические открытия в Индии и Китае Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Археологические открытия в Индии и Китае Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.8. Археологические открытия на Ближнем и Среднем Востоке Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.9. Археологические открытия на Ближнем и Среднем Востоке Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века
4.1. Полевая археология Старого света Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Полевая археология Нового света Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Основные теории и методики археологических исследований Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Основные теории и методики археологических исследований Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Археология СССР Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Археология СССР Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Естественнонаучная археология Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Естественнонаучная археология Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Основные направления деятельности современной археологии (конец XX – начало XXI века)
5.1. Полевая зарубежная археология Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Новые подходы и методы археологических исследований Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Новые подходы и методы археологических исследований Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Археологические исследования в Российской Федерации Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Археологические исследования в Российской Федерации Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.6. Реконструкции и экспериментальная археология Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.7. Реконструкции и экспериментальная археология Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.8. Археология и культурное наследие Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.9. Археология и культурное наследие Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-3.4, ОПК-3.5, ПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Кто занимался первыми раскопками древних погребений?
А. Искатели приключений
Б. Грабители
Ответ: Б

Вопрос 2. У кого сосредотачивались старинные вещи в эпоху Средневековья?
А. У королей
Б. У бюргеров
Ответ: А

Вопрос 3. Что больше всего ценилось среди произведений античного искусства в эпоху Возрождения?
А. Скульптура
Б. Картины
Ответ: А

Вопрос 4. Извержение какого вулкана имело большое значение для археологии?
А. Везувий
Б. Этна
Ответ: А

Вопрос 5. Кто раскопал столицу Ассирии Ниневию?
А. А. Эванс
Б. Г. Лэйярд
Ответ: Б

Вопрос 6. Какое произведение античной литературы сыграло большую роль в археологии?
А. Анабазис
Б. Илиада
Ответ: Б

Вопрос 7. Кто из ученых первым разработал археологическую периодизацию?
А. К. Томсен
Б. Й. Ворсо
Ответ: А

Вопрос 8. Какие ученые разработали типологический метод исследования древних вещей?
А. Г. де Мортилье и А. Брейль
Б. О. Монтелиус и Х. Хильдебранд
Ответ: Б

Вопрос 9. Какая научная концепция оказала большое влияние на советскую археологию?
А. Эволюционизм
Б. Диффузионизм
Ответ: А

Вопрос 10. Когда вышел указ Петра I о собирании древностей?
А. В 1718 г.
Б. В 1723 г.
Ответ: А

Вопрос 11. Какие разделы археологии сначала развивались в России наиболее интенсивно?
А. Славянская и финно-угорская археология
Б. Античная и скифская археология
Ответ: Б

Вопрос 12. В каком году в России была основана Императорская Археологическая комиссия?
А. В 1859 г.
Б. В 1864 г.
Ответ: А

Вопрос 13. Как назывались в СССР масштабные раскопки памятников, подлежащих уничтожению в результате хозяйственных работ?
А. Новостроечная археология
Б. Аварийная археология
Ответ: А

Вопрос 14. Что такое интенсификация изучения памятника?
А. Раскопки направленные на полное исследование
Б. Привлечение комплекса методик с целью получить максимум информации
Ответ: Б

Вопрос 15. Какой музей в нашей стране сегодня осуществляет самостоятельные археологические исследования?
А. ГИМ
Б. Эрмитаж
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Когда, где и с какой целью были произведены первые раскопки?
Ответ: В VI в. до н.э. на территории Междуречья, нововавилонский царь Набонид приказал раскопать более ранние вавилонские памятники с целью прославить величие своих далеких предков и тем самым укрепить авторитет собственной власти.

2. Что стимулировало проведение раскопок древних памятников в эпоху Возрождения?
Ответ: Увлечение коллекционированием произведений античного искусства.

3. Раскопки каких городов продемонстрировали возможности археологии?
Ответ: Раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума, развернутые в середине XVIII в. поразили современников своими результатами и приобрели научный характер в XIX в. Впервые удалось восстановить картину жизни людей, погибших более 1600 лет назад.

4. Когда произошло археологическое открытие Древнего Востока?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. археологические раскопки открыли миру великие цивилизации Египета и Двуречья.

5. Когда и кто открыл предантичные памятники Эгейского бассейна?
Ответ: Во второй половине XIX в. Г. Шлиман раскопал Трою и Микены, а А. Эванс дворцы на о. Крит.

6. В какое время произошло археологическое открытие крупнейших цивилизаций человечества?
Ответ: В конце XIX в. началось изучение культур Мезоамерики, в последних десятилетиях XIX – начале XX в. – хеттской, эламской, персидской культур, в 20-е гг. XX в. – культур в Индии и Древнем Китае.

7. Когда и где началось изучение культур каменного века?
Ответ: Начало этому процессу положили раскопки во Франции в 1830-х гг., выявившие палеолитические орудия труда и костные остатки.

8. Какие теории о происхождении культур и народов стали возникать в европейской археологии?
Ответ: Первыми возникли концепции стадиальности, миграций, диффузионизма, географического детерминизма.

9. Кто в России составил первую инструкцию для собирания сведений по археологии, этнографии и географии?
Ответ: Выдающийся ученый и государственный деятель В.Н. Татищев.

10. Где и когда в России начались первые раскопки?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. начались плодотворные разыскания и раскопки на юге европейской части России, прежде всего в Крыму, на Керченском полуострове, на территории античного Боспорского царства.

11. Какие разделы археологии появляются в России во второй половине XIX – начале XX в.?
Ответ: Помимо античной археологии началось активное изучение славяно-русских, финно-угорских, булгарских, средневековых кочевнических памятников, зародилась археология каменного, бронзового и раннего железного веков.

12. Когда в России были открыты памятники древнего каменного века?
Ответ: В 70-80-е гг. XIX в. были раскопаны палеолитические стоянки Карачаровская под Муромом и Костёнки-1 под Воронежем.

13. Кто из первых русских археологов внес наибольший вклад в обобщение археологических материалов?
Ответ: В.А. Городцов не просто выделил многие археологические культуры и определил их хронологию, но и рассмотрел развитие культур на территории России от палеолита до Средневековья как конкретно-исторический процесс, проходящий определенные ступени и стадии.

14. Какое важное постановление о археологических работах было принято в СССР в 1934 г.?
Ответ: Постановление ВЦИК и СНК СССР о финансировании раскопок археологических памятников, обреченных на уничтожение в ходе новостроек.

15. Назовите крупнейших советских археологов 1920-х – 1930-х гг.
Ответ: А.В. Арциховский, С.В. Киселев, А.Я. Брюсов, А.П. Смирнов, С.А. Теплоухов, С.И. Руденко, М.П. Грязнов, Г.П. Сосновский.

16. Какие направления получили развитие в советской археологии послевоенного времени?
Ответ: Археологическая история, социологическая археология, технологическая археология, экологическая археология.

17. Назовите крупнейший мегалитический комплекс Западной Европы.
Ответ: Стоунхендж.

18. Назовите самый известный археологический памятник Китая.
Ответ: Гробница Цинь Шихуанди.

19. Назовите город, где была раскопана библиотека царя Ашшурбанапала.
Ответ: Ниневия.

20. Назовите самый известный памятник монументального искусства каменного века в России.
Ответ: Капова пещера.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какое произведение античной литературы сыграло большую роль в археологии?
А. Анабазис
Б. Илиада
Ответ: Б

Вопрос 2. Кто из ученых первым разработал археологическую периодизацию?
А. К. Томсен
Б. Й. Ворсо
Ответ: А

Вопрос 3. Какие ученые разработали типологический метод исследования древних вещей?
А. Г. де Мортилье и А. Брейль
Б. О. Монтелиус и Х. Хильдебранд
Ответ: Б

Вопрос 4. Какая научная концепция оказала большое влияние на советскую археологию?
А. Эволюционизм
Б. Диффузионизм
Ответ: А

Вопрос 5. Когда вышел указ Петра I о собирании древностей?
А. В 1718 г.
Б. В 1723 г.
Ответ: А

Вопрос 6. Какие разделы археологии сначала развивались в России наиболее интенсивно?
А. Славянская и финно-угорская археология
Б. Античная и скифская археология
Ответ: Б

Вопрос 7. В каком году в России была основана Императорская Археологическая комиссия?
А. В 1859 г.
Б. В 1864 г.
Ответ: А

Вопрос 8. Как назывались в СССР масштабные раскопки памятников, подлежащих уничтожению в результате хозяйственных работ?
А. Новостроечная археология
Б. Аварийная археология
Ответ: А

Вопрос 9. Что такое интенсификация изучения памятника?
А. Раскопки направленные на полное исследование
Б. Привлечение комплекса методик с целью получить максимум информации
Ответ: Б

Вопрос 10. Какой музей в нашей стране сегодня осуществляет самостоятельные археологические исследования?
А. ГИМ
Б. Эрмитаж
Ответ: Б

Вопрос 11. Кто занимался первыми раскопками древних погребений?
А. Искатели приключений
Б. Грабители
Ответ: Б

Вопрос 12. У кого сосредотачивались старинные вещи в эпоху Средневековья?
А. У королей
Б. У бюргеров
Ответ: А

Вопрос 13. Что больше всего ценилось среди произведений античного искусства в эпоху Возрождения?
А. Скульптура
Б. Картины
Ответ: А

Вопрос 14. Извержение какого вулкана имело большое значение для археологии?
А. Везувий
Б. Этна
Ответ: А

Вопрос 15. Кто раскопал столицу Ассирии Ниневию?
А. А. Эванс
Б. Г. Лэйярд
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие теории о происхождении культур и народов стали возникать в европейской археологии?
Ответ: Первыми возникли концепции стадиальности, миграций, диффузионизма, географического детерминизма.
2. Кто в России составил первую инструкцию для собирания сведений по археологии, этнографии и географии?
Ответ: Выдающийся ученый и государственный деятель В.Н. Татищев.
3. Где и когда в России начались первые раскопки?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. начались плодотворные разыскания и раскопки на юге европейской части России, прежде всего в Крыму, на Керченском полуострове, на территории античного Боспорского царства.
4. Какие разделы археологии появляются в России во второй половине XIX – начале XX в.?
Ответ: Помимо античной археологии началось активное изучение славяно-русских, финно-угорских, булгарских, средневековых кочевнических памятников, зародилась археология каменного, бронзового и раннего железного веков.
5. Когда в России были открыты памятники древнего каменного века?
Ответ: В 70-80-е гг. XIX в. были раскопаны палеолитические стоянки Карачаровская под Муромом и Костёнки-1 под Воронежем.
6. Кто из первых русских археологов внес наибольший вклад в обобщение археологических материалов?
Ответ: В.А. Городцов не просто выделил многие археологические культуры и определил их хронологию, но и рассмотрел развитие культур на территории России от палеолита до Средневековья как конкретно-исторический процесс, проходящий определенные ступени и стадии.
7. Какое важное постановление о археологических работах было принято в СССР в 1934 г.?
Ответ: Постановление ВЦИК и СНК СССР о финансировании раскопок археологических памятников, обреченных на уничтожение в ходе новостроек.
8. Назовите крупнейших советских археологов 1920-х – 1930-х гг.?
Ответ: А.В. Арциховский, С.В. Киселев, А.Я. Брюсов, А.П. Смирнов, С.А. Теплоухов, С.И. Руденко, М.П. Грязнов, Г.П. Сосновский.
9. Какие направления получили развитие в советской археологии послевоенного времени?
Ответ: Археологическая история, социологическая археология, технологическая археология, экологическая археология.
10. Назовите крупнейший мегалитический комплекс Западной Европы?
Ответ: Стоунхендж.
11. Назовите самый известный археологический памятник Китая?
Ответ: Гробница Цинь Шихуанди.
12. Назовите город, где была раскопана библиотека царя Ашшурбанапала?
Ответ: Ниневия.
13. Назовите самый известный памятник монументального искусства каменного века в России?
Ответ: Капова пещера.
14. Когда, где и с какой целью были произведены первые раскопки?
Ответ: В VI в. до н.э. на территории Междуречья, нововавилонский царь Набонид приказал раскопать более ранние вавилонские памятники с целью прославить величие своих далеких предков и тем самым укрепить авторитет собственной власти.
15. Что стимулировало проведение раскопок древних памятников в эпоху Возрождения?
Ответ: Увлечение коллекционированием произведений античного искусства.
16. Раскопки каких городов продемонстрировали возможности археологии?
Ответ: Раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума, развернутые в середине XVIII в. поразили современников своими результатами и приобрели научный характер в XIX в. Впервые удалось восстановить картину жизни людей, погибших более 1600 лет назад.
17. Когда произошло археологическое открытие Древнего Востока?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. археологические раскопки открыли миру великие цивилизации Египета и Двуречья.
18. Когда и кто открыл предантичные памятники Эгейского бассейна?
Ответ: Во второй половине XIX в. Г. Шлиман раскопал Трою и Микены, а А. Эванс дворцы на о. Крит.
19. В какое время произошло археологическое открытие крупнейших цивилизаций человечества?
Ответ: В конце XIX в. началось изучение культур Мезоамерики, в последних десятилетиях XIX – начале XX в. – хеттской, эламской, персидской культур, в 20-е гг. XX в. – культур в Индии и Древнем Китае.
20. Когда и где началось изучение культур каменного века?
Ответ: Начало этому процессу положили раскопки во Франции в 1830-х гг., выявившие палеолитические орудия труда и костные остатки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какие разделы археологии сначала развивались в России наиболее интенсивно?
А. Славянская и финно-угорская археология
Б. Античная и скифская археология
Ответ: Б

Вопрос 2. В каком году в России была основана Императорская Археологическая комиссия?
А. В 1859 г.
Б. В 1864 г.
Ответ: А

Вопрос 3. Как назывались в СССР масштабные раскопки памятников, подлежащих уничтожению в результате хозяйственных работ?
А. Новостроечная археология
Б. Аварийная археология
Ответ: А

Вопрос 4. Что такое интенсификация изучения памятника?
А. Раскопки направленные на полное исследование
Б. Привлечение комплекса методик с целью получить максимум информации
Ответ: Б

Вопрос 5. Какой музей в нашей стране сегодня осуществляет самостоятельные археологические исследования?
А. ГИМ
Б. Эрмитаж
Ответ: Б

Вопрос 6. Кто занимался первыми раскопками древних погребений?
А. Искатели приключений
Б. Грабители
Ответ: Б

Вопрос 7. У кого сосредотачивались старинные вещи в эпоху Средневековья?
А. У королей
Б. У бюргеров
Ответ: А

Вопрос 8. Что больше всего ценилось среди произведений античного искусства в эпоху Возрождения?
А. Скульптура
Б. Картины
Ответ: А

Вопрос 9. Извержение какого вулкана имело большое значение для археологии?
А. Везувий
Б. Этна
Ответ: А

Вопрос 10. Кто раскопал столицу Ассирии Ниневию?
А. А. Эванс
Б. Г. Лэйярд
Ответ: Б

Вопрос 11. Какое произведение античной литературы сыграло большую роль в археологии?
А. Анабазис
Б. Илиада
Ответ: Б

Вопрос 12. Кто из ученых первым разработал археологическую периодизацию?
А. К. Томсен
Б. Й. Ворсо
Ответ: А

Вопрос 13. Какие ученые разработали типологический метод исследования древних вещей?
А. Г. де Мортилье и А. Брейль
Б. О. Монтелиус и Х. Хильдебранд
Ответ: Б

Вопрос 14. Какая научная концепция оказала большое влияние на советскую археологию?
А. Эволюционизм
Б. Диффузионизм
Ответ: А

Вопрос 15. Когда вышел указ Петра I о собирании древностей?
А. В 1718 г.
Б. В 1723 г.
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Кто из первых русских археологов внес наибольший вклад в обобщение археологических материалов?
Ответ: В.А. Городцов не просто выделил многие археологические культуры и определил их хронологию, но и рассмотрел развитие культур на территории России от палеолита до Средневековья как конкретно-исторический процесс, проходящий определенные ступени и стадии.

2. Какое важное постановление о археологических работах было принято в СССР в 1934 г.?
Ответ: Постановление ВЦИК и СНК СССР о финансировании раскопок археологических памятников, обреченных на уничтожение в ходе новостроек.

3. Назовите крупнейших советских археологов 1920-х – 1930-х гг.?
Ответ: А.В. Арциховский, С.В. Киселев, А.Я. Брюсов, А.П. Смирнов, С.А. Теплоухов, С.И. Руденко, М.П. Грязнов, Г.П. Сосновский.

4. Какие направления получили развитие в советской археологии послевоенного времени?
Ответ: Археологическая история, социологическая археология, технологическая археология, экологическая археология.

5. Назовите крупнейший мегалитический комплекс Западной Европы?
Ответ: Стоунхендж.

6. Назовите самый известный археологический памятник Китая?
Ответ: Гробница Цинь Шихуанди.

7. Назовите город, где была раскопана библиотека царя Ашшурбанапала?
Ответ: Ниневия.

8. Назовите самый известный памятник монументального искусства каменного века в России?
Ответ: Капова пещера.

9. Когда, где и с какой целью были произведены первые раскопки?
Ответ: В VI в. до н.э. на территории Междуречья, нововавилонский царь Набонид приказал раскопать более ранние вавилонские памятники с целью прославить величие своих далеких предков и тем самым укрепить авторитет собственной власти.

10. Что стимулировало проведение раскопок древних памятников в эпоху Возрождения?
Ответ: Увлечение коллекционированием произведений античного искусства.

11. Раскопки каких городов продемонстрировали возможности археологии?
Ответ: Раскопки древнеримских городов Помпеи и Геркуланума, развернутые в середине XVIII в. поразили современников своими результатами и приобрели научный характер в XIX в. Впервые удалось восстановить картину жизни людей, погибших более 1600 лет назад.

12. Когда произошло археологическое открытие Древнего Востока?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. археологические раскопки открыли миру великие цивилизации Египета и Двуречья.

13. Когда и кто открыл предантичные памятники Эгейского бассейна?
Ответ: Во второй половине XIX в. Г. Шлиман раскопал Трою и Микены, а А. Эванс дворцы на о. Крит.

14. В какое время произошло археологическое открытие крупнейших цивилизаций человечества?
Ответ: В конце XIX в. началось изучение культур Мезоамерики, в последних десятилетиях XIX – начале XX в. – хеттской, эламской, персидской культур, в 20-е гг. XX в. – культур в Индии и Древнем Китае.

15. Когда и где началось изучение культур каменного века?
Ответ: Начало этому процессу положили раскопки во Франции в 1830-х гг., выявившие палеолитические орудия труда и костные остатки.

16. Какие теории о происхождении культур и народов стали возникать в европейской археологии?
Ответ: Первыми возникли концепции стадиальности, миграций, диффузионизма, географического детерминизма.

17. Кто в России составил первую инструкцию для собирания сведений по археологии, этнографии и географии?
Ответ: Выдающийся ученый и государственный деятель В.Н. Татищев.

18. Где и когда в России начались первые раскопки?
Ответ: В конце XVIII – первой половине XIX в. начались плодотворные разыскания и раскопки на юге европейской части России, прежде всего в Крыму, на Керченском полуострове, на территории античного Боспорского царства.

19. Какие разделы археологии появляются в России во второй половине XIX – начале XX в.?
Ответ: Помимо античной археологии началось активное изучение славяно-русских, финно-угорских, булгарских, средневековых кочевнических памятников, зародилась археология каменного, бронзового и раннего железного веков.

20. Когда в России были открыты памятники древнего каменного века?
Ответ: В 70-80-е гг. XIX в. были раскопаны палеолитические стоянки Карачаровская под Муромом и Костёнки-1 под Воронежем.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Цели добывания старинных предметов в Древнем мире.
2. Собирание древностей в Средние века.
3. Увлечение памятниками античного искусства в Италии.
4. Мода на античные вещи при европейских королевских дворах.
5. Открытие древних цивилизаций в бассейне восточного Средиземноморья.
6. Открытие древнейших и древних памятников в Европе.
7. Утверждение системы «трех веков» в археологической периодизации.
8. Разработка методов описания и анализа древних вещей и объектов.
9. Появление концепций миграции, «культурных кругов» и теории стадиальности.
10. Становление географического детерминизма и экологической школы в археологии.
11. Начало российской археологии: указы Петра I и организация академических экспедиций.
12. Археологические раскопки, учреждения и съезды на территории Российской империи.
13. Археологические исследования в северной части Европы (первая половина XX в.).
14. Археологические открытия в южной части Европы (первая половина XX в.).
15. Археологические раскопки в странах Азии (первая половина XX в.).
16. Археологические исследования в странах Африки и Америки (первая половина XX в.).
17. Неоэволюционизм, структурализм и эмпирические школы в археологии.
18. Поиск эффективных методов изучения археологических памятников.
19. Археологические исследования в Европе второй половины XX в.
20. Археологические исследования в Азии и Африке второй половины XX в.
21. Археологические исследования в Америке второй половины XX в.
22. Археологические исследования в Океании и Австралии второй половины XX в.
23. Модернизм и «новая археология» как ведущие теории.
24. Классическая методика разведок и раскопок археологических памятников.
25. Крупные археологические исследования в Евразии на рубеже XX - XXI вв.
26. Археологические открытия в Африке и Америке на рубеже XX - XXI вв.
27. Современные течения в археологии (постмодернизм).
28. Интенсификация изучения памятников и геоинформационные технологии.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Скопления раритетов в святилищах, храмах и монастырях.
2. Формы накопления старых вещей: трофеи, дары, наследство.
3. Начало археологического изучения Египта.
4. Первые раскопки городов древнего Двуречья.
5. Итальянская археология: раскопки в Помпеях и Геркулануме.
6. Греческая археология: раскопки Трои, Микен и Кносса.
7. Археологические открытия древнейших памятников во Франции.
8. Создание периодизации каменного века.
9. Старое и новое поколение русских археологов, марксизм и яфетическая теория.
10. Расширение территории и хронологии археологических исследований в Советской России.
11. Открытие и изучение хараппской цивилизации.
12. Исследования памятников Древнего Китая.
13. Открытие и изучение хеттской цивилизации.
14. Исследования Элама и Ахеменидской Персии.
15. Развитие в СССР центральных и региональных археологических центров.
16. Масштабы новостроечной археологии в СССР.
17. Возрастание роли естественных наук и их методик в изучении памятников и артефактов.
18. Развитие технологических и датирующих естественнонаучных методов.
19. Модификация организационной структуры российской археологической науки.
20. Изменение законодательной базы и новые формы археологических работ в РФ.
21. Значение реконструкции археологических предметов и объектов в научных теориях.
22. Экспериментальное моделирование материальной культуры прошлого.
23. Проблемы сохранения археологических памятников (консервация, реставрация, музеефикация).
24. Использование археологических предметов и объектов в музеях и культурном туризме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : [в 3 ч.]. Ч. 2: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 История становления и развития археологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.