МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История древнего мира и средних веков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 8 8 80 80 88 88
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Зав.кафедрой, Усольцев Сергей Анатольевич

Рецензент(ы):
к.и.н., Профессор, Чернышов Юрий Георгиевич

Рабочая программа дисциплины
История древнего мира и средних веков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доц. Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доц. Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «История древнего мира» является формирование у студентов систематических знаний о периоде древнего мира всеобщей истории. К задачами дисциплины относятся приобретение навыков выявления общих и частных аспектов периода истории древнего мира, влияние этого периода на последующие этапы всемирной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач;
ОПК-1.1 Знает терминологический аппарат исторических наук и археологии и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
ОПК-1.2 Знает принятые периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук
ОПК-1.3 Применяет современные методологические концепции при решении профессиональных задач
ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает основные закономерности историко-археологических процессов, а также особенности культурного, экономического и социально-политического развития обществ на разных этапах истории
ОПК-2.2 Идентифицирует, анализирует и интерпретирует письменные, изобразительные и материальные источники, зафиксированные при археологических исследованиях
ОПК-2.3 Осуществляет отбор образцов для междисциплинарных анализов и имеет навыки первичной интерпретации полученных результатов
ОПК-2.4 Использует цифровые методы при анализе и обобщении археологических источников
ПК-1Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-1.1 Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
ПК-1.2 Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
ПК-1.3 Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По завершению курса студент должен иметь представление об исторических процессах и событиях происходивших в древний период, знать специфики древних обществ и культур.
3.2.Уметь:
3.2.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть следующими знаниями и умениями:
- понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы;
- уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
- знать основные исторические события периода древнего мира;
- знать специфику рабовладельческих обществ древнего мира;
- знать основные механизмы, факторы и тенденции развития первобытных обществ;
- знать основные государственные образования древневосточных обществ и их хронологию.
- знать основных исторических деятелей и правителей Древнего мира

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.В результате освоения данного курса студент должен овладеть навыками:
- научного и сравнительного анализа исторических событий периода истории древнего мира;
- видения особенностей исторических процессов периода древнего мира, повлиявших на формирование мировой культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История Древней Греции
1.1. Источники по истории Древней Греции. Природа и население Древней Греции. Лекции 3 2 Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.2. Подготовка к семинарскому занятию. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 3 2 Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.3. Источники по истории Древней Греции. Природа и население Древней Греции. Практические 3 4 Л1.3, Л2.5, Л1.1
1.4. Древнейшие Эгейские цивилизации. Архаический период истории Древней Греции. Классический период истории Древней Греции. Эпоха эллинизма Лекции 3 4 Л1.3, Л2.5, Л1.1
Раздел 2. История Древнего Рима
2.1. Источники по истории Древнего Рима. Природа и население Древнего Рима Лекции 3 2 Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л1.1
2.2. Подготовка к семинарскому занятию. Обзор лекционного материала и дополнительной литературы по разделу Сам. работа 3 2 Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л1.1
2.3. Источники по истории Древнего Рима. Природа и население Древнего Рима Практические 3 6 Л1.3, Л2.5, Л1.1
2.4. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Лекции 3 4 Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л1.1
2.5. Возникновение и древнейший период истории Рима. Эпоха Римской республики. Эпоха Римской империи. Эпоха домината. Практические 3 6 Л1.3, Л1.4, Л2.5, Л1.1
2.6. Обзор литературы и лекционного материала Сам. работа 3 4 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л1.1
Раздел 3. История средних веков
3.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Его хронологические рамки и периодизация. Феодализм Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.2. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Франкское государство и Византия в IV-XI вв Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.4. Западная Европа в конце раннего средневековья Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.5. Средневековый город. Крестовые походы. Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.6. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья Лекции 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.7. Великое переселение народов. Образование первых варварских государств на территории Римской империи Практические 4 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.8. Средневековый город. Крестовые походы. Практические 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.9. Великие географические открытия. Возникновение колониальной системы. Буржуазные революции позднего средневековья в Западной Европе Практические 4 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.10. Реформация. Германия, Швейцария, Англия в эпоху позднего средневековья Практические 4 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.11. Страны Северной Европы в XVI – первой половине XVII вв. Практические 4 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2
3.12. Подготовка к зачету Сам. работа 4 80 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11312
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Четкая планировка улиц, пересекавших под прямым углом и ориентированных по сторонам света, здания с купольным сводом, возводившихся из клиновидных балок, римские цифры, латинский алфавит, распространённый в большей части Европы и мира, все это было создано:
а. римлянами;
б. македонянами;
в. этрусками;
ОТВЕТ: в.

2. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков:
а. мостов;
б. водопроводов;
в. канализаций
ОТВЕТ: а.

3. Знаменитый труд «Сравнительные жизнеописания выдающихся греков и римлян» принадлежит:
а. Титу Ливию
б. Тациту
в. Плутарху
ОТВЕТ: в.

4. Во второй половине III тыс. до н.э. в Эламе знаки линейного письма были составлены из комбинаций различных геометрических линий и обозначали _______:
а. слог (силлабическое письмо);
б. слово (логографическое письмо);
ОТВЕТ: а.

5. Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) качеств – _________:
а. Калокагатия
б. Мимесис
в. Катарсис
ОТВЕТ: а

6. Понятие «наслаждение» находилось в центре этических взглядов представителей школы ________:
а. Эпикурейцев;
б. Стоиков;
в. Скептиков;
ОТВЕТ: а.


7. В VIII–VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь:
а. Апполона;
б. Диониса;
в. Гермеса;
ОТВЕТ: б

8. Интеллектуальное движение в Европе XII–XIII веков выдвинуло целый ряд крупных мыслителей, что способствовало возникновению и конституированию такой значимой для европейской культуры институции, как:
а. монастырь
б. университет
в. школа
ОТВЕТ: б

9. ________– учение Фомы Аквинского до сих пор остается официальной доктриной римско-католической церкви
а. томизм
б. эстетизм
в. догматизм
ОТВЕТ: а.

10. Н. Макиавелли считал, что:
а. этика и политика тождественны
б. этика и политика различны
в. этика – часть политики
ОТВЕТ: б

11. Родоначальником Реформации был:
а. Н. Макиавелли
б. Т. Гоббс
в. М. Лютер
ОТВЕТ: в

12. Теория «правителя-философа» принадлежит:
а. Платону
б. Аристотелю
в. Августину
ОТВЕТ: а

13. Кого считают основателем международного права?
а. Г. Гроция
б. Д. Локка
в. Т. Гоббса
ОТВЕТ: а

14. Автором теории двух «градов» в трактате «О Граде Божием» был:
а. И. Златоуст
б. А. Августин
в. Ф. Аквинский
ОТВЕТ: б

15. Модель идеального государства разработал:
а. Сократ
б. Платон
в. Аристотель
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Аристотель утверждал: «Человек по природе — существо …»
Ответ: политическое

2. Течение, оппозиционное (прямо враждебное) официальному вероучению, называется:
Ответ: ересь

3. Государство – результат творения Бога. Эта мысль лежит в основе __________ теории происхождения государства. (вставьте пропущенное слово)
Ответ: теологической

4. Религиозно-политическое течение, выступившее против католицизма, против накопления богатств католической церковью, с идеей «всеобщего священства» – это…
Ответ: протестантизм

5. Гуго Гроций разделял войны на «справедливые и ___________» (вставьте пропущенное слово)
Ответ: несправедливые

6. Ж.-Ж. Руссо был автором _______________ теории демократии (вставьте пропущенное слово)
Ответ: коллективистской

7. Основное сочинение Т. Гоббса называется…
Ответ: «Левиафан»

8. Джон Локк выделял следующие ветви власти: законодательную, исполнительную и _____________ (вставьте пропущенное слово).
Ответ: федеративную

9. Охарактеризуйте основные черты культуры Нового времени.
Ответ: опора на разум; потеря церковью доминирующего положения в духовной жизни общества; возрастание роли науки; параллельное развитие нескольких художественных стилей.

10. Особенностью первобытной культуры было также ________ – система определенных запретов, что определяло правила поведения и стало одной из форм культурной деятельности человека, проявлением морали. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: табуирование

11. Что входит в понятие «ксенофобия»?
Ответ: Страх, неприязнь и/или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого в негативном ключе, как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного.

12. Какой древнегреческий историк был назван «отцом истории» древнеримским мыслителем Цицероном?
Ответ: Геродот.

13. Труд какого древнеримского политика о гальских и гражданской войнах является самым дискуссионным в гносеологическом аспекте?
Ответ: Христианская вера, (христианская религия, христианское вероучение).

14. Какой исторический период выделил итальянский историк-гуманист Флавио Бьондо, обозначив его хронологическими границами 410–1453 гг.?
Ответ: Средневековье или Средние века.

15. Как называется направление в истории философии, идеи которого восходят к Рене Декарту и для него характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции?
Ответ: картезианство.

16. Как называется принцип, согласно которому любое историческое явление или событие следует изучать в соответствии с исторической обстановкой в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии?
Ответ: принцип историзма

17. Что представляет собой область общих представлений об истории в целом (общеисторическая теория) или об отдельных исторических явлениях и процессах (марковая теория, теория манора, норманнская теория), где рассматриваются общие проблемы изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология)?
Ответ: теория истории.

18. Как назывались авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы?
Ответ: логографы.

19. Какой жанр присущ произведениям Гомера и Гесиода?
Ответ: поэма.

20. Языком межнационального общения в средневековой Европе являлся…
Ответ: Латинский язык
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

________________________________________
ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Византийская империя просуществовала в период:
А. 395-1000 гг.
Б. 395-1453 гг.
И. 476-1025 гг.
Г. 500-1000 гг.
Ответ: Б

2. Общие черты в организации управления Юстинианом и Карлом Великим:
А. создали сборники законов
Б. были коронованы папой римским
В. являлись основателями империй в своих государствах
Г. вели долгие завоевательные войны
Ответ: Г

3. Латинская империи была основана крестоносцами на территории:
А. Италии
Б. Палестины
В. Византии
Г. Венеции
Ответ: В

4. Французский король Людовик IX запретил судебные поединки. После этого судебные приговоры должны были выноситься на основе:
А. приказа короля
Б. показаний свидетелей
В. приговора папы римского
Г. решения собрания рыцарей
Ответ: Б

5. Нуждаясь в поддержке подданных в конфликте с папой римским, французский король Филипп IV:
А. созвал Генеральные штаты
Б. роздал свои земли рыцарям
В. ввел новые налоги
Г. объявил войну
Ответ: А

6. «Золотая булла» закрепила за крупными князьями Германии право:
А. брать щитовые деньги
Б. участвовать в парламенте
В. взимать десятину
Г. избирать короля
Ответ: Г

7. К сословию воюющих относились:
А. ремесленники-оружейники
Б. епископы
В. бароны
Г. купцы
Ответ: В
8. Что позволило Риму стать хозяином Западного Средиземноморья?
А. победы Цезаря
Б. походы Помпея
В. победы Рима во II Пунической войне
Г. завоевание Римом Балканского полуострова
Д. походы Траяна
Ответ В.

9. Какой полис являлся лидером Пелопонесского союза?
А. Афины
Б. Спарта
В. Коринф
Г. Фивы
Ответ Б.

10. Что можно отнести к причинам Пелопоннесской войны?
А. Религиозный конфликт
Б. Внутренняя межполисная борьба
В. Изменение экономической политики
Г. Стремление к гегемонии
Ответ Г.


11. Какое государство вышло победителем в Пелопоннесской войне?
А. Афины
Б. Спарта
В. Македония
Г. Фивы
Ответ Б.


12. Какой римский император захватил и уничтожил Иерусалим?
А. Август
Б. Тиберий
В. Нерон
Г. Веспасиан
Ответ Г.

13. Пунические войны охватывают промежуток времени:
А. 264 – 255 гг. до н.э.
Б. 264 – 146 гг. до н.э.
В. 146 – 27 гг. до н.э.
Г. 509 – 264 гг. до н.э.
Ответ: Б

14. На какие цели Афины взымали с союзников взнос форос?
А. Строительство и содержание союзного флота
Б. Оплата Афинам услуг по организации обороны
В. Дань Афинам
Г. Штраф за несоблюдение союзнических обязательств
Ответ: А
15. Сколько древнегреческих полисов известно современным ученым?
А. Около 1000
Б. Около 100
В. Около 20
Г. Около 12000
Ответ. А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Французский король, при котором возник орган сословного представительства Генеральные штаты. Он стал инициатором судебного процесса над орденом тамплиеров. В период его правления резиденция римского первосвященника была перенесена из Рима в Авиньон. Указать имя и прозвище.
Ответ: Филипп IV Красивый

2. Присяга верности, которую приносил вассал в пользу своего сеньора, называлась:
Ответ: Оммаж

3. Человека, отрицавшего догматы католицизма, называли:
Ответ: Еретик

4. Священный трибунал, занимавшийся поиском и судом еретиков, назывался:
Ответ: Инквизиция

5. Назовите фамилию крупнейшего гугенотского политика, участника Религиозных войн, адмирала Франции:
Ответ: Колиньи

6. В 1608-1609 гг. были созданы военно-политические союзы: Евангельская уния и
Ответ: Католическая лига

7. Орган сословного представительства в Германии назывался:
Ответ: Рейхстаг

8. Что такое Бенефиций
Ответ: Земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.

9. Что такое внутренняя колонизация?
Ответ: Земледельческое освоение залежных земель, лесов и болот, заселение окраинных или малолюдных территорий. В Западной Европе XI—XIII веков массовая внутренняя колонизация была следствием роста населения. Её успех стал свидетельством общего роста производительных сил.

10. Что такое цех?
Ответ: Торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

11. На какой срок избирались римские ординарные магистратуры?
Ответ: 1 год.
12. Какие реформы провел Сервий Туллий?
Ответ:
1. Все свободное население поделил на имущественные разряды, в основе деления – размер земельного надела
2. Каждый разряд выставлял определенное количество мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Центурии были не только военной, но и политической организацией =˃ народные собрания по центуриям
3. Деление свободного населения по территориальному принципу (4 городских и 17 сельских территориальных округов).
13. Что такое трибутные комиции?
Ответ: Народное собрание в Древнем Риме, которое собиралось территориальным округам – трибам.
14. Что такое сенат?
Ответ: Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией, контролировал финансы. До реформ Гая Гракха (20-е гг. 2 в. до н. э.) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения.
15. Что такое доминат?
Ответ: Государственный строй Римской империи начиная с Диоклетиана (правил в 284–305 н.э.), когда император стал в полном смысле властителем, или господином (dominus). Также – период римской истории, называемый иногда «поздней империей».
16. Кто такие популяры?
Ответ: Идейно-политическое течение (партия) в поздней Римской республике конца II—I веков до нашей эры, противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса.

17. Что такое эллинизм?
Ответ: Термин, обозначающий эпоху в истории античного мира после царствования Александра Македонского. Введён нем. историком И. Г. Дройзеном. Основными чертами эпохи Эллинизма. считаются: возникновение крупных монархиеских государств под властью македонских или, реже, греч. династий на Ближнем и Среднем Востоке; широкое расселение на этих территориях греков и македонян; изменение отношения греков к монархии, которая стала восприниматься как приемлемая форма гос. строя; становление нового типа греч. культуры, в меньшей степени связанного с традицией полиса; широкое взаимодействие и синтез греч. и вост. начал. Условной датой конца эллинистического времени мн. историки называют 30 до н. э., когда Рим присоединил к своим владениям Египет.

18. Что такое принципат?
Ответ: условный термин в исторической литературе, обозначавший сложившуюся в Древнем Риме в период ранней Империи (27 до н. э. — 284) особую форму монархии, совмещавшую в себе монархические и республиканские черты. Обладатели высшей императорской власти, преимущественно, именовались титулом Принцепс.

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Октавиан Август и его преемники, будучи принцепсами, одновременно сосредотачивали в своих руках высшую гражданскую («пожизненный народный трибун») и военную власть. Формально титул императора не был наследственным и продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания, магистратуры (кроме цензоров); но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках принцепса-императора и приближённых к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Также – период римской истории, именуемый иначе «ранняя империя».

19. К какой партии принадлежали сторонники Цезаря?
Ответ: Популяры

20. По какому принципу проводились выборы в суд и совет пятисот в Древних Афинах?
Ответ: По территориальному принципу с помощью жребия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


________________________________________
ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках

1. К реформам Солона в Афинах относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Установление Афинской гегемонии
Ответ А.

2. К реформам Клисфена в Афинах относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Замена родовых фил на территориальные
В. Установление демократии
Г. Установление Афинской гегемонии
Ответ Б.

3. К реформам Сервия Туллия в Риме относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Введение имущественного ценза при формировании армии и комиций
Ответ Г.

4. К реформам Гая Гракха в Риме относится:
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Учреждение комиссии по перераспределению народной земли
Ответ Г.

5. К реформам Гая Мария в Риме относится
А. Отмена долгового рабства
Б. Учреждение республики
В. Установление демократии
Г. Создание профессиональной армии
Ответ Г.

6. Когда в Римской империи были запрещены Олимпийские игры, посвященные Зевсу и с чем это было связано?
А. в IV в. до н.э., с провозглашением Римской республики
Б. в I в. до н.э., с восстанием Спартака
В. в III в. н.э., с началом распада империи и постоянными войнами
Г. в IV в. н.э., с утверждением христианской религии в Риме
Д. в III в. до н.э., с вторжением Ганнибала в Италию
Ответ Г.

7. О каком сражении поэт Эсхил писал, что "под кровью мертвых - скрылась гладь морская"?
А. о Марафонском сражении
Б. о сражении у Трафальгарского мыса
В. о битве за Трою
Г. о битве за Сиракузы
Д. о Саламинском сражении
Ответ Д.

8. Горожане отдавали часть произведенной продукции сеньору, потому что:
А. так требовала церковь
Б. город находился на земле феодала
В. сеньор платил за товар двойную цену
Г. продукция была низкого качества
Ответ: В

9. При каком короле была принята «Великая хартия вольностей»?
А. Генрих Плантагенет
Б. Вильгельм Завоеватель
В. Иоанн Безземельный
Г. Ричард Львиное Сердце
Ответ: В

10. Назовите основную функцию Совета королевства согласно Великой хартии вольностей:
А. выкуп короля из плена
Б. вотирование налогов
В. управление государством
Ответ: Б

11. «Авиньонское пленение пап» связано с борьбой:
А. Филиппа IV Красивого с папством
Б. Филиппа II Августа с папством
В. французской и английской церквей
Г. с еретиками
Ответ: А

12. Ж. Кальвин создал учение:
А. о вечном мире
Б. о предопределении
В. о царстве святых
Г. о Реформации
Ответ: Б

13. Борьба за независимость в Нидерландах проходила в:
А. 1524-1525 гг.
Б. 1566-1609 гг.
В. 1618-1638 гг.
Ответ: Б

14. Оппозицию испанскому правительству во время Нидерландской революции возглавлял:
А. герцог Альба
Б. Вильгельм Оранский
В. дон Луи Рекезенс
Ответ: Б

15. Гугенотами называли:
А. швейцарских наёмников
Б. партию кардинала
В. французских протестантов
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какой договор положил конец персидским войнам?
Ответ: Каллиев мир

2. Как называется война италийских племён против Рима (91–88 или 90–88 до н. э.), которая велась за предоставлении союзникам прав римского гражданства?
Ответ: Союзническая война

3. Что такое империя?
Ответ: Империя в широком смысле — это большое государство, которое обычно включает в себя множество, народов и стран под единым правлением или контролем. Империи стремятся к расширению своей власти и влияния за пределами своих исходных границ путем завоевания новых земель.
Империи могут иметь различные формы правления, но тяготеют к монархии. Империи часто характеризуются централизованным управлением, контролем над экономическими ресурсами и культурным влиянием на завоеванные территории. Нередко внутри империи допускается разнообразие форм зависимости и механизмов контроля различных территорий.

4. Что такое войны диадохов?
Ответ: Войны приемников Александра Македонского после его смерти в 323 году до н.э. Эти войны охватили период с 322 по 281 год до н.э.
После смерти Александра, его огромная империя была разделена между его преемниками, такими как Антигон, Кассандр, Птолемей, Селевк и Лисимах, стали правителями различных регионов бывшей империи.
Войны диадохов были серией вооруженных конфликтов и дипломатических маневров за контроль над разными частями империи. Эти войны привели к формированию нескольких новых государств и царств, таких как Птолемеевская Египетская династия в Египте, Селевкидская династия в Сирии, а также Антигонидская династия в Македонии.
Войны диадохов завершились, когда основные государства договорились о разделе сфер влияния и признали друг друга. Формирование новых государств в ходе этих войн в значительной степени определило политическую карту ближневосточного региона на следующие века.

5. Что такое «Великое переселение народов»?
Ответ: «Великое переселение народов» — это массовые миграции и перемещения народов и этнических групп в разных частях Европы и близлежащих территориях. с IV по VII вв. н.э.
6. Как называется объединение городов Лация в центральной Италии VII-IV вв. до н.э., за гегемонию над которым боролся Рим.
Ответ: Латинский союз

7. Как называется собрание представителей греческих полисов, созванное в 338 г. до н.э. Филиппом II Македонским для заключения всеобщего мира и создания панэллинского союза.
Ответ: Коринфский конгресс

8. Как в Древней Греции классического периода называли политическое лидерство полиса в союзном объединении государств?
Ответ: Гегемония

9. Какой статус имели в Риме варварские союзные племена, селившиеся у границ империи и получающие жалование за охрану рубежей?
Ответ: Федераты
10. В чем суть реформ Клисфена?
Ответ: Введение процедуры остракизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы.

11. Что такое коммунальное движение
Ответ: Движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость в Западной Европе X—XIII вв. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнёта и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы в целом, а против сеньоров тех или иных городов.

12. Что такое сословно-представительная монархия?
Ответ: Форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII—XIV вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.).

13. Что такое Абсолютизм?
Ответ: Государственный строй в странах Западной Европы, сложившийся к XVII в., характеризующийся концентрацией всей полноты власти в руках монарха, ослаблением органов сословного представительства, построением развитого бюрократического аппарата, созданием регулярной армии. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV. Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». Усиление монархической власти связано с успехами королей в борьбе с феодалами за централизацию власти, с развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).

14. Что такое клюнийская реформа?
Ответ: движение внутри христианской церкви XI века и получило имя по монастырю Клюни, расположенному во Франции. Эта реформа была направлена на укрепление моральной и духовной жизни церкви, на борьбу с симонией (покупка и продажа церковных должностей) и вмешательством светских властей в церковные дела.

15. Наука о средних веках получила название:
Ответ: Медиевистика

16. Индивидуальная семейная собственность на землю у франков называлась
Ответ: Аллод

17. События, проходившие в 1209-1229 гг. на юге Франции, направленные на подавление еретических движений, вошли в историю как:
Ответ: Альбигойские войны

18. Период, когда резиденция римских первосвященников находилась в городе на юге Франции, получил в истории название
Ответ: Авиньонское пленение (вариант – Великое вавилонское пленение пап)

19. Земельные владения, принадлежавшие лично королю, назывались королевский:
Ответ: Домен

20. Личная зависимость крестьян во Франции называлась:
Ответ: Серваж

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-1: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия

1. Реставрация - это
А)мероприятия по защите объекта от последующих разрушений
Б)мероприятия по возобновлению функциональных свойств объекта наследия
В)мероприятия по восстановлению первоначального облика объекта при сохранении подлинности
Г)мероприятия по преобразованию памятника в объект музейного показа
ОТВЕТ: в

2. Музейные предметы и коллекции - это
А)памятники истории и культуры
Б)недвижимое материальное наследие
В)движимое материальное наследие
Г)нематериальное культурное наследие
ОТВЕТ: Б

3. Пинакотеки и глиптотеки распространяются в Европе
А)в эпоху Возрождения
Б)в эпоху Просвещения
В)в Античности
ОТВЕТ: а

4. В состав «Музея Эшмола» в Оксфорде входили …
а. собрание книг
б. предметы античного искусства
в. картины живописцев XVII в.
Ответ: аб

5. «Музей Эшмола» в Оксфорде был открыт в … году
а. 1667
б. 1683
в. 1697
Ответ: б
6. В XVIII в. был открыт публичный доступ в …
а. галерею Уффици
б. Лувр
в. Британский музей
Ответ: абв

7. Первые ботанические сады …
а. возникали при университетах
б. ориентировались на библейский райский сад
в. демонстрировали экспериментальный подход к выращиваемым растениям
Ответ: абв

8. В XVI в. были созданы естественно-научные кабинеты:
а. Улисса Альдровани
б. Франческо Кальчолари
в. Конрада фон Геснера
Ответ: абв

9. В состав кунст- и вундеркамер XVI в. входили…
а. образцы мира природы
б. книжные собрания
в. произведения искусства
Ответ: абв

10. Термин «кунсткамера» впервые был упомянут в …году
а. 1492
б. 1550
в. 1594
Ответ: б.

11. Помещения для размещения коллекций в XVI в. назывались:
а. антикварий
б. галерея
в. вундеркамера
Ответ: абв

12 Символами христианских евангелистов считаются следующие животные:
А. орел, лев, бык
Б. голубь, рыба, павлин
В. ворон, волк, тигр
Ответ: А.
13. Какой период средневекового искусства считается "возрождением" античных идей и стилей?
А. Готика
Б. Романский стиль
В. Барокко
Г. Ренессанс
Ответ: Г

14. Какое средневековое искусство часто использовалось для украшения главных порталов церквей и соборов?
А. Миниатюра
Б. Скульптура
В. Фреска
Г. Графика
Ответ: Г.
15. Какой художественный стиль средневекового искусства был часто связан с восточными и византийскими влияниями?
А. Готика
Б. Романский стиль
В. Ренессанс
Г. Барокко
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое акведук?
Ответ: Крытый водовод с характерными арочными пролетами.
2. Как называется древнеримское сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений; грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей.
Ответ: Амфитеатр
3. Что такое амфора
Ответ: Овальный керамический сосуд с узким горлом и двумя ручками, предназначалась для хранения вина и масла.
4. Что такое форум?
Ответ: Главная городская площадь в городах Древнего Рима, рынок и центр политической жизни.
5. Как называется прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырёх сторон крытой колоннадой?
Ответ: Перистиль
6. Как называется выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком; широко распространён в античную эпоху.
Ответ: Портик
7. Что такое менгиры?
Ответ: Вертикально поставленные камни 1 до 21 метра высотой.
8. Как называется гранёный (чаще квадратный в сечении), суживающийся кверху каменный столб с заострённой пирамидальной верхушкой.
Ответ: Обелиск
9. Как называется прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно огражденным с боков выступающими концами стены, а спереди– столбами? За портиком находился зал с очагом посередине; найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и других городах. Послужили прототипом храмов Древней Греции гомеровской эпохи.
Ответ: Мегарон
10. Что такое Атриум?
Ответ: Большое открытое пространство внутри здания. сборный пункт древнеримского дома, где стоял очаг, и куда примыкали все покои; также окруженное колоннами преддверие базилик.
11. Как называется прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей – т. н. кораблей, илинефов, средний неф, завершающийсяапсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов? В Др. Риме предназначались для судебных заседаний и торговых сделок; став одним из основых типов раннехристианского храма, получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре.
Ответ: Базилика
12. Что такое инициал?
Ответ: (Буквица) первая, за¬главная буква в средневеко¬вых рукописных книгах, с которой начинается новая глава или иная обособленная часть текста, выполненная в увели¬ченном по сравнению с ним размере.
13. Как называется символ бога Гермеса, в виде закругленного столба с бородатой головой и с ярко выраженным пенисом, часто в состоянии эрекции?
Ответ: Герма
14. Что такое капитель?
Ответ: Часть ордера в классической архитектуре, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру).
15. Как называется система вариантов изображения определенного персонажа или сюжета?
Ответ: Иконография
16. Как называется помещение в средневековом монастыре, где копировали манускрипты? Также называли школы, где изготовляли и иллюминировали манускрипты.
Ответ: Скрипторий
17. Как называется часть храма, перпендикулярная центральному нефу, которая образует два боковых ответвления основного интерьера в виде креста?
Ответ: Трансепт
18. Что такое фреска?
Ответ: настенная живопись водяными красками по сырой или сухой штукатурке.
19. Что такое триптих?
Ответ: Трехстворчатое изображение, складень; вешался в храме таким образом, что боковые панели можно было закрывать и отрывать.
20. Как называется книга Ветхого Завета, содержащая 150 псалмов? Важная богослужебная книга в монастырях; иногда в нее также включались некоторые службы и молитвословия, комментарии на Ветхий и Новый Завет.
Ответ: Псалтирь
21. Что такое крипта?
Ответ: Подземное или полуподземное помещение под хором, служившее почетным местом захоронения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Кудрявцевой Т.В. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Осиновский И.Н. - отв. ред., Ртищева Г.А. - отв. ред., Симонова Н.В. - отв. ред. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Питулько Г. Н., Полохало Ю. Н., Стецкевич Е. С., Шишкин В. В. ; Под ред. Питулько Г.Н. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.4 Никишин В.О. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ДРЕВНИЙ РИМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Несмелова М.Л. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Несмелова М.Л., Несмелов А.Ю. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. КОНСПЕКТЫ УРОКОВ В 3 Ч. ЧАСТЬ 3. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека исторического факультета МГУ www.hist.msu.ru
Э2 Сайт Государственного Исторического Музея www.shm.ru
Э3 Библиотека текстов Древнего мира и средневековья www.vostlit.info
Э4 Электронный ресурс о Древнем Риме «Римская слава» www.roman-glory.com
Э5 Библиотека античной литературы library.greekroman.ru
Э6 Учебная дисциплина «История древнего мира» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э7 Учебная дисциплина «История средних веков » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение истории древнего мира и средних веков в вузе происходит тогда, когда студенты еще только начинают осваивать навыки самостоятельной работы с источниками и научной литературой. Именно в этот момент им особенно необходимо ознакомление с методическими рекомендациями и программами, дающими ответы на важнейшие из возникающих вопросов.
Следует отметить, что методические материалы такого рода уже были разработаны и изданы в различных университетах страны (так, составителем были учтены основные положения следующих изданий: Кузищин В.И, Садовская М.С., Строгецкий В.М. История древнего мира. М., 1984; Кузищин В.И., Соловьева С.С. Программа дисциплины "История древнего мира". М., 1986; Климов О.Ю. Студенческая научная работа по истории древнего мира. Мурманск, 1987; Круглов Е.А. Курсовые работы по истории древнего мира. Уфа, 1988; Пальцева Л.А. История Древней Греции. Л., 1988; Чернышов Ю.Г. Курсовые и контрольные работы по истории Древней Греции и Рима. Барнаул, 1990). Необходимость появления данного издания вызвана тем, что вышеназванные пособия давно уже стали библиографической редкостью. Кроме того, в них далеко не всегда отражены те подходы, которые стали преобладающими в исторической науке в последние годы. Наконец, в настоящем издании учтены новейшие публикации по истории и культуре античного мира.
Итак, что в первую очередь должны учитывать студенты, приступающие к изучению истории древнего мира и средних веков? Опыт показывает, что зачастую доклады начинающих студентов на семинарских занятиях, а также курсовые работы носят во многом компилятивный характер, в них еще не наблюдается ни полного охвата имеющихся материалов, ни попыток их самостоятельного анализа. Для того, чтобы быстрее избавиться от этих "детских болезней", более рационально использовать время и добиться лучших результатов по освоению какой-либо конкретной темы, рекомендуется построить работу по заранее намеченному плану, который может включать следующие действия.
Первое. Вначале следует посвятить время общему ознакомлению с темой. Лучше всего для этого прочитать соответствующие разделы в новейшей учебной литературе, обращая внимание на характеристики эпохи, общий контекст исторических событий. Среди существующих изданий для этого можно порекомендовать последние издания учебников под редакцией В.И.Кузищина, а также трехтомную "Историю древнего мира" (см. список литературы). Необходимо добиться "вживания" в тему, чтобы правильно представлять общую ситуацию, последовательность событий, а также знать важнейшие имена и даты. Обязательно следует также изучить исторические карты соответствующего периода.
Второе. После этого можно переходить к составлению библиографии. Чтобы легче ориентироваться в массе литературы или, напротив, отыскать немногочисленные исследования по какой-либо узкой теме, можно обратиться к специальным библиографическим изданиям. Но начинать лучше с обращения к общедоступным справочным и энциклопедическим изданиям (например, "Советской исторической энциклопедии", где при каждой статье приводится список важнейшей литературы), а также с просмотра предметного и алфавитного каталогов в библиотеках.
Аннотации на важнейшие работы содержатся в указателях Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН): "Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография", "Новая иностранная литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография". Сведения об иностранных книгах,поступавших в библиотеки страны, содержатся в указателе: "Сводный бюллетень новых иностранных книг в библиотеках СССР. Общественные науки". Кроме того, в ИНИОН издавались выпуски реферативных журналов, содержащих библиографические описания и краткое изложение содержания важнейших новых исследований. См.: "Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 5. История".
Издания трудов античных авторов на русском языке перечислены в книгах: Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982; Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981, а также в учебных пособиях по истории античной литературы, написанных С.И. Радцигом, Н.А. Чистяковой, Н.В. Вулих, А.А. Тахо-Годи, И.М. Тронским и др.). Указанные издания имеются в краевой и университетской библиотеках.
При сборе библиографической информации следует обязательно выписывать полные библиографические данные нужных работ: это потребуется при оформлении ссылок и списка использованной литературы. Для статьи полное библиографическое описание включает фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или сборника, в котором помещена статья, год, номер и страницы (для журнала) или место выхода, издательство, год выхода и страницы (для сборника). Полное библиографическое описание книги включает те же элементы, что и описание сборника, плюс общее количество страниц.
Третье. Непременным условием всякого самостоятельного исторического исследования является знакомство с источниками. Именно в источниках содержится та "первичная информация", которая лишь интерпретируется позднейшими авторами. Вместе с тем при работе с произведениями античных авторов студент должен научиться критически оценивать получаемые сведения и при возможности проверять их через сопоставление с данными иных (в том числе не только письменных) источников. Необходимо учитывать, что многим античным авторам присущи субъективизм, недостаточная информированность, использование непроверенных сведений, вера в разного рода "знамения" и т.п. Бывает весьма полезно изучить биографию автора, его социальное положение, его приверженность той или иной философии и т.д. Следует также обязательно учитывать специфику жанра: степень достоверности информации во многом зависит от того, в каком произведении она содержится - например, в комедии, в лирическом стихотворении, панегирике или научном трактате.
Цитирование античных авторов в научной литературе имеет своеобразную и вполне оправданную традицию, согласно которой в сноске указывается не номер страницы того или иного издания, а номер книги (или песни), главы, строки (или стиха), на которые делится во всех изданиях текст данного прозаического или поэтического произведения.
Обычно сноски на античных авторов приводятся в круглых скобках, сокращенно, по-латински, непосредственно в тексте работы. Так, например, приводя оценку Аппианом реформ братьев Гракхов, в сноске достаточно указать: (Арр., В.С., I,11). Допускается и упрощенный вариант, который можно рекомендовать студентам, недостаточно уверенным в своей латыни: сноска делается внизу страницы, а имя автора и название произведения пишутся по- русски, например: Аппиан. Гражданские войны, I,11. Следует, однако, напомнить, что в списке использованных источников и литературы необходимо приводить полное библиографическое описание использованного издания, например: Аппиан. Гражданские войны / Пер. с греч. под ред. С.А.Жебелева и О.О.Крюгера. Л.: ОГИЗ, 1935. 351 с. В случае, если свидетельство античного автора было использовано "из вторых рук" и не проверено, в сноске нужно указать, из какой именно книги заимствована цитата, например: Цицерон. Письма к Аттику, II,1,8. Цит. по: Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 193.
Четвертое. Необходимо как можно более полно изучить доступную научную литературу по теме. Такое изучение целесообразнее начинать с наиболее солидных исследований обобщающего характера, а уже затем переходить к статьям, посвященным углубленному изучению частных вопросов. Следует обращать особое внимание на расхождения в оценках, встречающиеся в разных работах. В таких случаях, прежде чем встать на чью-то сторону, следует досконально изучить аргументацию каждого автора. Опыт показывает, что начинающие исследователи нередко впадают в одну из двух крайностей: либо некритично воспроизводят выводы какого-либо исследователя, либо, наоборот, резко отвергают их, не особенно обременяя себя серьезной аргументацией. Между тем культура научной дискуссии предполагает не только критичное, но и максимально уважительное отношение к мнению оппонента. Даже критикуя чье-либо мнение, ни в коем случае не следует переходить "на личности", обвинять человека в "фальсификации", "ангажированности" и т.п. Гораздо лучше будет доказывать свою правоту, основываясь на профессиональном знании фактов.
При конспектировании научной литературы рекомендуется выписывать не только оценочные суждения, но и ссылки на еще не известные автору источники и исследования, а также на факты, которые могут быть использованы для более полного раскрытия темы. При этом необходимо либо сохранять в неизменности авторский текст, беря его в кавычки, либо сокращенно излагать его своими словами (в последнем случае нельзя будет использовать выписку как цитату, поскольку в цитате не допускаются какие- либо изменения авторского текста, за исключением его сокращения).
Выписки лучше делать на отдельных листах стандартного размера и писать только с одной стороны листа, оставляя по бокам поля. На полях нужно обязательно указывать номера страниц, на которых находятся выписанные отрывки (без этого не удастся потом правильно сделать сноски). Рекомендуется также сразу записывать на полях конспекта возникшие при чтении собственные замечания, догадки - вернувшись к ним впоследствии, можно будет при необходимости выстроить из них предположение или гипотезу.
Пятое. Завершив в основном изучение источников и литературы, необходимо, прежде чем садиться за написание текста, попытаться хотя бы предварительно выстроить изученный материал в систему. Следует еще раз продумать формулировку темы и выстроить информационные блоки так, чтобы в комплексе они максимально полно раскрывали эту тему.
Любой доклад или письменная работа состоят обычно из трех основных частей: введения, основной части (в письменных работах слова "основная часть" не пишутся: обычно эта часть работы разделена на главы и параграфы) и заключения. Во введении дается постановка проблемы, характеризуются источники и историография (обязательно применительно к конкретной теме), определяются цели и задачи работы, обосновываются метод и логика исследования. В основной части рассматривается фактический материал, на основании анализа которого делаются выводы (в письменных работах каждая глава должна представлять собой как бы небольшое самостоятельное исследование, т.е. включать название, введение, основную часть и заключение). В заключении необходимо суммировать все те выводы, которые были сделаны в основной части, а также дать исчерпывающие ответы на все те вопросы, которые были поставлены во введении.
Учитывая вышесказанное, следует перед написанием текста попытаться составить развернутый план-проспект работы или доклада, отразив в нем предполагаемую структуру работы и основные выводы. Рекомендуется обсудить такой план с преподавателем (научным руководителем), чтобы при необходимости своевременно внести поправки.
Шестое. Имея четко продуманный план-проспект работы, можно переходить к ее написанию. Рекомендуется сначала написать черновик основной части, а уже затем переходить к введению и заключению. Необходимо вести изложение собственными словами, ни в коем случае не прибегая к заимствованию кусков текста у других авторов (в научном мире это расценивается как плагиат). Работа не должна выглядеть как простой пересказ материала: необходимо сопоставлять разные версии источников, различные оценки исследователей, аргументированно отстаивая собственное мнение.
Цитирование и ссылки на специальную литературу следует применять главным образом тогда, когда в этих изданиях приводятся какие-либо малоизвестные факты, или же оригинальные оценки, суждения. Не следует злоупотреблять цитированием; иногда бывает достаточно коротко изложить суть позиции автора. Но в любом случае необходимо комментировать цитаты и ссылки в тексте работы (например: "И.Д.Амусин делает вывод: "... в кумранской идеологии впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным", или: "Как подчеркивает И.Д.Амусин, у кумранитов играет особую роль идея индивидуального избранничества").
Рекомендуется обратить особое внимание на стиль изложения. Не стоит делать слишком длинные предложения, нагромождая придаточные предложения и деепричастные обороты. Вместе с тем следует избегать использования "бытовой" лексики. Академический стиль изложения предполагает использование выражений типа "думается", "представляется более обоснованным", "по-видимому", "как нам кажется". Нежелательно писать или говорить "я считаю", "я опровергну" и т.п. Вообще, не принято привлекать излишнее внимание к собственной персоне, приводя автобиографические данные, когда это не связано прямо с темой исследования. Наилучшее впечатление оставляет четкий и лаконичный стиль работы, не лишенный в то же время некоторых художественных достоинств.
Седьмое. Очень многое зависит не только от качества содержания, но и от формы подачи материала. Как правило, они соответствуют друг другу, но иногда плохая форма подачи наносит огромный ущерб неплохому содержанию.
Если говорить о сообщении на семинаре или докладе на конференции, то здесь следует обратить особое внимание на то, чтобы аудитория легко и с интересом воспринимала информацию. Для этого бывает полезно использовать хотя бы некоторые из приемов ораторского искусства (четкое и достаточно громкое произношение, актуализирующие жесты и т.д.). Устное сообщение не должно быть загромождено обилием фактов и цифр. В нем следует особенно четко обозначить основную проблему. Необходимо также учитывать степень информированности аудитории, опираясь на уже известные ей факты и приводя новые. Не стоит злоупотреблять частым приведением малоизвестных греческих и латинских терминов. Завершая выступление, необходимо еще раз акцентировать внимание на основной идее доклада. Кроме этого, выступающий должен быть готов дать аргументированные и корректные ответы на возможные вопросы.
Оформление письменной работы по истории Древней Греции и Рима в целом соответствует действующим общим правилам и требованиям, предъявляемым к такого рода работам. От студента требуется лишь приучить себя неотступно следовать этим правилам, проявляя максимальную аккуратность и даже педантизм при оформлении работы. Особое внимание следует обратить на оформление сносок, а также списка использованных источников и литературы. По аккуратности оформления часто судят об отношении автора к своей работе.