МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировых религий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
История мировых религий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - ознакомить студентов с историей происхождения религий в широком культурно-историческом контексте: от архаических, этнических до национальных и мировых религий, их генезисом, особенностями, географией распространения
Задачи курса:
1. Рассмотреть религиоведение как область знания и его основные разделы
2. Изучить историю религий с древности до настоящего времени.
3. Рассмотреть панораму религиозно-мировоззренческих систем в древности, средневековье, новое и новейшее время.
4. Выявить культурно-исторические особенности формирования и развитие национальных и мировых религий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен использовать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) программы или индивидуальной образовательной траектории;
ОПК-4.1 Умеет анализировать самостоятельно собранный эмпирический материал и делает достоверные и верифицируемые выводы.
ОПК-4.2 Реализует в профессиональной деятельности современные возможности применения методов междисциплинарного исследования археологических объектов
ОПК-4.3 Знает методы диагностики и контроля качества профильного образования
ОПК-4.4 Фиксирует объекты археологического наследия с помощью традиционных методов и современных приборов
ПК-4Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации
ПК-4.1 Обеспечивает информационное сопровождение при постановке на учет памятников историко-культурного наследия
ПК-4.2 Применяет методы археологических исследований для решения экспертных и охранно-спасательных задач
ПК-4.3 Формирует информацию об археологических памятниках для государственных органов охраны историко-культурного наследия
ПК-4.4 Дает оценку степени угрозы уничтожения памятников историко-культурного наследия
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю происхождения и развития религий в широком культурно-историческом контексте;
главные доктринальные положения национальных и мировых религий, их священные тексты и особенности культа
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно анализировать культурно-исторические особенности национальных и мировых религий;
логично представлять освоенное знание;
применять современные теории, обеспечивать межкультурный диалог в обществе;
анализировать причины религиозных конфликтов в истории народов, стран и регионов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.грамотного, диалогического мышления и толерантности ведения диалога с людьми разных религиозных конфессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические подходы к изучению истории религии
1.1. Введение в курс. «История мировых религий» как научная дисциплина Лекции 6 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Проблема определения понятия «религия» в истории религиоведения. Современные определения религии Сам. работа 6 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Классификация религий и типология религиозных организаций Лекции 6 2 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.4. Функции религии в обществе Сам. работа 6 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.5. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Сам. работа 6 13 Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.6. Происхождение религии и ранние формы религиозных верований Практические 6 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Архаические, этнические и национальные религии
2.1. Политеистические религии Древнего мира Сам. работа 6 8 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Политеистические религии Древнего мира Практические 6 4 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Религиозные воззрения славян Лекции 6 2 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.4. Национальные религии. Подготовка докладов и презентаций Сам. работа 6 14 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.5. Национальные религии Практические 6 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.6. Иудаизм – национальная религия евреев Лекции 6 4 Л2.2, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Мировые религии
3.1. Буддизм: возникновение и историческое развитие Лекции 6 2 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.2. Буддизм: возникновение и историческое развитие Сам. работа 6 14 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.3. Буддизм: возникновение и историческое развитие Практические 6 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.4. История формирования ислама Лекции 6 4 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.5. Генезис и вероучение ислама Сам. работа 6 14 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.6. Генезис и вероучение ислама Практические 6 4 Л2.5, Л2.4, Л1.1
3.7. Истоки раннего христианства Лекции 6 6 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.8. Христианство Сам. работа 6 20 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.9. Христианство Практические 6 6 Л2.1, Л2.4, Л1.1
3.10. Основные направления в христианстве и особенности их учений Практические 6 4 Л2.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и структура религиоведения.
2. Подходы к определению понятия «религия»
3. Классификация религий.
4. Типология религиозных организаций.
5. Функции религии.
6. Основные подходы к рассмотрению проблемы происхождения религии.
7. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм (аниматизм).
8. Ранние формы религиозных верований: магия, шаманизм.
9. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте.
10. Религиозные представления в Древней Месопотамии.
11. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции.
12. Религия в Древнем Риме.
13. Политеистические воззрения славян.
14. Культы и обряды славян.
15. Историческое развитие иудаизма
16. Священные книги иудаизма.
17. Основы вероучения иудаизма. Обряды и праздники иудаизма.
18. Религии Индии (индуизм, брахманизм).
19. Религии Индии (джайнизм, сикхизм)
20. Религии Китая (конфуцианство, даосизм).
21. Национальные религии (зороастризм, синтоизм).
22. Священные тексты буддизма. Основы буддийского вероучения.
23. Социально-экономические, политические и этические предпосылки возникновения и становления буддизма.
24. Обрядовая практика буддизма. Культы. Праздники.
25. История формирования ислама.
26. Священные книги. Основы вероучения ислама.
27. Обрядово-повседневная сторона ислама. Религиозные праздники.
28. Основные направления и школы в исламе.
29. Истоки раннего христианства.
30. Основы христианской религии
31. Священные тексты в христианстве.
32. Православие: истоки, эволюция и основные характеристики.
33. Католицизм: особенности религиозных представлений и организация церкви.
34. Протестантизм: основные особенности и история развития.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Обратитесь к учебным, научным, энциклопедическим изданиям. Выявите и зафиксируйте 3–4 определения понятия «религия». Укажите для каждого понятия ссылки на энциклопедические, учебные и научные издания, источники, в которых оно раскрывается и анализируется. Составьте список литературы и источников, оформить его в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления или ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Критерии оценивания задания: полнота перечня понятия; правильность оформления ссылок; правильность оформления библиографического списка.
2.Изучите содержание темы «Социальные функции религии» в указанных учебных изданиях:
Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник. М., 2008. С. 34–37.
Павловский В.П., Эриашвили Н.Д. Основы религиоведения: учеб. пособие. М., 2006. С. 17- 20.
Письменно перечислите и кратко охарактеризуйте функции религии.
Полный перечень практических заданий для студентов размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу:https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2361
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИМР археологи.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Элбакян Е.С. История религий : учебник для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 1. БУДДИЗМ. ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ. ПРАВОСЛАВИЕ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 2. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА. НАРОДНОСТНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 1. КНИГА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. АВТОХТОННЫЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Элбакян Е. С. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Яблоков И.Н. - отв. ред. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В 2 Т. ТОМ 2. КНИГА 2. ЗАПАДНЫЕ КОНФЕССИИ. ИСЛАМ. НОВЫЕ РЕЛИГИИ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировые и национальные религии www.openreality.ru
Э2 Электронная библиотека «Этноконфессиональное пространство России» http: //epr.ipil.ru/
Э3 История мировых религий portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины. Отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории. Слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью. Логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений. Процессов. Неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя.