МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Атрибутация и экспертиза музейных предметов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 138 138 138 138
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Атрибутация и экспертиза музейных предметов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – познакомить студентов с существующими методическими приемами научной атрибуции и экспертизы музейных памятников в их взаимосвязи с историей материальной культуры; сформировать первоначальные практические навыки определения музейных предметов.
Задачи курса:
1) познакомить студентов с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей;
2) рассмотреть критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования;
3) изучить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов (произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники);
4) сформировать навыки составления научного паспорта описания музейного предмета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач;
ОПК-1.1 Знает терминологический аппарат исторических наук и археологии и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
ОПК-1.2 Знает принятые периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук
ОПК-1.3 Применяет современные методологические концепции при решении профессиональных задач
ОПК-8Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-8.1 Знает современные информационные технологии и методику получения трехмерных моделей объектов археологических исследований с помощью фотограмметрии
ОПК-8.2 Применяет геоинформационные технологии в ходе экспедиционных исследований и при анализе археологических данных
ОПК-8.3 Выполняет 3D моделирование для детального изучения отдельных находок и археологических комплексов, а также для их демонстрации при создании виртуальных музеев
ОПК-8.4 Использует в профессиональной деятельности мультимедийные и презентационные технологии, веб-технологии, технологии обработки графической информации, технологии работы с электронными таблицами
ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методику определения музейных предметов

Методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов
3.2.Уметь:
3.2.1.Устанавливать подлинность музейных предметов

Составлять документацию на музейные предметы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления, регистрации, консервации, размещения музейных предметов

Приемами описания и измерения музейных предметов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Атрибуция и экспертиза: общие положения
1.1. Атрибуция и экспертиза музейных предметов: определение, основные понятия. Место атрибуции и экспертизы в музейных дисциплинах. Лекции 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Паспорт научного описания музейного предмета Сам. работа 6 26 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Паспорт научного описания музейного предмета Практические 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Атрибуция и экспертиза музейных предметов: особенности атрибуции и экспертизы различных типов и видов исторических источников и музейных предметов
2.1. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Изучение и научное описание памятников керамики. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Атрибуция и экспертиза произведений искусства. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Разновидности и научное описание украшений костюма. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Научное описание упряжи и снаряжения верхового коня. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Изучение и атрибуция музейных предметов из металла. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Изучение и описание письменных источников в музее. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Основные аспекты изучения изобразительного музейного предмета. Лекции 6 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Атрибуция и экспертиза произведений искусства Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Атрибуция и экспертиза произведений искусства Сам. работа 6 24 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Разновидности и научное описание украшений костюма Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Разновидности и научное описание украшений костюма Сам. работа 6 22 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Изучение и научное описание коллекций старинного оружия Сам. работа 6 22 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Атрибуция археологических предметов Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Атрибуция археологических предметов Сам. работа 6 22 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.17. Атрибуция этнографических предметов Практические 6 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.18. Атрибуция этнографических предметов Сам. работа 6 22 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета это:
1. Экспертиза
2. Атрибутирование
3. Описание
Ответ: 1.
2. Процесс установления подлинности музейного предмета:
1. Осмотр
2. Датировка
3. Экспертиза
Ответ: 3.
3. Копия, или предмет, стилизованный в духе определенной эпохи, школы, традиции, автора, преднамеренно выдаваемый за подлинник это:
1. Реплика
2. Муляж
3. Подделка
Ответ: 3
4. Предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом как подлинник или оригинал:
1. Реконструкция
2. Копия
3. Макет
Ответ: 2.
5. По ситуативному назначению существуют украшения:
1. Празднично-обрядовые
2. Головные
3. Шейные.
Ответ: 1.
6. К первичному принципу классификации украшений можно отнести:
1. Материал изготовления
2. По месту ношения украшения в системе костюма
3. По конструкции
Ответ: 2.
7. Ряд металлических звеньев, последовательно и подвижно соединенных друг с другом это:
1. Подвеска
2. Серьга
3. Цепь
Ответ: 3.
8. Подвижный элемент крепления серьги в виде изогнутой планки отверстием для крючка, вдеваемого в ухоя:
1. Кольцо
2. Швенза
3. Дужка
Ответ: 2.
9. Как называется основная декоративная часть серьги, крепящаяся к верхушке:
1. Кулон
2. Цепочка
3. Подвеска
Ответ: 3.
10. Серьги для непроколотых ушей называются:
1. Клипсы
2. Гвоздики
3. Подвесы
Ответ: 1.
11. Украшения в виде узкой или широкой полоски, изготовленной из ткани или на тканой основе, металла, плотно облегающие шею по классификации места ношения относя к:
1. Шейные
2. Шейно-нагрудные
3. Нашейные
Ответ: 3.
12. Украшение, составленное из нанизанных на нитку бусин, деталей другой конфигурации или декоративных звеньев:
1. Ожерелье
2. Бусы
3. Чокер
Ответ: 1.
13. Нагрудное украшение в виде одного или нескольких камней, стекол, жемчуга т.д. в единой оправе на удерживающем предмете:
1. Подвеска
2. Кабошон
3. Кулон
Ответ: 3.
14. Украшение, прикрепляемое к одежде с помощью булавки, иглы, шпильки:
1. Фибула
2. Брошь
3. Значок
Ответ: 2.
15. Кольцо относится к … украшениям:
1. Поясным
2. Нагрудным
3. Hаручным
Ответ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Дайте определение термину атрибуция …
Ответ: выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
2. Назовите три основные формы описания предмета.
Ответ: регламентированные, унифицированные общемузейные, внутримузейные.
3. По месту ношения украшения разделяются на следующие группы …
Ответ: головные: головные, шейные, нагрудные, наплечные, поясные, набедренны, наручные, ножные.
4. Конструктивно все украшения делятся на…
Отве: сплошные и составные.
5. Перечислите типы замков украшений:
Ответ: замок с застежкой на костыль, замок крючковый, линзовый замок, штыковой замок, шпрингельный замок, винтовой замок, коробчатый штифтовый замок, бугельный замок.
6. Назовите три типа серег:
Ответ: кольцевые, крючковые и клипсы.
7. Крючковые серьги состоят из …
Ответ: замка в виде крючка или швензы, верхушки и часто — подвески.
8. Одна из основных частей серьги это …
Ответ: швенза.
9. Сложные украшения, чаще всего состоящие из двух частей: ошейника и нагрудной пластины или другой подвески это …
Ответ: шейно-нагрудные.
10. Основные виды шейных украшений:
Ответ: гривны, ожерелья, медальоны, кулоны, цепочки, цепочки с подвесками.
11. Подтипы низаных ожерелий:
Ответ: бусы, низаные ожерелья без подвесок, низаные ожерелья с подвесками в виде медальона, монет, амулета.
12. Украшение в виде нанизанных на нитки шарообразных, округлых или иной формы бусин (зерен) из самых различных материалов это …
Ответ: бусы.
13. Медальон это (дайте определение).
Ответ: металлическое, керамическое, из раковины и др. материалов овальное или украшение с рельефным изображением, которое носят на шее.
14. Для чего используются фибулы?
Ответ: фиксация одежды.
15. Опишите конструкцию булавки-заколки.
Ответ: изделие представляет собой длинный металлический стержень, заостренный в нижнем конце и имеющий декоративное навершие.
16. Перечислите основные виды поясов (по материалу, из которого изготовлена основа):
Ответ: тканые и плетеные из нитей, кожаные, металлические.
17. По функциональному назначению браслеты делятся на …
Ответ: наручные и ножные.
18. Наручные браслеты по месту ношения могут быть…
Ответ: на запястье и плечевые.
19. Опишите конструкцию замкнутого браслета.
Ответ: в виде сплошного обруча, концы которого спаяны незаметным швом или завязанные.
20. Перечислите виды мягких браслетов.
Ответ: глидерные и цепные.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. В состав основных (обязательных) учетных документов музея входят:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Основная деталь кольца, обхватывающая палец:
1. Шинка
2. Верхушка
3. Рант
Ответ: 1.
2. По функциональному назначению браслеты делятся на:
1. Плечевые
2. Женские
3. Детские
Ответ: 1.
3. Глидерные браслеты состоят из …
1. Нескольких или множества проволочных колец разной формы и соединения
2. Из нескольких (три и более) звеньев или створок с шарнирным или пружинящим соединенем
3. Состоящие из многих (три и более) подвижно соединенных звеньев:
Ответ: 2.
4. Деталь конского снаряжения, предназначенная для управления лошадью:
1. Седло
2. Путлице
3. Узда
Ответ: 2.
4. Основная часть конского снаряжения, приспособление, надеваемое на голову лошади и позволяющее управлять ею:
1. Оголовье
2. Подпруга
3. Нагрудник
Ответ: 1.
5. Часть седла, ремень, который прикрепляется своими концами к полкам седла сзади и удерживает его от сползания при езде это:
1. Подперсье
2. Пахвы (накрпник)
3. Подпруга
Ответ: 2.
6. Войлочная часть седла, прилегающая к телу лошади и служащая для смягчения давления на кожу и впитывания пота это:
1. Чепрак
2. Чумбур
3. Потник
Ответ: 3.
7. Совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой и другими тягловыми средствами обозначается термином …
1. Снаряжение
2. Упряжь (сбруя)
3. Амуниция
Ответ: 2.
8. Длинный сыромятный ремень (толстая тесьма, веревка), который пришивался к удилам или прикреплялся к ним металлическими пряжками и служил для того, чтобы править упряжной лошадью это …
1. Вожжа
2. Узда
3. Хомут
Ответ: 1.
9. Длинный, круглый в сечении и слегка изогнутый шест для управления оленьей упряжкой, а также, при необходимости, средством защиты, например от диких животных это…
1. Стек
2. Плеть
3. Хорей
Ответ: 3.
10. Что НЕ относится к элементам собачьей упряжи:
1. Алык
2. Оглобля
3. Потяг
Ответ: 2.
11. Поводок для верблюда это:
1. Хомяк
2. Тушканчик
3. Бурундук
Ответ: 3.
12. Гончарные изделия, но с поверхностью, покрытой белой непрозрачной эмалью с росписью по ней керамическими красками – подглазурными и надглазурными это …
1. Фарфор
2. Керамика
3. Майолика
Ответ: 3.
13. Высшая категория керамических изделий:
1. Фаянс
2. Фарфор
3. Майолика
Ответ: 2.
14. Что НЕ относится к деталям кинжала:
1. Обух
2. Лезвия
3. Перекрестие
Ответ: 1.
15. Основную часть шлема называют …
1. Наносник
2. Бармица
3. Тулья
Ответ: 3.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Назовите исследовательское направление военной истории, изучающее предметы вооружения как категорию материальной культуры, через выявление их функционирования.
Ответ: оружиеведение.
2. Дайте определение понятию доспех (оборонительное вооружение).
Ответ: средства индивидуальной защиты воина (его верхового коня или другого боевого животного) от оружия наступательного действия противника.
3. структура набора доспеха из отдельных металлических колец, которые сплетаются между собой по принципу, когда каждые четыре кольца соединены пятым это …
Ответ: кольчужное бронирование.
4. Пластинчато-кольчатое бронирование – опишите конструкцию.
Ответ: структура набора доспеха из отдельных горизонтальных или вертикальных пластин, которые соединяются между собой при помощи металлических колец.
5. Тип панциря, скроенный из одной части со сплошным вертикальным разрезом впереди и разрезом от крестца до края подола сзади с длинной подола до голени это …
Ответ: халат.
6. Приведите примеры длиноклинкового оружия.
Ответ: меч, сабля, рапира, шпага.
7. Боевой нож. Дайте определение.
Ответ: относительно короткое однолезвийное оружие режущего действия, предназначенное для ведения ближнего (рукопашного) боя.
8. Специальные футляры для ношения и хранения мечей, сабель, кинжалов и боевых ножей это …
Ответ: ножны.
9. Опишите конструкцию чекана.
Ответ: состоит из двух основных отдельных частей: поражающей – узкий компактный боек и несущей – древко-рукоять.
10. Узда состоит из следующих основных элементов:
Ответ: суголовья, удил и поводьев (повода).
11. Суголовье включает …
Ответ: налобный, наносный (храповый), два нащечных, затылочный, подбородочный (подбородный) и, в ряде случаев, подгубный ремни.
12. Седло это …
Ответ: приспособление, надеваемое на спину лошади и служащее для верховой езды всадника на ней.
13. Перечислите составляющие части стремян:
Ответ: «ушко», дужки и подножка.
14. Две круглые жерди, сделанные из легкого и прочного дерева, прикрепленные одними концами к хомуту, другими концами к повозке это …
Ответ: оглобли.
15. Для крепления груза к седлу применялись:
Ответ: перекладина, подпруга, потник, нагрудник и подфейный (подхвостный) ремни.
16. Тренчик (торок) это …
Ответ: кожаные ремни или кожаные петли, волосяные или пеньковые веревки, привязываются к лукам седла и служат для увязки вьюка.
17. Чем отличаются по конструкции мужской и женский хореи?
Ответ: длиной и наличием железного наконечника.
18. Элементы собачьей сбруи:
Ответ: алык, постромка, потяг, остол.
19. Название поводка для верблюда.
Ответ: бурундук.
20. К подглазурным краскам относятся …
Ответ: тугоплавкие краски, которые наносятся на обожженный неглазуровапный черепок, затем покрываются глазурью и обжигаются вместе с нею.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. В состав основных (обязательных) учетных документов музея входят:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Серьги для непроколотых ушей называются:
1. Клипсы
2. Гвоздики
3. Подвесы
Ответ: 1.
2. Украшения в виде узкой или широкой полоски, изготовленной из ткани или на тканой основе, металла, плотно облегающие шею по классификации места ношения относя к:
1. Шейные
2. Шейно-нагрудные
3. Нашейные
Ответ: 3.
3. Украшение, составленное из нанизанных на нитку бусин, деталей другой конфигурации или декоративных звеньев:
1. Ожерелье
2. Бусы
3. Чокер
Ответ: 1.
4. Нагрудное украшение в виде одного или нескольких камней, стекол, жемчуга т.д. в единой оправе на удерживающем предмете:
1. Подвеска
2. Кабошон
3. Кулон
Ответ: 3.
5. Украшение, прикрепляемое к одежде с помощью булавки, иглы, шпильки:
1. Фибула
2. Брошь
3. Значок
Ответ: 2.
6. Кольцо относится к … украшениям:
1. Поясным
2. Нагрудным
3. Hаручным
Ответ: 3.
7. Основная деталь кольца, обхватывающая палец:
1. Шинка
2. Верхушка
3. Рант
Ответ: 1.
8. По функциональному назначению браслеты делятся на:
1. Плечевые
2. Женские
3. Детские
Ответ: 1.
9. Глидерные браслеты состоят из …
1. Нескольких или множества проволочных колец разной формы и соединения
2. Из нескольких (три и более) звеньев или створок с шарнирным или пружинящим соединением
3. Состоящие из многих (три и более) подвижно соединенных звеньев:
Ответ: 2.
10. Деталь конского снаряжения, предназначенная для управления лошадью:
1. Седло
2. Путлице
3. Узда
Ответ: 2.
11. Основная часть конского снаряжения, приспособление, надеваемое на голову лошади и позволяющее управлять ею:
1. Оголовье
2. Подпруга
3. Нагрудник
Ответ: 1.
12. Часть седла, ремень, который прикрепляется своими концами к полкам седла сзади и удерживает его от сползания при езде это:
1. Подперсье
2. Пахвы (накрпник)
3. Подпруга
Ответ: 2.
13. Войлочная часть седла, прилегающая к телу лошади и служащая для смягчения давления на кожу и впитывания пота это:
1. Чепрак
2. Чумбур
3. Потник
Ответ: 3.
14. Совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой и другими тягловыми средствами обозначается термином …
1. Снаряжение
2. Упряжь (сбруя)
3. Амуниция
Ответ: 2.
15. Длинный сыромятный ремень (толстая тесьма, веревка), который пришивался к удилам или прикреплялся к ним металлическими пряжками и служил для того, чтобы править упряжной лошадью это …
1. Вожжа
2. Узда
3. Хомут
Ответ: 1.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Узда состоит из следующих основных элементов:
Ответ: суголовья, удил и поводьев (повода).
2. Суголовье включает …
Ответ: налобный, наносный (храповый), два нащечных, затылочный, подбородочный (подбородный) и, в ряде случаев, подгубный ремни.
3. Седло это …
Ответ: приспособление, надеваемое на спину лошади и служащее для верховой езды всадника на ней.
4. Перечислите составляющие части стремян:
Ответ: «ушко», дужки и подножка.
5. Две круглые жерди, сделанные из легкого и прочного дерева, прикрепленные одними концами к хомуту, другими концами к повозке это …
Ответ: оглобли.
6. Для крепления груза к седлу применялись:
Ответ: перекладина, подпруга, потник, нагрудник и подфейный (подхвостный) ремни.
7. Тренчик (торок) это …
Ответ: кожаные ремни или кожаные петли, волосяные или пеньковые веревки, привязываются к лукам седла и служат для увязки вьюка.
8. Чем отличаются по конструкции мужской и женский хореи?
Ответ: длиной и наличием железного наконечника.
9. Элементы собачьей сбруи:
Ответ: алык, постромка, потяг, остол.
10. Название поводка для верблюда.
Ответ: бурундук.
11. К подглазурным краскам относятся …
Ответ: тугоплавкие краски, которые наносятся на обожженный неглазуровапный черепок, затем покрываются глазурью и обжигаются вместе с нею.
12. Дайте определение термину атрибуция …
Ответ: выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета.
13. Назовите три основные формы описания предмета.
Ответ: регламентированные, унифицированные общемузейные, внутримузейные.
14. По месту ношения украшения разделяются на следующие группы …
Ответ: головные: головные, шейные, нагрудные, наплечные, поясные, набедренны, наручные, ножные.
15. Конструктивно все украшения делятся на…
Отве: сплошные и составные.
16. Перечислите типы замков украшений:
Ответ: замок с застежкой на костыль, замок крючковый, линзовый замок, штыковой замок, шпрингельный замок, винтовой замок, коробчатый штифтовый замок, бугельный замок.
17. Назовите три типа серег:
Ответ: кольцевые, крючковые и клипсы.
18. Крючковые серьги состоят из …
Ответ: замка в виде крючка или швензы, верхушки и часто — подвески.
19. Одна из основных частей серьги это …
Ответ: швенза.
20. Сложные украшения, чаще всего состоящие из двух частей: ошейника и нагрудной пластины или другой подвески это …
Ответ: шейно-нагрудные.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ:
1. В состав основных (обязательных) учетных документов музея входят:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Атрибуция музейного предмета: содержание понятия.
2. Особенности изучения и описания музейных коллекций: вопросы историографии.
3. Экспертиза произведений искусства.
4. Копии и подделки произведений искусства.
5. Атрибуция произведений декоративно-прикладного искусства.
6. Классификация украшений по месту ношения в системе костюма. Головные украшения.
7. Шейные, нагрудные, поясные наручные украшения: особенности научного описания.
8. Классификация предметов вооружения.
9. Материально-технологические характеристики клинкового оружия.
10. Основные части конской упряжи.
11. Упряжь различных животных: основные особенности.
12. Снаряжение верхового коня: основные элементы.
13. Определение утилитарного назначения предметов из керамики.
14. Научное описание памятников керамики.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Основные разновидности металлических музейных предметов.
1. Опыт атрибутивного описания бронзовых предметов.
2. Разновидности письменных источников и особенности их описания.
3. Основные этапы атрибуции письменного музейного памятника.
4. Определение подлинности письменного памятника.
5. Разновидности и опыт атрибуции изобразительных источников.
6. Паспорт научного описания музейного предмета: структура документа.
7. Паспорт научного описания музейного предмета: правила заполнения полей и подполей.
8. Паспорт научного описания произведений искусства (картины).
9. Паспорт научного описания произведений искусства (скульптура).
10. Паспорт научного описания украшений костюма.
11. Паспорт научного описания предметов вооружения.
12. Паспорт научного описания археологических предметов.
13. Паспорт научного описания этнографических предметов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левочкина Н.А. Музейный менеджмент : курс лекций Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Старикова Ю.А. Музееведение: конспект лекций Москва : А-Приор, 2006 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: Учебное пособие Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экспертиза и атрибуция // http://www. rusculturexpertiza.ru
Э2 Атрибуция и экспертиза художественных ценностей // http://www. history.spbu.ru
Э3 Атрибуция, интерпретация и презентация музейных коллекций // http://www. museum.ru
Э4 Атрибуция музейного предмета // http://www. dooc.ru
Э5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА И АТРИБУЦИЯ // http://www. art-con.ru
Э6 Атрибуция и экспертиза музейных предметов portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с последовательностью исследовательской работы в музее. При изучении разделов курса студенты должны ознакомиться с современными представлениями об атрибуции и экспертизе музейных ценностей, обратить внимание на критерии выбора и применения дифференцированного подхода к различным видам памятников в зависимости от материала, технико-технологических особенностей изготовления и декорирования, запомнить основные правила составления научного паспорта описания музейного предмета, уяснить методы научного описания и анализа различных категорий музейных предметов: произведения искусства, украшения, коллекции старинного оружия, упряжь и снаряжение коня, керамика, металлические изделия, письменные и изобразительные памятники.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к экзамену.
Представленные практические вопросы и задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. При изучении разделов «Атрибуция и экспертиза: общие положения» и «Атрибуция и экспертиза музейных предметов: особенности атрибуции и экспертизы различных типов и видов исторических источников и музейных предметов», рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу из программы курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на экзамене.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Атрибуция и экспертиза музейных предметов», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.