Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 28 | 18 | 28 | 18 |
Практические | 18 | 24 | 18 | 24 |
Сам. работа | 98 | 102 | 98 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Необходимо познакомить студентов с первобытным искусством Евразии и с результатами его изучения. Этим обусловлен широкий контекст панорамно представляемого культурно-исторического наследия, а также обозначение следующих задач: 1. Изложить историю изучения первобытного искусства в Европе и России. 2. Рассмотреть главные проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе. 3. Продемонстрировать основные источники и методы изучения памятников первобытного искусства. 4. Охарактеризовать особенности искусства на разных этапах первобытной истории. 5. Представить законодательные и правовые положения деятельности в области сохранения, изучения и использования объектов культурно-исторического наследия. 6. Обозначить значение первобытного искусства для мировой культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принятые законы и правила проведения археологических работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Периодизация первобытной истории. Изучение искусства ледниковой эпохи в Европе | ||||||
1.1. | Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
1.2. | Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
1.3. | Период осмысления сделанных открытий(1920–1930-е – 1980–1990-е гг.) | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
1.4. | Современные направления в исследовании древнейшего искусства | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
1.5. | Современные направления в исследовании древнейшего искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Памятники палеолитического искусства на территории России | ||||||
2.1. | Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
2.2. | Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
2.3. | Результаты исследований во 2-й половине XX в. | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
2.4. | Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
2.5. | Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе | ||||||
3.1. | Поиски истоков изобразительной деятельности | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
3.2. | Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
3.3. | Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
3.4. | Роль изобразительной деятельности в жизни людей эпохи камня | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Методы изучения памятников первобытного искусства | ||||||
4.1. | Археологические исследования | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
4.2. | Методы копирования | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
4.3. | Методы копирования | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
4.4. | Методы копирования | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
4.5. | Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
4.6. | Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Искусство мезолита и неолита Евразии | ||||||
5.1. | Изменения в жизни людей. Новые задачи изобразительной деятельности | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
5.2. | Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
5.3. | Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
5.4. | Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
5.5. | Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Искусство энеолита и ранней бронзы Евразии | ||||||
6.1. | Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
6.2. | Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
6.3. | Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
6.4. | Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства | Практические | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
6.5. | Предметы искусства в археологических культурах степной и лесной полосы | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Искусство развитой и поздней бронзы Евразии | ||||||
7.1. | Андроновская культурно-историческая общность | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
7.2. | Основные характеристики искусства развитой бронзы | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
7.3. | Основные характеристики искусства развитой бронзы | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
7.4. | Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
7.5. | Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
Раздел 8. Искусство скифо-сакского времени | ||||||
8.1. | Аржано-майэмирское и раннескифское (раннесакское) искусство | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
8.2. | Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
8.3. | Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль | Практические | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 | |
8.4. | Заключение. Значение первобытного искусства для мировой художественной культуры | Лекции | 4 | 2 | Л1.2, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: 1. Известной находкой палеолитического искусства из грота Шаффо во Франции является… 1. изображение двух ланей на кости оленя 2. рисунок сцены с бизонами и мамонтами 3. изображение лошадей Ответ: 1. 2. К числу пещер с палеолитическим искусством, исследованных Э. Пьеттом, относится… 1. Шаффо 2. Монтеспан 3. Мас-д’Азиль Ответ: 3. 3. Изображения зверей приобретают схематический характер начиная с: 1. палеолита 2. мезолита 3. неолита Ответ: 2. 4. Исследователем, открывшим изображения на стенах пещеры Ла-Мут в 1895 г., был … 1. М. де Саутола 2. Э. Пьетт 3. Э. Ривьер Ответ: 3. 5. Фрески Каповой пещеры выполнены: 1. охрой и сажей 2. углем 3. сангиной и охрой Ответ: 1. 6. Обожествление неодушевленных предметов — это: 1. анимизм 2. фетишизм 3. шаманизм Ответ: 2. 7. Изображения рельефных бизонов находятся в пещере: 1. Монтеспан 2. Мас-д’Азиль 3. Альтамира Ответ: 3. 8. Одним из наиболее распростараненных сюжетов скифо-сибирского звериного стиля является: 1. сражение воинов 2. терзание хищником 3. поклонение божеству Ответ: 2. 9. Пещера Ла-Ферраси находится в: 1. Испании 2. Португалии 3. Франции Ответ: 3. 10. Какой вид искусства характерен для окуневской археологической культуры: 1. монументальная скульптура 2. пещерная живопись 3. мелкая пластика из глины Ответ: 1. 11. Что чаще всего изображали на «оленных» камнях Монголии: 1. личины 2. шаманскую атрибутику 3. предметы вооружения и воинское снаряжение Ответ: 3. 12. Какой вид художественно творчества получил наибольшее распространение в скифскую эпоху: 1. декоративно-прикладное искусство 2. архитектура 3. живопись Ответ: 1. 13. Памятник эпохи бронзы на Кавказе, из которого происходят произведения мелкой пластики и торевтики: 1. курган Аржан 2. Майкопский курган 3. Салбыкский курган Ответ: 2. 14. Анаьинска культура известна своими: 1. расписными сосудами 2. большим количеством предметов мелкой пластики из бронзы 3. изваяними Ответ: 3. 15. В памятниках кобанской культуры Кавказа было обнаружено большое количество декоративно оформленых вещей из: 1. серебра 2. бронзы 3. железа Ответ: 2. КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий; - «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА: 1. Менгир — это: Ответ: вертикально врытый в землю большой камень 2. Мегалиты — это: Ответ: культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. 3. Петроглифы — это: Ответ: наскальные изображения 4. Кромлехи — это: Ответ: мегалитические сооружения, состоящие из нескольких менгиров. 5. Циклопическая кладка — это: Ответ: большие камни без раствора 6. Дольмен это: Ответ: древнее погребально или культовое сооружение, представляющее собой несколько менгиров, на которых сверху горизонтально расположена каменная плита. 7. На территории России дольмены чаще всего встречаются на: Ответ: на Северном Кавказе. 8. Материалы живописи характерные для мадленского периода: Ответ: красная и желтая охра, сажа, мел. 9. Как условно называются фигурки тучных обнаженных женщин, характерные для эпохи палеолита: Ответ: палеолитические Венеры. 10. Памятник на территории России эпохи камня, где было обнаружено большое количество изделия из дерева: Ответ: Горбуновский торфяник. 11. Что зафиксировано у с. Каракол в Горном Алтае: Ответ: петроглифы. 12. Погребальные фигурки и сосуды Майкопского кургана сделаны из: Ответ: золота и серебра. 13. Изображения в виде солярных символов и меандра часто изображались на сосудах Ответ: андроновской культуры. 14. К какому искусству относятся изваяния окуневской археологической культуры Ответ: монументальному. 15. В раннескифское время происходит формирование такого уникального явления в истории искусства как: Ответ: скифо-сибирский звериный стиль. 16. Почему «оленные» камни получили такое название? Ответ: из-за часто присутствующих на них изображений этого животного. 17. Торевтика это – Ответ: искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла. 18. Знаменитое произведение торевтики, происходящее из кургана Солоха: Ответ: золотой гребень. 19. Какой предмет, хранящийся сейчас в Золотой кладовой ГЭ, был найдет в кургане Куль-Оба: Ответ: золотой сосуд. 20. Что изображено на так называем золотой пластине из Сибирской коллекйии Петра I? Ответ: кавалькада всадкников. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны. «Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам. ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Основные характеристики искусства периода палеолита. 2. Начальный этап изучения памятников искусства периода палеолита. 3. Открытие Альтамиры и проблемы изучения пещерного искусства. 4. Искусство палеолита Европы. Основные концепции его зарождения и развития. 5. Особенности пещерного искусства. История открытия и изучения Ляско, Коске, Шове, Гаргас и др. (один памятник на выбор). 6. Отпечатки рук. Интерпретация и способы нанесения изображений. 7. Палеолитическое искусство на территории России. Общая характеристика. 8. История изучения памятников палеолита на территории России с конца XIX века по 1945 г. 9. Послевоенные открытия памятников палеолитического искусства на территории России (Капова пещера, Игнатиева пещера и др.). 10. Виды палеолитического искусства, зафиксированные на территории России. 11. Женские статуэтки и результаты их изучения. 12. Методы изучения древних памятников искусства. 13. Игровая, магическая и мифологическая гипотезы происхождения искусства. 14. Эколого-демографическая гипотеза происхождения искусства. Гипотеза информационного взрыва. ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА Древнейшие петроглифы и памятники искусства каменного века Алтая. 1. Наскальное искусство на территории Евразии. Методики копирования объектов. 2. Общая характеристика палеолитического искусства. Проблемы его происхождения и развития. 3. Особенности искусства в период мезолита. 4. Искусство периода неолита. 5. Особенности искусства неолита Западной Сибири. 6. Особенности искусства степной зоны Евразии в эпоху ранней и развитой бронзы. 7. Искусство окуневской культуры (или любой другой культуры эпохи энеолита – ранней бронзы: елунинская, афанасьевская, каракольская, трипольская и др.). 8. Искусство андроновской культурной общности. 9. Способы орнаментации керамики зубчатым орудием. 10. Способы орнаментации керамики незубчатым орудием. Штампы. 11. Керамические сосуды. Производство, составные части и орнаментация. 12. Особенности искусства эпохи поздней и финальной бронзы в Сибири. 13. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля. 14. Скифский звериный стиль. 15. Значение искусства в жизни людей первобытного общества. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок. «Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью. «Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Столяр А.Д. | Происхождение изобразительного искусства.: монография | Искусство, 1985 | |
Л1.2 | Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова | Первобытное искусство: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии | Первобытное искусство Евразии: учеб.-метод. комплекс | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | archaeology.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Образовательная платформа «Юрайт» | urait.ru | ||
Э4 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Места проведения практики | места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями |
Места проведения практики | места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, а также представив реферат или эссе с указанием использованной литературы. Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Первобытное искусство Евразии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации первобытной истории и терминологического аппарата. |