МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Первобытное искусство Евразии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 98
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 18 28 18
Практические 18 24 18 24
Сам. работа 98 102 98 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Тишкин Алексей Алексеевич

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Первобытное искусство Евразии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Необходимо познакомить студентов с первобытным искусством Евразии и с результатами его изучения. Этим обусловлен широкий контекст панорамно представляемого культурно-исторического наследия, а также обозначение следующих задач:
1. Изложить историю изучения первобытного искусства в Европе и России.
2. Рассмотреть главные проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе.
3. Продемонстрировать основные источники и методы изучения памятников первобытного искусства.
4. Охарактеризовать особенности искусства на разных этапах первобытной истории.
5. Представить законодательные и правовые положения деятельности в области сохранения, изучения и использования объектов культурно-исторического наследия.
6. Обозначить значение первобытного искусства для мировой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принятые законы и правила проведения археологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд
осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Периодизация первобытной истории. Изучение искусства ледниковой эпохи в Европе
1.1. Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.3. Период осмысления сделанных открытий(1920–1930-е – 1980–1990-е гг.) Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.4. Современные направления в исследовании древнейшего искусства Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
1.5. Современные направления в исследовании древнейшего искусства Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Памятники палеолитического искусства на территории России
2.1. Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.3. Результаты исследований во 2-й половине XX в. Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.4. Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
2.5. Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая Практические 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе
3.1. Поиски истоков изобразительной деятельности Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства Практические 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
3.4. Роль изобразительной деятельности в жизни людей эпохи камня Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Методы изучения памятников первобытного искусства
4.1. Археологические исследования Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.2. Методы копирования Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.3. Методы копирования Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.4. Методы копирования Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.5. Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
4.6. Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 5. Искусство мезолита и неолита Евразии
5.1. Изменения в жизни людей. Новые задачи изобразительной деятельности Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.2. Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.3. Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.4. Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
5.5. Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины Практические 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Искусство энеолита и ранней бронзы Евразии
6.1. Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.2. Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.3. Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.4. Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства Практические 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
6.5. Предметы искусства в археологических культурах степной и лесной полосы Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Искусство развитой и поздней бронзы Евразии
7.1. Андроновская культурно-историческая общность Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.2. Основные характеристики искусства развитой бронзы Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.3. Основные характеристики искусства развитой бронзы Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.4. Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
7.5. Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 8. Искусство скифо-сакского времени
8.1. Аржано-майэмирское и раннескифское (раннесакское) искусство Сам. работа 4 6 Л1.2, Л3.1, Л1.1
8.2. Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль Сам. работа 4 4 Л1.2, Л3.1, Л1.1
8.3. Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль Практические 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1
8.4. Заключение. Значение первобытного искусства для мировой художественной культуры Лекции 4 2 Л1.2, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Известной находкой палеолитического искусства из грота Шаффо во Франции является…
1. изображение двух ланей на кости оленя
2. рисунок сцены с бизонами и мамонтами
3. изображение лошадей
Ответ: 1.
2. К числу пещер с палеолитическим искусством, исследованных Э. Пьеттом, относится…
1. Шаффо
2. Монтеспан
3. Мас-д’Азиль
Ответ: 3.
3. Изображения зверей приобретают схематический характер начиная с:
1. палеолита
2. мезолита
3. неолита
Ответ: 2.
4. Исследователем, открывшим изображения на стенах пещеры Ла-Мут в 1895 г., был …
1. М. де Саутола
2. Э. Пьетт
3. Э. Ривьер
Ответ: 3.
5. Фрески Каповой пещеры выполнены:
1. охрой и сажей
2. углем
3. сангиной и охрой
Ответ: 1.
6. Обожествление неодушевленных предметов — это:
1. анимизм
2. фетишизм
3. шаманизм
Ответ: 2.
7. Изображения рельефных бизонов находятся в пещере:
1. Монтеспан
2. Мас-д’Азиль
3. Альтамира
Ответ: 3.
8. Одним из наиболее распростараненных сюжетов скифо-сибирского звериного стиля является:
1. сражение воинов
2. терзание хищником
3. поклонение божеству
Ответ: 2.
9. Пещера Ла-Ферраси находится в:
1. Испании
2. Португалии
3. Франции
Ответ: 3.
10. Какой вид искусства характерен для окуневской археологической культуры:
1. монументальная скульптура
2. пещерная живопись
3. мелкая пластика из глины
Ответ: 1.
11. Что чаще всего изображали на «оленных» камнях Монголии:
1. личины
2. шаманскую атрибутику
3. предметы вооружения и воинское снаряжение
Ответ: 3.
12. Какой вид художественно творчества получил наибольшее распространение в скифскую эпоху:
1. декоративно-прикладное искусство
2. архитектура
3. живопись
Ответ: 1.
13. Памятник эпохи бронзы на Кавказе, из которого происходят произведения мелкой пластики и торевтики:
1. курган Аржан
2. Майкопский курган
3. Салбыкский курган
Ответ: 2.
14. Анаьинска культура известна своими:
1. расписными сосудами
2. большим количеством предметов мелкой пластики из бронзы
3. изваяними
Ответ: 3.
15. В памятниках кобанской культуры Кавказа было обнаружено большое количество декоративно оформленых вещей из:
1. серебра
2. бронзы
3. железа
Ответ: 2.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
- «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Менгир — это:
Ответ: вертикально врытый в землю большой камень
2. Мегалиты — это:
Ответ: культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.
3. Петроглифы — это:
Ответ: наскальные изображения
4. Кромлехи — это:
Ответ: мегалитические сооружения, состоящие из нескольких менгиров.
5. Циклопическая кладка — это:
Ответ: большие камни без раствора
6. Дольмен это:
Ответ: древнее погребально или культовое сооружение, представляющее собой несколько менгиров, на которых сверху горизонтально расположена каменная плита.
7. На территории России дольмены чаще всего встречаются на:
Ответ: на Северном Кавказе.
8. Материалы живописи характерные для мадленского периода:
Ответ: красная и желтая охра, сажа, мел.
9. Как условно называются фигурки тучных обнаженных женщин, характерные для эпохи палеолита:
Ответ: палеолитические Венеры.
10. Памятник на территории России эпохи камня, где было обнаружено большое количество изделия из дерева:
Ответ: Горбуновский торфяник.
11. Что зафиксировано у с. Каракол в Горном Алтае:
Ответ: петроглифы.
12. Погребальные фигурки и сосуды Майкопского кургана сделаны из:
Ответ: золота и серебра.
13. Изображения в виде солярных символов и меандра часто изображались на сосудах
Ответ: андроновской культуры.
14. К какому искусству относятся изваяния окуневской археологической культуры
Ответ: монументальному.
15. В раннескифское время происходит формирование такого уникального явления в истории искусства как:
Ответ: скифо-сибирский звериный стиль.
16. Почему «оленные» камни получили такое название?
Ответ: из-за часто присутствующих на них изображений этого животного.
17. Торевтика это –
Ответ: искусство ручной рельефной обработки художественных изделий из металла.
18. Знаменитое произведение торевтики, происходящее из кургана Солоха:
Ответ: золотой гребень.
19. Какой предмет, хранящийся сейчас в Золотой кладовой ГЭ, был найдет в кургане Куль-Оба:
Ответ: золотой сосуд.

20. Что изображено на так называем золотой пластине из Сибирской коллекйии Петра I?
Ответ: кавалькада всадкников.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
«Отлично» («зачтено») – ответ полный, развернутый. Вопрос полно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» («зачтено») – ответ полный, хотя краткий, студент владеет терминологией, ошибок нет. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, знает основную литературу, суждения правильны.
«Удовлетворительно» («зачтено») – ответ неполный. Недостатки в терминологии. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена (выбрать нужное) по всему изученному курсу. Зачет / экзамен (выбрать нужное) проводится в устной форме по билетам.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Основные характеристики искусства периода палеолита.
2. Начальный этап изучения памятников искусства периода палеолита.
3. Открытие Альтамиры и проблемы изучения пещерного искусства.
4. Искусство палеолита Европы. Основные концепции его зарождения и развития.
5. Особенности пещерного искусства. История открытия и изучения Ляско, Коске, Шове, Гаргас и др. (один памятник на выбор).
6. Отпечатки рук. Интерпретация и способы нанесения изображений.
7. Палеолитическое искусство на территории России. Общая характеристика.
8. История изучения памятников палеолита на территории России с конца XIX века по 1945 г.
9. Послевоенные открытия памятников палеолитического искусства на территории России (Капова пещера, Игнатиева пещера и др.).
10. Виды палеолитического искусства, зафиксированные на территории России.
11. Женские статуэтки и результаты их изучения.
12. Методы изучения древних памятников искусства.
13. Игровая, магическая и мифологическая гипотезы происхождения искусства.
14. Эколого-демографическая гипотеза происхождения искусства. Гипотеза информационного взрыва.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Древнейшие петроглифы и памятники искусства каменного века Алтая.
1. Наскальное искусство на территории Евразии. Методики копирования объектов.
2. Общая характеристика палеолитического искусства. Проблемы его происхождения и развития.
3. Особенности искусства в период мезолита.
4. Искусство периода неолита.
5. Особенности искусства неолита Западной Сибири.
6. Особенности искусства степной зоны Евразии в эпоху ранней и развитой бронзы.
7. Искусство окуневской культуры (или любой другой культуры эпохи энеолита – ранней бронзы: елунинская, афанасьевская, каракольская, трипольская и др.).
8. Искусство андроновской культурной общности.
9. Способы орнаментации керамики зубчатым орудием.
10. Способы орнаментации керамики незубчатым орудием. Штампы.
11. Керамические сосуды. Производство, составные части и орнаментация.
12. Особенности искусства эпохи поздней и финальной бронзы в Сибири.
13. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля.
14. Скифский звериный стиль.
15. Значение искусства в жизни людей первобытного общества.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» («зачтено»): студентом дан полный, исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знание в полном объеме учебной программы по предмету, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводи собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» («зачтено»): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные в ходе самостоятельного изучения материала, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с неточностью.
«Удовлетворительно» («зачтено»): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процесса изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных процессов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умение аргументировать свою точку зрения. Не решил практические задания, либо выполнил их со значительными ошибками.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.: монография Искусство, 1985
Л1.2 Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова Первобытное искусство: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии Первобытное искусство Евразии: учеб.-метод. комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» archaeology.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э3 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Места проведения практики места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями
Места проведения практики места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, а также представив реферат или эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Первобытное искусство Евразии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации первобытной истории и терминологического аппарата.