МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана объектов культурного и природного наследия в России и за рубежом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 130
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 130 130 130 130
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рабочая программа дисциплины
Охрана объектов культурного и природного наследия в России и за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами системой знаний междисциплинарного уровня о сохранении культурного и природного наследия, изучение основных этапов сохранения культурного и природного наследия на Алтае (Алтайский край, Республика Алтай), анализ и характеристика различных видов объектов культурного и природного наследия (национального и всемирного), определение его роли и места в современной жизни региона.
Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи:
– подходы к определению понятий памятник истории и культуры, историко-культурное и природное наследие;
– основные законы РФ, регулирующие отношения людей в сфере охраны и использования культурного и природного наследия;
– основные современные проблемы в памятникоохранительной деятельности региона;
– перспективы развития памятникоохранительной деятельности в современной России на федеральном и региональном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 Способен осуществлять профессиональную деятельность в области проведения историко-культурной экспертизы территорий нового хозяйственного строительства.
ПК-4 Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации
ПК-5 Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные этапы становления и развития отечественного и зарубежного законодательства об охране объектов культурного наследия;
– основные современные документы об охране объектов культурного и природного наследия Алтая;
– особенности государственной системы охраны культурного и природного наследия на региональном уровне
3.2.Уметь:
3.2.1.– применять теоретические и методологические основы историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия;
– использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, в т.ч. осуществлять контроль за использованием памятников арендаторами и владельцами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами подготовки и реализации инновационных разработок в области охраны культурного и природного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Охрана историко-культурного и природного наследия Алтая
1.1. Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия Лекции 6 6 ОПК-7 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Классификация памятников природы, истории и культуры. Сам. работа 6 15 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Классификация памятников природы, истории и культуры. Практические 6 2 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай Сам. работа 6 15 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай Практические 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия Лекции 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Формы и методы использования памятников. Сам. работа 6 15 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Формы и методы использования памятников. Практические 6 4 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая Сам. работа 6 15 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая Практические 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Природопользование на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Алтайского края и Республики Алтай. Лекции 6 4 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). Сам. работа 6 15 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). Практические 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Охрана и использование историко-культурного и природного наследия Алтая Лекции 6 4 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сам. работа 6 20 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практические 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Составление документации на памятник истории и культуры Сам. работа 6 5 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Анализ правовых документов в сфере охраны и использования объектов культурного и природного наследия Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Разработка аналитических записок Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Подготовка презентаций Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.21. Аналитические записки по памятникам наследия Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.22. Презентации учреждений музейного типа Сам. работа 6 6 ОПК-7, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для контрольных работ, задания в тестовой форме, вопросы к аттестации. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины. Используемые формы текущего контроля: контрольные работы, устный опрос, сообщение, тестирование.

Понятия «историко-культурное» и «природное» наследия.
Историко-культурная среда и ее составляющие части.
Определение понятия «памятник истории и культуры».
Систематическая классификация памятников истории и культуры.
Признаки, свойства и функции памятников истории и культуры.
Современное российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры.
Выявление и учет памятников истории и культуры.
Охрана. Виды, цели, категории охраны памятников истории и культуры.
Историко-культурная экспертиза историко-культурных объектов
Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Запада: США, ФРГ, Италия
Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Азии: КНР, Япония.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены аудиторные самостоятельные и контрольные работы по разделам:
Понятия «историко-культурное» и «природное» наследия.
Историко-культурная среда и ее составляющие части.
Определение понятия «памятник истории и культуры».
Систематическая классификация памятников истории и культуры.
Признаки, свойства и функции памятников истории и культуры.
Современное российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры.
Выявление и учет памятников истории и культуры.
Охрана. Виды, цели, категории охраны памятников истории и культуры.
Историко-культурная экспертиза историко-культурных объектов
Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Запада: США, ФРГ, Италия
Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Азии: КНР, Япония.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. «Целями государственной охраны объектов культурного наследия являются:
а) государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия;
б) предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия;
в) защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий;
г) проведение историко-культурной экспертизы;
д) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия.

2. К задачам государственной охраны объектов культурного наследия относятся:
а) установление ответственности за нанесение ущерба объекту культурного наследия;
б) предупреждение изменения облика и интерьера объектов культурного наследия;
в) согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов;
г) предотвращение нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия;
д) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Комарова Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Росохранкультуры». Режим доступа: http://rosohrancult.ru/
Э2 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия. Режим доступа: http://heritage.unesco.ru
Э3 Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru
Э4 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Э5 Портал «Музеи России». Режим доступа: www.museum.ru
Э6 Сайт «Музей будущего» включает статьи и аналитические материалы по менеджменту и дизайну современных музеев, а также публикации по сохранению объектов наследия. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ.