Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 130 | 130 | 130 | 130 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Освоение студентами системой знаний междисциплинарного уровня о сохранении культурного и природного наследия, изучение основных этапов сохранения культурного и природного наследия на Алтае (Алтайский край, Республика Алтай), анализ и характеристика различных видов объектов культурного и природного наследия (национального и всемирного), определение его роли и места в современной жизни региона. Для выполнения данной цели ставятся следующие задачи: – подходы к определению понятий памятник истории и культуры, историко-культурное и природное наследие; – основные законы РФ, регулирующие отношения людей в сфере охраны и использования культурного и природного наследия; – основные современные проблемы в памятникоохранительной деятельности региона; – перспективы развития памятникоохранительной деятельности в современной России на федеральном и региональном уровнях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-7 | Способен осуществлять профессиональную деятельность в области проведения историко-культурной экспертизы территорий нового хозяйственного строительства. |
ПК-4 | Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации |
ПК-5 | Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные этапы становления и развития отечественного и зарубежного законодательства об охране объектов культурного наследия; – основные современные документы об охране объектов культурного и природного наследия Алтая; – особенности государственной системы охраны культурного и природного наследия на региональном уровне |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – применять теоретические и методологические основы историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного и природного наследия; – использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия, в т.ч. осуществлять контроль за использованием памятников арендаторами и владельцами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами подготовки и реализации инновационных разработок в области охраны культурного и природного наследия |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Охрана историко-культурного и природного наследия Алтая | ||||||
1.1. | Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия | Лекции | 6 | 6 | ОПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Классификация памятников природы, истории и культуры. | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Классификация памятников природы, истории и культуры. | Практические | 6 | 2 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Региональные законодательства об охране культурного и природного наследия Алтайского края и Республики Алтай | Практические | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного и природного наследия | Лекции | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Формы и методы использования памятников. | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Формы и методы использования памятников. | Практические | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.10. | Памятники истории и культуры Алтая Особо охраняемые природные территории Алтая | Практические | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.11. | Природопользование на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Алтайского края и Республики Алтай. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.12. | Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.13. | Социально-экономическое и культурное развитие малых народов Алтая (на примере туба, кумандинцы, шорцы, челканцы, южные алтайцы). | Практические | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.14. | Охрана и использование историко-культурного и природного наследия Алтая | Лекции | 6 | 4 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.15. | Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.16. | Федеральное законодательство в области традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. | Практические | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.17. | Составление документации на памятник истории и культуры | Сам. работа | 6 | 5 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.18. | Анализ правовых документов в сфере охраны и использования объектов культурного и природного наследия | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.19. | Разработка аналитических записок | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.20. | Подготовка презентаций | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.21. | Аналитические записки по памятникам наследия | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.22. | Презентации учреждений музейного типа | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-7, ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для контрольных работ, задания в тестовой форме, вопросы к аттестации. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины. Используемые формы текущего контроля: контрольные работы, устный опрос, сообщение, тестирование. Понятия «историко-культурное» и «природное» наследия. Историко-культурная среда и ее составляющие части. Определение понятия «памятник истории и культуры». Систематическая классификация памятников истории и культуры. Признаки, свойства и функции памятников истории и культуры. Современное российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры. Выявление и учет памятников истории и культуры. Охрана. Виды, цели, категории охраны памятников истории и культуры. Историко-культурная экспертиза историко-культурных объектов Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Запада: США, ФРГ, Италия Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Азии: КНР, Япония. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Предусмотрены аудиторные самостоятельные и контрольные работы по разделам: Понятия «историко-культурное» и «природное» наследия. Историко-культурная среда и ее составляющие части. Определение понятия «памятник истории и культуры». Систематическая классификация памятников истории и культуры. Признаки, свойства и функции памятников истории и культуры. Современное российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры. Выявление и учет памятников истории и культуры. Охрана. Виды, цели, категории охраны памятников истории и культуры. Историко-культурная экспертиза историко-культурных объектов Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Запада: США, ФРГ, Италия Законодательство в сфере сохранения культурного и природного наследия в странах Азии: КНР, Япония. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. «Целями государственной охраны объектов культурного наследия являются: а) государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия; б) предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия; в) защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий; г) проведение историко-культурной экспертизы; д) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия. 2. К задачам государственной охраны объектов культурного наследия относятся: а) установление ответственности за нанесение ущерба объекту культурного наследия; б) предупреждение изменения облика и интерьера объектов культурного наследия; в) согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов; г) предотвращение нарушения установленного порядка использования, перемещения объектов культурного наследия; д) установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Охрана объектов культурного_46.03.04.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров | Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Изд-во АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Комарова | Сохранение природного и культурного наследия (экология культуры): учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт «Росохранкультуры». Режим доступа: http://rosohrancult.ru/ | |||
Э2 | Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия. Режим доступа: http://heritage.unesco.ru | |||
Э3 | Институт наследия. Режим доступа: www.heritage-institute.ru | |||
Э4 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям знаний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ | |||
Э5 | Портал «Музеи России». Режим доступа: www.museum.ru | |||
Э6 | Сайт «Музей будущего» включает статьи и аналитические материалы по менеджменту и дизайну современных музеев, а также публикации по сохранению объектов наследия. Режим доступа: http://www.future.museum.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Инструкция по освоению электронного курса и правила балльно-рейтинговой системы оценивания Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ. |