Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 19 | 16 | 21 | 15 | 23 | 12 | 14 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 14 | 14 | 16 | 16 | 14 | 14 | 16 | 16 | 14 | 14 | 16 | 16 | 12 | 12 | 12 | 12 | 114 | 114 |
Сам. работа | 22 | 22 | 20 | 20 | 22 | 22 | 20 | 20 | 22 | 22 | 20 | 20 | 24 | 24 | 24 | 24 | 174 | 174 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является выбор и написание научно-исследовательской квалификационной работы в области археологии. Для этого необходимо решить следующие задачи: • познакомить с правилами выбора и формулировки темы исследования и составления перспективного плана работы; • научить оформлять письменную научную работу и библиографический список (курсовая работа, тезисы доклада, научная статья и др.); • привить навыки подготовки устного публичного исследовательского выступления с докладом и презентацией; • раскрыть специфику написания работ на археологические темы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-6 | Способен осуществлять на базовом уровне в профессиональной деятельности анализ и интерпретацию археологических источников, отбор и анализ исторических фактов, понимать, критически анализировать и использовать археологическую и историческую информацию; |
ОПК-6.1 | Знает правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ. |
ОПК-6.2 | Осуществляет анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности |
ОПК-6.3 | Формирует и критически анализирует археологическую и историческую информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования |
ОПК-6.4 | Излагает полученные результаты анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме |
ОПК-8 | Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности. |
ОПК-8.1 | Знает современные информационные технологии и методику получения трехмерных моделей объектов археологических исследований с помощью фотограмметрии |
ОПК-8.2 | Применяет геоинформационные технологии в ходе экспедиционных исследований и при анализе археологических данных |
ОПК-8.3 | Выполняет 3D моделирование для детального изучения отдельных находок и археологических комплексов, а также для их демонстрации при создании виртуальных музеев |
ОПК-8.4 | Использует в профессиональной деятельности мультимедийные и презентационные технологии, веб-технологии, технологии обработки графической информации, технологии работы с электронными таблицами |
ПК-1 | Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия |
ПК-1.1 | Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований |
ПК-1.2 | Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия |
ПК-1.3 | Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила оформления библиографических списков, ссылок и иллюстративных материалов при подготовке докладов и курсовых работ; информацию об археологических находках с помощью полевых и кабинетных методов исследования; современные методы полевых и камеральных археологических исследований; особенности написании полевого отчета о раскопках в соответствии с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании; современные информационные технологии и методику получения трехмерных моделей объектов археологических исследований с помощью фотограмметрии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять анализ и интерпретацию археологических источников, необходимых в профессиональной деятельности; осуществлять деятельность по учету и хранению археологических коллекций и связанных с ними объектов; обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд; применять геоинформационные технологии в ходе экспедиционных исследований и при анализе археологических данных. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками формирования и критического анализа археологической и исторической информацию, исходя из ранее выработанных методологических принципов научного исследования; навыками изложения полученных результатов анализа археологической и исторической информации в устной, письменной и презентационной форме; сравнением выводов, полученных на основе анализа археологических источников, с данными других наук; законами и правилами проведения археологических работ; критической оценкой познавательных возможностей археологических источников; 3D моделированием для детального изучения отдельных находок и археологических комплексов, а также для их демонстрации при создании виртуальных музеев; мультимедийными и презентационными технологиями, веб-технологиями, технологиями обработки графической информации, технологиями работы с электронными таблицами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Выбор темы научно-исследовательской работы | ||||||
1.1. | Определение актуальности направления научной работы и формулировка ее темы | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Определение актуальности направления научной работы и формулировка ее темы | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Составление плана исследовательской работы | Практические | 1 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Составление плана исследовательской работы | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Первичное знакомство с основной литературой по теме исследования | Практические | 1 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.6. | Первичное знакомство с основной литературой по теме исследования | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.7. | Курсовая работа | Практические | 2 | 16 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.8. | Курсовая работа | Сам. работа | 2 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Работа с источниками и историографией | ||||||
2.1. | Определение круга источников и методик их анализа | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Определение круга источников и методик их анализа | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Установление степени изученности темы научной работы | Практические | 3 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Установление степени изученности темы научной работы | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.5. | Углубленное изучение специальной литературы по теме исследования | Практические | 3 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.6. | Углубленное изучение специальной литературы по теме исследования | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.7. | Курсовая работа | Практические | 4 | 16 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.8. | Курсовая работа | Сам. работа | 4 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Формулировка выводов научной работы | ||||||
3.1. | Обобщение результатов анализа источников | Практические | 5 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Обобщение результатов анализа источников | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Правила ведения научной дискуссии | Практические | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.4. | Правила ведения научной дискуссии | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.5. | Аргументация авторской позиции | Практические | 5 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.6. | Аргументация авторской позиции | Сам. работа | 5 | 8 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.7. | Курсовая работа | Практические | 6 | 16 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.8. | Курсовая работа | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Подготовка выпускной квалификационной работы | ||||||
4.1. | Объем ВКР и ее структура | Практические | 7 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Объем ВКР и ее структура | Сам. работа | 7 | 12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.3. | Оформление сносок и списка источников и литературы | Практические | 7 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.4. | Оформление сносок и списка источников и литературы | Сам. работа | 7 | 12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.5. | Доклад и презентация по теме ВКР | Практические | 8 | 12 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.6. | Доклад и презентация по теме ВКР | Сам. работа | 8 | 24 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные виды научных работ. 2. Актуальность темы научно-исследовательской работы. 3. Степень изученности темы научно-исследовательской работы. 4. Историография научно-исследовательской работы. 5. Цель и задачи научно-исследовательской работы. 6. Объект и предмет научного исследования. 7. Территориальные рамки научно-исследовательской работы. 8. Хронологические рамки научно-исследовательской работы. 9. Методы научно-исследовательской работы. 10. Источниковая база научно-исследовательской работы. 11. Практическая и теоретическая значимость научно-исследовательской работы. 12. Структура научно-исследовательской работы. 13. Оформление ссылок в научно-исследовательской работе. 14. Оформление списка источников и литературы в научно-исследовательской работе. 15. Выступление с научным докладом. 16. Подготовка презентации к научному докладу. 17. Требования к оформлению курсовой работы. 18. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Определяются научным руководителем |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Актуальность темы исследования (обоснуйте суть изучаемой вами проблемной ситуации и важность темы вашей работы для конкретной области исторической науки). 2. Цель и задачи исследования (кратко сформулируйте обозначенные позиции). 3. Методология и методы исследовательской работы (перечислите основные принципы и подходы, которыми вы руководствуетесь в своей работе и конкретные методы изучения). 4. Характеристика источниковой базы исследования (перечислите источники, которые вы изучаете по теме работы, согласно их принятой классификации). 5. Научная новизна результатов исследования (изложите новые, ранее не существовавшие, результаты вашей работы). 6. Апробация исследования (перечислите научные форумы, на которых делались доклады по теме вашей работы и оформите список ваших публикаций по теме исследования согласно ГОСТ-2011). 7. Библиографический список и ссылки в рукописи курсовой работы (подготовьте не-большой фрагмент текста вашей работы с оформленными сносками и список литературы к нему). 8. Макет титула курсовой работы (заполните титульный лист курсовой работы согласно разработанному образцу). |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Научно-исследовательский семинар.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шер Я.А. | Введение в археологию: учебное пособие | М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин | Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научно-исследовательский семинар | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/ Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/ Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время практиче-ского занятия определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не-удовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если сту-дентом дан полный, развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он проде-монстрировал освоение компетенций в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он проде-монстрировал освоение компетенций в достаточном объеме. Оценка «удовлетворитель-но» выставляется, если студентом дан ответ на один из вопросов темы занятия, отли-чающийся недостаточной полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освое-ние компетенций в частичном объеме. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, ес-ли студентом не дан ответ на вопрос темы занятия и компетенции не сформированы в необходимом объеме. Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета оценивается на «зачтено» или «не зачтено» по следующим критериям. «Зачтено» ставит-ся, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, где он про-демонстрировал освоение компетенций в полном или достаточном объеме учебной про-граммы. «Не зачтено» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленный во-прос и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы. |