МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Востока: древность и средневековье

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 12 12 22 22
Практические 16 16 18 18 34 34
Сам. работа 10 10 78 78 88 88
Итого 36 36 108 108 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова И.В.;к.и.н., Доцент, Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Лысенко Ю.А.

Рабочая программа дисциплины
История Востока: древность и средневековье

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Лысенко Ю.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Лысенко Ю.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов представление об основных этапах развития цивилизаций Востока в эпоху древности и средневековья; показать особенности общественно-политического, социально-экономического и культурного развития стран Востока, раскрыть специфику восточных цивилизаций и определить их вклад в мировую историю.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач;
ОПК-1.1 Знает терминологический аппарат исторических наук и археологии и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
ОПК-1.2 Знает принятые периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук
ОПК-1.3 Применяет современные методологические концепции при решении профессиональных задач
ОПК-2Способен анализировать и содержательно объяснять историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках;
ОПК-2.1 Знает основные закономерности историко-археологических процессов, а также особенности культурного, экономического и социально-политического развития обществ на разных этапах истории
ОПК-2.2 Идентифицирует, анализирует и интерпретирует письменные, изобразительные и материальные источники, зафиксированные при археологических исследованиях
ОПК-2.3 Осуществляет отбор образцов для междисциплинарных анализов и имеет навыки первичной интерпретации полученных результатов
ОПК-2.4 Использует цифровые методы при анализе и обобщении археологических источников
ПК-1Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-1.1 Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
ПК-1.2 Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
ПК-1.3 Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные факторы развития Востока; особенности социальной, экономической, политической структур восточного общества; характер этнических процессов, проблему этногенеза в странах Востока;специфику правовой системы восточных обществ; основные догмы религиозных течений Востока (ислам, индуизм, буддизм); основные концепции философских учений Востока; хронологию основных событий истории стран Востока; источниковую базу и историографию истории Востока
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и давать характеристику основным этапам исторического развития восточных обществ; характеризовать традиции и нормы социально-политической и социально-экономической жизни стран Востока; определять основные достижения восточных цивилизации; проводить причинно-следственные связи между историческими процессами и событиями; квалифицированно пользоваться историческими источниками и научной литературой
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами научного анализа исторических процессов; методологическими подходами для анализа исторического процесса; категориальным аппаратом дисциплины и способностью применять его в учебно-исследовательской деятельности; навыками работы с историческими источниками и картами; навыками самостоятельного анализа и интерпретации сложных исторических событий и процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. История древнего Востока
1.1. Особенности развития древневосточных обществ Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.2. История государств древней Месопотамии Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.3. История древнего Египта Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.4. История стран Ближнего Востока в эпоху древности Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.5. Индия и Китай: общее и особенное в развитии древневосточных цивилизаций Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.6. Общество и государство Месопотамии по Законам Хаммурапи Практические 3 4 ПК-1.2, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.7. Религиозная система древнего Египта Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.8. Основные этапы развития древнееврейского царства Практические 3 2 ПК-1.2, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.9. Государство Урарту Практические 3 2 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.10. Греко-персидские войны Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ОПК-2.2, ОПК-1.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.11. Основные идеи буддизма Практические 3 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.12. Конфуцианство как основа китайской цивилизации Практические 3 2 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
1.13. Изучение материалов для написания контрольной работы Сам. работа 3 10 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4
Раздел 2. Раздел 2. История стран Востока в эпоху раннего средневековья
2.1. Средневековый Восток и всемирный исторический процесс Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.2. Особенности развития Китая в средние века Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.3. Генезис и развития Японии в средние века Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.4. Индия в средние века: экономика, политика, религия Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.5. Иран: от древности к средневековью Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.6. Возникновение ислами и исламской политии Лекции 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-5.1, УК-5.2 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.7. Среденевековое общество Китая: анализ источников Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.8. Сегунат как форма японской государственности Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.2, ОПК-2.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.9. Кочевники средневековься Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.10. Возникновение ислама. Основные идеи и течения. Практические 4 4 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.11. Сасанидский сборник и средневековое общество Ирана Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.12. Модернизация Османской империи Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.13. Надельная система на Дальнем Востоке Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.14. Османская империя: социальная структура и религии Практические 4 2 ПК-1.2, ОПК-2.3, ОПК-1.3, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4
2.15. Работа с дополнительными материалами по разделу Сам. работа 4 78 ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-2.3, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-2.4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11287

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. При каком египетском фараоне была проведена религиозная реформа , выдвинувшая культ Атона на первый план.
А. Аменхотеп IV
Б. Рамсес II
В. Тутмос III
Г. Хатшепсут
Ответ: А.
2. В каком некрополе находятся пирамиды царей IV династии Хафра, Менкаура, Хуфу?
Выберите один ответ:
А. Абусир
Б. Гизе
В. Саккара
Г. Абидос
Д. Дешаш
Ответ: Б.
3. В каком году была найдена гробница Тутанхамона?
А. 1798 г.
Б. 1880 г.
В. 1822 г.
Г. 1848 г.
Д. 1922 г.
Ответ: Д.
4. К какой языковой семье относится древнеегипетский язык
А. нило-сахарской
Б. афразийской
В. нигеро-конголезской
Г. индоевропейской
Ответ: Б.
5. Окончательная реставрация культа Амона - Ра после реформы Эхнатона была проведена
А. Тутанхамоном
Б. Мернептахом
В. Сети I
Г. Аменхотепом III
Д. Хоремхебом
Ответ: Д.
6. С каким событиями в истории Египта связано начало общегосударственного почитания солнечного бога Ра?
А. Объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство
Б. Завоевание и присоединение Нубии
В. Строительство пирамид фараонами IV династии Хеопсом и Хефреном
Г. Восшествие на престол V общеегипетской династии
Ответ: Г.
7. Кто из исследователей внес существенный вклад в дешифровку хеттского языка, доказав, что он, как и другие анатолийские языки относятся к индоевропейским языкам.
А. К. Нибур
Б. Ф. Шампольон
В. Г. Винклер
Г. Б. Грозный
Ответ: Г.
8. Как называется священная книга зороастрийцев?
А. Авеста
Б. Трипитака
В. скрижали
Г. Сутра
Ответ: А.
9. На Дальнем Востоке распространился буддизм в форме Махаяны («Большая колесница»), отличавшийся менее суровыми требованиями к верующим.
а. Да
б. Нет
Ответ: а
10. Выберите лишнее:
Развитие конфуцианства в III-V в. выражалось:
а. В потере всеобщего характера
б. Распространялось исключительно в среде образованной элиты
в. Отдельные его элементы использовались в управлении китайской деревни
г. Оно трансформировалось в неоконфуцианство
Ответ г.
11. Какое направление буддизма стало популярным направлением в Китае X-XII?
а. Чань
б. Тантризм
в. Ламаизм
г. Ваджраяна
Ответ: а
12. Основателем неоконфуцианства считают
а. Чжу Си
б. Чжан Цзе
г. Чэн Ху
в. Фань Чжу
Ответ: а
13. Верно ли суждение?
Чжу Си завершил начатое Конфуцием движение, введя понятие “сознания Неба” или “небесного ума-сердца”
а. Да
б. Нет
Ответ: а
14. Выберите лишнее:
В пантеон богов вишнуизма входили:
а. Кришна
б. Вишну
г. Шива
в. Брахма
Ответ: а
15. Какое из движений в раннем исламе сошло с исторической сцены?
а. Хариджиты
б. Сунниты
в. Шииты
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Кто в шумеро-аккадской мифологии был богом ветра, воздуха, земли и бурь?
Ответ: Энлиль
2. Назовите верховное божество религиозного пантеона Вавилонии.
Ответ: Мардук
3. Назовите три «драгоценности буддизма».
Ответ: (А) Будда; (Б) Дхарма; (В) Сангха.
4. Конфуцианство – это
Ответ: этико-философское учение, разработанное китайским мыслителем Конфуция в VI – V вв. до н.э. Стало идеологической основой китайской цивилизации.
5. Назовите имя египетского фараона в период правления которого велось грандиозное строительство и был возведен заупокойный храм со знаменитыми "колоссами Мемнона".
Ответ: Тутмос III.
6. В какую эпоху истории Египта были созданы художественные памятники "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "История пастуха", "Сказки папируса Весткар".
Ответ: Среднее царство
7. Библия - ценный источник по истории Египта. В каком разделе Библии содержатся важные сведения о Египте?
Ответ: "Исход" и "Книга бытия"
8. Кто из исследователей внес существенный вклад в дешифровку хеттского язык, доказав, что он, как и другие анатолийские языки относятся к индоевропейским языкам.
Ответ: Б. Грозный
9. Назовите народность, населявшую северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье в течении II тыс. до н.э.
Ответ: каски
10. Назовите имя ученого, который впервые скопировал и прочитал Бехистунскую надпись, ставшую «ключем» к дешифровке месопотамской клинописи?
Ответ: Г. Раулинсон
11. Что общего у буддизма и индуизма в средние века?
Ответ Индуизм перенял важные буддистские положения: учение о дхарме, карме и ахимсе.
12. Что такое принцип необходимости в буддизме?
Это исключения из системы правил, определяющих, кто кого и каким образом «оскверняет». Принцип необходимости допускает преодоление запрета при отсутствии выбора.
13. Какие факторы способствовали появлению неоконфуцианства?
В период укрепления имперской государственности (а), при династии Тан в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё большее влияние в государстве приобретало новое — буддийское течение (чань будизм) (б), ставшее важным фактором в политической и экономической жизни (в). Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения.
15. Опишите понятие «сань цзяо» (три учения) в эпоху Сун (X-XIII в.).
Учение «сянь цзяо» обосновывало подчинений, зависимый статус конфуцианства, даосизма, буддизма (а) и, соответственно, их последователей от стоящей над всеми ними официальной идеологии (б), с ее сакрализацией персоны императора как мироустроительного и гармонизирующего началам (в). Тем самым за государственной идеологией был закреплен статус универсальной мировоззренческой системы (г).
16. Как представители буддизма в Китае относились к фигуре императора (VI-X в)?
Буддисты согласились, что императоры должны были возглавлять буддистскую общину (а), они воспринимались на воплощения будды (б). Но если буддистские монахи понимали, что императоры «теряли» мандат Неба, то осуществляли акты неповиновения (в) и возглавляли восстания (г).
17. Объясните популярность чань-буддизма в средневековом Китае.
Причины этого успеха были простыми. Чань обращался к тем же категориям, что и даосизм: отшельничество (а), безыскусная простота (б), сосредоточенность (в), мистическое путешествие в поисках внутренних богов (г).
18. Кратко опишите концепцию "Мандата неба" в средневековом Китае.
Небо, вручая мандат правителю (своему сыну Тяньцзы) (а), одаривало его силой «дэ». Она подразумевала в первую очередь индивидуальные сверхъестественные силы монарха (б), способные организовать разделение пространства по четырем направлением (в), обеспечить чередование времен года и рождение жизни (г).
19. Опишите структуру сасанидского общества (V в.)
Позднее общество сасанидского Ирана делилось на четыре сословия - жрецы, воины, писцы и простой народ.
20. Назовите самое известное культовое место у арабов в домусульманский период.
Выделяют , прежде всего, Мекку, на ее территории и в окрестностях находился не один храм, а целый комплекс мест поклонения. Важнейшим из них была Ка'ба


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен применять на базовом уровне знания исторических наук и археологии как особого раздела исторической науки при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Древнейшие хозяйственные архивы, обнаруженные на территории Месопотамии датируются ...
А. IV тыс. до н.э.
Б. VI тыс. до н.э.
В. III тыс. до н.э.
Г. II тыс. до н.э.
Д. V тыс. до н.э.
Ответ: В.
2. Кому принадлежит известная историческая надпись «Стелла коршунов», в которой описывается победа Лагаша над Уммой?
А. Гильгамешу
Б. Саргону I
В. Гудеа
Г. Эаннатуму
Д. Энтемену
Ответ: Г.
3. Кому из античных мыслителей принадлежит трехтомное историческое сочинение по истории Месопотамии, первая часть которого содержит уникальные вавилонские мифы и носит название "Мудрость"?
А. Берос
Б. Страбон
В. Геродот
Г. Ктесий Книдский
Ответ: А.
4. Когда были созданы среднеассирийские законы?
А. XIV - XIII в. до н.э.
Б. XI в. до н.э.
В. XVI - XV в. до н.э.
Г. XIII-XII в. до н.э.
Ответ: А.
5. Самые крупные завоевания Нового царства Египта совершил фараон:
А. Аменхотеп I;
Б. Сенурсет III;
В. Тутмос III;
Г. Сети I;
Д. Рамсес III.
Ответ: В.
6. К какому периоду истории древней Месопотамии относятся археологические памятники культуры Млефаат?
А. мезолит
Б. энеолит
В. неолит
Г. палеолит
Ответ: А.
7. К какому периоду истории древней Месопотамии относятся археологические памятники культуры Эль-Убейд?
А. мезолит
Б. энеолит
В. неолит
Г. палеолит
Ответ: Б.
8. К какому периоду истории древней Месопотамии относятся археологические памятники культуры Джармо?
А. мезолит
Б. энеолит
В. неолит
Г. палеолит
Ответ: В.
9. Древнейшие памятники на территории Месопотамии – стойбища охотников Барда –Балка, Шанидар относятся к эпохе:
А. бронзового века
Б. палеолита
В. железного века
Г. мезолита
Д. неолита
Ответ: Б.
10. Какая из китайский династий пыталась ввести надельную систему до династии Суй?
А. Северная Вэй (386—535)
Б. Ранняя Янь (348-370)
В. Северная Янь (409—436)
Г. Поздняя Цинь (384—417)
Ответ: А.
11. Определите географическое расположение индуских государств в VI-VIII вв.
Регион
А. Нижнее течение Ганга
Б. Джамна-Гангское двуречье
В. Районы долины Инда
Государства
1. Бихар, Бенгалия
2. Уттар-Прадеш
3. Панджаб, Синд
Ответ: А1, Б2, В3
12. Военная мощь династии Вэй опиралась на:
А. организацию военных поселений
Б. развитие арендных отношений
В. рост городов
Г. союз с кочевниками
Ответ: а
13. Ли Юань основал династию:
А. Тан
Б. Суй
В. Вэй
Г. Сун
Ответ: а
14. Верно ли суждение?
Общество Дзёмон – это было неолитическое общество, основными отраслями их хозяйства были собирательство, рыболовство и охота. Айны не занимались земледелием, агрокультивация и накопительное хозяйство не практиковались.
А. Да
Б. Нет
Ответ: а
15. Переворот Тайка (VII в.) связан с (выберите 2 ответа):
А. Созданием центральных органов
Б. Новой унифицированной налоговой системой
В. Усилением частного землевладения
Г. Усиление клановых структур
Д. Ослаблением власти императора
Ответ: а, б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. К какому историческому периоду относятся древнейшие памятники на территории Месопотамии – стойбища охотников Барда –Балка, Шанидар
Ответ: палеолит
2. Назовите археологический памятник, комплекс древних поселений Месопотамии, располагающийся на территории современного Ирака, к югу от Мосула.
Ответ: Хассуна
3.Назовите археологическую культуру на территории Месопотамии последней трети V — начала IV тысячелетия до н. э., характеризующуюся наличием системы оросительных каналов, расцветом ремесел.
Ответ: Убайд.
4. При какой общеегипетской династии Древнего царства Египет достиг максимального развития?
Ответ: IV общеегипетская династия
5. Как называлась административно-территориальная единица в Персидском царстве, введенная царем Дарием?
Ответ: сатрапия
6. Назовите основателя Персидской державы Ахеменидов?
Ответ: Кир II
7. Назовите крупнейшие центры Индской цивилизации (XXIII - XVIII вв. до н.э.).
Ответ: Хараппа, Мохенджо-Даро
8. Назовите отличительные черты Индской цивилизации (XXIII - XVIII вв. до н.э.).
Ответ: (А) четкая планировка городов, свидетельствующая о наличии социального неравенства, (Б) высокий уровень благоустройства городов
9. Как называлось собрание в Индии ведийского периода, на котором полноправными общинниками решались вопросы внутренней жизни и управления ведийской общиной?
Ответ: сабха
10. В чем особенности общинной (гос.) организация Китая в эпоху Тан?
Каждые пять семей должны составлять бао (а). Во главе бао стоял староста (б). Каждые пять бао – составляли люй (в), каждые четыре люй – составляли цзу (г). В каждом из них стояли начальники (д). Система опиралась на круговую поруку (е).
11. Опишите меры, предпринятые Цао Цао, для усиления государства
Введена новая система отбора и квалификации чиновников (а), просуществовавшая вплоть до конца VI в. Учреждались особые должности «беспристрастных и прямых» (б). Вводилиись «деревенской категории» (в).
12. Какова историческая роль эдикта о надельной системы в эпоху Северной Вэй (485 г.)
Ответ: Этот эдикт означал удар по крупной земельной собственности знати (а) и усиление роли бюрократического аппарата (б).
13. Объясните организацию фубин
Фубин рассматривалась как форма воинской повинности, в которой крестьяне каждые 7-8 месяцев уходили служить на 30 дней. В стране утверждались своеобразные военные округа, поставлявшие до 1200 солдат. Количество военных округов в империи Тан колебалось от 600 до 800, что означало практически постоянную готовность армии в 400-800 тыс. человек.
14. Опишите основную тенденцию развития крестьянства в эпоху Сун.
Абсолютное большинство населения страны, как и прежде, составляло крестьянство (а). они делились на две категории: чжуху (хозяева) (б) и кэху (пришлые) (в).
15. Опишите военную организацию эпохи Мин (реформа 1368)
Регулярная армия набиралась рекрутами (а). и состояла из гарнизонов (б)., тысячных караулов (в) и сотенных караулов (г).
16. В чем заключалась суть стандартизации жизни при Чжу Юаньчжане
Была осуществлена иммобилизации граждан, как физической (а) (разрешались поездки не далее 12 км от места проживания), так и социальной (б) (сын наследовал профессию отца). Император попытался постепенно ввести жёсткую регламентацию всей жизни подданных(в).

17. Дайте краткую характеристику аграрной политики Чжу Юаньчжана
Фактические была введена надельная система (а), хотя ее официально не декларировали. В соответствии с новыми принципами каждые 10 дворов объединялись в цзя, а каждые 10 цзя составляли ли (б), связанные круговой порукой(в).

18. Ликвидировали ли минские императоры частное землевладение?
Крупное и среднее землевладение при Минах генетически восходили к итогам реформы Ян Яня. И новая власть не изменила сложившегося положения, оставляя взаимоотношения арендаторов и арендодателей вне своей компетенции.

19. В чем суть минской политики в отношении ремесленников?
Правительство Мин в начальные годы взяло курс на укрепление и расширение казенного ремесла и промыслов. Ремесленники поочередно – 1 раз в 3 года на 3 месяца – привлекалась на работы (в рамах повинности). Их снабжение и обеспечение сырьем и прочими средствами производства брало на себя государство.

20. Изменилась ли социальная структура в Минскую эпоху конце (XIV-XV вв.)?
Нет. Социальная структура была схожа танско-сунским периодом. Китайцы делились на чиновников и народ, среди которого выделялись ученые (ши) – кандидаты в чиновники, земледельцы, ремесленники и торговцы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен анализировать и содержательно объяснять историко-археологические процессы и явления в их культурных, экономических, социальных и политических измерениях и их отражение в археологических источниках
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Первые памятники письменности в Месопотамии появляются в:
А. конце VIII тыс. до н.э.
Б. середине II тыс. до н.э.
В. начале V тыс. до н.э.
Г. на рубеже III - II тыс. до н.э.
Д. конце IV тыс. до н.э.
Ответ: Д.
2. Источниками по истории социально-политического кризиса конца эпохи Среднего царства являются:
А. Тексты саркофагов
Б. Поучения Ахтоя
В. Рассказ Синухета
Г. Речение Ипусера
Ответ: Г
3. Реформа Эхнатона в Египте была направлена на ...
А. укрепление в государственных структурах иноземцев
Б. усиление позиций фиванского жречества
В. усиление позиций номовой аристократии
Г. уменьшение позиций фиванского жречества
Ответ: Г.
4. Одним из достижений правления в Египте Хатшепсут стало...
А. организация кругосветной экспедиции финикийцев вокруг Африки
Б. укрепление военных позиций в Восточном Средиземноморье
В. начало строительства канала между Красным морем и Нилом
Г. организация военно-торговой экспедиции в Пунт
Ответ: Г.
5. Определите верно ли утверждение: В конце эпохи Древнего царства фараоны VI династии перераспределили властные полномочия, передав их большую часть в руки номовой аристократии, что обеспечило стабильность политический систему страны.
А. верно
Б. не верно
Ответ: Б.
6. Определите верно ли утверждение: Важным изменением в социальной структуре Египта Нового царства было расширение контингента рабов и появление слоя мелких рабовладельцев.
А. верно
Б. не верно
Ответ: А.
7. При каком правителе Хеттского царства был окончательно решен вопрос о наследовании царской власти, согласно которому право вступления на престол отныне получали только сыновья царя по старшинству?
А. Телепину
Б. Лабарна
В. Мурсили I
Г. Хаттусили II
Ответ: А.
8. С именем какого правителя связано образование Персидской державы?
А. Кира II
Б. Дария I
В. Камбиза
Г. Астиага
Ответ: А.
9. Назовите древнеиндийское божество, которого связывают с силой, разрушающей порочность мира, страсти и чувства на пути к новому этапу развития.
А. Вишну
Б. Брахма
В. Будда
Г. Шива
Д. Ганеш
Ответ: Г.
10. Выберите лишнее.
Известно, что позднее общество сасанидского Ирана делилось на четыре сословия.
А. жрецы
Б. воины
В. писцы
Г. простой народ
Д. торговцы
Ответ: Г.
11. Подлинным основателем зороастрийской государственной церкви был:
А. Картир
Б. Мани
В. Варахран
Г. Мухаммад
Ответ: А.
12. Выберите лишнее.
Главными результатами реформ Хосрова I стали:
А. Усиление чиновничества
Б. Новая налоговая и финансовая системы
В. Усиление крупной аристократии
Г. Рост мелкой аристократии, или дихканства
Ответ: В.
13. Мухаммад родился в каком году?
А. 570
Б. 600
В. 590
Г. 540
Ответ: А.

14. Диван времен Мединского халифата - это:
А. списки воинов по примеру Византии для выплаты постоянного жалования.
Б. система государственных органов в Мединском халифате
В. поземельный налог
Г. место в мечети
Ответ: А.

15. Легендарным основателем Ямато был
А. Дзимму
Б. Аматэрасу
В. Сёму
Г. Токугава
Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какое название получило объединение в XIV – XIII в. до н.э. различных племен западной части Малой Азии и островов Восточного Средиземноморья?
Ответ: народы моря
2. В одном из своих эдиктов этот царь написал : «Дхарма приумножилась двумя средствами: благодаря основанным на дхарме повелениям, и благодаря переубеждению. ... Основываясь на дхарме, я повелел защищать животных и многое другое. Но именно благодаря переубеждению в народе возросла дхарма не убивать живых существ и не вредить им». О каком правителе идет речь?
Ответ: Ашока
3. Сформулируйте в чем заключался основной итог развития Индии в ведийский период.
Ответ: развитие социального расслоения и формирование классового строя
4. Сформулируйте основные положения, которые отличают суть махаяны как буддийского направления.
Ответ: (А) возможность достижения спасения при жизни, (Б) широкий путь спасения, (В) спасение для всех.

5. Какие достижения в экономическом развитии были сделаны жителями Индии в конце I тысячелетия до н. э. и первые века новой эры ?
Ответ: выплавка высококачественной стали
6. Назовите основные варны, входящие в социальную структуру древней Индии.
Ответ: (А) брахманы, (Б) кшатрии, (В) вайшьи, (Г) шудры
7. Определите, какому периоду истории Древнего Китая соответствует следующая характеристика: «На территории Китая существует около тридцати государственных образований, среди которых выделяется «семь сильнейших».
Ответ: Чжаньго
8. Назовите событие, в результате которого китайская династия Хань пришла к своему краху.
Ответ: восстание «желтых повязок»
9. В основе какого древнекитайского философского учения лежат понятия "благородный муж" и "сыновья почтительность"?
Ответ: конфуцианство
10. Как в эпоху Чжоу стали именовать древнекитайские царства, населенные этническими китайцами?
Ответ: Чжунго

11. Назовите основные итоги развития периода Асука (592-710 гг.)
Ответ: Главным итогом реформ в период Асука стало: (А) создание нового, централизованного государства китайского образца; (Б) распространение буддизма; (В) создание первого свода законов «рицурё»; (Г) расцвет японской культуры

12. Сформулируйте какими признаками характеризуется каста как замкнутая социальная группа в индийском обществе
Ответ: (А) эндогамией (т.е. запретом заключения браков за пределами группы); (Б) экстерриториальностью (рассредоточена среди иных таких же групп; впрочем, каждая каста привязана также и к определенной территории); (В) самосознанием (каждый ее член осознает свою принадлежность к ней); (Г) особой культурой, выражающейся в специфических обычаях, обрядах, мифологии; (Д) признанным кругом традиционных занятий; (Е) иерархической системой, образующейся с другими подобными группами; (Ж) ограниченным общением с другими группами.

13. Назовите основные реформы Умара (634—644).
Ответ: (А) денежная реформа; (Б) реформа налоговой системы; (В) основание диванов; (Г) введение новой системы исчисления; (Д) признание ритуала хиджа; (Г) начало формирования текста Корана.

14. Объясните содержание понятия "икта", получившее распространение в период Аббасидского халифата.
Ответ: «Икта» это передача государством прав на присвоение части налогов с данного селения или района, то есть поземельного налога — «хараджа» определенному человеку. «Икта» предоставлялась либо на время службы, либо пожизненно. Благодаря обычаю наследования должностей, «икта» со временем стала фактически передаваться по наследству.
15. Как называется система правления императора Японии Госандзё (император отрекался от власти приняв буддийское посвящение, но на деле оставался правителем).
Ответ: Инсэй
16. В чем суть военной реформы Акбара.
Акбар ввел систему мансабдари, «табель о рангах». Были установлены 33 ранга, называвшиеся по числу всадников, которых символически обязан был содержать каждый служащий империи.
17. В чем отличие религиозной политики Акбара?
Акбар хотел преодолеть враждебность индусов и мусульман, создать атмосферу уважения к чуждым мусульманам религиозным воззрениям, превратить верхи индусской общины, брахманов и раджпутов в социальную опору власти.
18. Кто такие «первичные заминдарами»?
Это арендаторы (райяты), которые работали непосредственно на земле без прав собственности.
19. Охарактеризуйте экономическое положение ремесленников в эпоху Моголов
У ремесленников преобладало мелкое семейное хозяйство (а). Жилище служило и мастерской (б). Цены, по которым ремесленник мог продать свою продукцию, были низкими (в). Ремесленники выживали за счет авансов от скупщиков и часто находились в долговой кабале.
20. Что такое религия Дин-и-иллахи
Новая религия Дин-и-иллахи или «Божественная вера» - это система учения Акбара, пытавшее религиозно объединить индусов и мусульман, выработав систему верований, приемлемую для всех.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. И. М. Дьяконов выдвигает свою схему восьми фаз исторического развития. Эти фазы — первобытная, первобытнообщинная, ранняя древность, имперская древность, средневековье, стабильно-абсолютистское постсредневековье, капиталистическая, посткапиталистическая. Можно ли данную концепцию считать формационной?
А. Да
Б. Нет
Ответ: А.
2. Какие надписи стали ключом к дешифровке древнеегипетской письменности:
А. Суэцкие надписи;
Б. Розеттская надпись;
В. Бехистунская надпись;
Г. Иньские надпиcи.
Ответ: Б.
3. Кто является одним из авторов цивилизационного подхода к изучению исторического процесса?
А. А. Тойнби
Б. К. Маркс
В. Л. Гумилев
Г. Ж.Ж. Руссо
Ответ: А.
4. Какой из признаков цивилизационного подхода к изучению исторического процесса является определяющим?
А. Письменность
Б. Производственные отношения
В. Развитие общего рынка
Г. Появление форм религиозного сознания
Ответ: А.
5. Кто из современных исследователей является автором концепции «столкновения цивилизаций»?
А. С. Хантингтон
Б. А. Тойнби
В. П. Сорокин
Г. Л. Гумилев
Ответ: А.
6. Назовите один из важнейших принципов исторического исследования.
А. Объективность
Б. Детальность
Г. Экспериментальность
Д. Диалектичность
Ответ: А.
7. Какой памятник древнеегипетской цивилизации внесен в список ЮНЕСКО как памятник историко-культурного наследия.
А. Мемфис и его некрополи - район пирамид от Гизы до Дахшура
Б. Каир
В. Храм Абу-Симбел
Г. Монастырь Св. Екатерины
Ответ: А.
8. В каком году в Эрмитаже впервые был открыт зал, посвященный Древнему Египту?
А. 1852 г.
Б. 1902 г.
В. 1766 г.
Г. 1705 г.
Ответ: А.
9. Назовите самый известный правовой памятник Китая (VII в.)
А. Тан люй шу и
Б. Тан лин
В. Тан шу
Г. Тан гуан
Ответ: А.

10. В чем историческая ценность Тан люй шу и?
А. Первый правовой источник, дошедший в полном объеме
Б. Первый документ, переведенный на латынь
В. Документ, написанный на монгольском языке
Г. Полный сборник буддистских канонов
Ответ: А.

11. Назовите правовой документ эпохи Сасанидов, датированный 620 г.
А. Сасанидский сборник
Б. Постановления Хосрова
В. Записки Фаррохмарда
Г. Судебник
Ответ: А.

12. Правой документ Минской эпохи назывался:
А. Да Мин люй
Б. Мин ши
В. Цзинь ши
Г. Жизнеописание Чжу Юаньчжана
Ответ: А.

13. Верно ли утверждение?
Коран был написан к моменту смерти Мухамаада в 632 г.
А. Да
Б. Нет
Ответ: Б.

14. Объясните значение норм шариата?
А. Регулируют отношение между богом и человеком
Б. Регулируют отношение между государством и человеком
В. Регулируют отношение между богом и государством
Ответ: А.

15. Канун-наме в какой средневековой стран были распространены?
А. Османской империи
Б. Державы Чингизхана
В. Государстве Сефивидов
Г. Китае
Ответ: А.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Назовите основные признаки цивилизационного подхода.
Ответ: (А) появление и распространение письменности; (Б) опыт совместного труда значительных человеческих коллективов; (В) появление новых форм политичекой жизни; (Г) возникновение новых форм общественного сознания; (Д) появление города как хозяйственного, военного, административного, культурно-религиозного центра; (Е) производство прибавочного продукта; (Е) становление и развитие сложной социальной структуры, появление классового общества.

2. Назовите древневосточные цивилизации, относящиеся к «закрытому» типу цивилизаций.
Ответ: (А) Египет; (Б) Китай.

3. Сформулируйте основные отличия образа государства в конфуцианстве и легизме.
Ответ: Легизм – это учение о законе, для государства характерна сильная власть правителя, опирающаяся на закон. Конфуцианство в основу государства видит знание, добродетель, уважение и ритуал.

4. Какая из варн в древнеиндийском обществе занимала наиболее привилегированное положение, отличалась особым уважением и почитанием, так как владела «священным знанием»?
Ответ: брахманы

5. Назовите ученых, с именами которых связана дешифровка месопотамской клинописи.
Ответ: Г.Ф. Гротефенд, Г. Раулинсон
6. Как называется памятник древнеиндийской культуры, состоящий из группы буддийских памятников (монолитных столпов, дворцов, храмов и монастырей), которые имеют различную степень сохранности и в основном относятся к II-I вв. до н.э. Это самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до XII в.
Ответ: комплекс Санчи
7. Назовите город, который в ХIV-IХ вв. до н.э. был первой столицей Ассирийской империи, центром торговли международного значения, религиозным центром ассирийцев, будучи тесно связанным с культом бога Ашшура. Сегодня город входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ответ: Ашшур.
8. Сформулируйте, что объединяет следующие памятник по истории древнего Китая: Великая китайская стена, гробница первого императора династии Цинь, стоянка «пекинского человека» в Чжоукоудяне, пещерные храмы Юньган.
Ответ: памятники входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО
9. Назовите крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства, коллекция которого насчитывает более 160 тыс. экспонатов.
Ответ: Египетский национальный музей в Каире.
10. Назовите основные черты формации АСП.
Основными чертами АСП (например, по работам Р.М. Нуреева) являются: (А) первый путь образования классов, когда власть и господство основываются на высоком положении в традиционной иерархии и престиже; (Б) коллективное начало; (В) развитие коллективной эксплуатации; (Г) монополизация общинной верхушкой функций в общественном разделении труда; (Д) сельская земледельческая община – экономическая основа АСП; (Е) отсутствие частной собственности; (Ж) верховная государственная собственность; (З) различные религиозно-этические доктрины (религии Востока) в качестве государственной идеологии; (И) деспотический тип государства; (К) слой иерархического чиновничества.

11. В чем особенности клановой структуры традиционного Китая?
Ответ: Структурная основа клана в Китае – патронимичность, патрилинейность и патрилокальность. Клан в отличие от рода включает в состав не только родственников по крови, но и родственников по браку. Клан объединял пять-шесть и более малые патриархальные семьи, связанные общим храмом предков, храмовой землей и совместной хозяйственной деятельностью.

12. Что такое конституция Мухаммада?
Это договор, заключенный между разными слоями Йасриба

13. Что такое закат?
Закат означал особую религиозную обязанность, благочестивое пожертвование. Закат означал формирование налоговой системы государства Мухаммада

14. Что такое ортодоксия?
Ортодоксия – система религии, где главный акцент делается на догмате веры. Противоположностью ортодоксии является ортопраксия.

15. Какой известный дворцовый комплекс Китая в 1987 г. вошёл в список объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Ответ: дворцовый комплекс Запретный город

16. Назовите известный город в Китае (провинция Ганьсу), в котором обнаружили буддистские свитки III в.
Ответ: Дунхуан

17. Назовите известного современного исследователя, переведший на русский язык юридические и административные статуты эпохи Тан
Ответ: В.Б. Рыбаков

18. В какой известный сборник по истории Ирана, составленный О.М. Чунаковой, вошло произведение «Книга о праведном Виразе»?
Ответ: Пехлевийская божественная комедия

19. Средневековая китайская правовая мысль опиралась на две главные категории: «фа» и «ли». «Ли» связана с традициями, моралью. А что означало категория «фа»?
Ответ: Закон и сила.

20. Назовите основные методологические концепции изучения исторического процесса.
Ответ: (А) цивилизационный подход; (Б) теория модернизации; (В) теория примордиализма; (Г) теория формаций; (Д) мир-системный подход

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра зачета по изученному курсу. Промежуточная аттестация в 4 семестре проводится онлайн-тестированием. Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 20 (4 семестр)
Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета
Оценка "зачтено" - верно выполнено более 50%,
Оценка "незачтено" - верно выполнено менее 50%.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильев Л.С. История Востока: учебник "Юрайт" // // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Васильев Л.С. История Востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AAF3573B-905C-4DC4-8B9E-BB0EF869BE8D
Л1.3 Васильев, Л. С. История Востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2C602B8C-D904-41C4-B1A5-137354E04046
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Васильев Л.С. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Перфилова Т. Б. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
Л2.4 Ирхин Ю. В. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СТРАНЫ ВОСТОКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова nbmgu.ru
Э2 Восточная литература: коллекция текстов www.vostlit.info
Э3 Российская национальная библиотека nlr.ru
Э4 История Востока: древность и средневековье portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3.Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru)
4. Библиотека электронных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентов в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на практические занятий, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.