МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная политика РФ в сфере культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 115
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Препод., Стяжкина О.В.;к.и.н., Ст.преп., Лихачева О.С.

Рецензент(ы):
Д.и.н., Профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Государственная политика РФ в сфере культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний в области реализации и осуществления государственной культурной политики. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• дать представление о культурной политике России в ее исторической ретроспективе;
• ознакомить со структурой органов государственной власти, осуществляющих культурную политику на современном этапе;
• изучить основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в области культуры;
• раскрыть специфику региональной культурной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен демонстрировать в профессиональной, в том числе педагогической, деятельности знание основных положений и концепций в области археологии России и зарубежных стран, археологического источниковедения, истории, теории и методологии археологической науки, вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии;
ОПК-3.1 Знает археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций
ОПК-3.2 Знает основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний
ОПК-3.3 Применяет в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин
ОПК-3.4 Использует основные положения и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников
ОПК-3.5 Применяет знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий
ОПК-7Способен осуществлять профессиональную деятельность в области проведения историко-культурной экспертизы территорий нового хозяйственного строительства.
ОПК-7.1 Знает российское и международное законодательство в области сохранения историко-культурного наследия
ОПК-7.2 Знает основные модели историко-культурной экспертизы
ОПК-7.3 Выполняет историко-культурную экспертизу территорий нового хозяйственного строительства или иного освоения с учетом окружающей среды, не допуская разрушения объектов археологического наследия и возникновения экологической опасности
ПК-4Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации
ПК-4.1 Обеспечивает информационное сопровождение при постановке на учет памятников историко-культурного наследия
ПК-4.2 Применяет методы археологических исследований для решения экспертных и охранно-спасательных задач
ПК-4.3 Формирует информацию об археологических памятниках для государственных органов охраны историко-культурного наследия
ПК-4.4 Дает оценку степени угрозы уничтожения памятников историко-культурного наследия
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Культурная политика: понятие и основные задачи.
1.1. Понятие и функции культурной политики. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и функции культурной политики. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Роль культурной политики в современном обществе и государстве. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Роль культурной политики в современном обществе и государстве. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Возникновение и история формирования культурной политики в России.
2.1. Возникновение и основные этапы становление культурной политики в России. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Возникновение и основные этапы становление культурной политики в России. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Возникновение и основные этапы становление культурной политики в России. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Принципы и задачи культурной политики России на современном этапе. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Принципы и задачи культурной политики России на современном этапе. Сам. работа 6 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Структура государственной культурной политики.
3.1. Объекты и субъекты культурной политики. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Объекты и субъекты культурной политики. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Органы власти, осуществляющие культурную политику в России. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Органы власти, осуществляющие культурную политику в России. Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Органы субъектов РФ, осуществляющие деятельность в сфере культурной политики. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Органы субъектов РФ, осуществляющие деятельность в сфере культурной политики. Сам. работа 6 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Компетенции органов власти в области культурной политики. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Компетенции органов власти в области культурной политики. Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. Законодательство РФ в сфере культуры.
4.1. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области культуры в России. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области культуры в России. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области культуры в России. Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. Охрана историко-культурного наследия как направление культурной политики в России.
5.1. Опыт охранной деятельности в области историко-культурного наследия. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Опыт охранной деятельности в области историко-культурного наследия. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Опыт охранной деятельности в области историко-культурного наследия. Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Сам. работа 6 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Раздел 6. Региональная культурная политика.
6.1. Специфика региональных культурных программ и их место в рамках государственной культурной политики. Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Специфика региональных культурных программ и их место в рамках государственной культурной политики. Сам. работа 6 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Культурная политика в Алтайском крае: задачи и опыт реализации. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Культурная политика в Алтайском крае: задачи и опыт реализации. Сам. работа 6 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие и функции культурной политики.
2. Задачи культурной политики в России.
3. Роль культурной политики в современном обществе и государстве.
4. Возникновение и основные этапы становление культурной политики в России.
5. Принципы и задачи культурной политики России на современном этапе.
6. Структура государственной культурной политики.
7. Органы власти, осуществляющие культурную политику в России.
8. Органы субъектов РФ, осуществляющие деятельность в сфере культурной политики.
9. Компетенции органов власти в области культурной политики.
10. Международное законодательство в сфере охраны историко-культурного наследия.
11. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры.
12. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность в области культуры в России.
13. Опыт охранной деятельности в области историко-культурного наследия.
14. Особенности проведения историко-культурной экспертизы в России.
15. Особенности мониторинга состояния памятников культурного наследия.
16. Регламент осуществления экспертных и охранно-спасательных задач в области археологии.
17. Методы верификации сведений об археологических памятниках.
18. Законодательство в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
19. Специфика региональных культурных программ и их место в рамках государственной культурной политики.
20. Культурная политика в Алтайском крае: задачи и опыт реализации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не запланированы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Г.Басалаева. Т. А.Волкова, Е. В. Паничкина Основы государственной культурной политики Российской Федерации: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета: Изд-во КемГИК, 2019 e.lanbook.com
Л2.2 И. И. Горлова, Т. В. Коваленко, А. В. Крюков и др. Региональная культурная политика: методология, институты, практики : ценностно-нормативный подход: монография: Ин-т наследия, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU www.elibrary.ru
Э2 Справочная правовая система "КонсультантПлюс" www.consultant.ru
Э3 Институт наследия heritage-institute.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с содержанием темы. Обучающимся необходимо ознакомиться с определением понятия «культурная политика», ее основными функциями, задачами и ролью в современном обществе и государстве, рассмотреть структуру федеральных и региональных органов РФ, отвечающих за культурную политику в России, научиться ориентироваться в современной законодательной базе в этой области.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету и практическим заданиям.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Государственная политика РФ в сфере культуры», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме учебной программы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме учебной программы. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленные вопросы и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.