Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | |
Практические | 18 | 18 | 18 | |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | |
Итого | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Цель – сформировать знания об эффективных методах, используемых при археологических исследованиях. В соответствии с целью обозначены следующие задачи: 1. Рассмотреть историю становления основных методов и их современные возможности. 2. Научить отбирать пробы и образцы для различных анализов. 3. Выработать навыки практического использования и интерпретации результатов естественно-научных методов. 4. Сформировать систему применения естественно-научных методов в практике музейной деятельности с археологическими коллекциями. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принятые законы и правила проведения археологических работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Применение биологических методов и приемов изучения археологических находок | ||||||
1.1. | Агробиологический анализ и палеокарпологический метод | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.2. | Агробиологический анализ и палеокарпологический метод | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
1.3. | Спорово-пыльцевой (палинологический) анализ | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.4. | Спорово-пыльцевой (палинологический) анализ | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.5. | Фитолитный анализ | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.6. | Фитолитный анализ | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.7. | Археозоологические определения и ZooMS | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.8. | Археозоологические определения и ZooMS | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
1.9. | Антропологические, биоархеологические и палеогенетические исследования | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
1.10. | Антропологические, биоархеологические и палеогенетические исследования | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 2. Современные методы датирования в археологии | ||||||
2.1. | Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
2.2. | Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
2.3. | Радиоуглеродный метод определения возраста и AMS-датирование | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
2.4. | Дендрохронологический анализ | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
2.5. | Дендрохронологический анализ | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
2.6. | Термолюминесцентный, археомагнитный, оптически стимулированная люминесценция (OSL) и другие методы датирования | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
2.7. | Термолюминесцентный, археомагнитный, оптически стимулированная люминесценция (OSL) и другие методы датирования | Практические | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 3. Обследования (разведка) и методы фиксации археологических объектов | ||||||
3.1. | Аэрофоторазведка | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
3.2. | Аэрофоторазведка | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
3.3. | Космическое зондирование, использование космических снимков и современных средств навигации | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
3.4. | Космическое зондирование, использование космических снимков и современных средств навигации | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
3.5. | Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
3.6. | Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
3.7. | Геофизические исследования. Электроразведка, магниторазведка, сейсморазведка | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
3.8. | Геохимические и биохимические методы, фосфатный анализ | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
3.9. | Геохимические и биохимические методы, фосфатный анализ | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
Раздел 4. Методы изучения металлических предметов и изделий из других материалов, полученных при раскопках | ||||||
4.1. | Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.2. | Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
4.3. | Метод количественного спектрального анализа сплавов, рентгенофлюоресцентный анализ | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.4. | Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.5. | Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов | Сам. работа | 6 | 4 | Л1.1, Л3.1 | |
4.6. | Изучение археологического текстиля, изделий из кости, рога, стекла, кожи, древесины и других материалов | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.7. | Трасологический метод | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1, Л3.1 | |
4.8. | Трасологический метод | Практические | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.9. | Значение междисциплинарных исследований в археологии | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 | |
4.10. | Значение междисциплинарных исследований в археологии | Сам. работа | 6 | 2 | Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Исторические и практические условия для применения в археологии методов других наук. 2. Агробиологический анализ. 3. Общие требования к отбору проб для агробиологического анализа. 4. Палеокарпологический метод. 5. Правила отбора образцов для палеокрапологического изучения. Гербарий. 6. Сфера традиционного использования спорово-пыльцевого анализа. Особенности и опыт применения его в археологии. 7. Основные принципы палинологического анализа. Фитолитный анализ 8. Изучение разреза и порядок отбора образцов для палинологического и фитолитного анализов. 9. Лабораторная обработка проб и интерпретация полученных результатов палинологического и фитолитного анализов. 10. Методы геофизической разведки в изучении поселений и грунтовых могильников. Электрические и другие методы разведки. 11. Тахеометрическая съемка археологических памятников. 12. Агробиологический и спорово-пыльцевой анализы. 13. Применение палинологического анализа. Палеокарпологический метод. 14. Естественнонаучные методы датирования в археологии. Общая характеристика. 15. Открытие У.Ф. Либби и его значение. Основы радиоуглеродного метода. Калибровка радиоуглеродных дат. AMS-датирование. 16. Дендрохронологический анализ: история формирования и сущность. 17. Правила отбора проб для радиоуглеродного анализа. Паспорт пробы. 18. Инструкция по отбору образцов для дендрохронологического датирования. Паспорт образца. 19. Радиоуглеродные и другие лаборатории в России и за рубежом. 20. Методы датирования археологических материалов: термолюминесцентный, археомагнитный, метод определения относительного возраста по коллагену и фтору. Датирование керамики. 21. Формы и методы археологического обследования. Инструментальная съемка археологических памятников. Картирование и требования к описанию обнаруженных объектов. 22. Аэрофоторазведка. Космическое зондирование. Использование снимков для выявления и фиксации археологических памятников. Многомерное лазерное сканирование местности. 23. Геофизические исследования: история разработки и применения комплекса методов. 24. Использование современных средств навигации и электроразведки при изучении древних объектов. Магниторазведка. Сейсморазведка. 25. Геохимические и биохимические методы поисков древних памятников. Фосфатный анализ: основа метода и процедура отбора проб. 26. Методы изучения металлических находок. 27. Изучение археологического текстиля, керамики, стекла и других находок из разных материалов. 28. Археозоологические определения и ZooMS. 29. Антропологические определения и биоархеологические исследования. Изучение палеодиеты. Палеогенетические исследования. 30. Значение междисциплинарных исследований в археологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: 1. Открытие радиоуглеродного метода и история его использования в археологии. 2. Аэрофоторазведка: история применения и современное состояние. 3. Восстановление лица по черепу (от М.М. Герасимова к современным технологиям). 4. Дендрохронологический анализ: история формирования и сущность. 5. Рентгенофлюоресцентный анализ: основа метода, приборная база, особенности применения. Эссе: 1. В чем преимущество междисциплинарного подхода при археологических исследованиях. 2. Какие естественно-научные методы наиболее эффективные в археологии? 3. Как археологи пишут историю? 4. Зачем исследователям естественно-научных направлений сотрудничать с археологами (объясните и приведите конкретные примеры). 5. Как узнать, чьи это кости, найденные при раскопках? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. К биологическим методам, применяемым в археологии, относится… Выберите один ответ: – петрографический метод – палеомагнитный метод – дендрохронологический метод – термолюминесцентный метод 2. К методам археологической разведки относятся… Выберите один ответ: – изотопный анализ – аэрофотосъемка – термолюминесцентный метод – петрографический метод 3. Калибровка радиоуглеродных дат производиться с помощью … Выберите один ответ: – абсолютного ТЛ датирования – относительного биостратиграфического датирования – датирования по древесным кольцам – палеомагнитного датирования 4. Основные принципы и методы дендрохронологии за рубежом сформулировал: Выберите один ответ: – Э. Дуглас – У. Либби – Р. Бойл – К. Гаусс 5. В археологии для датировки археомагнитным методом используется … Выберите один ответ: – изделия из железа – деревянные предметы – пепел из очага – керамический сосуд 6. Изучение остатков фауны млекопитающих из культурных слоев археологических памятников позволяет … Выберите один ответ: – реконструировать природный ландшафт – узнать происхождение видов – отметить степень фоссилизации – определить тип хозяйства древнего населения 7. Отметьте фактор, вносящий ошибку в определение местоположения с использованием GPS-приемника: Выберите один ответ: – местонахождение в пустыни – геометрия спутников – смещение спутникового сигнала. – атмосферные осадки |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мартынов А.И., Шер Я.А. | Методы археологического исследования: Учебное пособие для студентов вузов | Б.и., 2002 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Тишкин А.А. | Методика отбора проб для радиоуглеродного и дендрохронологического датирования: Учебно-методическое пособие | Алт. ун-та, 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Образовательная платформа «Юрайт» | urait.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | archaeology.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Материал дисциплины структурирован на разделы. При изучении разделов студенты должны ознакомиться с особенностями естественно-научных методов, используемых при археологических исследованиях. При подготовке к практическим занятиям для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, литературой и источниками, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Рекомендуется составление плана прочитанного текста, тезисов или выписок, конспектов и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, вынесенных в самостоятельную работу, студенту необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. |