МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История изучения археологии Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
докт. ист. наук, Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
докт. ист. наук, Профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История изучения археологии Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 09.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о истории археологических исследований на территории Сибири.
Задачи курса:
• дать характеристику основных этапов развития археологии в Сибири;
• сформировать представление о специфике археологических исследований в Сибири;
• рассмотреть изменение теоретических основ и практики археологических исследований в Сибири;
• раскрыть содержание основных проблем сибирской археологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет ар-хеологических памятников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
особенностями написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап археологических исследований в Сибири
1.1. Открытие Сибири и ранние сведения о древних памятниках Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Открытие Сибири и ранние сведения о древних памятниках Сам. работа 5 7 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Организация первых академических экспедиций в XVIII в. Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Организация первых академических экспедиций в XVIII в. Сам. работа 5 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.5. Изучение сибирских древностей учеными и краеведами XIX – начала XX в. Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.6. Изучение сибирских древностей учеными и краеведами XIX – начала XX в. Сам. работа 5 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.7. История изучения палеолита Сибири Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.8. История изучения палеолита Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Археологические исследования Сибири в советское время (довоенный период)
2.1. Археологические раскопки сибирских памятников в первые десятилетия советской власти Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Археологические раскопки сибирских памятников в первые десятилетия советской власти Сам. работа 5 6 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Центральные и местные кадры сибирской археологии Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Центральные и местные кадры сибирской археологии Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Создание первых схем периодизации сибирских древностей Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Создание первых схем периодизации сибирских древностей Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Изучение неолита Сибири Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Изучение неолита Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Культуры Сибири бронзового века Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Культуры Сибири бронзового века Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Археологические исследования Сибири в советское время (послевоенный период)
3.1. Масштабные археологические раскопки на новостройках Сибири Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Масштабные археологические раскопки на новостройках Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Академическая, вузовская и краеведческая археология Сибири Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Академическая, вузовская и краеведческая археология Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Опыт написания истории Сибири на основе археологических данных Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Опыт написания истории Сибири на основе археологических данных Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Культуры Сибири скифо-сакского времени Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.8. Культуры Сибири скифо-сакского времени Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.9. Культуры Сибири хунно-сяньбийского времени Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.10. Культуры Сибири хунно-сяньбийского времени Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Сибирская археология на современном этапе
4.1. Интенсивность археологических исследований в различных районах Сибири Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Интенсивность археологических исследований в различных районах Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Организационные и законодательные изменения в археологической деятельности Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.4. Организационные и законодательные изменения в археологической деятельности Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.5. Создание обобщающих работ по археологии и истории археологии Сибири Лекции 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.6. Создание обобщающих работ по археологии и истории археологии Сибири Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.7. Культуры Сибири тюркского времени Практические 5 2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.8. Культуры Сибири тюркского времени Сам. работа 5 4 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Знакомство русских первопроходцев с сибирскими древностями и «бугровщичест-во».
2. Деятельность администрации и горнозаводских инженеров по собиранию древних артефактов.
3. Экспедиция 1719–1727 гг. и первые «научные» раскопки в Сибири.
4. Экспедиции в Сибирь 1733–1743 и 1768–1774 гг. и их археологические результаты.
5. «Древности Сибири» Г.И. Спасского, исследования К.Ф. Ледебура, В.В. Радлова и других ученых.
6. Археологические исследования С.И. и Н.С. Гуляевых и других краеведов.
7. Профессиональное изучение археологических памятников Сибири в 1920–1930-е гг.
8. Результаты работ краеведческих и музейных организаций по изучению археологии Сибири.
9. Вклад в изучение археологии Сибири ученых из центральных учреждений Москвы и Ленинграда.
10. Достижения местных ученых и краеведов в выявлении и изучении археологических памятников.
11. Создание культурно-хронологической схемы Минусинских древностей С.А. Тепло-уховым.
12. Разработка культурно-хронологической схемы древних культур Алтая М.П. Грязно-вым.
13. Исследования археологических памятников в зонах строительства сибирских гид-роэлектрос¬танций на Оби, Енисее и Ангаре.
14. Исследования археологических памятников в зонах сооружения мелиоративных систем и дорожного строительства.
15. Деятельность в Сибири ученых из Института археологии Академии Наук СССР и создание академического отделения в Новосибирске, формирование сибирской школы ар-хеологии.
16. Развитие вузовской археологии Сибири и вклад краеведческих музеев в исследова-ния памятников и хранение коллекций.
17. Археологические истории С.В. Киселева, М.П. Грязнова и А.А. Гавриловой по от-дельным районам Сибири.
18. Обобщающие труды А.П. Окладникова, Л.Р. Кызласова, Д.Г. Савинова и других ученых.
19. Археологические исследования в Южной и Западной Сибири.
20. Археологические исследования в Средней и Восточной Сибири.
21. Преобразования сибирских археологических учреждений.
22. Законодательная, охранная и исследовательская практика в Сибири.
23. Современная историография по истории археологии Сибири.
24. Энциклопедии, общие и локальные истории археологии Сибири.
25. Открытие и начало профессионального изучения палеолита Сибири.
26. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
27. Неолит Прибайкалья.
28. Неолит Алтая и западной Сибири.
29. Афанасьевская культура Южной Сибири.
30. Андроновская культурно-историческая общность Западной и Южной Сибири.
31. Тагарская культура.
32. Пазырыкская культура.
33. Таштыкская культура.
34. Булан-кобинская культура.
35. Тюркская культура.
36. Сросткинская культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Открытие и начало профессионального изучения палеолита Сибири.
2. Современные гипотезы заселения и освоения Сибири человеком.
3. Неолит Прибайкалья.
4. Неолит Алтая и западной Сибири.
5. Афанасьевская культура Южной Сибири.
6. Андроновская культурно-историческая общность Западной и Южной Сибири.
7. Тагарская культура.
8. Пазырыкская культура.
9. Таштыкская культура.
10. Булан-кобинская культура.
11. Тюркская культура.
12. Сросткинская культура.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы практических занятий:
1. Сакральное и светское собирание древностей.
2. Археологические открытия в Египте и Междуречье.
3. Становление античной археологии.
4. Начало изучения каменного века.
5. Археология Советской России.
6. Археологические открытия в Индии и Китае.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
Л1.2 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л2.2 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : [в 3 ч.]. Ч. 2: учеб. пособие Барнаул : АЗБУКА, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История изучения археологии Сибири
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины «История изучения археологии Сибири» составляют лекции. Они предоставляют студентам систематизированные теоретические знания по основным темам изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется изложению фактического материала и освещению имеющихся проблем, что стимулирует познавательную деятельность, творческое мышление и формирует профессионально-значимые свойства и качества. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические занятия предназначены для закрепления и углубления теоретических знаний. Подготовку к ним следует начинать с изучения рекомендованной литературы. Особое внимание необходимо обратить на объяснение явлений и фактов, а также на аргументацию выводов. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время практического занятия определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на один из вопросов темы занятия, где он продемонстрировал освоение компетенций в достаточном объеме. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на один из вопросов темы занятия, отличающийся недостаточной полнотой раскрытия темы, где он продемонстрировал освоение компетенций в частичном объеме. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студентом не дан ответ на вопрос темы занятия и компетенции не сформированы в необходимом объеме.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы будут востребованы на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме преподавателю на консультации.
Формой промежуточной аттестации по итогам освоения курса является зачет. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История изучения археологии Сибири», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В билет для зачета включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 30 минут.
Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета оценивается на «зачтено» или «не зачтено» по следующим критериям. «Зачтено» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал освоение компетенций в полном или достаточном объеме учебной программы. «Не зачтено» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленный вопрос и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.