МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Персоналии российских археологов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Персоналии российских археологов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины – освоение обучающимися современных методик и подходов изучения биографий личностей, необходимых для умения давать развернутые характеристики деятелям, внесшим значительный вклад в развитие российской археологии.
Задачи дисциплины:
– освоить современные методики изучения личности;
– овладеть методами поиска, анализа, выявления достоверной информации и обобщения разностороннего материала о деятельности российских археологов;
– получить навыки осуществления коммуникации, направленной на популяризацию археологического наследия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-1.1 Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
ПК-1.2 Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
ПК-1.3 Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Об эволюции взглядов на роль личности в истории
Современные методики изучения исторической личности
Основные сведения из биографий отечественных исследователей, их вклад в развитие археологии, проблем музеологии и сохранения историко-культурного наследия
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять, критически анализировать и обобщать и оценивать разносторонние источники информации о российских исследователях
Выполнять развернутые характеристики деятельности лиц, внесших значительный вклад в развитие археологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Понятийным аппаратом дисциплины
Умением представлять результаты исследований в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методики изучения исторических личностей
1.1. Эволюция представлений о роли личности в истории (от античности до начала XX в.) Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эволюция представлений о роли личности в истории (от античности до начала XX в.) Сам. работа 5 20 Л1.1, Л2.1
1.3. Историческая личность: современные методики изучения Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
1.4. Историческая личность: современные методики изучения Сам. работа 5 22 Л1.1, Л2.1
1.5. Историческая личность: современные методики изучения Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Изучение персоналий отечественных археологов
2.1. Исследователи-археологи XIX - начала XX в. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
2.2. Исследователи-археологи XIX - начала XX в. Сам. работа 5 22 Л1.1, Л2.1
2.3. Исследователи-археологи XIX - начала XX в. Практические 5 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Выдающиеся отечественные археологи XX в. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
2.5. Выдающиеся отечественные археологи XX в. Сам. работа 5 22 Л1.1, Л2.1
2.6. Выдающиеся отечественные археологи XX в. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
2.7. Исследователи археологических памятников Сибири XIX - XX вв. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
2.8. Исследователи археологических памятников Сибири XIX - XX вв. Сам. работа 5 22 Л1.1, Л2.1
2.9. Исследователи археологических памятников Сибири XIX - XX вв. Практические 5 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Эволюция представлений о роли личности в истории (от античности до начала XX в.).
2. Теории лидерства в работах исследователей XX в. (М. Вебер, Е.С. Богардус, Ф.С. Бартлетт).
3. С. Хук как основоположник современных подходов в изучении исторических личностей.
4. Подходы Л.Е. Гринина в исследовании роли личности в истории.
5. Контекстуальный подход в исследовании биографий выдающихся деятелей.
6. Биографический метод в исследовании исторической личности.
7. Организаторская и исследовательская деятельность А.С. Уварова.
8. И.Е. Забелин как археолог.
9. Школы Н.П. Кондакова и В.А. Городцова.
10. Исследовательская деятельность А.А. Спицына.
11. Научное наследие Б.В. Фармаковского.
12. В.В. Радлов – исследователь археологических памятников Сибири.
13. Сибирский просветитель, этнограф и археолог А.В. Адрианов.
14. Археологические исследования Н.К. Рериха.
15. Марксистский метод реконструкции прошлого в трудах А.В. Арциховского.
16. Труды Д.А. Авдусина.
17. Исследователь Новгородской Руси В.Л. Янин
18. Комплексное изучение древнего Алтая С.И. Руденко
19. Деятельность М.П. Грязнова по изучению археологических памятников Сибири.
20. А.П. Окладников как выдающийся исследователь археологических памятников Сибири и организатор науки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Автором учебников «Археология СССР», «Основы археологии», «Полевая археология СССР» является:
– А.В. Арциховский
– Д.А. Авдусин
– В.Л. Янин
К XXI в. исследования биографий сопровождаются привлечением методов…
– междисциплинарных исследований
– контрфактуальной истории
– только исторических исследований
– философских исследований
Автором трудов «Герои и толпа» (1882), «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)» (1884) является…
– Т. Карлейль
– К. Каутский
– Н.К. Михайловский


Прикреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мартынов А.И. Археология: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачетном занятии оценка «зачтено» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, студент демонстрирует знания предмета в полном объеме учебной программы, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированный ответ, приводит примеры, свободно владеет монологической речью, демонстрирует логичность и последовательность ответа, умение делать выводы.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Оценка «не зачтено» так же ставится при отказе студента отвечать на вопрос билета, который он взял.