МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кочевые империи Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 142
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 142 142 142 142
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.и.н., Зав. каф., Тишкин Алексей Алексеевич

Рецензент(ы):
д.и.н., Проф., Грушин Сергей Петрович;д.и.н., Проф., Горбунов Вадим Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Кочевые империи Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знаний о культурно-исторических процессах, которые происходили в Центральной Азии в период становления и развития кочевых империй, находившихся в постоянном контакте с Китаем. Для этого необходимо решить следующие задачи:
– познакомить с основными источниками, характеризующими кочевой мир;
– сформировать представление о кочевых империях и их роли в истории Азии;
– продемонстрировать исторические судьбы этносов Центральной Азии от аржано-майэмирского до монгольского времени;
– представить опыт периодизации древней и средневековой истории Азии;
– объяснить общее и особенное во взаимоотношениях кочевых объединений с Китаем на разных этапах древней и средневековой истории;
– изложить современные подходы при изучении номадизма;
– подготовить к научно-исследовательской работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-5Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
ПК-5.1 Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
ПК-5.2 Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа.
ПК-5.3 Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
ПК-5.4 Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
ПК-5.5 Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные понятия дисциплины;
– содержание рекомендованной литературы и специфику имеющихся источников;
– современные теории о номадизме и кочевых империях;
– краткую историю народов Центральной Азии с конца IX в. до н.э. до XIV в. н.э. и результаты их контактов с Китаем;
– периодизацию древней и средневековой истории Азии;
– основные подходы и направления политики Китая по отношению к кочевым объединениям Центральной Азии на разных исторических этапах.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать с различными видами источников и критически анализировать их;
– составлять библиографические списки и выявлять необходимую информацию из публикаций;
– использовать полученные сведения в ходе дальнейшего обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– приемами поиска информации в интернете;
– правилами библиографического описания;
– понятийно-терминологическим аппаратом истории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху древности
1.1. Введение. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай Лекции 6 4 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.2. Введение. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.3. Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.) Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.4. Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.) Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.5. Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.6. Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.7. Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба Практические 6 4 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.8. «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры кочевых племен Центральной Азии Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.9. «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры кочевых племен Центральной Азии Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.10. Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.11. Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.12. Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.13. Краткая история изучения хунну. Вклад Ю.Д. Талько-Грынцевича. Результаты экспедиции под руководством П.К. Козлова. Археологические раскопки в советское время. Современные исследования и дальнейшие перспективы Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.14. Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.15. Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.16. Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
1.17. «Эпоха Великого переседления народов». Жужанский каганат и его отношения с Китаем. Социальная структура и динамика политической организации жужаней. Археологические памятники жужанского времени Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
Раздел 2. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху средневековья
2.1. Тюркские каганаты. Особенности археологических памятников тюрок Центральной Азии Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.2. Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.3. Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований Практические 6 4 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.4. Уйгурский каганат. Ордубалык – столица уйгуров Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.5. Уйгурский каганат. Ордубалык – столица уйгуров Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.6. «Эпоха кыргызского великодержавия. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и этап ее развития Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.7. «Эпоха кыргызского великодержавия. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и этап ее развития Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.8. Образование государства Западное Ляо (Кара-Киданьское ханство). Краткая политическая история. «Цепная миграция племен». Найманы Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.9. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени Лекции 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.10. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1
2.11. Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени Практические 6 2 Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы самоконтроля (примеры типовых вопросов по дисциплине)
1. Основные этапы изучения истории кочевников поздней древности и средневековья.
2. Теории о номадизме и их современная оценка.
3. Определение и характеристика кочевой империи.
4. Письменные и археологические источники о кочевниках Центральной Азии: проблемы их соотношения и перспективы дальнейшего изучения.
5. Аржано-майэмирское время на территории Южной Сибири. Аржан – долина царей.
6. Этнокультурная ситуация в Южной Сибири в скифо-сакский период. Пазырык.
7. Юэчжи. Первая архаичная империя и ее судьба.
8. Саки, усуни, ухуани и другие народы Азии. Краткая характеристика.
9. История изучения хунну. Открытие и раскопки погребальных комплексов хунну. Современные исследования.
10. Проблемы этногенеза хунну. Хунну и юэжчи. Модэ и легенда о его возвышении. Становление империи Хунну.
11. Особенности кочевого животноводства. Экономическая основа системы жизнеобеспечения. Социальная организация хунну.
12. История взаимоотношений империй Хунну и Хань.
13. Сяньби и создание кочевой империи.
14. Образование и история Жужанского каганата. Внешняя политика и особенности отношений с Китаем.
15. Социальная организация жужаней. Титулы жужанских каганов. Материальная и духовная культура жужаней
16. Основные гипотезы происхождения тюрок. Легенда о роде Ашина.
17. Создание Первого (Великого) тюркского каганата и завоевательные походы тюрок.
18. Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Социальная организация, материальная и духовная культура тюрок.
19. Поэтапное развитие тюркской культуры на Алтае.
20. История Уйгурского каганата.
21. «Кыргызское великодержавие».
22. Причины образования государства Западное Ляо и его последствия.
23. Найманов в истории племен Центральной Азии.
24. Чингис-хан и его роль в создании монгольской государственности. Татаро-монгольские завоевания (краткая характеристика).
25. Правление Хубилая и создание нового государства Юань
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Задания реконструктивного и творческого уровня
Задание 1. Раскройте возможности интерпретации особенностей погребально-поминальной обрядности населения бийкенской культуры Алтая. Ответ представьте в текстовом файле.
Задание 2. Детально объясните, что такое «оленные» камни и для чего они создавались? Ответ представьте в текстовом файле.
Задание 3. Перечислите и обоснуйте факторы распада кочевых империй, созданных раннесредневековыми тюрками.
Задание 4. Раскройте варианты определения места сложения тюркской культуры и этноса по письменным и археологическим источникам. Ответ представьте в текстовом файле.
Задание 5. Внимательно прочитайте отрывки и китайских династийных хроник в переводе Лю Маоцая (2002) и сравните их с результатами изучения археологических и антропологических материалов, приведенных в статье В.В. Горбунова и А.А. Тишкина (2002), а также в монографии Д.В. Позднякова (2006). Определите значение, которое имеют письменные источники в решении проблемы происхождения раннесредневековых тюрок. Перечислите основные характеристики археологических памятников раннего этапа в развитии тюркской культуры. Ответ представьте в текстовом файле.

Темы письменных работ (рефератов) и эссе
Рефераты:
1. Основные теории о номадизме.
2. Содержание понятия «кочевая империя».
3. Этнокультурная ситуация на территории Южной Сибири в скифо-сакское время.
4. Проблемы происхождения тюрок.
5. Кидани и их роль в истории Центральной Азии.
Эссе:
1. Влияние Китая на социально-политическую систему кочевников Алтая и Центральной Азии.
2. Значение письменных источников для реконструкции истории и культуры кочевников Алтая и Центральной Азии в хуннуское (сюннуское) время.
3. Роль личности в формировании кочевых империй.
4. Что способствовало появлению у кочевников Центральной Азии собственной письменности в раннем средневековье?
5. Значение археологических материалов для исследования истории кочевников Алтая и Центральной Азии в монгольское время.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тест (пример типового задания)
1. «Царский» курган Аржан-1 относится…
Выберите один ответ:
– к раннему средневековью
– к раннескифскому времени
– к пазырыкскому времени
– к тюркскому времени
2. Распад государства Восточное Чжоу завершился…
Выберите один ответ:
– в 209 г. до н.э.
– в 750 г. до н.э.
– в 840 г. н.э.
– в 552 г. н.э.
3. Наибольшее влияние на социально-политические процессы, происходившие в обществе номадов Центральной Азии в аржано-майэмирское время, оказывал(а)…
Выберите один ответ:
– Индия
– Китай
– Япония
– Византия
4. Бийкенская археологическая культура (Алтай) относится…
Выберите один ответ:
– к монгольскому времени
– к сяньбийскому времени
– к аржано-майэмирскому времени
– к пазырыкскому времени
5. Расположение курганов микроцепочками, погребальная камера в виде могильной ямы (порой довольно глубокой) с подбоем и каменным заслоном или с каменным ящиком, наличие кольцевых выкладок по периметру насыпи или отсутствие каменной наброски, сопроводительные захоронения животных – все это характерные признаки памятников…
Выберите один ответ:
– майэмирской культуры
– пазырыкской культуры
– булан-кобинской культуры
– тюркской культуры
6. Материалы из раскопок курганов скифской эпохи, осуществленных В.В. Радловым, демонстрируются…
Выберите один ответ:
– в Горно-Алтайском краеведческом музее
– в Музее Востока
– в Государственном историческом музее
– в Государственном Эрмитаже
7. «Царские» курганы скифо-сакского времени Башадар и Туэкта находятся…
Выберите один ответ:
– в Центральном Алтае
– в Южном Алтае
– в Казахстане
– в Монголии
8. «Цепочки» курганов, вытянутых преимущественно в направлении юг–север, характерны для обряда населения…
Выберите один ответ:
– майэмирской культуры
– пазырыкской культуры
– булан-кобинской культуры
– тюркской культуры
9. Расцвет кочевой империи Хунну относится…
Выберите один ответ:
– к I в. до н.э.
– ко II в. до н.э.
– к IV в. до н.э.
– к III в. до н.э.
10. Разделение хунну на северных и южных произошло…
Выберите один ответ:
– в 48 г. н.э.
– в 840 г. н.э.
– в VII в. до н.э.
– в 209 г. до н.э.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин] Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 2): учеб. пособие : [в 3 ч.] АЗБУКА, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Тишкин А.А., Серегин Н.Н. Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие Барнаул : Азбука, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.4 АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин ; отв. ред. Ю. Ф. Кирюшин] Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 1): учеб. пособие : [в 3 ч.] Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А. Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография Барнаул: Азбука, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кочевые империи Центральной Азии: учебно-методический комплекс Изд-во Алт. ун-та, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
Э2 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э4 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» archaeology.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты (включая итоговый) и зачет. В ходе устного (или письменного) ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй.