Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 142 | 142 | 142 | 142 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Формирование у студентов знаний о культурно-исторических процессах, которые происходили в Центральной Азии в период становления и развития кочевых империй, находившихся в постоянном контакте с Китаем. Для этого необходимо решить следующие задачи: – познакомить с основными источниками, характеризующими кочевой мир; – сформировать представление о кочевых империях и их роли в истории Азии; – продемонстрировать исторические судьбы этносов Центральной Азии от аржано-майэмирского до монгольского времени; – представить опыт периодизации древней и средневековой истории Азии; – объяснить общее и особенное во взаимоотношениях кочевых объединений с Китаем на разных этапах древней и средневековой истории; – изложить современные подходы при изучении номадизма; – подготовить к научно-исследовательской работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
ПК-5 | Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий |
ПК-5.1 | Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации |
ПК-5.2 | Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации археологического наследия в музеях и учреждениях музейного типа. |
ПК-5.3 | Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности |
ПК-5.4 | Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий |
ПК-5.5 | Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историкокультурного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные понятия дисциплины; – содержание рекомендованной литературы и специфику имеющихся источников; – современные теории о номадизме и кочевых империях; – краткую историю народов Центральной Азии с конца IX в. до н.э. до XIV в. н.э. и результаты их контактов с Китаем; – периодизацию древней и средневековой истории Азии; – основные подходы и направления политики Китая по отношению к кочевым объединениям Центральной Азии на разных исторических этапах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – работать с различными видами источников и критически анализировать их; – составлять библиографические списки и выявлять необходимую информацию из публикаций; – использовать полученные сведения в ходе дальнейшего обучения. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – приемами поиска информации в интернете; – правилами библиографического описания; – понятийно-терминологическим аппаратом истории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху древности | ||||||
1.1. | Введение. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.2. | Введение. Краткая история изучения древних и средневековых кочевников Центральной Азии. Основные теории о номадизме. Кочевой мир и Китай | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.3. | Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.) | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.4. | Археологические и письменные источники по истории кочевых империй Центральной Азии: основные аспекты изучения. Характеристика ранних кочевников в «Исторических записках» Сыма Цяня (135–67 гг. до н.э.) | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.5. | Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.6. | Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.7. | Народы Центральной Азии в аржано-майэмирское и скифо-сакское время. Архаичные формы кочевых империй. Юэчжи: кочевая империя и ее судьба | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.8. | «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры кочевых племен Центральной Азии | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.9. | «Оленные» камни – этносоциальные показатели и источники для реконструкции духовной и материальной культуры кочевых племен Центральной Азии | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.10. | Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.11. | Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.12. | Имперская конфедерация Хунну. Археологические памятники хуннуского времени | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.13. | Краткая история изучения хунну. Вклад Ю.Д. Талько-Грынцевича. Результаты экспедиции под руководством П.К. Козлова. Археологические раскопки в советское время. Современные исследования и дальнейшие перспективы | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.14. | Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.15. | Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.16. | Сяньбийская держава. Социальная организация, специфика хозяйства и материальная культура сяньби. Археологические памятники сяньбийского времени | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
1.17. | «Эпоха Великого переседления народов». Жужанский каганат и его отношения с Китаем. Социальная структура и динамика политической организации жужаней. Археологические памятники жужанского времени | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
Раздел 2. Кочевые империи Центральной Азии в эпоху средневековья | ||||||
2.1. | Тюркские каганаты. Особенности археологических памятников тюрок Центральной Азии | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.2. | Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.3. | Тюрки на Алтае. Поэтапное развитие тюркской культуры как отражение военно-политической и этносоциальной ситуации в Центральной Азии и на сопредельных территориях. Результаты археологических исследований | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.4. | Уйгурский каганат. Ордубалык – столица уйгуров | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.5. | Уйгурский каганат. Ордубалык – столица уйгуров | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.6. | «Эпоха кыргызского великодержавия. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и этап ее развития | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.7. | «Эпоха кыргызского великодержавия. Кыргызская археологическая культура Южной Сибири: основные концепции формирования и этап ее развития | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.8. | Образование государства Западное Ляо (Кара-Киданьское ханство). Краткая политическая история. «Цепная миграция племен». Найманы | Сам. работа | 6 | 10 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.9. | Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени | Лекции | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.10. | Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 | |
2.11. | Татаро-монгольские завоевания в Азии и Европе. Монгольская империя. Археологические памятники Центральной Азии монгольского времени | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы самоконтроля (примеры типовых вопросов по дисциплине) 1. Основные этапы изучения истории кочевников поздней древности и средневековья. 2. Теории о номадизме и их современная оценка. 3. Определение и характеристика кочевой империи. 4. Письменные и археологические источники о кочевниках Центральной Азии: проблемы их соотношения и перспективы дальнейшего изучения. 5. Аржано-майэмирское время на территории Южной Сибири. Аржан – долина царей. 6. Этнокультурная ситуация в Южной Сибири в скифо-сакский период. Пазырык. 7. Юэчжи. Первая архаичная империя и ее судьба. 8. Саки, усуни, ухуани и другие народы Азии. Краткая характеристика. 9. История изучения хунну. Открытие и раскопки погребальных комплексов хунну. Современные исследования. 10. Проблемы этногенеза хунну. Хунну и юэжчи. Модэ и легенда о его возвышении. Становление империи Хунну. 11. Особенности кочевого животноводства. Экономическая основа системы жизнеобеспечения. Социальная организация хунну. 12. История взаимоотношений империй Хунну и Хань. 13. Сяньби и создание кочевой империи. 14. Образование и история Жужанского каганата. Внешняя политика и особенности отношений с Китаем. 15. Социальная организация жужаней. Титулы жужанских каганов. Материальная и духовная культура жужаней 16. Основные гипотезы происхождения тюрок. Легенда о роде Ашина. 17. Создание Первого (Великого) тюркского каганата и завоевательные походы тюрок. 18. Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты. Социальная организация, материальная и духовная культура тюрок. 19. Поэтапное развитие тюркской культуры на Алтае. 20. История Уйгурского каганата. 21. «Кыргызское великодержавие». 22. Причины образования государства Западное Ляо и его последствия. 23. Найманов в истории племен Центральной Азии. 24. Чингис-хан и его роль в создании монгольской государственности. Татаро-монгольские завоевания (краткая характеристика). 25. Правление Хубилая и создание нового государства Юань |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Задания реконструктивного и творческого уровня Задание 1. Раскройте возможности интерпретации особенностей погребально-поминальной обрядности населения бийкенской культуры Алтая. Ответ представьте в текстовом файле. Задание 2. Детально объясните, что такое «оленные» камни и для чего они создавались? Ответ представьте в текстовом файле. Задание 3. Перечислите и обоснуйте факторы распада кочевых империй, созданных раннесредневековыми тюрками. Задание 4. Раскройте варианты определения места сложения тюркской культуры и этноса по письменным и археологическим источникам. Ответ представьте в текстовом файле. Задание 5. Внимательно прочитайте отрывки и китайских династийных хроник в переводе Лю Маоцая (2002) и сравните их с результатами изучения археологических и антропологических материалов, приведенных в статье В.В. Горбунова и А.А. Тишкина (2002), а также в монографии Д.В. Позднякова (2006). Определите значение, которое имеют письменные источники в решении проблемы происхождения раннесредневековых тюрок. Перечислите основные характеристики археологических памятников раннего этапа в развитии тюркской культуры. Ответ представьте в текстовом файле. Темы письменных работ (рефератов) и эссе Рефераты: 1. Основные теории о номадизме. 2. Содержание понятия «кочевая империя». 3. Этнокультурная ситуация на территории Южной Сибири в скифо-сакское время. 4. Проблемы происхождения тюрок. 5. Кидани и их роль в истории Центральной Азии. Эссе: 1. Влияние Китая на социально-политическую систему кочевников Алтая и Центральной Азии. 2. Значение письменных источников для реконструкции истории и культуры кочевников Алтая и Центральной Азии в хуннуское (сюннуское) время. 3. Роль личности в формировании кочевых империй. 4. Что способствовало появлению у кочевников Центральной Азии собственной письменности в раннем средневековье? 5. Значение археологических материалов для исследования истории кочевников Алтая и Центральной Азии в монгольское время. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тест (пример типового задания) 1. «Царский» курган Аржан-1 относится… Выберите один ответ: – к раннему средневековью – к раннескифскому времени – к пазырыкскому времени – к тюркскому времени 2. Распад государства Восточное Чжоу завершился… Выберите один ответ: – в 209 г. до н.э. – в 750 г. до н.э. – в 840 г. н.э. – в 552 г. н.э. 3. Наибольшее влияние на социально-политические процессы, происходившие в обществе номадов Центральной Азии в аржано-майэмирское время, оказывал(а)… Выберите один ответ: – Индия – Китай – Япония – Византия 4. Бийкенская археологическая культура (Алтай) относится… Выберите один ответ: – к монгольскому времени – к сяньбийскому времени – к аржано-майэмирскому времени – к пазырыкскому времени 5. Расположение курганов микроцепочками, погребальная камера в виде могильной ямы (порой довольно глубокой) с подбоем и каменным заслоном или с каменным ящиком, наличие кольцевых выкладок по периметру насыпи или отсутствие каменной наброски, сопроводительные захоронения животных – все это характерные признаки памятников… Выберите один ответ: – майэмирской культуры – пазырыкской культуры – булан-кобинской культуры – тюркской культуры 6. Материалы из раскопок курганов скифской эпохи, осуществленных В.В. Радловым, демонстрируются… Выберите один ответ: – в Горно-Алтайском краеведческом музее – в Музее Востока – в Государственном историческом музее – в Государственном Эрмитаже 7. «Царские» курганы скифо-сакского времени Башадар и Туэкта находятся… Выберите один ответ: – в Центральном Алтае – в Южном Алтае – в Казахстане – в Монголии 8. «Цепочки» курганов, вытянутых преимущественно в направлении юг–север, характерны для обряда населения… Выберите один ответ: – майэмирской культуры – пазырыкской культуры – булан-кобинской культуры – тюркской культуры 9. Расцвет кочевой империи Хунну относится… Выберите один ответ: – к I в. до н.э. – ко II в. до н.э. – к IV в. до н.э. – к III в. до н.э. 10. Разделение хунну на северных и южных произошло… Выберите один ответ: – в 48 г. н.э. – в 840 г. н.э. – в VII в. до н.э. – в 209 г. до н.э. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тишкин А.А., Горбунов В.В., Горбунова Т.Г. | Алтай в эпоху Средневековья : иллюстрированный исторический атлас : учеб. пособие для вузов | ООО "Печатная компания АРТИКА", 2011 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин] | Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 2): учеб. пособие : [в 3 ч.] | АЗБУКА, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Тишкин А.А., Серегин Н.Н. | Общие вопросы изучения археологии России : в 3 ч. / Ч. III.: учебное пособие | Барнаул : Азбука, 2019 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | АлтГУ; [авт.-сост. А. А. Тишкин, Н. Н. Серегин ; отв. ред. Ю. Ф. Кирюшин] | Общие вопросы изучения археологии России (Ч. 1): учеб. пособие : [в 3 ч.] | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тишкин А.А. | Алтай в монгольское время (по материалам археологических памятников): монография | Барнаул: Азбука, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кочевые империи Центральной Азии: учебно-методический комплекс | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | ||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Образовательная платформа «Юрайт» | urait.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | archaeology.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, указанных в ЭУМКД, и представив эссе с указанием использованной литературы. Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считываются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Кочевые империи Центральной Азии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты (включая итоговый) и зачет. В ходе устного (или письменного) ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации истории и этнокультурной ситуации на каждом этапе формирования кочевых империй. |