Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.04. Археология |
Профиль | Инновационная археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_04_Археология_ИА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 102 | 102 | 102 | 102 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Необходимо познакомить студентов с первобытным искусством Евразии и с результатами его изучения. Этим обусловлен широкий контекст панорамно представляемого культурно-исторического наследия, а также обозначение следующих задач. 1. Изложить историю изучения первобытного искусства в Европе и России. 2. Рассмотреть главные проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе. 3. Продемонстрировать основные источники и методы изучения памятников первобытного искусства. 4. Охарактеризовать особенности искусства на разных этапах первобытной истории. 5. Представить законодательные и правовые положения деятельности в области сохранения, изучения и использования объектов культурно-исторического наследия. 6. Обозначить значение первобытного искусства для мировой культуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации |
ПК-2.1 | Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия |
ПК-2.2 | Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании |
ПК-2.3 | Знает законы и правила проведения археологических исследований |
ПК-2.4 | Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников |
ПК-4 | Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации |
ПК-4.1 | Обеспечивает информационное сопровождение при постановке на учет памятников историко-культурного наследия |
ПК-4.2 | Применяет методы археологических исследований для решения экспертных и охранно-спасательных задач |
ПК-4.3 | Формирует информацию об археологических памятниках для государственных органов охраны историко-культурного наследия |
ПК-4.4 | Дает оценку степени угрозы уничтожения памятников историко-культурного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принятые законы и правила проведения археологических работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Периодизация первобытной истории. Изучение искусства ледниковой эпохи в Европе | ||||||
1.1. | Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.2. | Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.3. | Период осмысления сделанных открытий(1920–1930-е – 1980–1990-е гг.) | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.4. | Современные направления в исследовании древнейшего искусства | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
1.5. | Современные направления в исследовании древнейшего искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Памятники палеолитического искусства на территории России | ||||||
2.1. | Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.2. | Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.3. | Результаты исследований во 2-й половине XX в. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.4. | Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
2.5. | Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе | ||||||
3.1. | Поиски истоков изобразительной деятельности | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.2. | Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.3. | Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
3.4. | Роль изобразительной деятельности в жизни людей эпохи камня | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Методы изучения памятников первобытного искусства | ||||||
4.1. | Археологические исследования | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.2. | Методы копирования | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.3. | Методы копирования | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.4. | Методы копирования | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.5. | Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
4.6. | Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 5. Искусство мезолита и неолита Евразии | ||||||
5.1. | Изменения в жизни людей. Новые задачи изобразительной деятельности | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.2. | Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.3. | Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.4. | Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
5.5. | Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 6. Искусство энеолита и ранней бронзы Евразии | ||||||
6.1. | Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
6.2. | Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
6.3. | Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
6.4. | Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства | Практические | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
6.5. | Предметы искусства в археологических культурах степной и лесной полосы | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 7. Искусство развитой и поздней бронзы Евразии | ||||||
7.1. | Андроновская культурно-историческая общность | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
7.2. | Основные характеристики искусства развитой бронзы | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
7.3. | Основные характеристики искусства развитой бронзы | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
7.4. | Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
7.5. | Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
Раздел 8. Искусство скифо-сакского времени | ||||||
8.1. | Аржано-майэмирское и раннескифское (раннесакское) искусство | Сам. работа | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
8.2. | Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
8.3. | Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль | Практические | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 | |
8.4. | Заключение. Значение первобытного искусства для мировой художественной культуры | Лекции | 4 | 2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные характеристики искусства периода палеолита. 2. Начальный этап изучения памятников искусства периода палеолита. 3. Открытие Альтамиры и проблемы изучения пещерного искусства. 4. Искусство палеолита Европы. Основные концепции его зарождения и развития. 5. Особенности пещерного искусства. История открытия и изучения Ляско, Коске, Шове, Гаргас и др. (один памятник на выбор). 6. Отпечатки рук. Интерпретация и способы нанесения изображений. 7. Палеолитическое искусство на территории России. Общая характеристика. 8. История изучения памятников палеолита на территории России с конца XIX века по 1945 г. 9. Послевоенные открытия памятников палеолитического искусства на территории России (Капова пещера, Игнатиева пещера и др.). 10. Виды палеолитического искусства, зафиксированные на территории России. 11. Женские статуэтки и результаты их изучения. 12. Методы изучения древних памятников искусства. 13. Игровая, магическая и мифологическая гипотезы происхождения искусства. 14. Эколого-демографическая гипотеза происхождения искусства. Гипотеза информационного взрыва. 15. Древнейшие петроглифы и памятники искусства каменного века Алтая. 16. Наскальное искусство на территории Евразии. Методики копирования объектов. 17. Общая характеристика палеолитического искусства. Проблемы его происхождения и развития. 18. Особенности искусства в период мезолита. 19. Искусство периода неолита. 20. Особенности искусства неолита Западной Сибири. 21. Особенности искусства степной зоны Евразии в эпоху ранней и развитой бронзы. 22. Искусство окуневской культуры (или любой другой культуры эпохи энеолита – ранней бронзы: елунинская, афанасьевская, каракольская, трипольская и др.). 23. Искусство андроновской культурной общности. 24. Способы орнаментации керамики зубчатым орудием. 25. Способы орнаментации керамики незубчатым орудием. Штампы. 26. Керамические сосуды. Производство, составные части и орнаментация. 27. Особенности искусства эпохи поздней и финальной бронзы в Сибири. 28. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля. 29. Скифский звериный стиль. 30. Значение искусства в жизни людей первобытного общества. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты: 1. Магическая гипотеза происхождения палеолитического искусства. 2. А. Брейль и его роль в изучении первобытного искусства. 3. Открытие и изучение пещеры Альтамиры. 4. Древнейшие петроглифы Алтая. 5. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля. Эссе: 1. Зачем изучать первобытное искусство? 2. В чем причина появления знаков и символов в искусстве. 3. Роль личности в изучении первобытного искусства. 4. Как можно использовать знания о первобытном искусстве для современных бизнес-проектов? 5. Значение первобытного искусства для мирового культурного наследия. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Известной находкой палеолитического искусства из грота Шаффо во Франции является… Выберите один ответ: – изображение двух ланей на кости оленя – рисунок сцены с бизонами и мамонтами – изображение лошадей – скульптура бизона 2. К числу пещер с палеолитическим искусством, исследованных Э. Пьеттом, относится… Выберите один ответ: – Шаффо – Монтеспан – Гурдан – Мас-д’Азиль 3. Международный конгресс по антропологии и доисторической археологии 1880 г, на котором обсуждались открытия в пещере Альтамира, состоялся в… Выберите один ответ: – Париже – Лиссабоне – Берлине – Мадриде 4. Кто из перечисленных ученых впервые разработал методику копирования наскальных рисунков? Выберите один ответ: – М. Рафаэль – Ф. Гарригу – А. Леруа-Гуран – А. Брейль 5. Исследователем, открывшим изображения на стенах пещеры Ла-Мут в 1895 г., был … Выберите один ответ: – М. де Саутола – Э. Пьетт – Э. Ривьер – Э. Картальяк |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Столяр А.Д. | Происхождение изобразительного искусства.: монография | Искусство, 1985 | |
Л1.2 | Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова | Первобытное искусство: учеб. пособие | Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства | Первобытное искусство: программа и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, очно-заочной и вечерней форм обучения | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» | archaeology.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э3 | Образовательная платформа «Юрайт» | urait.ru | ||
Э4 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Места проведения практики | места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями |
Места проведения практики | места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями | Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями |
При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, а также, представив реферат или эссе с указанием использованной литературы. Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считаются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Первобытное искусство Евразии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации первобытной истории и терминологического аппарата. |