МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Первобытное искусство Евразии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., Профессор, Тишкин Алексей Алексеевич

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Грушин Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Первобытное искусство Евразии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Необходимо познакомить студентов с первобытным искусством Евразии и с результатами его изучения. Этим обусловлен широкий контекст панорамно представляемого культурно-исторического наследия, а также обозначение следующих задач.
1. Изложить историю изучения первобытного искусства в Европе и России.
2. Рассмотреть главные проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе.
3. Продемонстрировать основные источники и методы изучения памятников первобытного искусства.
4. Охарактеризовать особенности искусства на разных этапах первобытной истории.
5. Представить законодательные и правовые положения деятельности в области сохранения, изучения и использования объектов культурно-исторического наследия.
6. Обозначить значение первобытного искусства для мировой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-2.1 Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия
ПК-2.2 Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
ПК-2.3 Знает законы и правила проведения археологических исследований
ПК-2.4 Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
ПК-4Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации
ПК-4.1 Обеспечивает информационное сопровождение при постановке на учет памятников историко-культурного наследия
ПК-4.2 Применяет методы археологических исследований для решения экспертных и охранно-спасательных задач
ПК-4.3 Формирует информацию об археологических памятниках для государственных органов охраны историко-культурного наследия
ПК-4.4 Дает оценку степени угрозы уничтожения памятников историко-культурного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принятые законы и правила проведения археологических работ
3.2.Уметь:
3.2.1.обрабатывать археологические коллекции для передачи их в музейный фонд
осуществлять мониторинг состояния памятников культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностями руководить работой специалистов по учету музейных предметов и управлять подразделениями в профессиональной сфере деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Периодизация первобытной истории. Изучение искусства ледниковой эпохи в Европе
1.1. Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Начальный этап накопления материалов (1860-е – 1920-е гг.) Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Период осмысления сделанных открытий(1920–1930-е – 1980–1990-е гг.) Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Современные направления в исследовании древнейшего искусства Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Современные направления в исследовании древнейшего искусства Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Памятники палеолитического искусства на территории России
2.1. Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Открытие и археологическое изучение объектов древнекаменного века в конце XIX – середине XX в. Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Результаты исследований во 2-й половине XX в. Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Современное состояние изученности палеолитического искусства в России и странах СНГ. Древнейшие петроглифы Алтая Практические 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Проблемы возникновения и развития художественной деятельности в первобытном обществе
3.1. Поиски истоков изобразительной деятельности Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Основные гипотезы происхождения палеолитического искусства Практические 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Роль изобразительной деятельности в жизни людей эпохи камня Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Методы изучения памятников первобытного искусства
4.1. Археологические исследования Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Методы копирования Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Методы копирования Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Методы копирования Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Использование естественно-научных методов. Проблемы датирования Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Искусство мезолита и неолита Евразии
5.1. Изменения в жизни людей. Новые задачи изобразительной деятельности Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Основные виды искусства. Содержание образов и композиций. Украшения Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Орнамент. Способы нанесения орнамента на изделия из глины Практические 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Искусство энеолита и ранней бронзы Евразии
6.1. Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Освоение металла. Различные формы деятельности. Мировоззрение эпохи Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Разнообразие образцов декоративно-прикладного, мобильного и монументального искусства Практические 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Предметы искусства в археологических культурах степной и лесной полосы Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Искусство развитой и поздней бронзы Евразии
7.1. Андроновская культурно-историческая общность Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Основные характеристики искусства развитой бронзы Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Основные характеристики искусства развитой бронзы Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Искусство в андроноидных культурах поздней бронзы. Зооморфные образы Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Искусство скифо-сакского времени
8.1. Аржано-майэмирское и раннескифское (раннесакское) искусство Сам. работа 4 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.2. Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.3. Скифо-сибирское культурное единство. Скифо-сибирский звериный стиль Практические 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
8.4. Заключение. Значение первобытного искусства для мировой художественной культуры Лекции 4 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные характеристики искусства периода палеолита.
2. Начальный этап изучения памятников искусства периода палеолита.
3. Открытие Альтамиры и проблемы изучения пещерного искусства.
4. Искусство палеолита Европы. Основные концепции его зарождения и развития.
5. Особенности пещерного искусства. История открытия и изучения Ляско, Коске, Шове, Гаргас и др. (один памятник на выбор).
6. Отпечатки рук. Интерпретация и способы нанесения изображений.
7. Палеолитическое искусство на территории России. Общая характеристика.
8. История изучения памятников палеолита на территории России с конца XIX века по 1945 г.
9. Послевоенные открытия памятников палеолитического искусства на территории России (Капова пещера, Игнатиева пещера и др.).
10. Виды палеолитического искусства, зафиксированные на территории России.
11. Женские статуэтки и результаты их изучения.
12. Методы изучения древних памятников искусства.
13. Игровая, магическая и мифологическая гипотезы происхождения искусства.
14. Эколого-демографическая гипотеза происхождения искусства. Гипотеза информационного взрыва.
15. Древнейшие петроглифы и памятники искусства каменного века Алтая.
16. Наскальное искусство на территории Евразии. Методики копирования объектов.
17. Общая характеристика палеолитического искусства. Проблемы его происхождения и развития.
18. Особенности искусства в период мезолита.
19. Искусство периода неолита.
20. Особенности искусства неолита Западной Сибири.
21. Особенности искусства степной зоны Евразии в эпоху ранней и развитой бронзы.
22. Искусство окуневской культуры (или любой другой культуры эпохи энеолита – ранней бронзы: елунинская, афанасьевская, каракольская, трипольская и др.).
23. Искусство андроновской культурной общности.
24. Способы орнаментации керамики зубчатым орудием.
25. Способы орнаментации керамики незубчатым орудием. Штампы.
26. Керамические сосуды. Производство, составные части и орнаментация.
27. Особенности искусства эпохи поздней и финальной бронзы в Сибири.
28. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля.
29. Скифский звериный стиль.
30. Значение искусства в жизни людей первобытного общества.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
1. Магическая гипотеза происхождения палеолитического искусства.
2. А. Брейль и его роль в изучении первобытного искусства.
3. Открытие и изучение пещеры Альтамиры.
4. Древнейшие петроглифы Алтая.
5. Основные теории происхождения скифо-сибирского звериного стиля.
Эссе:
1. Зачем изучать первобытное искусство?
2. В чем причина появления знаков и символов в искусстве.
3. Роль личности в изучении первобытного искусства.
4. Как можно использовать знания о первобытном искусстве для современных бизнес-проектов?
5. Значение первобытного искусства для мирового культурного наследия.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Известной находкой палеолитического искусства из грота Шаффо во Франции является…
Выберите один ответ:
– изображение двух ланей на кости оленя
– рисунок сцены с бизонами и мамонтами
– изображение лошадей
– скульптура бизона
2. К числу пещер с палеолитическим искусством, исследованных Э. Пьеттом, относится…
Выберите один ответ:
– Шаффо
– Монтеспан
– Гурдан
– Мас-д’Азиль
3. Международный конгресс по антропологии и доисторической археологии 1880 г, на котором обсуждались открытия в пещере Альтамира, состоялся в…
Выберите один ответ:
– Париже
– Лиссабоне
– Берлине
– Мадриде
4. Кто из перечисленных ученых впервые разработал методику копирования наскальных рисунков?
Выберите один ответ:
– М. Рафаэль
– Ф. Гарригу
– А. Леруа-Гуран
– А. Брейль
5. Исследователем, открывшим изображения на стенах пещеры Ла-Мут в 1895 г., был …
Выберите один ответ:
– М. де Саутола
– Э. Пьетт
– Э. Ривьер
– Э. Картальяк

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства.: монография Искусство, 1985
Л1.2 Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова Первобытное искусство: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Первобытное искусство: программа и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, очно-заочной и вечерней форм обучения Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая» archaeology.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э3 Образовательная платформа «Юрайт» urait.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный Университет» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Места проведения практики места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями
Места проведения практики места проведения практики, соответствующие выбранным(ому) видам(у) деятельности (формируемым компетенциям), предоставляемые на основании договоров (соглашений) профильными организациями Материально-техническая база, необходимая для проведения практики, обеспечивается профильными организациями

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении представленных материалов и указанной литературы, а также при формировании ответов на вопросы итоговой аттестации, следует ориентироваться на содержание учебной дисциплины. Для этого необходимо ознакомиться с основными проблемами, являющимися предметом обсуждения, и составить краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы при подготовке к зачету. Важной частью данного процесса является знание понятий и терминов в системе излагаемых тем. Перед началом такой работы рекомендуется просмотр видеолекций и презентаций. По темам пропущенных лекций студент-бакалавр готовиться самостоятельно, а затем демонстрирует результаты своей подготовки в письменной форме по вопросам заданий, а также, представив реферат или эссе с указанием использованной литературы.
Письменные задания и эссе должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то все они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не считаются удовлетворительными и должны быть доделаны. К выполнению тестовых заданий следует приступать после завершения изучения каждой темы дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Фонд оценочных средств для контроля успеваемости студентов-бакалавров по дисциплине «Первобытное искусство Евразии» включает следующие виды и формы контроля: письменные ответы на задания в системе Moodle, рефераты, эссе, тесты, включая итоговый, зачет. В ходе устного ответа важным является изложение теоретических основ дисциплины, знание периодизации первобытной истории и терминологического аппарата.