МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Военная археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 110
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 110 110 110 110
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
докт. ист. наук, Профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
докт. ист. наук., Доцент, Серегин Н.Н.

Рабочая программа дисциплины
Военная археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о военной археологии, как особого направления военной истории. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• познакомить с содержанием оружиеведческих понятий;
• сформировать представления о систематизации предметов вооружения;
• дать характеристику основных этапов эволюции военного искусства в контексте всемирной истории;
• раскрыть содержание основных проблем военной археологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять экспертно-аналитическую деятельность и подготовку документов при формировании музейных фондов и в области сохранения историко-культурного наследия
ПК-2 Способен применять полученные знания и навыки при атрибуции и исследовании археологических памятников, при оформлении полевой документации и служебной аналитической информации для руководителя организации
ПК-5 Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
Знает современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране куль-турного наследия
Знает особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании
Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации
3.2.Уметь:
3.2.1.Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований
Знает законы и правила проведения археологических исследований
Применяет полученные знания и навыки для представления и популяризации архео-логического наследия в музеях и учреждениях музейного типа
Оценивает важность и привлекательность памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия
Может осуществлять мониторинг состояния выявленных и поставленных на учет археологических памятников
Осуществляет коммуникацию, направленную на популяризацию археологического наследия, со средствами массовой информации и в ходе тематических мероприятий
Может обеспечить письменные деловые контакты и организовать мероприятия, связанные с презентацией историко-культурного наследия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в военную археологию
1.1. Понятия «военная археология» и «оружиеведение» в контексте исторических и археологических исследо-ваний Лекции 7 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Понятия «военная археология» и «оружиеведение» в контексте исторических и археологических исследо-ваний Сам. работа 7 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Терминологический аппарат и методика оружиеведче-ского анализа Практические 7 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Терминологический аппарат и методика оружиеведче-ского анализа Сам. работа 7 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Археологические памятники содержащие сведения по военной истории
2.1. Фортификационные сооружения Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Фортификационные сооружения Сам. работа 7 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Воинские погребения Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Воинские погребения Сам. работа 7 8 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Места сражений, оружейные клады и случайные находки Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.6. Места сражений, оружейные клады и случайные находки Сам. работа 7 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.7. Практика изучения оборонительных укреплений Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.8. Практика изучения оборонительных укреплений Сам. работа 7 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.9. Практика извлечения предметов вооружения и их реставрации Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.10. Практика извлечения предметов вооружения и их рес-таврации Сам. работа 7 6 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Изучение предметов вооружения и военной техники
3.1. Холодное оружие Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.2. Холодное оружие Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.3. Огнестрельное оружие Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.4. Огнестрельное оружие Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.5. Оборонительное вооружение: доспех Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.6. Оборонительное вооружение: доспех Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.7. Военная метательная техника Практические 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.8. Военная метательная техника Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.9. Военная осадная техника Практические 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
3.10. Военная осадная техника Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Военно-исторические реконструкции
4.1. Реконструкция комплекса вооружения Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.2. Реконструкция комплекса вооружения Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.3. Реконструкция военной организации Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.4. Реконструкция военной организации Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.5. Реконструкция военного искусства Лекции 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.6. Реконструкция военного искусства Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.7. Опыт создания предметных военных реконструкций Практические 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.8. Опыт создания предметных военных реконструкций Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.9. Опыт моделирования применения вооружения Практические 7 2 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
4.10. Опыт моделирования применения вооружения Сам. работа 7 6 ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Военная археология как отдельное направление в археологии.
2. Оружиеведение – вспомогательная историческая дисциплина по изучению вооруже-ния.
3. Основные понятия исторического оружиеведения.
4. Морфология, классификация и типология вооружения и военной техники.
5. Археологические объекты с укреплениями: городища, города, крепости, замки и др.
6. Разновидности оборонительных сооружений: ров, вал, частокол, стена, башня и др.
7. Грунтовые и курганные могильники с захоронениями людей в сопровождении пред-метов вооружения.
8. Специальные воинские захоронения и символические объекты с предметами воору-жения.
9. Изучение мест известных исторических сражений.
10. Особенности оружейных кладов и атрибуция случайных находок вооружения и во-енной техники.
11. Выявление и фиксация древних и средневековых укреплений.
12. Методика раскопок, консервации и реставрации фортификационных сооружений.
13. Фиксация предметов вооружения при археологических раскопках.
14. Полевая консервация и лабораторная реставрация предметов вооружения.
15. Основные разновидности стрелкового и древкового оружия.
16. Технология и разнообразие клинкового оружия.
17. Систематизация ручного огнестрельного оружия.
18. Систематизация тяжелого огнестрельного оружия.
19. Основные разновидности воинских доспехов.
20. Разнообразие доспехов боевых животных.
21. Торсионная метательная техника: камнеметы и стрелометы.
22. Огнестрельная метательная техника: пушки, мортиры, гаубицы.
23. Легкая осадная техника: лестницы, подвижные прикрытия, кирки и ломы.
24. Тяжелая осадная техника: тараны, буравы, подвижные башни и корзины.
25. Описательные и графические реконструкции вооружения.
26. Натуральные (предметные) реконструкции вооружения.
27. Воссоздание структуры военной организации по воинским захоронениям.
28. Воссоздание родов войск по наборам вооружения.
29. Реконструкция тактики войск по составу вооружения.
30. Реконструкция стратегии по характеру и расположению военных археологических объектов.
31. Реставрация и реконструкция защитного вооружения.
32. Создание натуральных копий наступательного вооружения.
33. Экспериментальная эксплуатация предметов вооружения и военного снаряжения.
34. Экспериментальная проверка функциональных свойств копий оружия и доспехов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы практических занятий:
1. Практика изучения оборонительных укреплений.
2. Практика извлечения предметов вооружения и их реставрации.
3. Военная метательная техника.
4. Военная осадная техника.
5. Опыт создания предметных военных реконструкций.
6. Опыт моделирования применения вооружения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
1. Выявление и фиксация древних и средневековых укреплений.
2. Методика раскопок, консервации и реставрации фортификационных сооружений.
3. Фиксация предметов вооружения при археологических раскопках.
4. Полевая консервация и лабораторная реставрация предметов вооружения.
5. Торсионная метательная техника: камнеметы и стрелометы.
6. Огнестрельная метательная техника: пушки, мортиры, гаубицы.
7. Легкая осадная техника: лестницы, подвижные прикрытия, кирки и ломы.
8. Тяжелая осадная техника: тараны, буравы, подвижные башни и корзины.
9. Реставрация и реконструкция защитного вооружения.
10. Создание натуральных копий наступательного вооружения.
11. Экспериментальная эксплуатация предметов вооружения и военного снаряжения.
12. Экспериментальная проверка функциональных свойств копий оружия и доспехов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбунов В.В. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древ-нейшая эпоха, древность и сред-невековье: монография Барнаул : Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019 elibrary.asu.ru
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай): монография Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.2 сост. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Т.Г. Горбунова Алтай в эпоху средневековья: иллюстрированный исторический атлас: учебное пособие ООО «Печатная компания АРТИКА», 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 отв. ред. В.В. Гор-бунов, А.А. Тишкин Материалы по во-енной археологии Алтая и сопре-дельных террито-рий : сб. науч. тр. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Военная археология
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время зачета оценивается на «зачтено» или «не зачтено» по следующим критериям. «Зачтено» ставит-ся, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, где он про-демонстрировал освоение компетенций в полном или достаточном объеме учебной про-граммы. «Не зачтено» выставляется, если студентом не дан ответ на поставленный во-прос и компетенции не сформированы в необходимом объеме учебной программы.