МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историко-культурное наследие и археологические коллекции в музеях Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.04. Археология
ПрофильИнновационная археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_04_Археология_ИА-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Т.В. Тишкина

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, С.П. Грушин

Рабочая программа дисциплины
Историко-культурное наследие и археологические коллекции в музеях Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.04 Археология (приказ Минобрнауки России от 09.09.2020 г. № 1180)

составлена на основании учебного плана:
46.03.04 Археология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 29.05.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - сформировать навыки изучения и анализа ключевых объектов культурного наследия Алтая, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования в экскурсионно-туристической практике региона
Задачи курса:
– сформировать представление об основных выдающихся объектах историко-культурного наследия Алтая.
– освоить содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию.
– уяснить принципы формирования Списка объектов историко-культурного наследия.
– изучить содержание основных документов по охране культурного наследия на федеральном и региональном уровнях.
– знать специфику возникновения и развития объектов историко-культурного наследия Алтая.
– уметь использовать историко-культурную информацию по Алтаю в образовательной, научно-исследовательской, музейной, туристической и других видах общественной деятельности.
– уметь произвести оценку историко-культурного значения объектов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен применять полученные археологические знания и навыки при осуществлении деятельности в области изучения историко-культурного наследия и музейного дела
ПК-4 Способен применять полученные знания и навыки в области охраны историко-культурного наследия, включая археологические памятники, при подготовке информационно-аналитических материалов для руководителя организации
ПК-5 Способен осуществлять деятельность по популяризации музейных предметов в ходе оформлении государственной части Музейного фонда РФ и объектов археологического наследия во время деловых контактов и проведения профильных мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- содержание ключевых понятий по историко-культурному наследию
- важнейшие памятники историко-культурного наследия Алтая
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать данные о памятниках историко-культурного наследия Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки значимости объектов культурного наследия региона
навыками оценивания важности и привлекательности памятников археологии для представления его в средствах массовой информации, для экскурсионно-туристической и экскурсионно-туристической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Археологическое наследие Алтая
1.1. Введение. Цель и задачи лисциплины. Понятия "культурное наследие" и "культурные ценности". Лекции 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Исследователи древней истории Алтая. Важнейшие археологические открытия. Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Исследователи археологических памятников Алтая. Практические 6 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Важнейшие археологические памятники Алтая Лекции 6 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Важнейшие археологические памятники Алтая Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Реализация законов РФ по учету и хранению археологических коллекций в Алтайском крае. Археологические собрания «Музея археологии и этнографии Алтая» АлтГУ и «Историко-краеведческого музея» Барнаульского государственного педагогического университета Лекции 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Археологические коллекции в музеях Алтайского края Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Археологические коллекции в музеях Алтайского края Практические 6 4 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Памятники горно-рудного производства на Алтае
2.1. Открытие и освоение горнорудных месторождений Алтая. Лекции 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Исследователи Алтая XVIII - начала XX в. Сам. работа 6 19 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Исследователи Алтая VIII - начала XX в. Практические 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Памятники горнорудного производства XVIII - начала XX в. на Алтае. Лекции 6 6 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Памятники историко-культурного наследия в городах и селах Алтайского края
3.1. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Лекции 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Памятники историко-культурного наследия в Барнауле. Практические 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Памятники истории и культуры Бийска, Белокурихи, Камня-на-Оби, Рубцовска, Славгорода Лекции 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Памятники истории и культуры Бийска, Камня-на-Оби Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.6. Памятники истории и культуры Змеиногорска, п. Колывань Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.7. Памятники истории и культуры Змеиногорска, п. Колывань Практические 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.8. Памятники храмовой архитектуры в Алтайском крае Сам. работа 6 14 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.9. Памятники храмовой архитектуры в Алтайском крае Практические 6 2 ПК-3, ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Исследователи древней истории Алтая.
Уникальные археологические памятники Алтая
Освоение русскими территории Верхнего Приобья (правый берег Оби).
Первые рудознатцы. Предприятия А.Н. Демидова на Алтае.
Барнаульский сереброплавильный завод – памятник Российской истории.
Современное состояние построек бывшего Барнаульского сереброплавильного завода. Проблемы сохранения памятника и пути решения.
Павловский завод: история деятельности и современное состояние.
Исследователи Алтая. Академические экспедиции XVIII в.
Исследователи Алтая XIX в.
Первые постройки на Петропавловской улице (современное название – улица им. И.И. Ползунова) Барнаула – Горная аптека, Горная канцелярия, Инструментальный магазин.
Здание бывшей главной лаборатории Алтайских заводов.
Здание бывшего Народного дома в Барнауле.
Памятники деревянного зодчества в Барнауле (дом А.А. Лесневского, дом Шадрина).
Памятники деревянного зодчества в Барнауле (здание бывшей гимназии М.Ф. Будкевич, дом архитектора Носовича).
Архитектурный ансамбль Демидовской площади.
Памятники советской архитектуры г. Барнаула.
Монументальные памятники г. Барнаула.
Памятники деревянного зодчества г. Барнаула.
Архитектурные ансамбли площадей г. Барнаула
История строительства бийских крепостей. Памятники историко-культурного наследия XVIII в. в Бийске.
Народный дом – памятник архитектуры Бийска.
Архитектурные памятники Бийска – усадьба Ассанова, особняк Варвинских.
Памятники историко-культурного наследия г. Камень-на-Оби.
Памятники культового зодчества дореволюционного периода в Барнауле.
Памятники культового зодчества дореволюционного периода в Бийске.
Монументальные памятники г. Бийска.
Памятники истории и культуры г. Змеиногорска.
Памятники истории и культуры п. Колывань.
Памятники историко-культурного наследия г. Славгорода.
Памятники историко-культурного наследия г. Камень-на-Оби.
Памятники историко-культурного наследия Рубцовска.
Памятники историко-культурного наследия Белокурихи.
Памятники культового зодчества Алтая.
Роль музеев в актуализации историко-культурного наследия Алтая.
История формирования и современный состав археологического собрания Алтайского государственного краеведческого музея.
Археологические коллекции Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.
Археологические собрания муниципальных музеев Алтайского края (на примере Музея истории развития горного производства им. А. Демидова, Змеиногорск и Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки).
История формирования и современный состав археологического собрания Национального музей Республики Алтай им. А.В. Анохина.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. С.П. Грушин, И.И. Назаров Историко-культурное наследие Алтая: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Ю.А. Абрамова, Б.В. Бабарыкин, Д.С. Бобров и др. История Алтая: конец XVII в. – начало XX в.: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская, Т. М. Культовое зодчество Алтая (XVIII - начало XX в.): учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Степанская, Тамара Михайловна Архитектура городов Алтая – наследие России : Монография Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://archaeology.asu.ru/
Э2 http://www.ded-altai.ru/history/arkheologija/
Э3 http://altai-tourist.ru/altai/memorials/
Э4 http://уймон.рф/exhibitions/archaeology/
Э5 http://www.althisto.ru/
Э6 http://new.hist.asu.ru/
Э7 http://www.altairegion22.ru/territory/history/
Э8 Лекции Семинарские занятия Историко-культурное наследие Алтая portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии оценивания: уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по следующим критериям. Оценка «отлично» ставится, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы. Достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы. Приводит примеры по проблематике поставленного вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если студентом дан развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Оценка «не удовлетворительно» выставляется, если студентом дан ответ на поставленные вопросы, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью. Отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е. студент не способен ответить на вопросы даже при наводящих вопросах преподавателя. Оценка «не удовлетворительно» выставляется при отказе студента отвечать на вопросы билета.